Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект виртуальных экскурсий по разделу "Декоративно - прикладное искусство в жизни современного человека" для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательного интереса обучающихся в 5 классе
Камышлов,
2023
Комплект виртуальных экскурсий по разделу "Декоративно - прикладное искусство в жизни современного человека" для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательного интереса обучающихся в 5 классе/ сост. Егорова А.А., руков. Лотова Г.П. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Рецензент: Вилюм М.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Данный комплект предназначен для использования в ОО – учителем среднего основного звена компенсирующего и коррекционно-образовательного обучения и учителем среднего основного звена на учебных и внеурочных занятиях. Также сборник может использоваться в домашних условиях родителями, в ходе различных практик и учебных занятий студентами педагогических колледжей. Общее назначение – развитие познавательный интерес обучающихся 5 класса посредством организации занятий с использование виртуальных экскурсий по разделу «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………...4
Перечень виртуальных экскурсий.……………………………………………………………………………………………………………………………8
Технологическая карта «Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций»……………………………………………....11
Технологическая карта «Особенности орнамента в культурах разных народов»………………………………………………………………………...19
Технологическая карта «Особенности конструкции и декора одежды»………………………………………………………………………………….30
Технологическая карта «Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры»..…43
Технологическая карта «Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства»………………………………52
Технологическая карта «Символический знак в современной жизни»…………………………………………………………………………………....60
Технологическая карта «Декор современных улиц и помещений»………………………………………………………………………………………..66
Список
литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………………....75
Интерес (interesse – иметь значение) – произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, которые субъективно рассматриваются индивидом как имеющие для него значительный или глубокий смысл.
Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А. Н. Леонтьева – чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес – один из наиболее действенных мотивов учебной деятельности учащихся. Решение проблемы формирования познавательного интереса у обучающихся, на наш взгляд, лежит в основе как успешной деятельности учителя, так и успешной учебной деятельности ученика. Именно поэтому мы посчитали необходимым рассмотреть этапы формирования познавательного интереса у школьников в процессе обучения.
Из предложенных формулировок становится понятно, что ученые вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия и взаимно обогащают его.
Интерес, в частности познавательный, характеризуется тремя основными моментами:
· во-первых, это положительное эмоциональное отношение к деятельности,
· во-вторых, познавательная сторона эмоционального отношения – то, что мы называем радостью познания,
· в-третьих, наличие непосредственного мотива, который идет от деятельности, то есть деятельность сама побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов, таких как долг, необходимость послушания и др.
Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.
Интерес формируется в деятельности и проходит несколько этапов своего развития. Сначала возникает интерес к занимательным сведениям, фактам. Затем возникает интерес к причинно-следственным связям. И наконец, развивается интерес к решению самостоятельно поставленных проблем, потребность и умение использовать дополнительную литературу доя получения знаний. Мы видим, что, проявляясь на начальном этапе как любопытство, при благоприятных условиях интерес в итоге превращается в направленность личности. Поэтому учителю важно правильно организовать работу в данном направлении, отбирать действенные средства.
Одной из эффективных форм организации урочной и внеурочной деятельности является экскурсия. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю. Таким образом, экскурсия развивает эмоционально-чувственную сферу, способствует повышению образовательного и культурного уровня, воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности, прививает навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.
Сегодня, в связи с активным внедрением во все сферы нашей жизни информационно-коммуникационных технологий, все большую популярность приобретают нетрадиционные формы экскурсий, а именно – виртуальные.
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает определение понятию «виртуальный» – это несуществующий, но возможный. Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» предлагает следующую трактовку данного термина: такой, который может или должен проявиться, возникнуть и т. п. при определенных условиях, возможный.
Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут «попасть» в соответствующее место, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также различную дополнительную информацию (фотографии, тексты, звук или видео по теме экскурсии). Также к виртуальным можно отнести экскурсии по объектам, ныне не существующим (например, в ходе виртуальной экскурсии «Старинные улицы Вятки» обучающиеся знакомятся с тем, как выглядел город в начале-середине ХХ века).
Виртуальные экскурсии – это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого объекта. Таким образом, виртуальная экскурсия позволяет обучающимся побывать в новых местах, получить информацию об объекте экскурсии удаленно, в том числе и на уроке. В то же время виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ: создаваемая модель позволяет осуществлять перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов, т. е. эффект присутствия ощущается здесь
Структура виртуальных экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий и включает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов экскурсии на занятиях.
Подготовка виртуальной экскурсии проходит четыре основные ступени: предварительная работа; формирование темы; цель экскурсии; задача экскурсии.
Наиболее удобной и предпочтительной формой проектирования при выполнении дипломного проекта является комплект.
