Комплект оценочных средств по дисциплине "Биология"
Оценка 4.7

Комплект оценочных средств по дисциплине "Биология"

Оценка 4.7
docx
биология
10 кл—11 кл
17.02.2022
Комплект оценочных средств по дисциплине "Биология"
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Биология КОСы .docx

 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УССУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для промежуточной аттестации по дисциплине
«Биология»

 

По профессии:43.01.09   «Повар, кондитер»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТАЛ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

Фамилия И.О

Вострикова О.Г.

На заседании ЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от «06» сентября 2021г.

 

Председатель ЦК 

 Рыжих Т.М  

 

Заведующий УПР филиала «УАПК» в Ханкайском районе
______________ Милякова Д.В

«06»сентября 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Паспорт комплекта КОС

2.      Перечень вопросов и практических заданий для подготовки обучающихся к зачету (экзамену)

3.      Комплект тестовых заданий для проведения дифференцированного зачета/экзамена

4.      Критерии оценки

 


 

1.      Паспорт комплекта КОС

1.1.            Область применения КОС

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

 

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

 и  программы учебной дисциплины «Биология»

 

1.2.            Формы контроля и оценки результатов освоения дисциплины

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Биология» является дифференцированный зачет

 

 

 

1.3.            Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате освоения учебной дисциплины « Биология»  обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по  профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и  общие компетенции:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Комплект вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту

1.      Биология как наука?

2.      Учёные о эволюционной теории

3.      Межвидовая борьба за существование

4.      Вид. Популяция

5.      Наследственность и изменчивость

6.      Доказательства происхождения человека от животных

7.      Клеточная теория

8.      Изменения в биогеоценозе.

9.      Биогеоценозы, соэдаваемые человеком

10.  Строение и функции  органоидов клетки

11.  Отличие растительной клетки от животной

12.  Прокариотические клетки

13.  Вирусы

14.  Гибридологический метод изучения наследствености

15.  Цитологический метод изучения наследствености

16.  Дигибридное скрещивание

17.  Моногибридное скрещивание

18.  Сцепленное наследование

19.  Модификационная изменчивость

20.  Наследственная изменчивость

21.  Генетика человека и её значение для медицины

22.  Центры многообразия и происхождения культурных растений

23.  Борьба за существование

24.  Искусственный отбор

25.  Естественный отбор

26.  Образование новых видов

27.  Онтогенез

28.  Эмбриональное развитие

29.  Постэмбриональное развитие

30.  Деление клетки Митоз

31.  Деление клетки Мейоз

32.  Гаметогенез

33.  Оплодотворение

34.  Химический состав клетки. Неорганические вещества

35.  Органические вещества клетки

36.  Нуклеиновые кислоты

37.  Аппарат Гольджи, лизосомы строение и функции

38.  Цитоплазма и её органоиды эндоплазматическая сеть, митохондрии и пластиды

39.  Ядро

40.  Обмен веществ

41.  Энергетический обмен. Синтез АТФ

42.  Пластический обмен. Синтез и-РНК, биосинтез белка

43.  Углеводы и липиды

44.  Белки функции и строение

45.  Экологические системы

46.  Движущие силы антропогенеза

47.  Древнейшие люди

48.  Древние и первые современные люди

49.  Генная инженерия

50.  Генетика и селекция

51.  Задачи современной селекции

52.  Современные теории происхождения человека

53.  Возникновение жизни на Земле

54.  Задачи на законы Г.Менделя

55.  Пищевые цепи

56.  Фотосинтез

57.  Хемосинтез

58.  Круговорот воды в природе

59.  Круговорот азота в природе

60.  Круговорот углерода в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Комплект тестовых заданий для проведения
дифференцированного зачета

по учебной дисциплине «Биология»

по профессии 43.01.09 « Повар, кондитер»  

1 вариант

№1

Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?

1)  экология

2)  систематика

3)  морфология

4)  палеонтология

№2

Сколько хромосом в половых клетках плодовой мухи дрозофилы, если в её  соматических клетках содержится 8 хромосом?

