Комплексы артикуляционной гимнастики
Оценка 4.7

Комплексы артикуляционной гимнастики

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
21.10.2017
Комплексы артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа. Указания к проведению артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, в течение трех-пяти минут. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
kompleksy_artikulyacionnoy_gimnastiki_0.doc
Комплексы артикуляционной гимнастики Артикуляционная   гимнастика   –   это   совокупность   особых,   с   определенной   способствующих   укреплению   мышц целью   подобранных   упражнений, артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа. Указания к проведению артикуляционной гимнастики Проводить   артикуляционную   гимнастику   надо   ежедневно,   чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед завтраком, в течение трех­пяти минут. При   отборе   материала   для   артикуляционной   гимнастики   надо   соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Ежедневно выполняются 2­3 упражнения, причем новым может быть только одно,   второе   дается   для   повторения   и   закрепления.   Если   же   дети   выполняют какое­то   упражнение   недостаточно   хорошо,   то   новое   упражнение   не   дается,   а отрабатывается   старый   материал.   Для   его   закрепления   придумываются   новые игровые приемы.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка   прямая   спина,   он   не   напряжен,   руки   и   ноги   находятся   в   спокойном положении. Сжать детей надо так, чтобы они видели лицо говорящего, которое должно быть хорошо освещено. Нельзя   проводить   артикуляционную   гимнастику,   не   видя,   как   выполняет упражнение ребенок. Сначала   при   выполнении   детьми   упражнений   наблюдается   напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход к 1 каждому ребенку должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, ­ это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо отработать с ребенком движения перед зеркалом. Начинать   работу   по   любому   комплексу   необходимо   со   следующих   двух упражнений,   помогающих   научить   ребенка   в   дальнейшем   выполнять   любое упражнение для языка без одновременных движений губ ( губы при этом должны находиться в улыбке). Построить забор Цель:  Вырабатывать   умение   удерживать   губы   в   улыбке,  обнажая   нижние   и верхние передние зубы. Описание.   Улыбнуться   без   напряжения   так,   чтобы   были   видны   передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. Методические   указания.   1.   Следить,   чтобы   при   улыбке   верхняя   губа   не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние   зубы,   нужно   научить   его   при   сомкнутых   губах   опускать   и   поднимать только   нижнюю   губу.  Сначала   это   упражнение   можно   проводить   так:   положив палец   под   нижнюю   губу,   опускать   и   поднимать   ее.   Зубы   при   этом   сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Сделать трубочку Цель: выработать движение губ вперед. Описание: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. 2 Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы  вперед,  предложить   ему  дотянутся  губами  до  конфетки (находящейся  на расстоянии 1,5 – 2 см от губ) и взять ее губами. Первый комплекс  (для свистящих звуков с, з, ц) Для   произнесения   свистящих   звуков   требуются   сложные   и   точные движения   языка,   в   которых   участвуют   кончик   языка   (он   находится   за нижними   зубами),  боковые   края   языка  (они   плотно   примыкают   к   верхним коренным   зубам),   спинка   языка   (передняя   часть   ее   приподнимается   к альвеолам   и  образует   с   ними   щель,  а  при   звуке  ц  сначала   смычку,  потом щель);   движения   губ,   нижней   челюсти   (едва   опущена,   рот   приоткрыт)   и наличие   воздушной  струи (достаточно  сильной  и  направленной   посередине языка).   Выработке   необходимых   движений   языка   и   воздушной   струи способствуют следующие упражнения. Загнать мяч в ворота Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Наказать непослушный язык Цель:   Вырабатывать   умение,   расслабив   мышцы   языка,   удерживать   его широким, распластанным. Описание:  Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя­пя­пя…». Удерживать 3 широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.  Методические   указания.   1.   Нижнюю   губу   не   следует   подворачивать   и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков   рта.  3.   Похлопывать   язык   губами   надо   несколько   раз   на   одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. Сделать язык широким Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.  2.  Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.  3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.  4. Боковые края языка должны касаться углов рта.  5.  Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Кто дальше загонит мяч Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание:  Улыбнуться,   положить   широкий   передний   край   языка   на нижнюю   губу   и,   как   бы   произнося   длительно   звук  ф,   сдувать   ватку   на противоположный край стола. Методические   указания.  1.   