КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМПЛУА ИГРОКОВ

  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • docx
  • 27.08.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы исследования. Характерной особенностью современного спорта является очень высокий уровень подготовленности команд и исключительная подготовленность спортсменов, как следствие этого, всё более возрастающая плотность спортивных результатов. Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим, психическим качествам игроков. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст.6242; 2011, N 50, ст.7354; 2012, N 53 (ч. I), ст.7582) и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3525; 2013, N 30, ст.4112), утверждён Федеральный стандарт подготовки по виду спорта волейбол. Одним из важных этапов спортивной подготовки в волейболе является тренировочный этап, поскольку именно в этот период происходит обучение основным навыкам специальной подготовки спортсмена, раскрытие его возможностей, определение перспективы роста и определение амплуа игрока. Согласно Приложению №1 к Федеральному стандарту подготовки по виду спорта волейбол от 15 июля 2015 года № 741, тренировочный этап длится до пяти лет, а в группу зачисляются спортсмены в возрасте не младше 12 лет, с уровнем подготовки на начальном этапе не менее одного года. Уровень существующей методики практической подготовки волейболистов таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку. Сложившееся положение дел определяется рядом проблем процесса подготовки волейболистов. Важной проблемой является то, что планомерной работе над базовыми составляющими мастерства юных волейболистов тренеры предпочитают выигрыш детских соревнований, ориентируясь на формальный результат.
Иконка файла материала Автореферат Каримов Д.Э..docx

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

Каримов Денис Эдуардович

 

 

 

КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМПЛУА ИГРОКОВ

 

 

 

 

Направление 44.04.01. Педагогическое образование

Профиль: «Образование в сфере физической культуры и спорта»

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Выпускной квалификационной работы

(магистерской диссертации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2023

 


 

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ»)

 

 

 

Научный руководитель                        Кандидат педагогических наук, доцент

                                                                   Михайлова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита состоится «17» июня 2023 г. в 8.30 ч.

На заседании государственной аттестационной комиссии при «Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете» по адресу: 454080, г. Челябинска, проспект Ленина, 69, ауд. 358.

С диссертацией можно ознакомиться в методическом кабинете № 318 Высшей школы физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Характерной особенностью современного спорта является очень высокий уровень подготовленности команд и исключительная подготовленность спортсменов, как следствие этого, всё более возрастающая плотность спортивных результатов.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим, психическим качествам игроков.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст.6242; 2011, N 50, ст.7354; 2012, N 53 (ч. I), ст.7582) и подпунктом 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3525; 2013, N 30, ст.4112), утверждён Федеральный стандарт подготовки по виду спорта волейбол.

Одним из важных этапов спортивной подготовки в волейболе является тренировочный этап, поскольку именно в этот период происходит обучение основным навыкам специальной подготовки спортсмена, раскрытие его возможностей, определение перспективы роста и определение амплуа игрока.

Согласно Приложению №1 к Федеральному стандарту подготовки по виду спорта волейбол от 15 июля 2015 года № 741, тренировочный этап длится до пяти лет, а в группу зачисляются спортсмены в возрасте не младше 12 лет, с уровнем подготовки на начальном этапе не менее одного года.

  Уровень существующей методики практической подготовки волейболистов таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку.

Сложившееся положение дел определяется рядом проблем процесса подготовки волейболистов. Важной проблемой является то, что планомерной работе над базовыми составляющими мастерства юных волейболистов тренеры предпочитают выигрыш детских соревнований, ориентируясь на формальный результат.

Подготовка игрока для взрослых команд мастеров не является заботой первостепенной важности детского тренера. Об успешности работы тренеров ДЮСШ судят по местам, занятым его командами и игроками, делегированными в состав сборных на детских соревнованиях различного уровня. В стремлении выиграть детские соревнования тренеры больше работают над игровыми компонентами мастерства, стараясь в полной мере реализовать наличный потенциал молодых игроков, а не над техникой или другими «базовыми» составляющими их подготовленности.

