Комплексный подход к организации летний досуговой площадки «Школа искусств» в рамках социально- значимых тем года
Ярыгина Елена Сергеевна, зам.директора по ОМР, педагог дополнительного образования, педагог-организатор МАУДО «Центр художественного мастерства»
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего и дополнительного образования.
Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Основной направленностью деятельности нашей школы является художественная, и большинство воспитательных задач решается с помощью создания благоприятных условий для реализации творческих способностей каждого ребенка через изобразительную деятельность и декоративно-прикладное творчество.
В летний каникулярный период на базе нашей школы организуется работа летней досуговой площадки. Для детей в возрасте от 6 до 11 лет реализуется Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладушки» (стартовый уровень). Программа включает в себя образовательные модули программ, которые реализуют педагоги, работающие на отрядах.
Формируются разновозрастные отряды
согласно интересам детей.
Каждый педагог реализует свой образовательный модуль.
А воспитательная работа всей программы строится согласно социально- значимым темам и тематическим годам.
Тематические года позволяют привлечь внимание людей к тем или иным аспектам культуры. Так 2019 год в России был объявлен годом Театра. Его цель познакомить детскую и юношескую аудиторию с русским театром, его богатой историей и культурным наследием, а также сделать театральное искусство более популярным среди зрителей самых разных возрастов. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов, совершенствованием организации театрального дела и привлечением внимания к вопросам театрального образования.
В начале смены каждый отряд получил задание представить 1 театральную постановку. Совместно с детьми педагоги выбирают произведение для инсценировки, обговаривают перечень необходимых декораций, распределяем их между обучающимися, обговариваем форму, цвет, размер. Также коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
В рамках воспитательной работы досуговой площадки детям даются начальные представления о театре как одном из видов зрелищного искусства; ребята знакомятся с ролью художника-декоратора в театре; знакомятся с другими театральными профессиями, даются понятие о декорации как неотъемлемой части спектакля; развиваются навыки работы в макете, дети учатся вести работу в смешанной технике, работают с различными материалами, учатся пространственно мыслить.
Создание театральных персонажей в контексте с художественной постановкой спектакля по-настоящему увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, активная работа детей над художественным образом куклы, как девствующего персонажа театральной постановки, развивает у них образное мышление, воображение, память, эстетическое чувство. Особенно это относится к изобразительной деятельности. “Обучение театрально – декорационному и кукольному искусству открывают новые возможности обучения изобразительному искусству, где ребенку предоставляется право быть и художником, и режиссером, и артистом, и зрителем. Погружаясь в процесс создания спектакля, дети приобретают новые знания о художественной форме, выраженной через пространство театра и динамичность образов.” (Неменский Б.М.)
Если ребенок прошел все этапы создания кукольного спектакля: познакомился с историей развития кукольного театра, узнал о различных видах кукол, участвовал в создании сценария, работал над художественным образом, а потом по нему мастерил куклу и в конечном итоги давал ей жизнь в спектакле, это, безусловно не может не оказывать эмоциональное и воспитательное воздействие.
Воспитание детей искусством – многофункционально. Разные виды искусства отражают мир и формируют отношение человека к миру по-своему. Поэтому кукольный театр, как вид искусства, основанный на интеграции различных видов художественной деятельности, позволяет соединить художественное представление детей в единую картину мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.