Нижняя   губа   не   должна   натягиваться   на нижние зубы.  2. Нельзя надувать щеки.  3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 4 Почистим зубы Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание:  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»   нижние   зубы,   делая   сначала   движения   языком   из   стороны   в сторону, потом снизу вверх. Методические   указания.  1.   Губы   неподвижны,   находятся   в   положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. Второй комплекс  (для шипящих звуков ш, ж, ч, щ) Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого неба, при этом кончик языка образует щель с твердым небом (при ч – сначала смычку,  а  потом  щель);  боковые   края   языка   плотно   прилегают   к   верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка   опускается;   воздушная   струя   идет   посередине   языка.   Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Наказать непослушный язык Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Описание упражнения и методические указания см. на с. 3 Сделать язык широким Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание упражнения и методические указания см. на с. 3        Приклей конфетку 5 Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5­2см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. Грибок Цель:  Вырабатывать   подъем   языка   вверх,   растягивать   подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Методические   указания.  1.   Следить,   чтобы   губы   были   в   положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.  3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. Кто дальше загонит мяч?   Цель:  Вырабатывать   плавную,   длительную,   непрерывную   воздушную струю, идущую посередине языка. Описание упражнения и методические указания см. на с. 4 Вкусное варенье Цель:  Вырабатывать   движение   широкой   передней   части   языка   вверх   и положение   языка,   близкое   к   форме   чашечки,   которое   он   принимает   при произнесении звука ш. 6 Описание.  Слегка   приоткрыть   рот   и   широким   передним   краем   языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические   указания.  1.   Следить,   чтобы   работал   только   язык,   а нижняя челюсть не помогла, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной   (можно   придерживать   ее   пальцем).  2.   Язык   должен   быть широким,   боковые   края   его   касаются   углов   рта.  3.   Если   упражнение   не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Гармошка Цель:  Укреплять   мышцы   языка,   растягивать   подъязычную   связку (уздечку). Описание.  Улыбнуться,   приоткрыть   рот,   приклеить   язык   к   небу   и,   не отпуская   языка,   закрывать   и   открывать   рот   (как   растягиваются   меха гармошки,   так   растягивается   подъязычная   уздечка).   Губы   находятся   в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.  2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. Фокус Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание.  Улыбнуться,   приоткрыть   рот,   положить   широкий   передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 7 Методические   указания.  1.   Следить,   чтобы   нижняя   челюсть   была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается,   можно   слегка   придержать   язык.  3.   Нижняя   губа   не   должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  Третий комплекс  (для звука л) Для   произнесения   звука  л  необходима   достаточно   сложная   и дифференцированная   работа   различных   частей   языка:   кончик   языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя   части   спинки   языка   опускаются,   задняя   часть   спинки   языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую   воздушную   струю.   Выработке   необходимых   движений   языка способствуют следующие упражнения: Наказать непослушный язык Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Описание упражнения и методические указания см. на стр.3 Вкусное варенье Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх. Описание упражнения и методические указания см. на стр. 6 Пароход гудит Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук  ы  (как гудит пароход). Методические   указания.  Следить,   чтобы   кончик   языка   был   опущен   и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Индюк 8 Цель:  Вырабатывать   подъем   языка   вверх,   подвижность   его   передней части. Описание.  Приоткрыть   рот,   положить   язык   на   верхнюю   губу   и производить   движения   широким   передним   краем   языка   по   верхней   губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл­бл (как индюк болбочет). Методические   указания.   1.   Следить,   чтобы   язык   был   широким   и   не сужался.  2.   Чтобы   движения   языкам   были   вперед­назад,   а   не   из   стоны   в сторону.  3. Язык  должен «облизывать»  верхнюю  губу, а  не выбрасываться вперед. Качели Цель:  Вырабатывать   умение   быстро   менять   положение   языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.  Описание.   Улыбнуться,   показать   зубы,   приоткрыть   рот,   положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении   под   счет   от   одного   до   пяти.  