1) 12  

2) 10  

3) 8  

4) 4

№3

Примером  межвидовой  борьбы  за  существование  служат  отношения между 

1)  взрослой лягушкой и головастиком

2)  бабочкой капустницей и ее гусеницей

3)  дроздом певчим и дроздом рябинником

4)  волками одной стаи 

№4

В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят 

1)  злаки, осоки

2)  бактерии и грибы

3)  мышевидных грызунов

4)  растительноядных насекомых

№5

Выберите  правильную  последовательность  передачи  информации  в процессе синтеза белка в клетке

1)  ДНК → и-РНК → белок 

2)  ДНК → т-РНК → белок 

3)  р-РНК → т-РНК → белок 

4)  р-РНК → ДНК → т-РНК → белок 

№6

Среди перечисленных примеров ароморфозом является

1)  плоская форма тела у ската

2)  покровительственная окраска у кузнечика

3)  четырёхкамерное сердце у птиц

4) редукция пищеварительной системы у паразитических червей

№7

Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? 

1)  вирусы

2)  бактерии

3)  лишайники

4)  грибы

№8

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ? 

1)  аа

2)  ааВВ

3)  ВВ

4)  аВ

№9

Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида 

1)  географическому 

2)  генетическому

3)  экологическому

4)  морфологическому

№10

Приспособленность организмов к среде обитания – результат 

1) стремления особей к самоусовершенствованию

2)  взаимодействия движущих сил эволюции 

3)  методического отбора

4)  проявления конвергенции

№11

Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс 

1)  митоза

2)  оплодотворения 

3)  мейоза

4)  опыления

№12

 Какие клетки делятся мейозом?

1)  клетки костной ткани     

2)  клетки кожи

3)  половые клетки                

4)  эпителиальные клетки

№13

Азотистое основание аденин (А), рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав

1)  ДНК  

2)  РНК    

3)  АТФ 

4)  белка

№14

Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

1)  состоят из одной клетки

2)  имеют мелкие размеры

3)  не имеют оформленного ядра

4)  являются гетеротрофными

№15

Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

1)  гибридологическим 

2)  цитогенетическим

3)  близнецовым

4)  биохимическим

№16

Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) Главного ботанического сада

2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций 

4) Института генетики

№17

К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится

1) наследственная изменчивость    

2) борьба за существование

3) естественный отбор                 

4) членораздельная речь 

№18

В основе образования пептидных связей  между аминокислотами в молекуле белка лежит 

1) принцип комплементарности    

2) нерастворимость аминокислот в воде

3) растворимость аминокислот в воде

4) наличие в них карбоксильной и аминной групп

№19

Изменчивость  признаков,  которая  носит  массовый,  приспособительный характер,

1) не обусловлена изменением генотипа

2) вызвана изменением генов

3) связана с изменением числа хромосом

4) вызвана изменением структуры хромосом

№20

Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

 

 

2 вариант

№1

Какую  теорию  сформулировали  немецкие  ученые  М.  Шлейден  и Т. Шванн?

1)  эволюции

2)  хромосомную

3)  клеточную 

4)  онтогенеза

№2

Встраивание  своей  нуклеиновой  кислоты  в  ДНК  клетки-хозяина осуществляют

1)  бактериофаги

2)  хемотрофы

3)  автотрофы

4)  цианобактерии 

№3

Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к 

1)  перекрестному опылению

2)  защите от ветра

3)  использованию энергии света

4)  уменьшению испарения воды

№4

К глобальным изменениям в биосфере может привести 

1)  увеличение численности отдельных видов

2)  опустынивание территорий

3)  выпадение обильных осадков

4)  смена одного сообщества другим

№5

При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей  с  генотипами  ААBb  и aabb в  потомстве  наблюдается

расщепление в соотношении 

1) 9:3:3:1

2) 1:1:1:1

3) 3:1

4) 1:1

№6

Биосфера – открытая система, так как она 

1)  постоянно развивается

2)  пригодна для жизни организмов 

3)  получает энергию извне

4)  состоит из экосистем

№7

Какой уровень  организации живого служит основным объектом изучения цитологии

1)  клеточный 

2)  популяционно-видовой 

3)  биогеоценотический 

4)  биосферный 

№8

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, 

1)  носит обратимый характер

2)  не связана с изменениями хромосом 

3)  носит массовый характер

4)  передаётся по наследству

№9

Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе 

1)  паразитов 

2)  сапротрофов

3)  автотрофов

4)  симбионтов

№10

У человека в связи с прямохождением 

1) большой палец противопоставляется остальным 

2)  когти превратились в ногти

3)  срослись фаланги пальцев стопы

4)  сформировался свод стопы

№11

Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воздействуют колхицином, который 

1)  разрушает ядерную мембрану

2)  обеспечивает синтез ДНК в ходе митоза

3)  увеличивает скорость деления клетки

4)  разрушает веретено деления

№12

Причиной выпадения кислотных дождей считают:

1)  электромагнитное излучение           

2)  мелкие частицы сажи

3)  соединения тяжёлых металлов          

4)  выбросы в атмосферу оксидов серы и азота

№13

Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты?