Однако и тренеры, делающие ставку на техническую подготовку как базу спортивного мастерства игроков, сталкиваются с большими трудностями.

С точки зрения методологии научные исследования проводятся в рамках феноменологического подхода. Исследователи заняты главным образом поиском статистических закономерностей и корреляционных связей измеряемых параметров, выбор которых определяется с большой долей субъективности и носит в конечном итоге произвольный характер. Между тем давно уже ощущается настоятельная потребность в качественном теоретическом подходе, в исследованиях сущностного характера, в выявлении естественных причин изучаемых феноменов.

Набор новичков в условиях существующей практики проводится по ростовым и физическим данным. Отбор лучших игроков в каждую очередную команду осуществляется по эффективности их игры с учётом физических данных молодых волейболистов. Другая проблема – игнорирование в тренировочной работе особенностей психологической структуры личностей игроков и социально-психологических структур команды. Удовлетворительное решение этих проблем может в значительной мере увеличить эффективность учебно-тренировочного процесса, обеспечивать победы в играх с соперниками, равными по силам.

Ввиду вышеизложенного одной из важных проблем можно считать то, что при наборе новичков и отборе игроков не учитываются психологические характеристики, как и при выборе амплуа для игроков.

Данная проблема подробно освещается в психолого-педагогических работах таких учёных деятелей, как М. Х. Бегметова, А. В. Деманов, Н. А. Ленская. Вопросами определения амплуа игроков в волейболе занимались Л. В. Булыкина, Г. Д. Горбунов,     Ю. В. Митин, Е. В. Фомин.

Изучение трудов различных специалистов по данной проблеме показало, что в большей части источников она рассмотрена поверхностно и содержит лишь общие положения. При этом во всех источниках ранняя ориентация при определении игровой позиции считается положительной, ровно, как и индивидуальный подход к развитию физических способностей после определения амплуа. Но, к сожалению, конкретизированных программ и методов индивидуальной работы с ребенком, которые могли бы оказать существенное развитие его физической подготовки, нигде не указывается.

В результате было сформировано противоречие: необходимость в комплексном подходе определения амплуа игроков на тренировочном этапе и недостаточность отражения данной потребности в методиках и программах подготовки волейболистов.

На основании проблемы и противоречия мы сформулировали тему исследовательской работы: «Комплексное исследование подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков».

Цель исследования – разработать методику комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков.

Объект исследования – процесс спортивной подготовки волейболистов на тренировочном этапе.

Предмет исследования – методика комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков.

Гипотеза исследования: методика комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков будет эффективной при условии:

-                   учтены возрастные и индивидуальные особенности юных волейболистов;

-                   изучены психологические характеристики игроков.

Задачи исследования:

1.                  Проанализировать и обобщить научно-методические источники по проблеме исследования.

2.                  Раскрыть основные понятия исследования.

3.                  Разработать методику комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков.

4.                  Провести апробацию новой методики в реальном учебно-тренировочном процессе подготовки волейболистов.

5.                  Сделать анализ и оценку опытно-экспериментальной работы.

Базой исследование является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры». В исследовании принимали участие занимающиеся тренировочного этапа второго года обучения Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 12 по волейболу» г. Челябинска.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.         Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования.

2. Эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент, метод моделирования.

3. Статистические методы: методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2021 по 2023 годы.

На первом этапе (сентябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.) – проводился теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, а также диссертационных работ по исследуемой проблеме, определены сущность и специфика тренировочных занятий по волейболу, обоснование основных элементов занятий, осуществлялась оценка физической, тактической подготовленности участников опытно-экспериментальной работы и на основании этого были сформированы контрольная и экспериментальная группа.

На втором этапе (январь 2022 г. – март 2023 г.) были определены типы темпераментов участников экспериментальной группы, определено амплуа и разработан комплекс упражнений для игроков каждого амплуа, также было проведено контрольное тестирование игроков контрольной и экспериментальной группы.

