Комплексный подход к вопросу адаптации педагога
к дошкольному учреждению в новых профессиональных условиях.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?
Если вовремя не помочь и не
подержать молодого педагога, а просто “отпустить в свободное плавание”, то
после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у
него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в
профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня
работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и
воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них
столь же безупречного профессионализма. Этим объясняется актуальность
выбранной темы.
В своем учреждении мы организовали комплексное сопровождение молодых педагогов через организацию совместной работы старшего воспитателя, педагога-психолога и наставников.
Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.
Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:
· качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
· объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
· отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
· престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
· особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
· наличие отработанной системы внедрения новшеств;
· гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
· особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
· личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.
На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации молодых сотрудников к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и задачи комплексного сопровождения.
Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов.
4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Мы считаем, что если в процессе адаптации начинающих педагогов использовать системный подход по повышению уверенности в своих силах, профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит начинающему воспитателю быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Работа проводилась в три этапа:
I этап – диагностический - изучение психолого-педагогических знаний и степень практической подготовленности (умений).
Формы и методы работы: собеседование, опросники, анкеты, наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
II этап - практический–повышение психолого-педагогической компетентности молодого педагога, а так же осуществление профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания.
1ступень – стажировка (1-ый год работы) – совместная деятельность старшего воспитателя и педагога-психолога:
Старший воспитатель – молодой педагог |
Педагог-психолог – молодой педагог |
· направление молодого педагога в группу, где работает опытный воспитатель; · составление совместного плана действий молодого педагога и наставника; · изучение нормативно-правовой базы, ведение документации; · организация консультирования, просвещения с использованием активных методов: - семинары-практикумы - деловые игры - дискуссии - педагогические советы - методические объединения - творческие группы. |
Работа психологического клуба «Познай себя» Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность. 3-и блока обучения: 1 блок: личностный Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе. 2 блок: коммуникативный Формирование навыков общения. 3 блок: интеграционный Развитие временной перспективы. 9 занятий – 1 раз в месяц. Формы работы: мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры, анализ типичных ситуаций, игры и упражнения на создание положительного образа «Я». |
На данной ступени мы рассчитывали получить следующие результаты:
1. развитие познавательного интереса к профессии;
2. развитие навыков самооценки;
3. развитие навыков самоконтроля;
4. появление желания заниматься самообразованием.
2 ступень - развивающая (2-3 год работы) – совершенствование профессиональной подготовки молодого педагога путем освоения на практике целостной системы работы воспитателя ДОУ.
Старший воспитатель – молодой педагог |
Педагог-психолог – молодой педагог |
Работа школы молодого педагога «Первые шаги в профессии» Работа школы осуществляется в соответствии с Положением и планом работы, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. Заседания проходят 1 раз в месяц. Они предусматривают практико-ориентированное обучение через активные формы восприятия материала: мультимедийные и видео лекции, практикумы, презентации, мозговая атака, рефлексивные тренинги. |
Консультирование по запросу. |
Таким образом, проводимая работа в Школе позволяет получить молодым педагогам элементарные знания об основах педагогики и психологии, уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, овладеть основами педагогического мастерства, стремиться к повышению квалификационной категории, заниматься самообразованием.
3 ступень – становление (4-5 год работы) – складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Совершенствование, саморазвитие, обобщение опыта, повышение квалификационной категории.
Старший воспитатель – молодой педагог |
Педагог-психолог – молодой педагог |
На этом ступени старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. Повышает свое профессиональное мастерство - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства. |
Консультирование по запросу. |
III этап - аналитический – анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста; рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; самоанализ деятельности за прошедший год.
Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе ДОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.
Список литературы.
1. Карпова, Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ / Л. С. Карпова, Ю. В. Тимофеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - N 4. - С. 85 - 90.
2. Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. - 2009. - N 7. - С. 63-65.
3. Кузьмина, Т. С. План работы педагогической гостиной молодого воспитателя / Т. С. Кузьмина// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - N 5. - С. 33 - 34.
4. Микляева Н. В. К проблеме формирования традиции наставничества в ДОУ / Н. В. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2004. - N 6. - С. 26 – 30.
5. Мих, Е. В. Адаптация молодых специалистов в ДОУ /Е. В. Мих// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - N 8. - С. 24-27.
6. Смид Р. Групповая работа с педагогами.- М.: «Генезис», 1999, - 314 с.
7. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.