Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения входного, текущего контроля знаний, для итоговой аттестации (в форме экзамена) по дисциплине «Теория и методика социальной работы»
Оценка 5

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения входного, текущего контроля знаний, для итоговой аттестации (в форме экзамена) по дисциплине «Теория и методика социальной работы»

Оценка 5
docx
01.02.2020
Комплект контрольно-измерительных материалов  для проведения входного, текущего контроля знаний,  для итоговой аттестации  (в форме экзамена) по дисциплине  «Теория и методика социальной работы»
ким Теория.docx

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова»

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

профессиональных дисциплин

протокол № ___от ____________201__г

председатель ________О.М. Госькова

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая учебной частью

____________ М.Ф. Кравченко

«_____»______________ 201__г.

 

 

 

 

 

Комплект контрольно-измерительных материалов

для проведения входного, текущего контроля знаний,

для итоговой аттестации

 (в форме экзамена) по дисциплине

 «Теория и методика социальной работы»

для студентов дневного отделения специальности СПО

040401 «Социальная работа»

 

Разработчик:

преподаватель Кирякова Ю.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

1. Общие положения

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»

КИМ включают контрольные материалы входного контроля знаний, текущего контроля и промежуточной аттестации в форме  экзамена.

 

 

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

 

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства

1                  

Введение

 

ОК 1

ОК 2

ПК 5.2

Тест

2                  

Становление социальной работы в России

ОК 3

ОК 2

ПК 5.4

Карточки

3                  

Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом

ОК 4

ОК 6

Тест

4                  

Основные современные концепции и модели социальной работы

ОК 2

ОК 4

Тест

 

 

3. Комплект оценочных средств

Тема: Введение

Задание № 1: Входной контроль (тест)

1.   Профессия – это …

а) род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы;

б) способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира.

 

2.   В каком году официально были зарегистрированы профессии “социальный работник”, “специалист по социальной работе” в российских государственных документах:

а) 1990 г.;

б) 1991 г;

в) 1992 г.

 

3.Исключите лишнее:

Какую функцию специалист по социальной работе не выполняет:

а)диагностическую;

б) регулятивную;

в) прогностическую;

г)предупредительно-профилактическую;

д) организационно-коммуникативную.

 

4.Социальную работу не принято рассматривать как:

а) учебную дисциплину

б) научное направление

в) общественное явление

г) профессиональный вид деятельности.

 

5. Выберите наиболее правильный с вашей точки зрения вариант:

а) социальная работа – это профессия

б) социальная работа – это прикладная наука

в) социальная работа – это учебная дисциплина

г) социальная работа – это самостоятельная теория, учебная дисциплина, специфическая форма социальной деятельности.

 

6. Закончите фразу:

К основным принципам социальной работы относятся:

а) гуманизма;

б) нравственности;

в) справедливости;

г) самообеспечения;

д) все ответы верны.

 

7. В чем заключается основное отличие социальной работы от филантропии и благотворительности?

а) в ориентации на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи

б) в ориентации на стремление помочь в решении повседневных проблем

в) все перечисленное верно

 

8. Проблематика социальной работы включает

а) неравенство, алкоголизм, преступность

б) все перечисленное верно

в) бедность, бездомность, безработицу

г) проблемы беженцев, насилие над личностью

д) социальную изоляцию и одиночество, сиротство

 

9. Ориентация на ресурсы означает, что социальные работники в большей мере фокусируются на:

а) все перечисленное верно

б) сильных сторонах клиента

в) слабостях клиента

г) проблемах клиента.

 

10. Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация книги

а) «Капитал» К. Маркса

б) «Социальный диагноз» М. Ричмонд

в) «Психоанализ» 3. Фрейда

 

Раздел 1. История социальной работы в России и за рубежом

Тема: Становление социальной работы в России

Задание № 1: Карточки

Вариант №1

1. Время существования восточнославянского Древнерусского государства:

а) VIII - XV вв.,

б) IX - XIV вв.,

в) IX - XII вв.

2. Какие крупные племенные объединения восточных славян называют летописи?:

а) русы, уличи, кривичи,

б) Куяба (Куява), Славия, Артания,

в) русичи, вятичи, радимичи.

3. Как назывался сбор дани в пользу князя с крестьян-общинников?:

а) погост,

б) привоз,

в) полюдье.