На третьем (апрель 2023 г. – май 2023 г.) на основании полученных результатов был проведён анализ и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании методики комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков с учётом не только физических, ростовых и игровых качеств игроков, но и их психических характеристик и типов личности.

Практическая значимость исследования:

- разработана эффективная методика комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков;

- результаты проведенного исследования могут быть использованы тренерами в организации тренировочного процесса ДЮСШ, СДЮСШОР, СШОР, профессиональных волейбольных клубов и студенческих команд. Результаты исследований могут быть полезны преподавателям кафедр теории и методики волейбола и спортивных игр университетов, академий и институтов физической культуры.

Объём и структура диссертации

Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 70 источников, приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяется цель, объект, предмет и методы исследования; формулируются гипотеза и основные задачи, характеризуются основные этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; приводятся сведения по апробации.

В первой главе «Теоретическое обоснование комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков» рассматриваются возрастные особенности игроков на тренировочном этапе игры в волейбол, даётся характеристика игрового амплуа в волейболе и обосновывается необходимость распределения игрового амплуа на основе типа нервной системы и темперамента  волейболистов.

Возраст игроков, переходящих на тренировочный этап в многолетней системе подготовки спортсменов в игре волейбол, начинается с 13-14 лет.

Чтобы методически верно строить занятия с детским контингентом, педагогу-тренеру нужны знания анатомо-физиологических особенностей детского организма. При соблюдении этого условия занятия будут способствовать правильному физическому развитию и совершенствованию необходимых сторон подготовленности.

Половое созревание является лакмусовой бумажкой для нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом, также показывает уровень зрелости репродуктивной системы. Часто у подростков скачок роста и половое созревание происходит неравномерно. Тогда говорят о несовпадении биологического и паспортного возраста. Происходит задержка или ускорение полового и физического развития. Здесь стоит отметить, что биологический возраст имеет большее влияние на развитие скоростно-силовых качеств, а также выносливости, на скорость восстановления организма после физической нагрузки. Конечно, 13-14 лет является благодатной почвой для воспитания физических качеств, но в этом возрасте важно не форсировать увеличение показателей ради сиюминутных побед, иначе можно нанести непоправимый урон растущему организму.

В современном волейболе существуют следующие амплуа: связующий, нападающий первого темпа (центральный блокирующий), либеро, нападающий второго темпа (доигровщик), диагональный.

Можно смело сказать, что амплуа в волейболе существуют для эффективности игры, так как каждый игрок старается преимущественно развить те навыки, которые буду полезны на его позиции. На каждом тренировочном занятии каждому игроку амплуа необходимо уделять отдельное внимание.

При выборе игрового амплуа чрезвычайно важно учитывать психофизиологические особенности игроков, однако часто этим обстоятельством в практике волейбола пренебрегают. Необходимо учитывать не только то, что умеет делать игрок, но и то, кто он как личность – ведь многие личностные характеристики предопределены генотипом, который перестроить невозможно.

Именно свойства нервной системы, темперамента и характера более всего определяют успешность игровой деятельности волейболистов. Психологические характеристики юных волейболистов определяются по следующей психограмме игрока: свойства нервной системы, особенности темперамента, характера, восприятия, памяти, внимания, процессов интеллектуальной сферы, направленности личности, интегративный игровой показатель.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков» рассмотрены цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы, представлен ход реализации методики комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков, а также, представлены результаты опытно-экспериментальной работы и дана оценка эффективности исследования.

Цель опытно-экспериментальной работы ‒ проверить влияние эффективность определение игрового амплуа игрока в волейболе с учётом свойств его нервной системы, темперамента и характера.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.                  Провести тестирование на этапе констатирующего эксперимента с целью определения однородности спортивной подготовленности участников экспериментальной и контрольной группы.

2.                  Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности определение игрового амплуа игрока в волейболе с учётом свойств его нервной системы, темперамента и характера.

3.                  Подвести итоги и оценить результаты опытно-экспериментальной работы.

