Комплексы корригирующих упражнений для 5-9 классов

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Спектр, так называемых недостатков физического развития у подростков чрезвычайно широк. К ним относятся: у юношей преимущественно  –дефицит мышечной массы, различные  искривления позвоночника (по большей  части впалая грудь, сутулость), недостаточное развитие основных двигательных способностей (общей выносливости, мышечной силы, координации); у девушек – избыточная масса тела, слабо развитая гибкость, координация движений, сутулость. Каждый подросток по-своему воспринимает недостатки своего физического развития. Многое здесь зависит от личности, свойств нервной системы, мнения окружающих и ряда других факторов. В понятие «коррекция» входят сумма  оздоровительных, общеукрепляющих  и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности. При коррекции физического развития (телосложения), ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и другие недостатки. Выбор средств физической культуры для коррекции зависит от выявленных недостатков, истинных или имеющихся в воображении подростков. Так, для юношей с дефицитом мышечной массы рекомендуются упражнения силовой направленности: занятия с гантелями, гирями, резиновыми эспандерами для различных групп мышц (ног, рук, туловища). В процессе таких занятий важно правильно подобрать нагрузку для разных частей тела, чтобы не возникло непропорциональное развитие отдельных мышечных групп по сравнению с другими. Обычно юноши стараются в  первую очередь увеличить объем  бицепсов, что не всегда оправдано с точки зрения здоровья. В первую очередь им нужно обратить внимание на мышцы грудной клетки и мышцы живота, которые активно участвуют в процессах дыхания. Для их развития, помимо упражнений с отягощениями, необходимо использовать циклические упражнения (бег в среднем темпе, катание на коньках и велосипеде, плавание, лыжные прогулки), а также спортивные игры. Для улучшения координации и гибкости у девушек полезны спортивные игры (теннис, волейбол, волейбол по упрощенным правилам), ритмическая гимнастика, танцы. Помимо развития основных качеств, дефицит которых наблюдается у большинства девушек, эти занятия позволяют повысить уровень самооценки, их уверенность в своих силах и чрезвычайно сильно способствуют формированию личностных качеств – воли, самообладания, смелости и решительности. В целях коррекции  физического развития применяются  специальные корригирующие и  общие развивающие физические упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), для  выработки правильной осанки, дыхательные упражнения для улучшения функции дыхания (положительно сказывающейся на форме грудной клетки): плавание, подвижные и спортивные игры, элементы спорта. При наличии лишней массы тела полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области шеи, живота, спины и бедер. При выполнении упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа. Рекомендуются ритмическая гимнастика, подвижные и спортивные игры, плавание, туризм. Наиболее эффективными, активизирующими жировой обмен, являются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. В случае различных форм сердечно-сосудистой недостаточности
Иконка файла материала kompleks_korrigiruyushchih_uprazhneniy.docx
Комплексы корригирующих упражнений для 5­9 классов Содержание: 1. Коррекция недостатков физического развития средствами физической  культуры 2. Комплексы корригирующих упражнений: ­КУ, направленных на коррекцию индивидуального физического развития ­КУ для профилактики и лечения остеохондроза ­КУ для предупреждения сутулости ­КУ при плоскостопии 3. Список литературы Коррекция недостатков  физического развития средствами физической культуры       Спектр, так называемых недостатков физического развития у подростков  чрезвычайно широк. К ним относятся: у юношей преимущественно  – дефицит мышечной массы, различные  искривления позвоночника (по  большей  части впалая грудь, сутулость), недостаточное развитие основных  двигательных способностей (общей выносливости, мышечной силы,  координации); у девушек – избыточная масса тела, слабо развитая гибкость,  координация движений, сутулость. Каждый подросток по­своему  воспринимает недостатки своего физического развития. Многое здесь зависит от личности, свойств нервной системы, мнения окружающих и ряда других  факторов.      В понятие «коррекция» входят сумма  оздоровительных,  общеукрепляющих  и развивающих воздействий специально  подобранных систем физических упражнений, влияющих на формирование  опорно­двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности.      При коррекции физического развития (телосложения),   ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных  направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и  другие недостатки.      Выбор средств физической культуры для коррекции зависит от  выявленных недостатков, истинных или имеющихся в воображении  подростков. Так, для юношей с дефицитом мышечной массы рекомендуются  упражнения силовой направленности: занятия с гантелями, гирями,  резиновыми эспандерами для различных групп мышц (ног, рук, туловища). В  процессе таких занятий важно правильно подобрать нагрузку для разных  частей тела, чтобы не возникло непропорциональное развитие отдельныхмышечных групп по сравнению с другими.     Обычно юноши стараются в  первую очередь увеличить объем  бицепсов,  что не всегда оправдано с точки зрения здоровья. В первую очередь им нужно  обратить внимание на мышцы грудной клетки и мышцы живота, которые  активно участвуют в процессах дыхания. Для их развития, помимо  упражнений с отягощениями, необходимо использовать циклические  упражнения (бег в среднем темпе, катание на коньках и велосипеде, плавание,  лыжные прогулки), а также спортивные игры.      Для улучшения координации и гибкости у девушек полезны спортивные  игры (теннис, волейбол, волейбол по упрощенным правилам), ритмическая  гимнастика, танцы. Помимо развития основных качеств, дефицит которых  наблюдается у большинства девушек, эти занятия позволяют повысить  уровень самооценки, их уверенность в своих силах и чрезвычайно сильно  способствуют формированию личностных качеств – воли, самообладания,  смелости и решительности.      В целях коррекции  физического развития применяются   специальные корригирующие и  общие развивающие физические упражнения  для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет),  для  выработки правильной осанки, дыхательные упражнения для  улучшения функции дыхания (положительно сказывающейся на форме  грудной клетки): плавание, подвижные и спортивные игры, элементы спорта.  