Комплект виртуальных экскурсий по изобразительному искусству, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся 5 класса – это методическое пособие, предназначенное для педагогов, учителей среднего основного звена, цель которого облегчить организацию процесса развития познавательного интереса обучающихся.
Цель: разработка виртуальных экскурсий, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся 5 класса, и описание возможностей их применения.
В
состав комплекта входят виртуальные экскурсии и технологические карты для
уроков изобразительного искусства во 5 классе по УМК «Школа России» по разделу «Декоративно-прикладное
искусство в жизни современного человека», в состав которого входят темы: «Роль
декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций», «Особенности
орнамента в культурах разных народов», «Особенности конструкции и декора одежды»,
«Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической
эпохи и национальной культуры», «Многообразие видов, форм, материалов и техник
современного декоративного искусства», «Символический знак в современной жизни»,
«Декор современных улиц и помещений».
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций |
https://disk.yandex.ru/i/VPC4qN-VE5JR2g
|
|
Особенности орнамента в культурах разных народов |
https://disk.yandex.ru/i/ukWj55577DIoQg
|
|
Особенности конструкции и декора одежды |
https://disk.yandex.ru/i/yINuZDGII6iwYA
|
|
Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры |
https://disk.yandex.ru/i/Qq_Sg0RkBQ46_w
|
|
Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства |
https://disk.yandex.ru/i/bjgj0NmZ0bjmaA
|
|
Символический знак в современной жизни |
https://disk.yandex.ru/i/VR0wq2VXhy7Rew
|
|
Декор современных улиц и помещений |
https://disk.yandex.ru/i/PkkEd_1j1fgKmg
|
|
Оборудование и материалы:
Художественные материалы: бумага, гуашь, кисти.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: Обеспечить овладение учащимися знаниями об истории вазописи в Древней Греции, чернофигурной и краснофигурной вазописи, различных формах и назначениях сосудов в Древней Греции. Формировать навыки декорирования Древнегреческой вазописи – сосуд в соответствии с канонами, пропорциями формы. |
Предметные: Владеет знаниями об истории вазописи в Древней Греции, чернофигурной и краснофигурной вазописи, различных формах и назначениях сосудов в Древней Греции. Применяет навыки декорирования Древнегреческой вазописи – сосуд в соответствии с канонами, пропорциями формы. |
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы декорирования Древнегреческой вазописи. Способствовать развитию умения контролировать качество выполнения декорирования Древнегреческой вазописи - сосуда, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Совершенствовать умение по выполнению кистевого декорирования Древнегреческой вазописи.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению декорирования Древнегреческой вазописи, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов декорирования Древнегреческой вазописи; Осуществляет действия по контролю качества выполнения декорирования Древнегреческой вазописи, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Познавательные: Выполняет кистевое декорирования Древнегреческой вазописи. Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению декорирования Древнегреческой вазописи, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области Древнегреческой вазописи; Формировать ценностное отношение к ручному труду умельцев Древней Греции. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области Древнегреческой вазописи; Выражает свое ценностное отношение к ручному труду умельцев Древней Греции. |
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
|
1 |
Организационный момент (3 мин.) Мотивационный момент |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Приветствие. Дорогие
ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства
древнего мира. А вот в какое путешествие, давайте сформулируем вместе с вами
и это будет темой нашего урока. -Какую страну считают родиной всех понятий. - А почему? -
Олимпиада была придумана греками - Какая может быть связь Греции с нашим занятием? Скажите пожалуйста, из каких источниках мы узнаем, что было давно, ещё до нас, как жили наши предки и чем пользовались? Правильно, узнаем, из археологических раскопок. Представьте, что археологи раскопали некоторые предметы. Их очистили. Они перед вами, что это? (демонстрация сосудов) - Ребята, как вы считаете, какой из этих сосудов может принадлежать эпохе Древней Греции? - Конечно же, это знаменитая античная ваза. Эти вазы мы относим к декоративно-прикладному искусству. - Итак, тема нашего урока « Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция. |
Слушают учителя. Просматривают картинки. Отвечают на вопрос, делают выводы. Урок будет посвящён искусству Древней Греции. Осмысливают, отвечают на вопрос. Выбирают сосуды, обосновывают. Формулируют тему урока |
- Контроль учителя |
2 |
Изучение нового материала ( 12 мин.) Актуализации знаний Решение учебной задачи |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Беседа. Чтобы узнать ближе о декоративном искусстве Древней Греции мы отправимся в путешествие. - Мы прибываем с вами в крупнейший городе Греции - Афины. В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии. По-гречески
глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических
сосудов «ВАЗОПИСЬ» (все выделенные понятия на доске) Ребята, а вы хотите узнать, как назывались вазы и для чего использовались? Смотрите и запоминайте! Амфора – сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей Кратер –
большой сосуд для смешивания вина с водой Неразбавленного вина греки не
пили. Гидрия – сосуд для того, чтобы носить воду из источника Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения душистого масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Для Греков сосуды должны быть не только практичными, но и красивыми. Что же изображали на керамических вазах? Как вы думаете? На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись (демонстрация ваз, анализ орнамента) Орнаментом
украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Есть
предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки? Это путь, по которому течет река. Правильно, сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Греки достигли многого в различных областях культуры. Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. |
Применение предметных знаний, выполняют учебные задания в соответствии с целью. Анализируют новые сведения Определяют название вазы, комментируют сюжет, определяют вид орнамента, находят применение вазы, заполняют таблицу Осмысливают, отвечают на вопросы. |
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
4 |
Творческая, практическая, самостоятельная работа (20 мин.) Постановка художественной задачи |
Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других Творческие задания по выбору Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. А вам понравились эти расписные вазы? Хотели бы вы побывать в роли художника по росписи ваз? И сегодня на уроке мы займёмся вазописью. Вам придется сделать выбор, так как существует два стиля вазописи. Чернофигурные и краснофигурные. -Чернофигурная ваза - фон на ней оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком. Краснофигурные - на ней фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным. Уважаемые мастера, перед вами картинки с изображениями и названиями различных ваз. Какую вазу вам хотелось бы слепить (на плоскости) еще знакомимся с одним новым термином (барельеф) и его расписать. Ваш выбор (Выбор учащихся.) А какой орнамент вы будете использовать? ( Выбор учащихся.) А какие цвета вы будете использовать? ( Выбор учащихся.) (Показ технологии работы по инструкции) У вас на столах находятся бумага формата А4, гуашь черного или красного цвета. Выберите вид сюжетной росписи – краснофигурный или чернофигурный. Выполнение творческого, практического задания Посмотрите, какие получились замечательные древнегреческие вазы. Расскажите о своих вазах (название, орнамент). Как ты думаешь, получилась у тебя ваза? (Ответы учащихся) Молодцы ребята! А оценить свою деятельность я предлагаю вам самостоятельно. |
Готовят рабочее место. Создают творческие работы Знакомятся с новым термином, осмысливают Выполняют творческое задание по инструкционной карте. Просмотр зачетной книжки Выполняют работу. Записывают название вазы, стиль вазописи, сюжет, вид орнамента Каждый представляет свою работу. Отвечают на вопрос |
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
Цель: Способствовать освоению учащимися знаний о особенностях орнамента, применении орнамента, видах и типах орнамента, отличительных мотивах Русского, Мордовского, Казахского и Армянского орнамента, в процессе выполнения декорирования предметов быта с использованием орнамента.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, кисти, акварель.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - обеспечить овладение учащимися знаниями об особенностях орнамента, применении орнамента, видах и типах орнамента; - обеспечить овладение учащимися отличительных мотивов Русских, Мордовских, Казахских и Армянских орнаментов; - формировать навыки декорирования предметов быта с использованием орнамента; |
Предметные Владеет знаниями об особенностях орнамента, применении орнамента, видах и типах орнамента. Различает мотивы Русских, Мордовских, Казахских и Армянских орнаментов. Применяет навыки декорирования с помощью орнамента. |
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы декорирования предметов быта с использованием орнамента. Способствовать развитию умения контролировать качество выполнения декорирования предметов быта с использованием орнамента - через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника.
Совершенствовать умение по выполнению кистевого и графического декорирования предметов быта с использованием орнамента.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению декорирования предметов быта с использованием орнамента, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов декорирования предметов быта с использованием орнамента; Осуществляет действия по контролю качества выполнения декорирования предметов быта с использованием орнамента, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Познавательные: Выполняет кистевое и графическое декорирования предметов быта с использованием орнамента. Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению декорирования предметов быта с использованием орнамента, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области обозначений и особенностей орнамента; Формировать ценностное отношение к ручному труду Русских, Мордовских, Казахских и Армянских умельцев. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области обозначений и особенностей орнамента; Выражает свое ценностное отношение к ручному труду Русских, Мордовских, Казахских и Армянских умельцев. умельцев. |
Ход урока:
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
|
\
1 |
Организационный момент
|
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
|
|
Контроль учителя. |
2 |
Формулирование темы урока, проблемы. |
|
Фронтальная. Словесный – беседа. |
- Ребята разгадайте ребус - Что у вас получилось? (орнамент) - Сформулируйте тему урока
|
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
3 |
Актуализация знаний. Изучение нового. |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания. (Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации) Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение) Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни. Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий. Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох. История развития орнамента. Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников. В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль. Виды орнамента. В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен). · Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). · Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. · Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота? Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить свои варежки. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. ( Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в полосе») Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми. |
|
|
4 |
Самостоятельная работа |
Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других Творческие задания по выбору Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения. |
Индивидуальная. Практический – творческая работа |
- Берем лист бумаги, на котором изображена, и наносим на него один из видов орнамента. С обратной стороны подписываем. - Напишите, из какой страны ваш предмет быта. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
5 |
Рефлексия. Подведение итогов. |
Беседа в форме «вопрос-ответ» |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
- Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента. - Какие основные виды орнаментов бывают? - Каковы характерные особенности каждого вида орнамента? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
Цель: Способствовать освоению учащимися знаний об особенностях Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, в процессе выполнения эскиза народного костюма.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, кисти, акварель.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - обеспечить овладение учащимися знаниями об особенностях Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, в процессе выполнения эскиза народного костюма, - обеспечить овладение учащимися отличительных мотивов Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, |
Предметные Владеет знаниями об особенностях Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, Различает мотивы Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор. |
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы создания эскиза народного костюма, Способствовать развитию умения контролировать качество создания эскиза народного костюма, - через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника.