1)  белков   

2)  углеводов

3)  ДНК      

4)  липидов

№14

Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

1) конъюгацией         

2) опылением

3) оплодотворением   

4) кроссинговером

№15

Употребление наркотиков оказывает вредное влияние на потомство, так как они вызывают

1)  нарушение психики       

2)  нарушение работы печени

3)  изменение работы почек  

4)  изменение генетического аппарата клетки

№16

Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой?

1) отсутствуют цепи питания

2) не происходит круговорот веществ

3) кроме солнечной используется дополнительная энергия

4) растения не располагаются в пространстве ярусами

№17

Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

1)  фотосинтеза

2)  биосинтеза белка   

3)  фагоцитоза

4)  носителя наследственной информации

№18

Пластический обмен в клетках животных не может происходить без энергетического, так как энергетический обмен обеспечивает клетку

1) ферментами   

2) молекулами белка

3)  молекулами АТФ  

4)  кислородом

№19

С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического

2) близнецового

3) цитогенетического

4) гибридологического

№20

Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его 

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

 

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

 

 

 

3 вариант

№1

Запасным углеводом в животной клетке является

1)  крахмал

2)  гликоген

3)  хитин

4)  целлюлоза

№2

Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?  

1)  BbBb C AaAa

2)  AaBb C AaBb

3)  AaAA C BbBb

4)  AAaa C BBbb

№3

Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу? 

1)  членораздельная речь

2)  изменчивость

3)  естественный отбор

4)  наследственность

№4

Каков  характер  взаимоотношений  организмов  разных  видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах

1)  хищник – жертва

2)  паразит – хозяин

3)  конкуренция

4)  взаимопомощь

№5

В селекции растений чистые линии получают путем 

1)  перекрестного опыления

2)  самоопыления

3)  экспериментального мутагенеза

4)  межвидовой гибридизации

№6

Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно 

1) способствует их широкому распространению в природе

2) обеспечивает быстрое увеличение численности

3) способствует появлению большого разнообразия генотипов

4) сохраняет генетическую стабильность вида

№7

Хроматиды – это  

1)  две цепи одной молекулы ДНК

2)  кольцевые молекулы ДНК

3)  участки хромосомы в неделящейся клетке

4)  две субъединицы хромосомы делящейся клетки 

№8

Пример внутривидовой борьбы за существование − 

1)  соперничество самцов из-за самки

2) “борьба с засухой” растений пустыни

3)  сражение хищника с жертвой

4)  поедание птицами плодов и семян

№9

К абиотическим факторам среды относят 

1)  распространение семян птицами

2)  нашествие саранчи

3)  миграции рыб

4)  обильный снегопад

№10

В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип? 

1)  синтеза молекул АТФ

2)  сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4)  образования липидов

№11

Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как 

1)  ее генофонд способен изменяться во времени

2)  особи популяций имеют сходный обмен веществ

3)  особи популяции отличаются размерами

4)  она не способна изменяться во времени

№12

Онтогенез – это:

1)  эмбриональное развитие организма

2)  индивидуальное развитие организма

3)  эволюционный путь развития вида

4)  постэмбриональное развитие организма

№13

Клетки организмов всех царств живой природы имеют

1)  оболочку из клетчатки

2)  ядро

3)  комплекс Гольджи

4)  плазматическую мембрану

№14

Вирус СПИДа может функционировать в клетках

1)  нервных

2)  мышечных   

3)  эпителиальных

4)  крови

№15

Какую роль играют витамины в организме человека?

1) являются источником энергии

2) выполняют пластическую функцию 

3) служат компонентами ферментов

4) влияют на скорость движения крови

№16

Под  воздействием  какого  фактора  эволюции  у  организмов  сохраняются полезные признаки?

1)  мутаций

2)  внутривидовой борьбы

3)  межвидовой борьбы      

4)  естественного отбора

№17

Сходство функций хлоропластов и митохондрий состоит в том, что в них происходит

1)  синтез молекул АТФ

2)  синтез углеводов

3)  окисление органических веществ 

4)  синтез липидов

№18

В световой фазе фотосинтеза в отличие от биосинтеза белка 

1) используется энергия молекул АТФ

2) участвуют ферменты

3) реакции имеют матричный характер

4) происходит синтез молекул АТФ

№19

Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути

1) ароморфоза                                        

2) дегенерации 

3) биологического регресса                  

4) идиоадаптации

№20

Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – причины 

1) экологического видообразования

2) географического видообразования

3) биологического регресса 

4) биоритмов в природе

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

 

 

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

 

 

4 вариант

№1

Какая наука использует близнецовый метод исследования?