Потом   поднять   широкий   язык   за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4­6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Пощелкать кончиком языка Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание.   Улыбнуться,   показать   зубы,   приоткрыть   рот   и   пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания. 1. Упражнение сначала выполнятся в медленном темпе,   потом   быстрее.  2.   Нижняя   челюсть   не   должна   двигаться;   работает только   язык.  3.   Если   у   ребенка   пощелкивание   не   получается,   нужно предложить   ему   выполнить   упражнение   «Приклей   конфетку»,   а   потом 9 вернуть   к   этому   упражнению.  4.   Следить,   чтобы   кончик   языка   не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкать языком, а не чмокал. Беззвучно пощелкивать кончиком языка Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место язык при произнесении звука л.  Описание. Ребенок должен произносить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губу были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. Четвертый комплекс  (для звука р) Для   произнесения   звука  р  необходима   сложная   работа   для   всех   мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная   струя   должна   быть   сильной,   направленной.   Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. Чьи зубы чище? Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в стону. Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.  Следить,   чтобы   кончик   языка   не   высовывался,   не   загибался   внутрь,   а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 10 Маляр Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание.  Улыбнуться,   открыть   рот   и   «погладить»   кончиком   языка твердое небо, делая движения языком вперед­назад. Методические   указания.   1.  Губы   и   нижняя   челюсть   должны   быть неподвижны.  2.  Следить,   чтобы   кончик   языка   доходил   до   внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Кто дальше загонит мяч?   Цель:  Вырабатывать   плавную,   длительную,   непрерывную   воздушную струю, идущую посередине языка. Описание упражнения и методические указания см. на с. 4 Пощелкать кончиком языка Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание упражнения и методические указания см. на с. 8 Вкусное варенье Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх. Описание упражнения и методические указания см. на стр. 6 Индюк Цель:  Вырабатывать   подъем   языка   вверх,   подвижность   его   передней части. Описание упражнения и методические указания см. на стр. 8 Барабанщики Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.  Описание.  Улыбнуться,   открыть   рот   и   постучать   кончиком   языка   за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д­д­д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. 11 Методические указания.  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке,   нижняя   челюсть   неподвижна;   работает   только   язык.  2.   Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться.  4. Звук  д  нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску   бумаги.   При   правильном   выполнении   упражнения   она   будет отклоняться. Пятый комплекс (для дифференциации свистящих и шипящих звуков с­ш, з­ж, ц­ч) Качели Цель:  Способствовать   выработке   быстрого   перехода   кончика   языка   из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков. Описание упражнения и методические указания см. на стр. 8 Насос Цель:  Уточнить и отработать артикуляцию звука  с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная). Описание.   Предложить   ребенку   длительно   произнести   звук  с  (так,   как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная. Шар лопнул Цель: Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. ( Язык находится за верхними зубами, струя воздуха теплая). Описание.  Предложить ребенку длительно произнести звук  ш  (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука  ш  передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая. Угадай, что это 12 Цель:  Научить   ребенка   различать   звуки  с  и  ш  при   их   сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения. Описание.  Взрослый   не   спеша   произносит   поочередно   звуки  с  и  ш,   а ребенок   соответственно   звуку   должен   показывать   то   на   картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук с), то на картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук  ш). потом взрослый показывает то на картинку с насосом, то на картинку  с  шиной, а ребенок соответственно называет тот или другой звук. Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори Цель: Научить ребенка различать и правильно произносить звуки с и ш в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым слоги (попарно), соблюдая определенную последовательность:  са­ша, со­шо, шу­су, сы­ши  и т.д.   При   этом   надо   прикрыть   листком   бумаги   рот   (держа   бумагу   на расстоянии  15­20  см   ото   рта),  чтобы   ребенок   не  видел   артикуляцию   этих звуков,   а   воспроизводил   их   только   на   слух.   