Совершенствовать умение по выполнению кистевого и графического создания эскиза народного костюма.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по создания эскиза народного костюма, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов создания эскиза народного костюма; Осуществляет действия по контролю качества выполнения создания эскиза народного костюма, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Познавательные: Показывает кистевое и графическое умение создания эскиза народного костюма. Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению создания эскиза народного костюма, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области особенностей Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, в процессе выполнения эскиза народного костюма; Формировать ценностное отношение к ручному труду Русских, Французских, Японских и Турецких умельцев. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области особенностях Русских, Французских, Японских и Турецких костюмов, их конструкции и декор, в процессе выполнения эскиза народного костюма; Выражает свое ценностное отношение к ручному труду Русских, Французских, Японских и Турецких умельцев. |
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
|
1 |
Организационный момент.
|
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово для урока. Нам сегодня потребуются для работы цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные ручки или маркеры, сигнальные карточки-смайлики для рефлексии. |
Дети проверяют готовность к уроку.
|
Контроль учителя. |
2 |
Мотивационный момент. |
|
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Ребята, угадайте, о чём пойдёт речь на нашем уроке. Нас от холода спасает, Яркий образ украшает. Есть льняная, шерстяная, Порою, очень дорогая. Есть на выход, есть для дома, С детства всем она знакома. Конечно, речь пойдёт об одежде. А для чего нужна одежда? Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос: что нам предстоит узнать сегодня об одежде? Все верно. Тема нашего урока «Особенности конструкции и декора одежды». Нам предстоит познакомиться с историей костюма разных эпох, обратить внимание на стилевое единство декора одежды определённой эпохи, страны и определённой социальной группы. Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. Одежда служит практическим целям (греет, защищает); оформляет, украшает фигуру человека, создает его образ, стиль; наконец, является знаком положения человека и его роли в обществе. |
(ответы детей: одежда) (Ответы детей, варианты ответов: чтобы было тепло, для красоты, чтобы ходить в школу, на работу, на службу…) (Ответы детей, варианты: для чего она нужна, какая она бывает, какую одежду носили в разные времена, в разных странах).
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
3 |
Изучение нового материала |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Давайте постараемся вместе во всем этом разобраться. И для этого совершим путешествие в разные страны и в разные эпохи. История одежды насчитывает несколько десятков тысячелетий. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода, и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента и началась история одежды. Различные исторические эпохи вносили свой стиль в одежду, формы, материалы, цвета и рисунки ткани. Эти изменения не отменяли старые силуэты и модели одежды, они лишь вносили новые линии или возвращались к старым забытым моделям. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Мы отправимся в путешествие на машине времени. Первая остановка – восток, III-II век до нашей эры, Древний Китай.