1)  цитология

2)  генетика

3)  селекция

4)  систематика

№2

Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом?

1)  соединительной и эпителиальной тканей

2)  половые мужские и женские

3)  половые и соматические

4)  мышечной и нервной тканей

№3

Каковы особенности модификационной изменчивости? 

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип

2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется

3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа

4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется

№4

Почему пища должна содержать витамины? 

1)  они входят в состав ферментов

2)  они входят в состав гормонов

3)  они содержат богатые энергией связи

4)  они являются хранителями наследственной информации

№5

Каковы последствия действия движущего отбора? 

1)  сохранение старых видов

2)  поддержание нормы реакции

3)  появление новых видов

4)  устранение особей с новыми мутациями

№6

В преобразовании биосферы главную роль играют 

1)  живые организмы

2)  химические процессы

3)  физические процессы

4)  механические явления

№7

В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК? 

1)  состоят из двух полинуклеотидных цепей

2)  имеют форму спирали

3)  это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов

4)  обе содержат по нескольку тысяч генов

№8

Набор хромосом в соматических клетках человека равен 

1)  48

2)  46

3)  44

4)  23

№9

Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.  

1)  АаХHY или ААХHY

2)  АаХHХH или АА ХHХH

3)  ааХhY

4)  ааХhХh

№10

Какая систематическая группа организмов реально существует в природе? 

1)  вид 

2)  род 

3)  класс 

4)  тип 

№11

Причина борьбы за существование – 

1)  изменчивость особей популяции

2)  природные катаклизмы

3)  ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение

4)  отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

№12

Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека 

1)  сложных инстинктов

2)  прямохождения

3)  второй сигнальной системы

4)  S-образных изгибов позвоночника

№13

Митохондрии и лизосомы отсутствуют в клетках 

1)  бактерий

2)  грибов

3)  животных

4)  растений

№14

Партеногенез характеризуется 

1)  частичным обменом наследственной информацией через цитоплазму

2)  развитием зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

3)  гибелью сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку

4)  развитием яйцеклетки за счет генетического материала сперматозоидов

№15

О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

1)  ядра

2)  пластид

3)  оболочки из клетчатки

4)  вакуолей с клеточным соком

№16

Мейоз отличается от митоза наличием 

1)  интерфазы

2)  веретена деления

3)  четырех фаз деления

4)  двух последовательных делений

№17

Парные гены гомологичных хромосом называют 

1)  аллельными

2)  сцепленными

3)  рецессивными

4)  доминантными

№18

К какому критерию вида относят область распространения северного оленя? 

1)  экологическому

2)  генетическому

3)  морфологическому

4)  географическому

№19

В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались 

1)  ткани 

2)  споры

3)  семена

4)  половые клетки

№20

Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах? 

1)  АТФ 

2)  солнечный свет

3)  живые организмы 

4)  органические вещества

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

 

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

 

 

5 вариант

№1

 

Укажите формулировку одного из положений клеточной теории. 

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.

2) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

3)  Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.

4)  Вирусы не имеют клеточного строения

№2

Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1)  полимиелита

2)  оспы

3)  гриппа

4)  ВИЧ

№3

Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота? 

1)  мутагенеза

2)  полиплоидии

3)  гибридизации и отбора

4)  гетерозиса и искусственного оплодотворения

№4

Что является структурной единицей вида?

1)  особь

2)  колония

3)  стая

4)  популяция

№5

О чем свидетельствует сходство  человека  с современными  человекообразными обезьянами? 

1)  об их родстве, происхождении от общего предка

2)  о развитии их по пути идиоадаптации

3)  о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека

4)  о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

№6

Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта?

1)  уменьшение толщины озонового слоя

2)  уменьшение содержания азота в атмосфере

3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере

4)  увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы

№7

На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы?

1)  оплодотворения

2)  бластулы

3)  гаструлы

4)  органогенеза

№8

Двойная спираль ДНК образуется за счет связей между 

1)  аминокислотами

2)  азотистыми основаниями и дезоксирибозой

3)  фосфорной кислотой и дезоксирибозой

4)  комплементарными азотистыми основаниями

№9

Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков и витаминов, называют 

1)  биохимическим синтезом

2)  генной инженерией

3)  клеточной инженерией

4)  микробиологическим синтезом

№10

В процессе дыхания растения поглощают  

1)  озон 

2)  азот

3)  кислород

4)  углекислый газ

№11

Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них  

1)  плода

2)  семени

3)  цветка

4)  корней

№12

Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии? 