4. Какая формируется новая прослойка класса феодалов в XIV-XV вв.?:

а) дьяки,

б) опричники,

в) дворяне

5. Кому переходила земля по указу Петра I от 1714 г. о единонаследии?:

а) только одному наследнику, а остальным предписывалось служить,

б) земля распределялась между старшими наследниками, а младшим предлагалась государственная служба,

в) только одному наследнику, а остальные получали от него содержание.

6. Что означало принятие “Жалованной Грамоты дворянству” в 1785 г.?:

а) дворяне получили монопольное право на занятие делами в промышленности,

б) ограничение абсолютизма дворянскими вольностями,

в) окончательная консолидация сословия дворян, закрепление всех прав и привилегий и превращение дворянства в самую влиятельную часть населения

7.Как крещение Руси повлияло на развитие частной благотворительности?

 

Вариант №2

1. Когда и при каком князе произошло крещение Руси?:

а) в 945 г. при князе Игоре,

б) в 888 г. при князе Олеге,

в) в 988 г. при князе Владимире Святославиче.

2. Когда появляется у восточных славян первая форма государственности - племенное княжение - военная демократия, при которой власть князя ограничивалась народным собранием (вече)?:

а) в VIII в.,

б) в VII в.,

в) в IX в.

3. Кто составлял основную массу городского населения Руси?:

а) купцы, ремесленники,

б) дружинники, купцы, изгои,

в) купцы, рядовичи, дружинники.

4. Кто из московских князей и когда впервые принял титул “Государь всея Руси”?:

а) Василий III в 1514 г. после присоединения Смоленска к Московскому государству,

б) Василий II в 1453 г. после победы над своими соперниками в феодальной войне (1425-1453),

в) Иван III в 1480 г. после разгрома Золотой Орды

5 Что определяла “Табель о рангах”, принятая в 1722 г.?:

а) количественную потребность в чинах высокого ранга,

б) решение вопроса о потребности государства в военных и гражданских кадрах в определенный период,

в) классификацию чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе с 14-го низшего ранга до 1-го высшего.

6. Когда были изданы законы, разрешавший помещикам ссылать своих крепостных крестьян на каторгу и запрещавший жалобы на помещиков, превратившие по существу российское крепостничество в рабство?:

а) в 1770 и 1772 гг.,

б) в 1776 и 1778 гг.,

в) в 1765 и 1767 гг.

7. Охарактеризуйте роль и влияние религиозных учреждений на социальную работу

 

Вариант №3

1. Период расцвета Киевской Руси:

а) XII - XIII вв.,

б) Х в.,

в) XI - XII вв.

2. Первоначальное значение слова “боярин”:

а) жрец,

б) родовой старейшина,

в) судья.

3. Как называлась община, игравшая большую роль в жизни древнерусской деревни при решении трудоемких работ, распределении земли?:

а) род,

б) селище,

в) мир, вервь.

4. Почему дворяне со временем стали называться помещиками?:

а) так как проживали по месту службы,

б) так как имели определенное место службы,

в) так как за военную службу у князя или боярина получали поместья (небольшие земельные владения с крестьянами).

5. Как назывались крестьяне, прикрепленные государством к мануфактурам?:

а) государственные,

б) промысловые,

в) посессионные,

д) приписные

6.Кто относился к привилегированному сословию России в первой половине XIX в.:

а) дворяне, духовенство, купцы, казачество,

б) дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы,

в) дворяне, купцы, верхушка духовенства и казачества.

7. Каков вклад правителей Руси в социальную работу?

 

Вариант№4

1. Кто начал свой обзор отечественной истории в “Повести временных лет” с вопроса: “Откуда есть пошла Русская земля?”?:

а) Нестор,

б) Пимен,

в) Иов.

2. Как называлась основная масса сельского населения Киевской Руси?:

а) смерды,

б) челядь,

в) посад.                                      

3 Кто был главной силой феодальной раздробленности?:

а) городской посадский люд, требующий беспошлинной торгов-ли, снижения ростовщических процентов,

б) бояре, враждовавшие друг с другом и с князьями,

в) земледельческое население, требующее снижения налогов.