Произносить   звукосочетания следует громко, четко. Если звук угадал, верно, слово ты назвал Цель:  Показать   ребенку,   что   с   изменением   звука   может   измениться   и слово. Описание. Предложить ребенку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков  с  и  ш  меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение.   На   пример,   объяснить,   что   такое  мишка  и   что   такое  миска,   и указать, в каком слове звук с , а в каком – ш. Можно взять следующие слова: кашка – каска, мишка – миска, крыша – крыса и др. На картинку посмотри, ее верно назови Цель: Научить ребенка не смешивать звуки с и ш, когда они встречаются в одном и том же слове. 13 Описание.   Подобрать   картинки,   в   названии   которых   одновременно встречаются звуки  с и ш, и попросить ребенка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушка, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторять эти слова за взрослыми. Кто лучше придумает? Цель: Научить ребенка правильно употреблять звуки с и ш во фразах. Описание.   По   картинкам,   подобранным   для   предыдущего   упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок,   взрослый   называет   слово,   а   ребенок   составляет   с   этим   словом предложение.  Можно   соревноваться,   чье  предложение   интереснее.   Сначала предложение   должен   составить   взрослый,   а   затем   ребенок.   Например,   со словом шоссе можно составить такую фразу: Саша шла по тропинке вдоль шоссе. Выучите с ребенком стихотворение (ребенок должен правильно произносить звуки с и ш во всех словах). Простокваша Простокваши дали Клаше, Недовольна Клаша: ­ Не хочу я простокваши, Дайте просто каши! Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше. ­ Не хочу я просто каши Так – без простокваши! Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей: Ела, ела Клаша кашу 14 Вместе с простоквашей. А поела – встала, «Спасибо» сказала. Дифференциация последующих пар звуков з­ж, ц­ч и с`­щ отрабатывается в том же порядке. При уточнении изолированных звуков используются звукоподражания: при уточнении   звука  з  нужно   вспомнить,   как   звенят   комары,   звука  ж  –   как жужжат жуки, звука ц – как Маша пригрозила расшумевшимся куклам, звука ч – как стрекочет кузнечик, звука с` ­ как льется тоненькая струйка воды из крана, звука щ – как шипит змея.   Шестой комплекс (для дифференциации звуков л – р) Завести мотор у самолета Цель:  Уточнение и отработка артикуляции звука  р.  (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует). Описание.  Предложить ребенку длительно произносить звук  р,  подражая звуку мотора у самолета. Обратить его внимание на то, что широкий кончик языка поднят к небу и дрожит. Пароход гудит Цель:  Уточнить   и   отработать   артикуляцию   звука  л.   (Язык   поднят   за верхние зубы и там прижат). Описание.   Предложить   ребенку   длительно   произнести   звук  л, напоминающий   гудок   парохода.  Обратить   его   внимание   на   то,  что   кончик языка прижат к небу и не двигается. Угадай, что это Цель:  Научить   ребенка   различать   звуки  л  и  р  при   их   сопоставлении, опираясь на слуховые  кинестетические ощущения. 15 Описание.  Поочередно   не   спеша   произносить   звуки  л  и  р.   Ребенок соответственно должен показывать то на картинку, изображающую пароход (если слышит звук л), то на картинку, изображающую самолет (если слышит звук  р).   Потом   показывать   ему   то   картинку   с   пароходом,   то   картинку   с самолетом. А ребенок соответственно называет ли звук л, или звук р. Будь внимательным, смотри, без ошибки повтор Цель: Научить ребенка различать и правильно произносить звуки л и р в слогах. Описание. Предложить ребенку повторять за взрослыми попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: ла­ра, ло­ро, лу­ру, лы­ры. При повторении взрослый должен располагать слоги в ином порядке: ра­ла, ла­ра и т.д. Произносить звукосочетания надо громко. При повторении упражнений взрослый прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15­20 см ото рта), чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху. Если звук угадал, верно слово ты назвал Цель: Показать ребенку, что с изменением звука может измениться слово. Описание. Предложить ребенку повторить за взрослым 2 слова, в которых с заменой дифференцируемых звуков л и р меняется смысл. Ребенок   должен   после   повторения   каждой   пары   слов   раскрыть   их смысловое значение и указать, в каком слове звук л, а в каком – звук р: юла – Юра, малина – Марина, булки – бурки, лак – рак и др. На картинку посмотри, ее верно назови Цель: Научить ребенка не смешивать звуки л и р, когда они встречаются в одном и том же слове. Описание.  Ребенок должен правильно повторять за взрослым слова. Еще лучше, если взрослый подберет картинки с такими предметами, в названии которых звуки  л  и  р  встречаются одновременно. Ребенок должен правильно 16 их   назвать:  журнал,   рыболов,   проволока,   крыло,   милиционер,   орел, балерина, портфель, рояль и др. Кто лучше придумает? Цель: Научить ребенка правильно употреблять звуки л и р во фразах.  Описание.   По   картинкам,   использованным   в   предыдущем   упражнении, ребенок   должен   составить   предложения   и   правильно   сказать   их.  Если   нет картинок,   взрослый   называет   слово,   а   ребенок   составляет   с   этим   словом предложение.   