КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
Профилактика безнадзорности и правонарушений как одно из направлений работы социального педагога
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Котласа
ü Введение
В России в настоящее время актуальна проблема детской безнадзорности, которую связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности, бродяжничества.
Сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является и катастрофическая бедность большого населения россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, ее рассматривают на государственном уровне.
слайд
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120
слайд
предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
слайд
Ст. 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
слайд
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Безнадзорные дети нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой.
К категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.
Родители, которых не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс.
слайд
Причины безнадзорности - прежде всего, связаны с кризисными явлениями в семье, такими как:
· нестабильность браков (разводы);
· неполные семьи;
· конфликты в семье;
· асоциальный образ жизни родителей (или одного из них);
· наличие в семье безработных;
· низкий уровень благосостояния семей;
· жестокое, грубое обращение с детьми;
· отсутствие должной заботы о ребенке со стороны родителей;
· ухудшение уровня жизни, как следствие, ухудшение условий содержания детей.
ü Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема - это одна из форм проявления девиации.
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие семейного воспитания. Если модель семьи нарушена, то дети, как правило, вступают на путь асоциального поведения.
слайд
Признаки безнадзорности:
· грубость, сквернословие, непослушание;
· отсутствие позитивных увлечений у детей;
· пропуски учебных занятий без уважительной причины;
· плохая успеваемость;
· употребление детьми алкоголя, наркотических средств, курение;
· Постановка на учет (внутришкольный, ОДН ОМВД России «Котласский», КСРЦН «Маяк»).
Социальным фактором становления несовершеннолетних на путь правонарушений и преступлений является недостаточное внимание и отсутствие контроля со стороны родителей.
слайд
Нередко причиной правонарушений и преступлений становятся:
- житейские трудности;
-социальная неустроенность быта;
- отсутствие жизненного опыта;
- отсутствие самостоятельности в оценке действий и поступков.
У детей, подвергающихся насилию со стороны взрослых, складывается убеждение, что это норма поведения.
Для решения вышеперечисленных проблем обучающихся одной из задач своей работы вижу необходимость в своевременной и ранней школьной профилактике, создающей условия как для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Слайд
Задачи:
· предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· индивидуально-профилактическая работа с обучающимися внутришкольного, городского учета (КСРЦН «Маяк, ООиП, ОДН).
В основе решения проблемы детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь, с семьями, находящимися:
· в социально опасном положении (СОП);
· семьями «группы риска»
Приведу лишь некоторые данные из социального паспорта школы (2018-2019 учебный год).
слайд
В нашей школе и обучается 519 детей и подростков из 453 семей (без учета УКП).
Многодетных семей: 62 / 13,6 % (в них 237 детей, из них 110 детей обучается в нашей школе);
Неполных семей (без отца, матери, одиноких матерей): 158/34,8 %;
Неработающих и безработных родителей: 45 / 5,8 %;
Родители, не имеющие образования: 20/2,5 %;
Родители со средним и основным общим образованием: 185/ 24 %;
Обучающихся, состоящих на внутришкольном учете: 25 / 4,8%;
Обучающихся, состоящих на учете в ОДН ОМВД России «Котласский»: 18 / 3,4 %
Неблагополучных семей и семей «группы риска»: 29 / 6,4 %;
Из них 26 / 5,7 % состоят на учете в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» и в ООиП.
слайд
Примечание: на начало 2017-2018 учебного года
неблагополучных семей и семей «группы риска» было 24/ 5 %,
на конец оставалось 20/ 4,1 % .
В начале 2018-2019 учебного года (в сентябре) было поставлено 9 семей:
- 5 семей, состоящих на городском учете, прибыли в ОУ
(Захарченко 1 а; Грассу 1 а; Фомина 1 б, Мустонин М. 7а; Шемеловы 2а, 3б, 4б);
- 4 семьи были поставлено на городской учет за лето 2018 г.
(Швецов В. 7.27 КоАП РФ мелкое хищение, Вельниковская сожитель и бабушка употребляют алкоголь, Губкин побои отцом, Семенова А. сестра украла сот. тел.)
В социально- педагогической деятельности
проводятся следующие профилактические мероприятия:
слайд
· Ведется банк данных состоящих на учете:
- в ОДН ОМВД России «Котласский»;
- в КДНиЗП администрации МО «Котлас» (до прошлого
учебного года включительно);
- в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» (с 2018-2019 учебного года
ежемесячно);
- в ОТДЕЛЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Управления по социальным
вопросам администрации МО «Котлас».
слайд
· Составляются социальные паспорта классов;
· Составляется социальный паспорт школы;
· Корректируются списки внутришкольного учета (сентябрь, январь, май);
· Планируется и проводится ИПР с детьми и семьями внутришкольного учета;
слайд
ПЛАН
индивидуально-профилактической работы с семьей (несовершеннолетним)
Грассу Натальи Олеговны
ИВАНОВА АННА ИВАНОВНА
Дата и основание постановки на учет |
ФИО родителей |
ФИО детей |
Дата рождения |
ОУ |
Адрес фактического проживания |
Причины постановки на учет |
Приказ № 158 от 27 .09. 2018 г. |
Грассу Наталья Олеговна 14.04.1987 г.р.