4. Сколько лет правила Россией династия Романовых?:

а) более 300 лет, с января 1612 по февраль 1917 гг.,

б) более 300 лет, с июня 1614 по февраль 1917 гг.,

в) более 300 лет, с февраля 1613 по февраль 1917 гг.

5. Кто освобождался от подушной подати при Петре I?:

а) казаки и дворцовые крестьяне,

б) купцы и государственные крестьяне,

в) дворяне и духовенство

6. Какие крестьяне назывались посессионными?:

а) крестьяне, являющиеся собственностью владельца предприятия и могли быть проданы только вместе с мануфактурой,

б) вольнонаемные крестьяне-сезонники,

в) государственные крестьяне, отбывающие периодически государственную повинность на мануфактуре

7. Как крещение Руси повлияло на развитие частной благотворительности?

 

Вариант №5

1. Кто был автором норманской теории?:

а) немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер, приглашенные для работы в Россию в XVIII в.,

б) Нестор-летописец,

в) митрополит Илларион.

2. Как назывались крестьяне, бравшие у феодалов в долг?:

а) рядовичи,

б) тиуны,

в) закупы.

3. Какая территория бывшей Киевской Руси, попавшей в вассальную зависимость от Золотой Орды, сохранила традиции древнерусской государственности?:

а) Северо-Западная Русь,

б) Северо-Восточная Русь,

в) Юго-Западная Русь.

4. Когда Петр I стал царем?:

а) в 1682 г., когда ему было 10 лет,

б) в 1696 г., когда ему было 24 года,

в) в 1699 г., когда ему было 27 лет.

5. Что предпринял Петр I в 1708 г., чтобы создать регулярную армию с пожизненным сроком службы?:

а) создал наемную армию,

б) ввел всеобщую воинскую повинность,

в) ввел рекрутскую повинность.

6. Какие крестьяне назывались приписными?:

а) государственные крестьяне, отбывающие долги государству на мануфактурах,

б) каторжники и беглые крестьяне, работавшие на мануфактурах по решению суда,

в) государственные крестьяне, приписанные или прикрепленные к казенным и частным заводам, причем их работа засчитывалась вместо уплаты податей в казну.

7. Охарактеризуйте роль и влияние религиозных учреждений на социальную работу

 

Вариант№6

1. Вариант объяснения термина “Русь”:

а) Русь - название одного из славянских племен,

б) Русь - название земли славянского племени полян,

в) Русь - название от р. Рось, притока Днепра, давшей название племени,

г) Русь - производное от названия племени сарматов-роксолан (росолан),

д) Русь - название одного из скандинавских племен,

е) указать все перечисленное.

2. Как называлось основное население Древнерусского государства - свободные общинники в “Русской Правде” Ярослава Мудрого?:

а) смерды,

б) людины или люди,

в) христиане.

3. Когда Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига?:

а) в 1425 г. при Василии I,

б) в 1480 г. при Иване III,

в) в 1452 г. при Василии II.

4. Какой высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции, создал Петр I в 1711 г.?:

а) Синод,

б) Консилию министров,

в) Сенат.

5. В чем заключалась политика просвещенного абсолютизма Екатерины II?:

а) в использовании отдельных идей просвещенного абсолютизма для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений на основе демагогии и видимости защиты интересов народа,

б) в призыве к “общему благу”, борьбе с пороками,

в) в провозглашении “союза государя и философов” для блага России.

6. Кто такие крестьяне-отходники?:

а) крепостные, оброчные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки,

б) помещичьи крестьяне, временно оставившие место постоянного жительства по воле помещика для какой-либо работы,

в) помещичьи крестьяне, принудительно выселенные за пределы деревни по решению помещика.

7. Каков вклад правителей Руси в социальную работу?

