«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
4 кл
22.06.2017
Доклад на тему:
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
Составила:
Петрова Ольга Геннадьевна
2016 год
Моя тема по самообразованию «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО ».
Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что в настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать нестандартные решения.
Тема по самообразованию (готовая).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №31» города Смоленска
Доклад на тему:
«Комплексное интеллектуальное развитие
младших школьников в процессе
реализации ФГОС НОО »
Составила:
Петрова Ольга Геннадьевна 2016 год
Моя тема по самообразованию «Комплексное интеллектуальное
развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО ».
Актуальность и перспективность моего опыта заключается в том, что в
настоящее время со стороны родителей младших школьников имеется
социальный заказ на то, чтобы образование, которое их дети получат в
начальной школе, стало базой для дальнейшего углубленного изучения
отдельных предметов, для развития творческого мышления и комплексного
интеллектуального развития детей, способных в будущем принимать
нестандартные решения.
Моя основная задача – раскрепостить мышление каждого ребёнка,
использовать все возможности для развития способностей, которые дала ему
природа, сохранить и развить их, то есть раскрыть индивидуальность каждого,
помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести устойчивость к
социальным воздействиям. На это же ориентирует нас ФГОС НОО.
Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном,
эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить.
Поэтому на первый план образования выдвигается задача развития каждого
школьника.
Мой подход к воспитательной системе позволяет сделать детский мир
эмоционально
нравственно чистым,
интеллектуально богатым,
привлекательным, комфортным и защищённым. Чтобы каждый ребёнок мог
сказать: «Это мой мир и мир вокруг меня». Детский мир – это, прежде всего,
школьный мир, мир школьной семьи, где существует свой уклад жизни, свои
традиции, своя история. Всё школьное сообщество влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, а главное, мировоззрение младшего школьника,
помогает осознать себя как частицу окружающего мира. Основным условием
создания такой воспитательной системы является максимум внимания,
любви, ласки, уважения к детям. При дефиците внимания, при жестоком
обращении у детей складывается недоверие, боязнь перед окружающими,
формируется чувство отчуждённости. В силу возрастных особенностей
сегодняшние дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны,
подвержены чужому влиянию, как положительному, так и отрицательному.
Они отличаются взрослостью суждений, практичностью в поступках, но все
испытывают затруднения в общении, взаимодействии, сотрудничестве.
Поэтому основным принципом в своей работе я считаю принцип
сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителя, педагогов
дополнительного образования, педагогов – предметников, работающих в
классе.
По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные,
сюжетные или ситуационные, ролевые, игрысоревнования, интеллектуальные
игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игрывзаимодействия
(коммуникативные, интерактивные).
По способу организации игры бывают компьютерные и
некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно
моделирующие и креативные и т.д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры
подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные”
(полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на
продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры подразделяются на
индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. и
Настольная игра
наблюдательность. В результате дети учатся быстро и логично рассуждать.
развивает воображение,
сообразительность
Настольная игра одно из средств развития способностей учащихся,
расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так
и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность
дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры,
зашифрованные с помощью загадок.
б) Ребус это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые
высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные
правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя
правила разгадывания.
в) Чайнворд образует цепочку наименований предметов, растений или
животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с
вопросами к ним.
Важным средством активизации познавательной деятельности
младших школьников, развития их самостоятельности и мышления
являются дидактические игры.
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к
ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы»,
провожу игру «Съедобныйнесъедобный». Или при изучении темы «Дикие и
домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю
вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос.
Проведение сюжетноролевых игр не требует специальной подготовки.
Их проводим как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Игры
не требуют сложного оформления. Используем лишь детали костюмов.
Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие
диалоги беру в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Форма игры может быть
массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся
выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и
открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства,
применение, условный знак, показать на карте месторождение данного
полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда
дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих
экологические проблемы.
Игрыпутешествия способствуют углублению, закреплению учебного
материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при
изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую
ситуацию:
Один из вас капитан, другой штурман. Надо выбрать маршрут плавания по
Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы
побывали.
Или, после изучения темы «Природные зоны», предлагаю ситуацию, для
повторения изученного ранее:
Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»:
Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились.
Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто
облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти
направление на север.
Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную
на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать,
рассказывать. Интеллектуальные игры требуют от учащихся активной
познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые
задачи «на сообразительность» шарады, головоломки, вызывающие большой
интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание
загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс
творческий, а саму загадку как творческую задачу.
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем
перечисления признаков.
Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или
явления.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
3) В описании загадки использованы метафоры.
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели)
4) Рассказзагадка в данном случае о природе, ответ на которую может быть
получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности
природы. Например: Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам
лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на
зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушки)
Наблюдение провожу во время прогулок, экскурсий и на уроке для
обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.
В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть,
В начальных классах
объяснять явления природы.
подмечать,
непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными,
доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую
осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание,
мышление, эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на
соответствующий жизненный опыт учащихся. Сначала мы завели рабочие
альбомы, которые называли тетрадями, дневниками. В этих альбомах ребята
составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали
зарисовки, подбирали пословицы и стихи. Работа с альбомами продолжается и
во втором классе. В своих дневниках ребята указывают, где, когда видели
радугу, почему они обратили свой взгляд на необычную форму листьев,
облаков, корней и т.д. С третьего класса ребята начинают конкретные
наблюдения, создающие целостное представление о строении, образе жизни,
развитии живых существ.
В курсе окружающего мира большое внимание уделяется выявлению
свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и
отношений между предметами и явлениями. С этой целью использую опыты.
Количество опытов, их объем и сложность увеличивается от класса к классу. Например, в первом классе – по теме «Распускание почек на ветках
растений», во втором – «Развитие растения из семени», «Снег и лед»; в
третьем – «Свойства воды» и т.д.
Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является
создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в
наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от
увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока.
Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции,
воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал,
сделать процесс обучения менее утомительным. Презентации значительно
позволяют
экономят время учителя,
повышают культуру урока,
дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию
интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество
образования младших школьников.
Видеофильм характеризуется рядом особенностей:
информационная
насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на детей, темп
предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия,
целостность и законченность. Учебные фильмы на уроке использую, как
источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала,
обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительнослуховая
опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное
средство при контроле знаний. Учебные фильмы применяю в таких учебных
ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:
а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в
условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях; б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным
наблюдениям;
в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является
движение, развитие;
г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или
явлениями.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же
время является жизненнонеобходимым фактором становления личности.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам,
выявляются склонности к различным областям знания, видам труда,
развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот
процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием
самостоятельности школьников.
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
«Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников в процессе реализации ФГОС НОО »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.