Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. 11 класс

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 17.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из средств совершенствования речи учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: - для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; - для реализации внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных связей; - для воспитания у старшеклассников интереса к русскому языку как национальному достоянию; - для формирования языковой личности; - для осуществления коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка; - для реализации органической взаимосвязи обучения, воспитания и развития каждого ученика средствами изучаемого материала, для личностно ориентированного преподавания русского языка. Предлагаемый материал направлен на реализацию этих условий в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Может быть использован на уроках русского языка, на факультативных занятиях, для самостоятельной подготовки
Иконка файла материала Комплексный анализ текста..docx
Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Прочитайте текст и выполните задания. (1) В старинном пр_волжском городе, на одной из узких улочек центра, стоял  двухэтажный дом. (2) Изрядно потрепа_ый временем, он был очень старый.  (3)Стены из темного кирпича, который еще сильнее потемнел от городской копоти.  (4)(На)верху* деревянный мезонинчик, некогда нарядный. (5)Дом этот еще до  Наполеона построил какой­то забытый купец (по)своему* провинциальному вкусу. (6)Дом тихо ветшал. (7)Его сломали бы уже давно, если бы в свое время не  объявили памятником истории и культуры. (8)Все это, правда, не отразилось ни на  внешнем виде здания, ни на состоянии его помещений. (9)Несколько лет назад  власти внесли его в список аварийного жилья. (10)Еще через некоторое время из  него высел_ли в новостройки последних жителей. (11)А потом пустой уже дом  вдруг сгорел. (12)За одну ночь. (13)Милиция выдвинула две версии пожара:  короткое замыкание либо небрежность бомжей. (14)Между тем жители окрестных  переулков были уверены в третьей версии. (15)Дом стоял в центре, и на его месте  некая фирма уже давно собиралась построить современный комфортабельный храм  торговли.  (16)Было бы лицемерием утверждать будто памятники истории и культуры  стали исчезать только сейчас в 21 веке. (17)Сколько в советское время было  порушено храмов которые теперь постепенно восстанавливаются! (18)И разве  только храмы пали жертвой эпохи  недавно миновавшей? (19)Ведь наши предки еще  и где­то жили где­то работали и этот столь дорогой нам российский быт остался  разве что только в Третьяковской галерее на полотнах Перова и Маковского  Саврасова и Поленова. (20)Ведь в той же Москве кроме легендарных «сорока  сороков» церквей были и Красные ворота и знаменитые арбатские переулки и  загадочное Зарядье! (21)Увы все это тоже снесли кое­что (под)чистую* когда  вместо старой «большой деревни» власти создавали новый социалистический город. (22)С новым городом получилось так себе а старого уже не ворот…шь.  (23)Между тем за последнее время самым прибыльным в мире бизнесом стал  туризм, и, пожалуй, вся Европа живет в первую голову за счет желающих повидать  мир. (24)…Россией то(же)* интересуются многие. (25)Едут в Петербург и Москву,  в Суздаль. (26)Еще в некоторые города, в какой­то мере восстановленные. (27)А вся прочая огромная Россия современными богатыми странниками практически  (не)освоена. (28)И это, конечно, не случайно. (29)Что мы им можем там показать,если то, что осталось от былых времен, исчезает у нас на глазах? (30)И вместе с  этим уходит надежда на грядущий туристический бум. (31)Старинные дома нынче горят по всей нашей неохваченной родине. (32)И  это легко объяснить: в старых зданиях и проводка старая, и земля в центре любого  города (на)много* дороже, чем на окраине. (33)С сожалением и легкой грустью смотрим мы, как горит наше прошлое...  (34)А это горит наше будущее.                 (По Л. А. Жуховицкому. «Что горит в  России?») Задания по тексту Л.А. Жуховицкого. 1) Определите основные проблемы текста и позицию автора по данным  проблемам 2) Какое(­ие) утверждение(­я) соответствует(­ют) содержанию текста? 1) Туризм является важной составляющей экономики европейских стран. 2) «Со стороны» наблюдая за уничтожением памятников культуры  собственного народа, мы лишаем себя и своих потомков исторической перспективы. 3) Стараясь как можно более бережно относиться к своему прошлому,  человечество забывает о необходимости предвидеть собственное будущее. 4) Снося старые городские постройки, мы разрушаем исторический облик  города. 3) Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? 1) В предложениях 1­4 представлено описание. 2) В предложениях 20­22 представлено рассуждение. 3) Предложение 15 поясняет суждение, высказанное в предложении 14 текста. 4) В предложениях 16­19 представлено повествование. 5)Предложение 26 раскрывает содержание высказывания в предложении 25.  4) Среди предложений 23 – 30 найдите такое, которое соединяется с  предыдущими при помощи наречия и местоимения.5) В  предложениях 26­31  НЕВЕРНО употреблено слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 6) Из предложения 32 выпишите антонимы 7) Из предложений 27­29 выпишите фразеологизм  8) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в 24  предложении текста? Выпишите это слово. наоборот;                    поэтому;          однако;            потому что;            поскольку 9) Объясните кратко правописание НЕ с выделенным словом в предложении 27.  Запишите  слово правильно. 10) 11)  Запишите  правильно слова, отмеченные * Объясните кратко правописание слова потрепа..ые (предложение 2). Из предложений 23­27 выпишите слово(­а) с таким же условием правописания. 12) Объясните кратко правописание слова ворот..шь (предложение 22). Из  предложений 27­30 выпишите слово(­а) с таким же условием правописания. 13) Из предложений 32­34 выпишите слово(­а), где пропущена безударная  проверяемая гласная корня. Запишите проверочные слова  14) Объясните кратко правописание слова высел_ли (предложение 10). Из  предложений 3­5 выпишите слово с таким же условием правописания. 15) 16) Выполните пунктуационную работу в предложениях  16­22 Объясните кратко причину постановки запятых  в предложении 28.  Среди предложений 6­15  найдите предложение(­я), где запятые ставятся по  той же причине. Поставьте над этими запятыми цифру 16 (соответственно  номеру задания).  17) Объясните кратко причину постановки запятой  в предложении 26.   Среди предложений 1­7 найдите предложение(­я), где запятые ставятся по  той же причине. Поставьте над этими запятыми цифру 17 (соответственно  номеру задания) 18) Объясните кратко причину постановки двоеточия в предложении 3219) Какое языковое средство использовано в предложении 20? Запишите  примеры. 20) Вставьте вместо пропусков названия языковых средств Публицистические произведения Л. А. Жуховицкого обращены к вечным  проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведет  беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою  позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной  речи. Этому способствуют такие синтаксические средства выразительности, как  __________ (предложения 11­12 ), а также __________ (предложения 18, 29). В  тексте использованы яркие тропы, в первую очередь __________: «храм торговли»  (предложение 15), «горит наше будущее» (предложение 34). Встречается и такое  лексическое средство выразительности, как __________: «так себе» (предложение  22), «бомжи» (предложение 13), «нынче» (предложение 31). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных  автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не  согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на  жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).