(На доске открывается лента времени – Китай)
Время становления Китая как единого национального государства, строительства Великой Китайской стены, изобретения бумаги, фарфора, компаса. Национальная одежда жителей Китая включает в себя халат – ханьфу, который является верхней одеждой, обязательным элементом костюма, прикрывающим штаны. Женские наряды отличаются от мужской узорной вышивки в виде декоративных кругов – «туаней». Правительственными указами регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый – цвет для императора, белый и красный – для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для сановников. Китайские императоры считались сынами небесного дракона, поэтому только на халате императора был вышит дракон. Головной убор был обязателен, его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на нем можно было определить социальное положение человека. Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати. Из Китая мы отправляемся на восток Европейской равнины. Наша вторая остановка – конец Х века, Киевская Русь, времена крещения Руси, князя Владимира Красно Солнышко и былинных богатырей. Русь ее соседи называли Гардарикой, страной городов. (На доске открывается лента времени – Русь) Города на Руси удивляли европейцев: для строительства русские люди применяли дерево, дома были срублены в два уровня (нижний – клеть, хозяйственные помещения, верхний – горница, светлица), строились они без единого гвоздя, богато украшались резьбой. Улицы в городах имели деревянные мостовые. Льняная и шерстяная одежда украшалась вышивкой, жемчугом. Основой мужского костюма была рубаха белого, красного или синего цвета, ее носили навыпуск и опоясывали нешироким поясом. Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты – неширокие, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки, подпоясанные шнурком (гашником). Богатые люди носили суконные и шелковые порты, а народ – холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Неотъемлемой частью костюма была шапка. Основой женского костюма являлась длинная рубаха (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи – исподнюю и верхнюю, которую шили из дорогих тканей. Носили рубаху с поясом, вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины носили пеструю понёву – юбку, запахнутую вокруг фигуры. Женщины носили либо лапти с онучами, либо сапоги из цветной кожи. Замужние женщины должны были скрывать волосы, с открытыми волосами могли ходить лишь девушки, заплетая их в косу низко на затылке. Часто на голову надевали венец, обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли в «золотой» век культуры – XVII век, Франция, барокко – король Людовик XIV, д’Артаньян и мушкетеры. Слово «барокко» имеет итальянское происхождение, в переводе обозначает «вычурный». Этому стилю присущи величавость, высокопарность, торжественность. (На доске открывается лента времени – Барокко) Мужчины носят длинный распашной кафтан – жюстокор, плотно облегающий фигуру, с длинной талией, множеством пуговиц, пышно украшенный впереди, поверх него расправлялось жабо рубашки. Рукава жюстокора длинные, с широкими цветными манжетами, из-под которых виднеются пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор подпоясывался широким шарфом. В мужском костюме появились карманы, эполет на правом плече и перевязь для шпаги, которую носили все дворяне. Женский костюм к середине XVII века стал ярким, пышным, талия узкая и удлиненная, узкие укороченные рукава с кружевными оборками, юбка со шлейфом. Декольте – неглубокое каре, обшито оборкой или кружевами. Женщины одновременно носили два платья. Верхнее – из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки шлейф, а впереди и с боков ее подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижняя юбка отделана кружевами и оборками. У мужчин в моде парики, широкополые шляпы со страусовыми перьями и лентами, треуголки. Женщины носят прическу «фонтанж» – локоны в сочетании с изогнутым каркасом, которому придавали различные формы и украшали оборками, лентами, бантами, кружевом и пр. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
4. |
Выполнение практического задания |
Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других Творческие задания по выбору Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
А теперь, ребята, я предлагаю вам стать волшебниками, феями и сконструировать из цветной бумаги наряд для Золушки, которую ждет Принц. Для этого у вас на столах есть конверты с шаблонами платья, Шаблоны манекены, а также элементы декора одежды, которыми вы можете воспользоваться. Украшения, элементы вышивки и декора вы можете также подрисовывать фломастерами, ручками или маркерами. Работать вы будете в парах, помогайте друг другу. Для того чтобы работать с цветной бумагой, внимательно посмотрите, как нужно прикладывать шаблон. Вспомним правила техники безопасности. Кто желает нам помочь? Прочитать правила для всех? (ученик читает с экрана) Правила работы с ножницами. Ножницы детям не игрушка, Обращаться с ними нужно - Аккуратно: Не кидать, не втыкать и не махать. Чтоб другому передать, Кольцами вперед их нужно взять. Правила работы с клеем В работе очень нужен клей, Смотри его ты не пролей. Чтоб работа шла быстрей, Кисточкой ты, друг мой, клей. Когда закончишь ты работу, За правило себе возьми: «Кисть промой и убери».