 

Тема: Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом

Задание № 1: тест

1. Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация книги

1) «Капитал» К. Маркса

2) «Социальный диагноз» М. Ричмонд

3) «Психоанализ» 3. Фрейда

4) нет правильного ответа

2.Все определения «социальная работа» сводятся в трактовке данного социального института как к механизму помощи, в результате которой клиент:

1) получает все полагающиеся ему льготы

2) получает помощь от соответствующих специалистов

3) получает услуги в учреждениях социального обслуживания

4) получает навыки к самопомощи

3.Основоположником индивидуального метода социальной работы является

1) М. Ричмонд

2) М. Кук

3) М. Раймонд

4) М. Рурк

4.Родоначальником теории социальной работы, связанной с развитием Движения сеттльментов является:

1) Дж. Адамс

2) З. Фрейд

3) М. Раймонд

4) Р. Родджерс

5. Ориентация на ресурсы означает, что социальные работники в большей мере фокусируются на:

1) все перечисленное верно

2) сильных сторонах клиента

3) слабостях клиента

4) проблемах клиента

6. Основателем медицинской модели социальной работы является:

1) Ю. Шапиро

2) М Ричмонд

3) З. Фрейд

4) П. Кункель

7. Интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей групп населения, на создание условий, благоприятствующих восстановлению и улучшению способностей людей к социальному функционированию– это …

1) социальная работа как практический вид деятельности

2) социальная работа как наука.

3) социальная работа как система

4) верны все ответы

8. Сопоставьте факторы эволюции, которые привели к изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы

1. Макрофакторы эволюции

 

2. Микрофакторы эволюции

 

3. Мезофакторы эволюции

А) концентрация внимания социального работника на «работе со случаем»; обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов; становление техник и методов индивидуальной работы на основе запросов клиента

Б) смещение акцентов помощи материального вспомоществования на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы; изменение практической направленности деятельности социальных работников, переход от классовых проблем к решению конкретных проблем личности

В) промышленная революция;  изменение социальной политики в области прав человека и его защиты; организация системы социального страхования для больных и престарелых

 

 

9. Как трактовал свой метод индивидуальной работы:

В. Робинсон - …

О. Ранк - …

 

10. Перечислите основные аспекты индивидуальной работы с клиентом принятой в 1928г. на Милфордской конференции.

 

Критерии оценки:

оценка «5» - 10 правильных ответов

оценка «4» - 9-8 правильных ответов

оценка «3» - 7-6 правильных ответов

оценка «2» - менее 5 правильных ответов

 

Раздел 2. Социальная работа в современном мире

Тема: Основные современные концепции и модели социальной работы

Задание № 1: тест

1.Социальную работу не принято рассматривать как:

1) учебную дисциплину

2) научное направление

3) общественное явление

4) профессиональный вид деятельности

2.Социальная работа – это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь:

1) всем группам населения

2) социально-обеспеченным группам

3) социально-депривированным группам

4) социально защищенным группам

3. Какая из моделей рассматривает социальную работу как часть движения за права человека

1) экзистенциальная модель

2) социально-радикальная модель.

3) марксистская модель

4) комплексно-ориентированная модель

4. Данная модель социальной работы учитывает понимание клиентом окружения и своего статуса

1) экзистенциальная модель

2) социально-радикальная модель.

3) марксистская модель

4) комплексно-ориентированная модель

5.Данная модель социальной работы связывает решение социальных проблем с коренными изменениями в обществе, изменением общественно-политических систем, реализации принципов социального равенства и социальной справедливости

1) экзистенциальная модель

2) социально-радикальная модель.

3) марксистская модель

4) комплексно-ориентированная модель

6. Данная теория социальной работы включает в себя речевую теорию, социально-педагогическую и когнитивную модели

1) экзистенциальная модель

2) социально-радикальная модель.

3) марксистская модель

4) комплексно-ориентированная модель

7. Сопоставьте основные модели социальной работы

1. психосоциальная модель

 

2. системно-теоретическая модель

 

3.      модель социальной работы как решение проблем

4.     концепция социального действия

А) согласование потребностей и возможностей клиента с реальной социальной средой

Б) внимание обращает на решение проблем

В) сущность определена самим названием

Г) человек рассматривается как элемент многих систем, что необходимо учитывать социальному работнику

 

 

8. Кто является основателем модели социальной работы как решения проблем

1) М.Ричмонд

2) Г. Гамильтон

3) Э.Перлман

4) Дж. Адамс

9. Какая из социальных школ обращала внимание на социальную среду и процесс оказания помощи, ответственность социального работника, помощь и формирование отношений между ним и клиентом, способных осуществить изменения, в то же время – личную ответственность индивида за самореализацию

1) диагностическая

2) функциональная

3) прогностическая

10. Какая из школ основное внимание обращает на сбор информации о детстве клиента, оценку его личности

1) диагностическая

2) функциональная

3) прогностическая

 

Критерии оценки:

оценка «5» - 10 правильных ответов

оценка «4» - 9-8 правильных ответов

оценка «3» - 7-6 правильных ответов

оценка «2» - менее 5 правильных ответов

 

Задания для проведения экзамена

Форма экзамена устный – по билетам

 

Условия выполнения задания

 

 Инструкция

1.   Внимательно прочитайте содержание теоретических вопросов № 1, 2. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по дисциплине. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл.