Тесты для оценки физической подготовленности:

Тест «Ёлочка»: на одной стороне волейбольной площадки на боковых линиях через 3 м от лицевой линии устанавливаются шесть теннисных мячей; старт от середины лицевой линии, игрок касается мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается рукой мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта, далее перемещения по этой схеме с касанием следующих мячей.

Результат измеряется в секундах:

-        26 с – высокий;

-        28 с – средний;

-        30 с – низкий.

Тест прыжок в длину с места: испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее, затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше.

Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка:

-        180 см – высокий уровень;

-        160 см – средний уровень;

-        150 > см – низкий уровень.

Тест с теннисным мячом: испытуемый встает спиной к стенке на расстоянии 2 м в волейбольной стойке (ноги чуть шире плеч и согнуты в коленях) и по сигналу разворачивается лицом к стенке и ловит отлетающий от стены теннисный мяч. Бросок теннисного мяча происходит в стенку на уровне 1,5 м от пола одновременно с сигналом на разворот. Задача испытуемого поймать теннисный мяч как можно больше раз из 10 попыток.

Результат:

-        9-10 баллов – высокий уровень;

-        8-7 баллов – средний уровень;

-        менее 6 баллов – низкий уровень.

Тест «Бег 30 м»: спортсмен находится у стартовой линии и по сигналу начинает бег от контрольной до конечной линии. Время засекается секундомером.

 Результат:

-        5,1 с – высокий уровень;

-        5,5 с – средний уровень;

-        5,7 с – низкий уровень.

Тесты для оценки технической подготовленности:

Вторая передача из зоны 3 в зону 4 (10 попыток). Испытуемый находится в зоне 3. При передаче из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, расстояние от сетки не более 1,5 метра. Оценивается техника выполнения и количество попыток.

 Результат:

-        10-9 раз – высокий уровень;

-        8-7 раз – средний уровень;

-        6 и меньше – низкий уровень.

Подача на точность. Основное требование, при качественном, техническом исполнении подачи, послать мяч в определенный участок площадки по выбору. Дается 10 попыток.

 Результат:

-        10-9 раз – высокий уровень;

-        8-7 раз – средний уровень;

-        6 и меньше раз – низкий уровень.

Нападающий удар. При выполнении нападающего удара из зоны 4 в зону 5, из зоны 2 в зону 1 (по 5 попыток в каждую зону) оценивается техническое выполнение нападающего удара и количество нападений в соответствующую зону.

 Результат:

-        10-9 попаданий – высокий уровень;

-        8-7 попаданий – средний уровень;

-        6 и меньше – низкий уровень.

Прием мяча снизу двумя руками. Испытуемый располагается в зонах 1,5. Направленный от сетки мяч в заданную зону, испытуемый выполняет прием мяча снизу двумя руками по направлению к сетке. Дается 10 попыток. Оценивается техника перемещения, стойки, выполнение приема и траектория.

Результат:

-        10-9 раз – высокий уровень;

-        8-7 раз – средний уровень;

-        6 и меньше раз – низкий уровень.

Из таблицы 1 видно, что в тесте «ёлочка» волейболисты показали низкие результаты, аналогичная ситуация в тесте с теннисным мячом и в беге на 30 м. Средний результат показали юные волейболисты в тесте «прыжок в длину с места».

 

Таблица 1 – Уровень физической подготовленности участников контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Название теста

Группа

Контрольная

Экспериментальная

«Ёлочка», с

28,5

28, 1

Прыжок в длину с места, см

165,2

165

Тест с теннисным мячом, баллы

6

6

Бег 30 м, с

5,8

5,7

 

Таблица 2 – Уровень технической подготовленности участников контрольной и экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

Название теста

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Вторая передача из зоны 3 в зону 4, кол-во раз

 6

6

Подача на точность, кол-во раз

7

8

Нападающий удар, кол-во раз

6

6

Прием мяча снизу двумя руками, кол-во раз

6

5

 

Из таблицы 2 видно, что в тесте «вторая передача из зоны 3 в зону 4» волейболисты в среднем показали низкий результат так как у большинства не получалось выйти чётко под мяч для того, чтобы качественно сделать передачу сверху. В следующем тесте «подача на точность» игроки показали средний результат, у некоторых из них при подаче мяч полетел в сетку, троим спортсменам не хватило одной точной подачи для высокого уровня.