Можно   ввести   в   упражнение   элемент   игры,   предложив соревнование: чье предложение интереснее? Сначала предложение составляет взрослый, а затем ребенок. Выучите с ребенком стихотворение (Ребенок должен правильно произносить звуки л и р во всех словах). Варежки у Вари Пропали на бульваре. Воротилась Варя Вечером с бульвара И нашла в кармане Варежки Варвара. Вот ведь как! Ребята­октябрята Устроили парад. Прекрасный получился Парад у октябрят! Флажки трещали на ветру. Трубили трубы ту­ру­ру! Барабаны били… Ребята рады были. Седьмой комплекс 17 (для дифференциации звонких и глухих звуков т ­ д, п ­ б, к ­ г, ф ­ в, ш ­ ж) Поехали в вагончике Цель:  Проверить   произнесение   звука  т  и   одновременно   обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука т голос не участвует. Описание.  Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, который издают колеса поезда: «т­т­т…». Обратить его внимание на то, что когда мы произносим звук т, голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребенок произносил звук т тихо и без добавления гласных (т. е. не  тэ, та, ту, ты, а  т), так как в образовании   гласных   звуков   участвует   голос   и   ощущается   вибрация   от колебания голосовых связок. Барабанщики Цель: Проверить произнесение звука д и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука д участвует голос. Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук д (как бьют в барабан). Обратить его внимание на то, что когда мы произносим звук  д, голос «поет» и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, можно приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Угадай, что это Цель:  Научить   ребенка   различать   звуки  т  и  д  при   их   сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения. Описание. Поочередно произносить звуки т и д; ребенок соответственно должен   показывать   или   на   картинку,   на   которой   изображен   вагон   (если слышит   звук  т),   или   на   картинку,   на   котором   изображен   барабан   (если слышит звук д). Потом показывать то на картинку с вагоном, то на картинку с барабаном,   а   ребенок   соответственно   называет   или   звук  т  или   звук  д, контролируя свое произношение тыльной стороной руки, приложенной к шее. 18 Будь внимательным, смотр, без ошибки повтори Цель: Научить ребенка различать и правильно произносить звуки т и д в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым попарно слоги, соблюдая   данную   последовательность:   та­да,   то­до,   ту­ду,   ты­ды.   При повторении упражнения взрослый должен менять последовательность слогов: да­та, то­до, ду­ту, ты­ды и т. д. При этом он прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15­20 см ото рта), чтобы ребенок не видел  его артикуляции, а повторял  по слуху. Произносить  звукосочетания надо громко, четко. Если звук угадал, верно слово ты назвал Цель:  Показать   ребенку,   что   с   изменением   звука   может   измениться   и смысл слова. Описание. Предложить ребенку повторять за взрослым 2 слова, в которых с заменой дифференцируемых звуков т и д меняется смысл. Ребенок   должен   после   повторения   каждой   пары   слов   раскрыть   их смысловое значение и указать, в каком слове звук т, а в каком – звук д: туш – душ, точка – дочка, Том­ дом, катушка – кадушка, тень – день, уточка – удочка, трава – дрова, тина – Дина и др. На картинку посмотри, ее верно назови Цель: Научить ребенка не смешивать звуки т и д, когда они встречаются в одном слове. Описание.  Ребенок   должен   правильно   повторять   за   взрослым   слова,   в которых   одновременно   встречаются   звуки  т  и  д:  доктор,   дети,   детсад, следопыт,   дятел,   родители  и   др.   (Еще   лучше,   если   взрослый   подберет предметные картинки с такими названиями). Кто лучше придумает? Цель: Научить ребенка правильно употреблять звуки т и д во фразах.  19 Описание.   По   картинкам,   подобранным   для   предыдущего   упражнения, ребенок   должен   составить   предложения   и   правильно   сказать   их.  Если   нет нужных картинок, взрослый называет слово, а ребенок придумывает с этим словом предложение. Можно ввести в упражнение элемент игры, предложив соревнование: чье предложение интереснее? Сначала предложение составляет взрослый, а затем предлагает это сделать ребенку. Выучите с ребенком стихотворение (Ребенок должен правильно произносить звуки т и д во всех словах). Новый дом Новый дом растет в квартале, С каждым днем он все видней, В нем еще не зажигали Электрических огней. Скоро дом получит номер, Проведут и газ и свет. Нам квартиру в новом доме Обещает горсовет. Дифференциация последующих пар звуков п – б, к – г, ф – в, с – з, ш – ж отрабатывается в том же порядке. При   уточнении   изолированных   звуков   используются   звукоподражания. При   уточнении   звука   п   нужно   предложить   детям   вспомнить,   как   пыхтит паровоз, звука б – как стучит крышка чайника, когда он кипит; звука к – как пыхтит каток, когда асфальтируют улицу; звука г – как гогочут гуси; звука ф – как дует легкий ветерок; звука  в  – как воет волк; звука  с  – как свистит сердитый ветерок; звука з – как звенит комар; звука ш – как воздух выходит из проколотой шины; звука ж – как жужжит жук. 20 21

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017