Время на подготовку для ответа на теоретические вопросы - 30 мин. – для экзамена

 

Перечень теоретических вопросов

Перечень практических заданий:

1.   Понятие “Социальная работа”, основные понятия социальной работы

2.   Сущность и содержание социальной работы

3.   Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях

4.   Этапы становления и развития социальной работы в России

5.   Становление социальной работы в IX- XVIII вв.

6.   Становление социальной работы в XIX вв.

7.   Становление социальной работы в XX вв

8.   Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы

9.   Основные принципы деятельности социального работника

10.                 Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний

11.                 Личностные качества социального работника.

12.                 Критерии профессионализма социального работника.

13.                  Профессиональная компетентность социального работника.

14.                 Классификация видов профессиональной компетентности социального работника

15.                 Структура личностного потенциала социального работника.

16.                 Профессионально значимые качества личности социального работника.

17.                 Процесс профессионального самоопределения социального работника.

18.                 Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника

19.                 Основные цели и задачи социальной работы

20.                 Технология выработки цели социальной работы

21.                  Основные модели развития теории социальной работы

22.                 Марксистская модель теории социальной работы

23.                 Социально-радикальная модель теории социальной работы

24.                  Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы

25.                 Социально-радикальная модель теории социальной работы

26.                 Экзистенциальная модель теории социальной работы

27.                 Проблемы профессионализма в социальной работе

28.                 Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом

 

Критерии оценивания:

Оценка 5 “Отлично” ставится, если студент правильно ответил на все экзаменационные вопросы, тем самым, сумев применить теоретический материал.

Оценка 4 “Хорошо” ставится, если студент правильно ответил на контрольные вопросы, но допустил небольшие неточности и погрешности.

Оценка 3 “Удовлетворительно” ставится, если студент допускал ошибки при ответе на экзаменационные вопросы.

Оценка 2 “Неудовлетворительно” ставится, если студент не смог ответить на экзаменационные вопросы.


 

Филиал государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Филиал государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Общие положения К онтрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»

Общие положения К онтрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»

В каком году официально были зарегистрированы профессии “социальный работник”, “специалист по социальной работе” в российских государственных документах: а) 1990 г

В каком году официально были зарегистрированы профессии “социальный работник”, “специалист по социальной работе” в российских государственных документах: а) 1990 г

Проблематика социальной работы включает а) неравенство, алкоголизм, преступность б) все перечисленное верно в) бедность, бездомность, безработицу г) проблемы беженцев, насилие над личностью д) социальную изоляцию…

Проблематика социальной работы включает а) неравенство, алкоголизм, преступность б) все перечисленное верно в) бедность, бездомность, безработицу г) проблемы беженцев, насилие над личностью д) социальную изоляцию…

Какая формируется новая прослойка класса феодалов в

Какая формируется новая прослойка класса феодалов в

Василий II в 1453 г. после победы над своими соперниками в феодальной войне (1425-1453), в)

Василий II в 1453 г. после победы над своими соперниками в феодальной войне (1425-1453), в)

Кто относился к привилегированному сословию

Кто относился к привилегированному сословию

Как крещение Руси повлияло на развитие частной благотворительности?

Как крещение Руси повлияло на развитие частной благотворительности?

Вариант объяснения термина “Русь”: а)

Вариант объяснения термина “Русь”: а)

Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация книги 1) «Капитал»

Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация книги 1) «Капитал»

Сопоставьте факторы эволюции, которые привели к изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы 1

Сопоставьте факторы эволюции, которые привели к изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы 1

Раздел 2. Социальная работа в современном мире

Раздел 2. Социальная работа в современном мире

Сопоставьте основные модели социальной работы 1

Сопоставьте основные модели социальной работы 1

Задания для проведения экзамена

Задания для проведения экзамена

Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника 2

Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020