КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ
Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования комплексных методов в коррекционной работе, взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в решении поставленной проблемы. Изучаем важность комплексного подхода при коррекции речевых нарушений детей. Ключевые слова: коррекция, речевые нарушения, дошкольники, социализация, комплексный подход.
С каждым годом проблема коррекционно-логопедической помощи детям становится все более актуальной. Это происходит вследствие увеличения по разным причинам количества нездоровых и физиологически незрелых детей. Увеличение числа детей с нарушениями речи, усложнение симптоматики вызывает необходимость оказания комплексной помощи данной категории детей. Практика показывает, что, чем раньше оказывается помощь, тем она эффективнее. Отсутствие помощи детям, имеющим речевые нарушения, влечет за собой развитие вторичных нарушений: недоразвитие ВПФ, нарушение коммуникативных умений, что отражается на процессе социализации личности, адаптации и успешности школьного обучения. У ребенка может наблюдаться неадекватная самооценка, повышенная зависимость от окружающих, тенденция к ограничению социальных контактов, тревожность, снижение уровня познавательной активности, нарушение моторики, графической деятельности. Так как речь взаимосвязана с когнитивными процессами, у детей, имеющих речевые нарушения, это может отражаться в виде отставания в развитии памяти, восприятия, внимания, интеллекта, номинативных процессов [3]. Как известно, коррекционная педагогика или дефектология изучает природу и закономерности управления индивидуальным и личностным развитием ребенка с физическими или умственными недостатками и нуждающимся в специальных, индивидуализированных методах преподавания и обучения. Ее основная цель - устранить или уменьшить несоответствие между установленными (нормальными) и существующими недостатками [5]. Эффективным в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи является мультидисциплинарный подход, который подразумевает взаимодействие разных специалистов, ориентированных на коррекцию отклонений у ребенка, его успешную социализацию. Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, важно понимать, что преодоление речевых нарушений у дошкольников - это дело всего педагогического коллектива, где основная нагрузка падает, конечно, на учителя логопеда. Усилия старшего воспитателя необходимо направить на то, чтобы выстроить такую систему работы, которая представляла бы собой не изолированную деятельность специалистов и педагогов, а целостность, преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов. Такой комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников как раз и осуществляется в такой форме взаимодействия. В комплексной оценке уровня развития ребенка, отклонений от нормы, а также в сопровождении ребенка при осуществлении коррекционной программы, как правило, участвуют логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели, медики, специалисты по адаптивной физкультуре. Эффективность формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем и логопедом у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с воспитателем и семьей (Е.П.Вренева, Ю.Ф.Гаркуша, Т.П.Комарова, Н.В.Лавренюк, О.С.Васильева, и др.). Прежде, чем приступить к коррекционно-развивающей работе, воспитатель и логопед должны выяснить характер и причины речевого нарушения, затем составить программу развития, тематические планы и т.д. [2] Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Чтобы не дублировать занятия логопеда, воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей, оказания методической помощи воспитателям. Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается их закреплением. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения объясняя воспитателям цели задачи программы, методы ее реализации сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения. При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения. Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора. Кроме того, воспитатель должен уделять внимание и работе с родителями. На родительских собраниях совместно с логопедом должен разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома, проведение с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и логопед могут провести с родителям специальные индивидуальные консультации, ознакомить с литературой для занятий с детьми дома. Воспитатель вместе с логопедом проводят игры в группе. Например, игры на развитие мелкой моторики рук и связной речи. Воспитатель предлагает детям перебрать смешанные горох, гречку, рис, пшено. Они потренируют свои пальчики и вместе с тем отвечают на вопросы логопеда (Как называется эта крупа? Что можно сварить из нее? И т.д.). С крупами можно поиграть в игру «Накорми Цыпа и ЦыпЦыпа». Рис и пшено смешивают по 10 зерен. Цып любит пшено, Цып-Цып - рис. Ребенок сортирует крупу и кладет перед цыплятами. «Одно пшено Цыпу, одна рисинка Цып-Цыпу» и т.д. Также можно играть в игру «Угощаем друг друга». Для этого можно использовать настоящие или игрушечные фрукты. «Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок берет фрукт, называет «вкусное слово» и кладет на руки соседу по столику. Для развития речи в детском саду и дома можно использовать игру «Одежда». Воспитатель знакомит детей со словами шуба-пальто-плащ; куртка-комбинезон; свитербезрукавка; пижама- ночная рубашка и так далее по картинкам. Дети называют их. Родителям предлагается поиграть с ними дома. Ребенок должен принести какую-нибудь одежду. После того, как ребенок принесет вещи, нужно спросить: «Что ты принес? Как называется эта вещь?». Родителям также можно предложить поиграть с ребенком в игры на обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова» (Какие слова можно вынуть из шкафа? Из холодильника?). Воспитатель проводит занятия по заданию логопеда, контролирует речь детей, объясняет задания родителям, проводит с детьми различные игры. Дети с НР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей. Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их. Это могут быть упражнения по сочетанию числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, трех елочек); винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три карандаша; десять бабочек) и др. Таким образом, работа воспитателя и логопеда в группах с детьми с нарушениями речи должна быть скоординированной, слаженной. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя, а также подключение к этой работе родителей и семьи. Библиографический список 1. Власенко И.Т. 1990г. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва.184 с. 2. Лавренюк Н.В., Приходько М.Е. Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи // Вестник науки и образования. 2015. №7 (9). С.84-86. / [электронный ресурс] URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/82.pdf (Дата обращения: 12.11.2022 г.) 3. Мишина Е.В. Развитие мелкой моторики рук. Тест Куглера. http://normarechi.ru/razvitiemelkoj-motoriki-ruk-test-kuglera.html. (Дата обращения:10.11.2022) 4. Нигматова М.М, Мирзаева Д.Ш. Коррекционная педагогическая деятельность – процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности. //ACADEMY. Научно-методический журнал, 2019. № 11 (50). С. 29-31. 5. Филиппова С.О. 2004 г. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.Санкт-Петербург. 94с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.