В третьем тесте «нападающий удар» большая часть спортсменов встретила большие сложности в исполнении этого элемента часть из них не смогли перебить сетку, другие не смогли попасть в нужную зону и в итоге были показаны низкие результаты.

Контрольный тест «приём мяча снизу двумя руками» оказался самым сложным для занимающихся причиной этому стал не правильный выход под мяч, и неудачные приемы мяча после которых мяч улетал за пределы площадки.

Исходя из результатов оценки тактической подготовленности юных волейболистов можно также констатировать одинаковый уровень у всех испытуемых.

На основании анализа результатов тестирования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы можно судить об однородности спортивной подготовленности испытуемых, что даёт основание разделить их на контрольную и экспериментальную группу по 12 человек в каждой.

Также, перед началом формирующего этапа педагогического эксперимента, мы провели десять игровых партий между юными волейболистами контрольной и экспериментальной группы, результаты которого зафиксировали в таблице 3.

Таблица 3 – Результативность команд контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе педагогического эксперимента

Игровые партии

Контрольная группа

Х ± m

Эксприментальная группа

Х ± m

Достоверность

p

tрасч.

tтабл.

10

214±1,199

220±0,756

1,14

2,2

Р ‹ 0,05

 

Из таблицы 3 мы можем говорить, что по результатам партий, проведённых на констатирующем этапе педагогического эксперимента достоверных различий между результативностью групп нет, что также говорит об одном уровне подготовленности юных волейболистов контрольной и экспериментальной группы.

Для того, чтобы определить амплуа игроков экспериментальной группы, мы провели теппинг-тест по методике И. П. Ильина, который показал, что семь юных волейболистов имеют сильную нервную систему, а пять – среднюю, спортсменов со слабым типом нервной системы не выявлено. Их соотношение мы обозначили на рисунке 1.

Рисунок 1 – Определение типа нервной системы у волейболисток экспериментальной группы

Далее мы определили тип темперамента у частников экспериментальной группы с помощью опросника Г. Айзенка, который показал, что в группе пять человек имеют холерический темперамент, три волейболиста – в большей степени флегматики, четыре человека – сангвиники (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы темперамента участниц экспериментальной группы

На основании проведённых теппинг-тестов мы определили игровые амплуа среди волейболистов экспериментальной группы (таблица 6).

Таблица 4 – Распределение игрового амплуа среди участников экспериментальной группы

№ участницы

Тип нервной системы

Тип темперамента

Игровое амплуа

1

Сильный

Холерик

Центральный блокирующий

2

Сильный

Холерик

Центральный блокирующий

3

Средний

Флегматик

Доигровщик

4

Средний

Сангвиник

Связка

5

Сильный

Сангвиник

Либеро

6

Сильный

Сангвиник

Либеро

7

Сильный

Флегматик

Доигровщик

8

Средний

Сангвиник

Связка

9

Средний

Флегматик

Доигровщик

10

Сильный

Холерик

Доигровщик

11

Сильный

Холерик

Либеро

12

Сильный

Холерик

Связка

 

Из таблицы 4 мы видим, что состав экспериментальной группы по амплуа распределился следующим образом: центральный блокирующий – 2 человека, доигровщик – 4 человека, связка – три человека и либеро также 3 человека.

На рисунке 3 мы наглядно отразили состав экспериментальной группы по амплуа.

Рисунок 3 – Распределение игроков команды экспериментальной группы по амплуа

В. Д. Фискалов и В. П. Черкашин в своем исследовании пишут, что современная система спортивной подготовки характеризуется исключительно широким и постоянно расширяющимся кругом средств, способствующих достижению спортсменами высоких результатов [29]. На основании этого для тренировки игрока соответствующего амплуа были применены специальные методы и средства.