|
(Работа в парах) (Дети работают, помощь по необходимости) |
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
5 |
Подведение итогов, рефлексия |
Беседа в форме «вопрос-ответ» |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Молодцы! У вас получились отличные костюмы! Ребята, у вас на партах лежат различные смайлики. Оцените, пожалуйста, наш урок и вашу работу. Смайлик «ОК» – урок был интересный, у меня все получилось. Смайлик задумчивый – было интересно, но я не все понял или не все успел сделать. С разведенными ручками – неинтересно, ничего не получилось. Ребята, всем, кто справился с работой, получают отлично. Остальные – хорошо. Спасибо за работу. А теперь попрошу вас навести порядок на партах. |
|
Контроль учителя. Самоконтроль. |
Цель: Способствовать освоению учащимися знаний о декоративной композиции, выразительных средствах композиции, выразительных средствах ДПИ, в процессе выполнения эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, кисти, акварель.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - обеспечить овладение учащимися знаниями о декоративной композиции, выразительных средствах композиции, выразительных средствах ДПИ, в процессе выполнения эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации; |
Предметные Владеет знаниями о декоративной композиции, выразительных средствах композиции, выразительных средствах ДПИ, в процессе выполнения эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации;
|
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации, Способствовать развитию умения контролировать качество создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации, - через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника;
Совершенствовать умение по выполнению кистевого и графического создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов создания эскиза народного костюма; Осуществляет действия по контролю качества выполнения создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Познавательные: Показывает кистевое и графическое умение создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации; Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению создания эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области декоративной композиции, выразительных средствах композиции, выразительных средствах ДПИ, в процессе выполнения эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области о декоративной композиции, выразительных средствах композиции, выразительных средствах ДПИ, в процессе выполнения эскиза декоративной композиции с использованием стилизации/интерпретации. |
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
|
|
Организационный момент |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
|
|
Контроль учителя. |
|
Изучение новых знаний |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Изобразительная
деятельность включает в себя восприятие реальной формы, ее переосмысление,
преобразование и отражение в соответствии с видением художника. или музыкантом в произведениях искусства. Благодаря его свойствам и особенностям произведение воздействует на чувства и сознание людей. Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. Поэтому произведения декоративно-прикладного искусства в той или иной степени являются отражением культурного уровня народа определенного исторического периода. Природа ДПИ не изобразительна, особенности создания образа во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала, а также продиктованы соображениями конструктивности, красоты и пользы. Особенности восприятия декоративно- прикладного искусства Художественное восприятие произведения декоративно-прикладного искусства рассчитано на визуальное восприятие, когда воспринимается цвет, колорит, ритм, масштаб, декор, орнамент и т.п. С помощью осязания можно почувствовать материал, форму, фактуру (гладкость полированной поверхности металла, шероховатость камня) и т.д. Художественное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства происходит и на эмоциональном уровне. «Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру». Поэтому творчество художника декоративно-прикладного искусства отличает владение образным, ассоциативным и логическим мышлением, умением подключать к мыслительному процессу воображение и фантазию. Выразительные средства ДПИ Среди выразительных средств ДПИ можно выделить формообразующие средства (материал и способы обработки, конструкция, инструментарий, техника, традиционные и авторские приёмы, композиция, ритм, колорит, цвет, линия, форма и т.д.) и смыслообразующие (узоры, мотивы, образы, орнаменты, сюжеты и значение их символики). Первая группа средств направлена на анализ форм декоративно- прикладного искусства, а вторая на осмысление содержания этих форм. Первое, на чем останавливается взгляд при знакомстве с предметом, это форма. Форма является одним из объектов художественного образа, элементом внешнего материала художественного образа и определяется назначением предмета. Одно из отличительных выразительных средств декоративно-прикладного искусства - орнамент. Обобщенность, абстрагированность, синтетизм образов орнаментального искусства, универсальность и выразительность художественного языка делают его проводником стилевых особенностей художественной культуры определенного исторического периода, региона, национального искусства, выразителем ее творческих основ и образных особенностей, специфики формообразования. Стилизация — это производное понятие от стиля, трактующееся в двух ипостасях: 1) Свободное использование или намеренная имитация художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, художественного направления, стиля определенных исторических эпох, стран и народов, национальной школы, группы произведений, а также как индивидуально-авторский стиль. 2) Процесс работы, представляющий собой декоративное изображение объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Творческая стилизация - это воплощение художественного образа с яркой выразительностью и декоративностью, созданного на основе авторской переработки реалистических объектов. Грамотное выполнение перехода от реалистического изображения к Декоративному происходит при последовательном и параллельном ведении натурного и декоративного изображения заданного объекта действительности, с использованием метода последовательных трансформаций». Переработанные стилизованные изображения наиболее ярко выявляют внутренний мир художника и позволяют создавать новые визуально-эстетические объекты декоративно-прикладного искусства в соответствии с материалом и функциональным назначением. Создаваемая художником интерпретация – - это художественный образ, несущий в себе метафору, подтекст, иносказание, вызывая в свою очередь ассоциации у зрителя. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
* |
|
|
|
|
|
|
Цель урока: Способствовать освоению знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями.
Задачи |
Планируемые результаты |
Обучающие: - Обеспечить овладение учащимися знаниями правил о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Формировать знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями.