89009146031
|
Грассу Милена Алексеевна
Грассу Игнат Алексеевич
Грассу Ярослав Павлович |
13.11.2011
14.02.2014
05.10.2016 |
МОУ «СОШ № 17», 1 «Б» класс
ДОУ «Незабудка»
ДОУ «Незабудка» |
ул. Ленина, дом 190, кв.6
|
Учет ОДН ОМВД России «Котласский» с 02.07.2017 г. ст. 5.35 КоАП
ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» Заключение № 179 от 01.09.2014г. как находящейся в социально опасном положении. Злоупотребление спиртосодержащей продукции.
ООиП с 06.08.2014 г. Злоупотребление спиртосодержащей продукции.
|
слайд
Мероприятия плана
индивидуально-профилактической работы
с 01.09.2018 г. по 31.05.2019 г.
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственное лицо (подключенные специалисты) |
Запланированная работа/ Информация о ходе выполнения мероприятия |
Обмен информацией о семье и обучающемся с системой профилактики (ОДН ОМВД России «Котласский», КДН иЗП администрации МО «Котлас», Отделом опеки и попечительства Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас», ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»,
|
сентябрь
|
Классный руководитель Шульгина Е.А.
Социальный педагог Махина М.А.
|
Учет ОДН ОМВД России «Котласский» с 02.07.2017 г. ст. 5.35 КоАП
ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» Заключение № 179 от 01.09.2014г. как находящейся в социально опасном положении. Злоупотребление спиртосодержащей продукции.
ООиП с 06.08.2014 г. Злоупотребление спиртосодержащей продукции.
|
слайд
· Направляются предложения к межведомственному плану (для состоящих на городском учете) и по выполнению плана в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» (в течение всего учебного года);
· Ежегодно составляется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений ОМВД России «Котласский»;
· Проводятся заседания ШСП;
· Ежегодно проводятся беседы по классам по профилактике ПАВ (предупреждение привычки к курению, употреблению алкоголя, энергетических напитков, токсических веществ и наркотических средств) с привлечением специалистов ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический диспансер, Лектор: Психолог - Храмцова Екатерина Евгеньевна);
слайд
· Оказание помощи в выборе дополнительного образования;
· Выступаю на МО классных руководителей;
· Консультирую и направляю педагогов, в том числе и по более эффективному проведению ИПР с подключением специалистов, служб и ведомств, призванных оказывать помощь и поддержку семье и детям;
· Информирую родителей обучающихся о возможностях организации детей и подростков в осенней, весенней и летней занятости в о/л;
· Организуем совместные рейды в семьи, требующие особого внимания;
· Организуем выход родительского патруля с привлечением инспектора ОДН ОМВД России «Котласский»;
слайд
· Взаимодействую с ГБСУ «ОСЗН по г. Котласу и Котласскому району» для оказания материальной помощи нуждающимся семьям;
· Взаимодействию с общественной организацией Красный Крест;
· Миграционной службой;
· Принимаю участие в судебных процессах, в опросах обучающихся (сотрудниками ОМВД России «Котласский»);
· ЦВСНП (г. Архангельска, ул. Чкалова, 3);
· ОТДЕЛОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»;
слайд
· Филиалом по г. Котласу ФКУ УИИ УФСИН России по Архангельской области;
· ГБУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Котласский детский дом»;
· Котласской межрайонной прокуратурой;
· Администрацией МО «Котлас»;
· Уполномоченным по правам ребенка МО «Котлас» (Мысовой Е.Л.) Заводской О.В.
В школе продолжает свою работу
Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений.
В 2017-2018 учебном году обращений было 5
Категория обратившихся:
|
Причина обращения:
|
Результат: |
- родитель (3); - обучающейся(1); - педагог (1). |
- конфликты; - невыплата алиментов; -вымогательство денег; - проживание в аварийном жилье |
- оказание консультативной помощи; - разрешение конфликтных ситуаций; - направление сообщений в ОМВД «России «Котласский»; - письменное обращение к Уполномоченному по правам ребенка МО «Котлас»
|
В 2018-2019 учебном году обращений было 2
Категория обратившихся:
|
Причина обращения:
|
Результат: |
- родитель (2)
|
- при пожаре было полностью утрачено имущество;
|
- использование интернет ресурсов, прессы; - взаимодействие с МЧС, Российский Красный Крест; администрацией МО «Котлас» (жилищной комиссией, главой, депутатским корпусом); - взаимодействие с общественностью. -
|
|
конфликт между бывшими супругами из-за малолетней дочери (по определению места проживания ребенка, определения порядка встреч, причинение физической боли ребенку отчимом).
|
взаимодействие с обоими родителями, ООиП, ОДН ОМВД России «Котласский». |
Таким образом, координирую деятельность педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся.
В первую очередь, выступаю в роле посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, обеспечивая социально-педагогическую защиту семье и ребенку.
слайд
В работе с обучающимися изучаю возрастные, личностные особенности, их интересы, жилищные условия, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляю позитивные и негативные влияния в структуре личности обучающегося.
Ищу индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, для того чтобы найти правильные пути выхода из ТЖС.
Организую правовое просвещение среди педагогов, обучающихся, родителей, разъясняя им их права и обязанности.
Считаю, что в основе взаимодействия семьи и школы должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Заключение
Опыт многих семей показывает, что там, где родители – первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций – ребенок никогда не станет безнадзорным.
Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию, социальное и психологическое развитие личности обучающегося.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.
слайд
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.