Упражнения для подготовки связующего:

1)                 передача мяча из зоны 3 в зону 4, из зоны 3 в зону 3 (спиной);

2)                 передача в парах – после передачи партнёру выполнить кувырок назад.

3)                 передача в стену с перемещение вправо, влево, вперёд, назад.

4)                 передача из глубины площадки в зоны 4 и 2.

5)                 связующий располагается в зоне 2. после доводки сделать имитацию обманного удара и сделать передачу в зоны 3 и 4.

Упражнения для подготовки центрального блокирующего:

1)                 перемещение из зоны 3 в зону 4 имитация блока, далее вернуться в зону 3;

2)                 перемещение из зоны 3 в зону 2 имитация блока, далее вернуться в зону 3;

3)                 партнёры по команде накидывают мяч связующему игроку, задача игрока первого темпа забить мяч в зону 1 или зону 5.

Упражнения для подготовки либеро и доигровщика в защите:

1)                 перемещение в низкой стойке от центра площадки в зоны 4, 2, 5, 1;

2)                 подбить мяч снизу над собой, сделать кувырок назад и снова подбить;

3)                 нападающие атакуют с противоположной стороны, либеро играет в защите в зоне 5, доигровщик в зоне 6;

4)                 приём подачи.

5)                 Примерные упражнения для атакующих действий доигровщика:

6)                 нападающий удар из зоны 4 против одиночного блока;

7)                 нападающий удар из зоны 4 против двойного блока;

8)                 первый доигровщик стоит в зоне 4, второй в зоне 5. После приёма подачи атака в зону 1 и 5;

9)                 нападающий удар с задней линии из зоны 6.

Упражнения для тренировки диагонального игрока:

1)                 нападающий удар из зоны 2 против одиночного блока;

2)                 нападающий удар из зоны 2 против двойного блока;

3)                 нападающий удар из зоны 1 против двойного блока.

После проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, мы провели повторное тестирование участников контрольной и экспериментальной группы, которое показало рост физической и технической подготовленности юных волейболистов обеих групп, а результаты спортсменов экспериментальной группы оказались значительно выше результатов спортсменов контрольной группы. Их мы отразили в таблице 7.

Таблица 5 – Уровень физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Название теста

Группа

Контрольная

Экспериментальная

«Ёлочка», с

27,4

25

Прыжок в длину с места, см

172

184

Тест с теннисным мячом, баллы

7

10

Бег 30 м, с

5,5

4,9

 

Заметный рост уровня наблюдается и в тактической подготовленности участниц экспериментальной и контрольной группы (таблица 6).

Таблица 6 – Уровень тактической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Название теста

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Вторая передача из зоны 3 в зону 4, кол-во раз

 8

11

Подача на точность, кол-во раз

8

11

Нападающий удар, кол-во раз

7

9

Прием мяча снизу двумя руками, кол-во раз

7

9

 

Сравнение результатов тестирования экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы мы отразили на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4 – Сравнение уровня физической подготовленности у спортсменов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах

 

Рисунок 5 – Сравнение уровня тактической подготовленности у спортсменов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах

Также, мы повторно провели десять игровых партий между командами, результаты которых зафиксировали в таблице 7.

Таблица 7 – Результативность команд контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента

Игровые партии

Контрольная группа

Х ± m

Эксприментальная группа

Х ± m

Достоверность

p

tрасч.

tтабл.

10

210±1,109

249±0,249

2,288

2,263

Р ‹ 0,05

 

Из таблицы 7 мы видим, что результативность команды волейболистов экспериментальной группы на много превосходит результативность волейболистов контрольной группы. Для сравнения результатов партий команды экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе мы также составили таблицу (таблица 8).

Таблица 8 – Изменение результативности команды экспериментальной группы

Игровые партии

Констатирующий этап

Х ± m

Контрольный

Х ± m

Достоверность

p

tрасч.

tтабл.

