Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Белово
Комплексное занятие в старшей группе
Тема: «Что такое лед»
Воспитатель:
Гаськова Светлана Сергеевна
(первая квалификационная категория)
Беловский городской округ
«Что такое лед»
(общение в ходе самостоятельной деятельности)
Задачи: развивать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить сообща получать информацию о новом объекте в процессе его исследования (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»). Учить детей внимательно слушать стихотворение, рассматривать картину; высказывать свою точку зрения (образовательная область «речевое развитие»). Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать познавательный интерес, ориентировку в пространстве (образовательная область «познавательное развитие»).
Материалы: 2 стакана с холодной и теплой водой, миска с кусочками льда, салфетки для рук по количеству детей; счетные палочки, пуговицы, игровое поле "Хоккей" по количеству детей; репродукция картины "Зимний пейжаж"
Ход занятия:
(Дети стоят в кругу на ковре)
- Доброе утро ребята, послушайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Какое сейчас время года? Как мы определяем, что наступила зима? А вам нравится зима? (ответы детей)
- Какая она? (Белоснежная, холодная, морозная, весёлая)
- Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)
- Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки.
- А сейчас я хочу вам прочитать отрывок из стихотворения "Гололедица", которое написал Валентин Берестов. Послушайте внимательно!
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
- Ребята, ответьте на вопрос. Почему никто не радуется? (Выслушивает ответы детей помогаю им сделать вывод о том, что когда на дорогах скользко, можно поскользнуться и упасть)
- А как вы думаете почему лед опасен? (ответы детей)
- Верно, можно упасть и провалиться.
- А когда вы идете в садик вы смотрите под ноги чтоб не упасть? (ответы детей)
- Молодцы, по улице надо ходить осторожно с мамой и папой за руку.
- А, когда на улице вы поскользнетесь вам будет «хорошо»? (ответы детей)
- Нет будет больно.
- Ребята, а что такое лед? (ответы детей)
- Правильно, это замерзшая вода.
- Подскажите мне, какие меры необходимо принять, чтобы на дорогах не было так скользко? (ответы детей)
- Молодцы, правильно.
Опыт по растаиванию льда.
- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой).
- А если мне лёд нужен летом? (Заморозить воду в морозильнике).
- Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде).
- Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).
- Потрогай Вероника их. Что ты заметила? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).
- Вика, потрогай лед. Какой он на ощупь, тёплый или холодный? (Холодный).
- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку? (Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).
- Что происходит с кусочком льда, который ты взяла в руки? (Он начинает таять, превращается в воду).
- Из чего же получается лед? (Из воды).
-Да, мы еще раз убедились, что лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).
- Матвей и Аня, помогите мне провести опыт. Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом).
- Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее).
- Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).
- Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).
- Молодцы, наш опыт удался, вы справились. А теперь я приглашаю вас немного поиграть. (Дети встают в круг на ковре)
Физкультминутка: (Дети стоят кружком, держась за руки).
Выпал беленький
снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! (Дети топают ногами)
Будем весело плясать, (Хлопают в ладоши.)
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей, (Прыгают на месте)
Чтобы было потеплей.
Беседа о свойствах льда
- Ребята, а теперь я предлагаю вам присесть за столы.
- А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях.
- Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, а за ней дома).
- Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Можно пройти пешком).
- Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Что такое полынья? Это место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется.
- Полынья на речке там, где лёд более тёмный.
- Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Что это такое? Это дыра во льду, оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду.
- По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя, лед слабый.
- Можно ли перейти через речку, изображённую на картине?
- Нет. Лёд на ней разного цвета, а, значит, может сломаться. Лёд ещё не крепкий.
- И сейчас ребята, лед на реках еще не окреп и выходить на него очень опасно.
Настольная игра "Хоккей"
- Ребята, а когда и где лед все-таки может быть хорошим? (ответы детей)
- Что можно делать на катке? (Играть в хоккей, кататься на коньках)
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в хоккей, но не в настоящий, т.к. мы с вами все же находимся в детском саду.
- У вас на столе лежат: игровое поле, пуговки, это наша шайба и счетная палочка, это будет наша клюшка.
И так, начнем:
- Ложем "шайбу" в центр игрового поля.
- Шайба отправляется в левый верхний угол, в правый нижний угол ....и т.д.
- Молодцы. Вы опять справились.
Итог
- Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).
- Что вам понравилось на занятии?
- Что вам хотелось бы еще узнать о льде?
- На этом наше занятие заканчивается, вы сегодня были большие молодцы и за это я вам хочу подарить маленькие подарочки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.