|
Предметные - Понимает и применяет знания правил о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. -Демонстрирует знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. |
Развивающие: Регулятивные: - Совершенствовать умение планировать знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Способствовать развитию знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. Познавательные: - Совершенствовать знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Совершенствовать навыки работы с техническим оборудованием в процессы работы с виртуальной экскурсией о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления. Коммуникативные: - Способствовать участию в диалоге с учителем, учащихся друг с другом, при определении целевых установок и при планировании получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Способствовать участию в диалоге с учителем, учащихся друг с другом, при получении знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Способствовать и осуществлять участие в диалоге с учителем, учащихся друг с другом, в процессе получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Способствовать взаимодействию учителя с учащимися, учащимися друг с другом в процессе получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. |
Метапредметные Регулятивные: - Демонстрирует умение планировать этапы витража в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Осуществляет действия по контролю качества знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. Познавательные: - Демонстрирует знания о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Использует навыки работы с интерактивным оборудованием в процессе работы с виртуальной экскурсией о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления. Коммуникативные: - Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы с виртуальной экскурсией о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления. - Участвует в диалоге с учителем, с учащимися, в процессе работы с виртуальной экскурсией о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления. - Осуществляет участие в диалоге с учителем, с учащимися, при проведении инструктажа работы с виртуальной экскурсией. |
Воспитательные: - Воспитывать эмоционально – положительное отношение к процессу выполнения изделия в технике художественного выжигания, в процессе получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Формировать положительные качества самостоятельности, аккуратности, целеустремлённости при выполнении получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Воспитывать умение правильно оценивать свой труд и труд товарищей при выполнении получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Формировать коммуникативные навыки и навыки коллективной работы при выполнении получения знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями.
|
Личностные - Эмоционально – положительное относится к получению знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Демонстрирует качества самостоятельности, аккуратности, целеустремлённости при получении знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Осуществляет правильную оценку своего труда и труда товарищей при получении знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. - Применяет коммуникативные навыки и навыки коллективной работы при получении знаний о витраже в оформлении интерьера, делении витражных техник по способу изготовления в процессе работы с виртуальными экскурсиями. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
|
|
Орг. момент |
Привлечение внимания |
Монолог (слово учителя) |
Здравствуйте. Давайте встанем, поприветствуем друг друга. Разомнём ручки и ножки, и приступим к работе. |
Приветствуют учителя. |
Ф |
- Контроль учителя |
|
Мотивационный момент |
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Монолог (слово учителя) |
Сегодня мы изучим с вами новую тему с помощью небольшого путешествия, не выходя из кабинета. Темой нашего сегодняшнего урока является «Декор современных улиц и помещений. Витраж в оформлении интерьера.» |
Слушают учителя. |
Ф |
Компьютер, виртуальная экскурсия Контроль учителя |
|
Инструктаж |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Монолог (слово учителя, объяснение) Демонстрация |
Но, перед началом нашего путешествия, необходимо изучить правила работы. Мы видим различные значки, каждый из них отвечает за свою функцию: «стрелка вправо» - переход вперед; «стрелка влево» - возвращение назад; «домик» - возвращение на Главную страницу экскурсии; «микрофон» - включение звука на слайде «видеокамера» - включение видеоролика на слайде. При нажатии значка его функция включается автоматически. Давайте мы это сейчас и попробуем. Привлекаем к работе индивидуальную технику (компьютер/ноутбук/планшет/телефон). |
Слушают учителя, Привлекают к работе техническое оборудование |
Ф |
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
|
Изучение нового материала |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
Монолог (слово учителя, объяснение) Демонстративный метод
|
Технология скрепления небольших кусочков стекла была известна еще в Древнем Египте, но по-настоящему это искусство расцвело в средневековой Европе, после того, как мастера научились изготавливать разноцветное стекло. К началу 20 века витражи, возникшие как атрибут готической архитектуры, утвердились в интерьерах особняков и общественных зданий самой разнообразной стилистики. Сегодня витражи в интерьере — это способ сделать пространство роскошным или добавить нотку роскоши, в зависимости от способа размещения. К сегодняшнему дню разработано и используется немало методов создания витражей; часто применяются и комбинированные техники, сочетающие несколько приемов. По способу изготовления витражные техники делятся на несколько групп. 1. Тиффани Самая распространенная витражная техника в настоящее время. Все элементы витража по одному вырезаются из стекла, обтачиваются, оборачиваются медной фольгой и спаиваются между собой оловом. 2. Фьюзинг Популярная современная техника исполнения витражей. Мозаика из разноцветных элементов наклеивается на стекло-основу, а затем запекается. Получается застывший рельефный узор без металлических швов. 3. Пескоструйная С помощью песка со стекла удаляется верхний слой по трафарету: таким образом получается либо матовый узор на глянцевом фоне, либо матовый фон с глянцевым узором. 4. Фацетная Стекло обрабатывают, срезая с него кромку под нужным углом – получившийся объемный узор будет преломлять свет подобно драгоценным камням. 5. Комбинированная Представляет собой витраж, состоящий из элементов разных техник – например, фацетной и тиффани. Таким образом можно добиться интересной игры света или реалистичности изображения, если речь идет, например, о витражной картине. 6. Псевдовитражные техники Сюда можно отнести расписные, заливные, пленочные и другие витражи. Все они имеют право на существование и могут хорошо смотреться в интерьере. Однако стоит помнить: все, что имеет приставку «псевдо» – это уже не витраж, а имитация. А настоящий витраж – это штучное произведение искусства. |
Слушают учителя. Записывают конспект для лучшего закрепления информации. Используют техническое оборудование для работы с виртуальной экскурсией. |
Ф |
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
|
Закрепление полученных знаний |
Усвоение учащимися нового способа действия. Организовать самостоятельное выполнение учащимися разноуровневых заданий. |
Монолог (слово учителя) Работа с интерактивным оборудованием |
В заключение нашего путешествия мы вспомним, что именно сегодня мы изучили. Для этого в конце презентации расположены интерактивные задания. А, так же устно ответим на вопросы: - Появилось ли у вас желание использовать витраж для оформления всего дома? - В какой части дома вы хотели бы его расположить? - Какой техникой был бы исполнен ваш витраж? - Чем вам понравилась именно эта техника?