10

220±0,756

249±0,249

2,278

2,261

Р ‹ 0,05

 

В заключении изложены основные выводы исследования. Целью исследование было разработать методику комплексного исследования подготовленности волейболистов на тренировочном этапе для определения амплуа игроков.

Особенностями спортивного отбора в волейболе является предрасположенность к комбинационным действиям и, следовательно, к антиципации. Также важен дух сплочённости в команде и способность к коллективной работе. Помимо этого, для волейболиста важна предрасположенность к определённому игровому амплуа. Для качественного определения амплуа юного игрока тренер должен обладать определённой компетентностью и опытом адекватного оценивания начинающего спортсмена с помощью тестов и испытаний.

Тренер должен знать общие возрастные особенности развития своих подопечных, основываясь на сенситивные стадии, а также, учитывая индивидуальные особенности каждого спортсмена.

Для того, чтобы волейбольная команда была успешной и показывала высокие игровые результаты, на этапе определения игрового амплуа участников необходимо опираться не только на физические данные спортсмена и его спортивную подготовленность, а, также учитывать тип нервной системы и темперамент.

В связи с этим нами было установлено, что для доигровщика самым подходящим типом будет – флегматик, а нежеланным является холерический Связанно это с тем, что игрок в амплуа доигровщика должен обладать большой силой и прыгучестью, быть достаточно агрессивным и обладать бойцовскими качествами. Он должен уметь блокировать и атаковать со второй линии.

Для центрального блокирующего самый подходящий тип темперамента – холерик, нежелательный – флегматик. Игроки данного амплуа являются экстравертами, эмоциональными связующими всей команды, они не боятся идти на риск, который чаще всего оправдан.

Для связующего игрока самый подходящий тип – сангвиник. Связующий является «мозгом» команды, он обладает хорошей интуицией, всегда знает, кому подать решающий мяч, его не захлёстывают эмоции, он достаточно рассудителен и рационален.

У игроков в амплуа либеро сильная и подвижная нервная система, чаще всего, они эмоционально стабильны и способны спокойно действовать в самых напряжённых моментах игрового времени. Поэтому самый подходящий тип для амплуа либеро – сангвиник.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы провели тестирование уровня физической и тактической подготовленности юных волейболистов, а, также, разыграли 10 игровых партий. На основании полученных результатов было выявлено, что уровень спортсменов примерно одинаковый, что говорит об однородности группы испытуемых. Данный факт позволил разделить участников на контрольную и экспериментальную группу.

С помощью теппинг-теста И. П. Ильина и опросника Г. Айзенка мы определили тип нервной системы и темперамент спортсменов экспериментальной группы. На основании этого мы определили амплуа каждого участника команды волейболистов экспериментальной группы. Также, для каждого участника в соответствии его игрового амплуа были разработаны специальные упражнения.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы провели повторное тестирование уровня физической и тактической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной группы, которое показало заметный рост в обеих командах. В контрольной группе уровень участников вырос до среднего, а в экспериментальной – до высокого уровня физической и тактической подготовленности. Также игроки экспериментальной группы показали высокие результаты по итогам разыгранных 10 партий.

На основании анализа результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод. Для того, чтобы волейбольная команда была успешной и показывала высокие игровые результаты, на этапе определения игрового амплуа участников необходимо опираться не только на физические данные спортсмена и его спортивную подготовленность, а, также учитывать тип нервной системы и темперамент. Это подтверждают результаты нашего исследования. Исходя из этого, считаем, что цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.

 

 

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях

 

1.                  Каримов Д. Э. Особенности процесса подготовки волейболистов в условиях дистанционного обучения / Д. Э. Каримов // материалы Международной научно-проктической конференции «Дистанционные образовательные технологии в современной школе: опыт, проблемы, перспективы» / науч. ред. Р. Ф. Ковтун. – Челябинск: изд-во «Библиотека А. Милеева», 2021. – С. 103-105.

2.                  Каримов Д. Э. Проблемы определения игрового амплуа игроков в волейболе / Д. Э. Каримов // Научные высказывания. – 2022. – № 16. – с. 35-42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также