Комплексный подход к вопросу адаптации педагога
Оценка 4.8

Комплексный подход к вопросу адаптации педагога

Оценка 4.8
docx
22.01.2020
Комплексный подход к вопросу адаптации педагога
Статья Ушкова Н.Е..docx

Комплексный подход к вопросу адаптации педагога

к дошкольному учреждению в новых профессиональных условиях.

 

 

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога  происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования? 

Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. 
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Этим объясняется актуальность выбранной темы.

В своем учреждении  мы организовали комплексное сопровождение молодых педагогов через организацию совместной работы старшего воспитателя, педагога-психолога и наставников.

Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.

Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:

·        качественный уровень работы по профессиональной ори­ентации потенциальных сотрудников;

·        объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

·        отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

·        престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

·        особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

·        наличие отработанной системы внедрения новшеств;

·        гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

·        особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

·        личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

 

 

На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации молодых сотрудников к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и задачи комплексного сопровождения.

Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1.     Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2.     Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3.     Совместно планировать карьеру молодых специалистов.

4.     Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций ДОУ.

Мы считаем, что если в процессе адаптации начинающих педагогов использовать системный подход по повышению уверенности в своих силах, профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит начинающему воспитателю быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

 

Работа проводилась в три этапа:

I этап – диагностический  - изучение психолого-педагогических знаний и степень практической подготовленности (умений).

Формы и методы работы: собеседование, опросники, анкеты, наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

II этап - практический–повышение психолого-педагогической компетентности молодого педагога, а так же осуществление профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания.

1ступень – стажировка (1-ый год работы) – совместная деятельность старшего воспитателя и педагога-психолога:

Старший воспитатель –

молодой педагог

Педагог-психолог – молодой педагог

·        направление молодого педагога в группу, где работает опытный воспитатель;

·        составление совместного плана действий молодого педагога и наставника;

·        изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;

·        организация консультирования, просвещения с использованием активных методов:

- семинары-практикумы

- деловые игры

- дискуссии

- педагогические советы

- методические объединения

- творческие группы.

Работа психологического клуба

«Познай себя»

Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.

3-и блока обучения:

1 блок: личностный

Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе.

2 блок: коммуникативный

Формирование навыков общения.

3 блок: интеграционный

Развитие временной перспективы.

9 занятий – 1 раз в месяц.

Формы работы: мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры, анализ типичных ситуаций, игры и упражнения на создание положительного образа «Я».

 

На данной ступени  мы рассчитывали получить следующие результаты:

1.     развитие познавательного интереса к профессии;

2.     развитие навыков самооценки;

3.     развитие навыков самоконтроля;

4.     появление желания заниматься самообразованием.

 

2 ступень -  развивающая (2-3 год работы) – совершенствование профессиональной подготовки молодого педагога путем освоения на практике целостной системы работы воспитателя ДОУ.

Старший воспитатель –

молодой педагог

Педагог-психолог – молодой педагог

Работа школы молодого педагога

«Первые шаги в профессии»

Работа школы осуществляется в соответствии с Положением и планом работы, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов.

Заседания проходят 1 раз в месяц. Они предусматривают практико-ориентированное обучение через активные формы восприятия материала: мультимедийные  и видео лекции, практикумы, презентации, мозговая атака, рефлексивные тренинги.

Консультирование по запросу.

 

Таким образом, проводимая работа в Школе позволяет получить молодым педагогам элементарные знания об основах педагогики и психологии, уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор,  овладеть основами педагогического мастерства, стремиться к повышению квалификационной категории, заниматься самообразованием.

 

3 ступень – становление (4-5 год работы) – складывается  система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Совершенствование, саморазвитие, обобщение опыта, повышение квалификационной категории.

Старший воспитатель –

 молодой педагог

Педагог-психолог – молодой педагог

На этом ступени старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над  которой  молодой  педагог  будет  работать  более  углубленно.  Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

Повышает свое профессиональное мастерство - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства.

Консультирование по запросу.

III этап -  аналитический – анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста; рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; самоанализ деятельности за прошедший год.

 

Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе ДОУ, помочь новому коллеге стать полноценным участником образовательного процесса. А главное – даст возможность педагогу раскрыть его профессиональный потенциал.

 

Список литературы.

1.     Карпова, Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ / Л. С. Карпова, Ю. В. Тимофеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - N 4. - С. 85 - 90.

2.     Кузнецова, Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А. Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. - 2009. - N 7. - С. 63-65.

3.     Кузьмина, Т. С. План работы педагогической гостиной молодого воспитателя / Т. С. Кузьмина// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - N 5. - С. 33 - 34.

4.     Микляева Н. В. К проблеме формирования традиции наставничества в ДОУ / Н. В. Микляева // Ребенок в детском саду. - 2004. - N 6. - С. 26 – 30.

5.     Мих, Е. В. Адаптация молодых специалистов в ДОУ /Е. В. Мих// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - N 8. - С. 24-27.

6.     Смид Р. Групповая работа с педагогами.- М.: «Генезис», 1999, - 314 с.

7.     Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Комплексный подход к вопросу адаптации педагога к дошкольному учреждению в новых профессиональных условиях

Комплексный подход к вопросу адаптации педагога к дошкольному учреждению в новых профессиональных условиях

На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации молодых сотрудников к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и задачи комплексного…

На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации молодых сотрудников к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, нами были определены цель и задачи комплексного…

Работа проводилась в три этапа:

Работа проводилась в три этапа:

Старший воспитатель – молодой педагог

Старший воспитатель – молодой педагог

Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе

Таким образом, комплексный подход к вопросу адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях позволит, не нарушив микроклимат в педагогическом коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020