1)  лисица → дождевой червь → ёж → листовой опад

2)  листовой опад → дождевой червь → ёж → лисица

3)  ёж → дождевой червь → листовой опад → лисица

4)  дождевой червь →  ёж →  лисица →  листовой опад

№13

Какое число нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру белка, состоящего из 180 аминокислот? 

1)  90

2)  180

3)  360

4)  540

№14

При  скрещивании  двух  морских  свинок  с  черной  шерстью  (доминантный признак)  получено  потомство,  среди  которого  особи с  белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей? 

1)  АА х аа

2)  Аа х АА

3)  Аа х Аа

4)  АА х АА

№15

Главным компонентом ядра являются 

1)  рибосомы

2)  хромосомы

3)  митохондрии

4)  хлоропласты

№16

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, 

1)  носит обратимый характер

2)  передается по наследству

3)  характерна для всех особей вида

4) является проявлением нормы реакции признака

№17

У насекомых с полным превращением 

1)  Личинка похожа на взрослое насекомое

2)  за стадией личинки следует стадия куколки

3)  во взрослое насекомое превращается личинка

4)  Личинка и куколка питаются одинаковой пищей

№18

Направляющий фактор эволюции –  

1)  дрейф генов

2)  видообразование 

3)  естественный отбор

4)  географическая изоляции

№19

В чем причина смены одного биоценоза другим? 

1)  изменение погодных условий

2)  сезонные изменения в природе

3)  колебание численности популяций одного вида

4)  изменение среды обитания живыми организмами

№20

Окислительно-восстановительная  функция  живого  вещества  планеты связана с 

1)  эволюцией организмов

2)  климатическими условиями

3)  обменом веществ и энергии

4)  освоением организмами новых мест обитания

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

 

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

6 вариант

№1

В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам? 

1)  жиров

2)  моносахаридов

3)  полисахаридов

4)  нуклеиновых кислот

№2

Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении? 

1)  аллельные

2)  доминантные

3)  рецессивные

4)  сцепленные

№3

Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе

1)  формирования между ними пищевых связей

2)  их участия в круговороте веществ

3)  их совместного обитания в экосистеме

4)  их классификации, объединения в группы

№4

В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1)  В повышении жизнеспособности популяции

2)  В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

3)  В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

4)  В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

№5

Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции

1)  формируются к нему приспособления

2)  не могут сформироваться к нему приспособления

3)  возникают полезные для особи мутации

4)  возникают полезные для особи модификации

№6

Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического

1)  богатые энергией молекулы АТФ

2)  ферменты для ускорения реакций

3)  кислород для реакций расщепления

4)  неорганические соли и кислоты

№7

Каковы последствия действия стабилизирующего отбора? 

1)  сохранение старых видов

2)  сохранение нормы реакции

3)  появление новых видов

4)  сохранение особей с неизмененными признаками

№8

В основе формирования органов у многоклеточного организма лежит процесс

1)  мейоза

2)  митоза

3)  оплодотворения

4)  конъюгации

№9

Редупликация ДНК лежит в основе процесса

1)  размножения

2)  дыхания

3)  выделения

4)  питания

№10

Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

1)  существуют виды-двойники

2)  виды разделены на популяции

3)  близкие виды могут занимать один ареал

4)  разные виды могут скрещиваться

№11

Показателем устойчивости экосистемы служит 

1)  уменьшение в ней числа хищников

2) сокращение численности популяций жертв

3)  многообразие видов

4)  высокая плодовитость животных

№12

В преобразовании биосферы главную роль играют  

1)  живые организмы

2)  биоритмы

3)  круговорот минеральных веществ

4)  процессы саморегуляции

№13

Какой триплет на ДНК соответствует кодону УГЦ на и-РНК? 

1)  ТГЦ

2)  АГЦ

3)  ТЦГ

4)  АЦГ

№14

Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример 

1)  идиоадаптации

2)  дегенерации

3)  ароморфоза

4)  дивергенции

№15

К автотрофным организмам относят 

1)  мукор

2)  дрожжи

3)  пеницилл

4)  хлореллу

№16

У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног

1)  AaBb

2)  aabb

3)  ААBb

4)  AABB

№17

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений 

1)  скрещивают особей двух чистых линий

2)  скрещивают родителей с их потомками

3)  кратно увеличивают набор хромосом

4)  увеличивают число гомозиготных особей

№18

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате 

1)  освоения видом новых территорий 

2)  прямого воздействия  среды на организм

3)  дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4)  сохранения отбором особей с полезными признаками

№19

Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания: 

листовой опад →  …… →  еж →  лисица? 