При наличии лишней массы тела полезны гимнастические упражнения,  которые способствуют активизации жирового обмена в области шеи, живота,  спины и бедер. При выполнении упражнений следует чередовать исходные  положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа. Рекомендуются ритмическая  гимнастика, подвижные и спортивные игры, плавание, туризм. Наиболее  эффективными, активизирующими жировой обмен, являются циклические  упражнения, выполняемые в аэробном режиме.      В случае различных форм сердечно­сосудистой недостаточности  дыхательной системы, применяются строго дозированные физические  упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, передвижение на лыжах  и т.п. со строгим контролем за состоянием организма.      Коррекция физической подготовленности осуществляется  после определения  ее недостаточности. Занимающимся предлагается  выполнить ряд тестов, результаты которых создадут условия для  корригирующего тренировочного процесса. В условиях интерната  данные о  недостатках физического развития учащихся можно найти у медицинского  работника, из медицинской карты ученика.      Как юношам, так и девушкам, имеющим недостатки физического  развития (впрочем, и не имеющим их), очень полезны занятия различными видами  спорта, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями  для развития основных двигательных способностей, выполнение утренней  гигиенической гимнастики и ведение активного образа жизни.Комплексы корригирующих  упражнений: «Комплекс упражнений, направленных на коррекцию индивидуального физического развития» Для мышц груди и рук: ­Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Руки на ширине плеч. 25  раз. Для широчайших мышц: ­Лежа на спине между двумя стульями, гимнастическая палка на сиденьях.  Взяться за палку руками широким хватом. Подтягивание до касания палки  грудью. 3 серии по 10 раз. Для дельтовидных мышц: Стоя, наступив на резиновый  бинт, свободные концы в руках. Поднимание  рук через стороны вверх, 3 серии по 10 раз. Для бицепсов: Стоя так же, как  в предыдущем упражнении. Сгибание рук в локтевых  суставах, 3 серии  по 8 раз. Для трицепсов: Стоя, руки согнуты в  локтях за головой, в них свободные  концы бинта. Не  меняя положения  локтей, разгибать руки, 3 серии по 8 раз. Для мышц спины: Лежа животом на стуле, руки за головой. Одновременно поднимать  туловище и прямые ноги, максимально  прогибаясь, 3 серии по 8 раз. Для мышц ног: Стоя, руки за головой. Присесть, встать и чуть­чуть выпрыгнуть вверх.  Упражнения можно заменить приседаниями на одной ноге, другая вытянута  вперед, 4 серии по 6 раз. Стоя носком одной  ноги на деревянном бруске высотой 3­4 см, подняться на  носок, 3 серии по 12 раз  каждой ногой. Для мышц брюшного пресса: Лежа на полу, руки за головой, ноги закреплены. Поднимание туловища до  касания грудью коленей. 3 серии по 15 раз. «Комплекс упражнений для профилактики и лечения остеохондроза»      При поражении какого­либо одного отдела позвоночника (шейный,  грудной, пояснично­крестцовый) страдает весь позвоночник, поэтому  применяются упражнения для всего позвоночника с обязательным учетом  стадии заболевания и включаются специальные упражнения для пораженных  отделов позвоночника.И.п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений), руки  опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально  возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5­10 раз. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный.  Повторить 5­10 раз.      Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп  медленный. 5­10 раз.      Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь.  Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.      Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся  ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.      То же с другой стороны. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком  положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.      Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5­7 минут. И.п. – лежа на спине, руки под головой. Давить головой на руки (темп  медленный) – выдох. Расслабиться – вдох. 10 раз. И.п. – лежа на спине, руки на поясе. Поочередное сгибание и разгибание ног,  не уменьшая прогиба поясницы. Стопы не отрывать. По 10 раз каждой ногой. И.п. – лежа на спине, руки на поясе, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз – выдох, и.п. – вдох. 10­15 раз. И.п. – лежа на спине, кисть одной руки на груди, другой – на животе.       Глубокий вдох (кисти приподнимаются), глубокий выдох (кисти опускаются).      Комплекс упражнений для предупреждения сутулости И.п. – лежа на животе, руки вверх. Движения руками, как при плавании  способом «брасс», 6 раз. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при  плавании способом «кроль», 6­10 раз. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2­3 раза. И.п. – лежа на животе, кисти под подбородком. Поднять ноги. Держать 3  счета, 4­6 раз. И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Медленно сесть без опоры на руки,  медленно лечь, 4­6 раз. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2­3 раза. И.п. – стоя, ноги врозь, в двух шагах от стула. Наклон вперед, хват за спинку  стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться. Держать 3 счета.  Вернуться в и.п. , 4­5 раз.      Комплекс упражнений при плоскостопии Упражнения на укрепление мышц и связок стопы: Ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с  отягощением на плечах массой 1­3 кг. Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и  поднимание его. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на  полу. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек,  мяча, куска ткани). Сидя на стуле, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание  палки подошвами ног. Приседание с отрывом пяток от поверхности пола. Ритмичное сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе, стоя  передней частью стопы на опоре высотой 7­10 см. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке. Ходьба на носках по наклонной плоскости. Ходьба по бруску с треугольным профилем.    Список литературы 1. Физическая культура студента /Под ред. проф. В.И. Ильинича. ­ М., 1999. 2. Физическое воспитание. Учебник  для студентов вузов /Под ред. В.А.  Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. ­ М.: Высш. школа, 1983. ­  391 с.    Учитель  ГБОУ школы­интерната пос. Паркового                  Демиденко В.В.