1)  крот 

2)  кузнечик

3)  дождевой червь

4)  плесневые грибы

№20

Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в 

1)  лизосомах

2)  рибосомах

3)  хлоропластах

4)  эндоплазматической сети

№21

Часть В .Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести. )

 

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

 

№22

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

 

 

 

 

 

 

Эталоны ответов.

 

№ 1

вопроса

Ответ

№ 2

вопроса

Ответ

№ 3

вопроса

Ответ

№ 4

вопроса

Ответ

№ 5

вопроса

Ответ

№ 6

вопроса

Ответ

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

2

  1.  

2

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

1

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

2

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

1

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

3

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

2

  1.  

1

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

1

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

4

  1.  

1

  1.  

4

  1.  

3

  1.  

1

  1.  

1

  1.  

2

  1.  

2

  1.  

3

  1.  

1

 

 

 

 

4.      Критерии оценки

 

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся дал от 21 до 23 правильных ответов.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся дал от  13 до  20 правильных ответов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся дал 9 от  до 12  правильных ответов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся дал 8 и менее правильных ответов.

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Содержание 1. Паспорт комплекта

Содержание 1. Паспорт комплекта

Паспорт комплекта КОС 1.1.

Паспорт комплекта КОС 1.1.

интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,…

интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,…

Комплект вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту 1

Комплект вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту 1

Движущие силы антропогенеза 2

Движущие силы антропогенеза 2

Комплект тестовых заданий для проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология» по профессии 43

Комплект тестовых заданий для проведения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология» по профессии 43

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ? 1) аа 2) ааВВ 3)

Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ? 1) аа 2) ааВВ 3)

Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений? 1) гибридологическим 2) цитогенетическим 3) близнецовым…

Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений? 1) гибридологическим 2) цитогенетическим 3) близнецовым…

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом

Биосфера – открытая система, так как она 1) постоянно развивается 2) пригодна для жизни организмов 3) получает энергию извне 4) состоит из экосистем №7

Биосфера – открытая система, так как она 1) постоянно развивается 2) пригодна для жизни организмов 3) получает энергию извне 4) состоит из экосистем №7

Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют 1) конъюгацией 2) опылением 3) оплодотворением 4) кроссинговером №15

Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют 1) конъюгацией 2) опылением 3) оплодотворением 4) кроссинговером №15

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

В селекции растений чистые линии получают путем 1) перекрестного опыления 2) самоопыления 3) экспериментального мутагенеза 4) межвидовой гибридизации №6

В селекции растений чистые линии получают путем 1) перекрестного опыления 2) самоопыления 3) экспериментального мутагенеза 4) межвидовой гибридизации №6

Вирус СПИДа может функционировать в клетках 1) нервных 2) мышечных 3) эпителиальных 4) крови №15

Вирус СПИДа может функционировать в клетках 1) нервных 2) мышечных 3) эпителиальных 4) крови №15

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

В преобразовании биосферы главную роль играют 1) живые организмы 2) химические процессы 3) физические процессы 4) механические явления №7

В преобразовании биосферы главную роль играют 1) живые организмы 2) химические процессы 3) физические процессы 4) механические явления №7

Партеногенез характеризуется 1) частичным обменом наследственной информацией через цитоплазму 2) развитием зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки 3) гибелью сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку 4) развитием яйцеклетки…

Партеногенез характеризуется 1) частичным обменом наследственной информацией через цитоплазму 2) развитием зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки 3) гибелью сперматозоидов после проникновения в яйцеклетку 4) развитием яйцеклетки…

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом

Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта? 1) уменьшение толщины озонового слоя 2) уменьшение содержания азота в атмосфере 3) увеличение содержания окислов…

Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта? 1) уменьшение толщины озонового слоя 2) уменьшение содержания азота в атмосфере 3) увеличение содержания окислов…

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%

При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического 1) богатые энергией молекулы

Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического 1) богатые энергией молекулы

ТЦГ 4) АЦГ №14

ТЦГ 4) АЦГ №14

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5)…

Критерии оценки Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся дал от 21 до 23 правильных ответов

Критерии оценки Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся дал от 21 до 23 правильных ответов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022