|
Используют техническое оборудованием для выполнения разноуровневых интерактивных заданий. Проводит актуализацию, отвечая на вопросы педагога.
|
Ф |
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
|
Заключительный |
Организовать рефлексию деятельности на уроке |
Монолог (слово учителя) Беседа (диалог) |
Мы сегодня хорошо провели урок, спасибо за внимание. Убираем на место технику, и можете быть свободны. |
|
Ф |
- Контроль учителя |
Цель: Способствовать освоению учащимися знаний о символике Российской Федерации, изменении герба при смене правителей, в процессе создания эскиза герба своей семьи/города.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, кисти, акварель.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - обеспечить овладение учащимися знаниями о символике Российской Федерации, изменении герба при смене правителей, в процессе создания эскиза герба своей семьи/города; |
Предметные Владеет знаниями о символике Российской Федерации, изменении герба при смене правителей, в процессе создания эскиза герба своей семьи/города;
|
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы создания эскиза герба своей семьи/города, Способствовать развитию умения контролировать качество создания эскиза герба своей семьи/города;
Совершенствовать умение по выполнению кистевого и графического создания эскиза герба своей семьи/города.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по создания эскиза герба своей семьи/города, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов создания эскиза герба своей семьи/города; Осуществляет действия по контролю качества выполнения создания эскиза герба своей семьи/города, через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника. Познавательные: Показывает кистевое и графическое умение создания эскиза герба своей семьи/города; Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению создания эскиза герба своей семьи/города, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области символики Российской Федерации, изменении герба при смене правителей, в процессе создания эскиза герба своей семьи/города. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области символики Российской Федерации, изменении герба при смене правителей, в процессе создания эскиза герба своей семьи/города. |
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
|
1 |
Организационный момент |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Здравствуйте. Давайте встанем, поприветствуем друг друга. Разомнём ручки и ножки, и приступим к работе. |
|
Контроль учителя |
2 |
Мотивационный момент |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Учитель – рассказывает учащимся о предстоящем путешествии в мир интересных эмблем и гербов. Как называется государство, в котором мы живем? У России, как и у любого государства есть свои символы. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
3 |
Изучение нового знания |
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе - гербе. - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? - В конце урока вы должны будете нарисовать герб нашего города. Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Где можно встретить изображение герба? Герб может быть и у города, края, школы, семьи, у профессии и т.д. (показ слайдов) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем. Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов) -Какие части можно выделить в гербе? Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона. -Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и послушаем сообщение о происхождении слова «герб». Учитель показывает иллюстративный материал- таблицу с изображением рыцарей и различных форм гербов. -Изображение людей, животных, растений, предметов играют важную роль в символике гербов: Лев-символ храбрости, орел- символ власти и силы, медведь- символ мудрости, голубь- символ мира и чистоты, пчела- символ трудолюбия, дуб- символ стойкости и т.д. Какой же символ у нашей страны? Верно, двуглавый орёл. Двуглавый орёл появился ещё в 15 веке во время правления Ивана 4 (Грозного).
|
|
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
|
||||||
4 |
Творческая практическая деятельность |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение. Усвоение учащимися нового способа действия. Организовать самостоятельное выполнение учащимися разноуровневых заданий. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся герб города Находки, рассказывает историю создания герба . Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. А сейчас я предлагаю вам нарисовать герб нашего города, который будет оформлен в кабинете на стенде.. Далее идет обсуждение, какие цветовые особенности города мы видим на гербе, какой формы выбрать щит, что изображено на нем. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
5 |
Рефлексия деятельности |
Организовать рефлексию деятельности на уроке |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные рисунки эмблемы города |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия Индивидуальные компьютеры/ноутбуки/планшеты Контроль учителя, самоконтроль |
Цель: Способствовать освоению учащимися знаний о современном декоре улиц, о граффити, исполнителях и их техниках изображения граффити, в процессе создания эскизов граффити для украшения улиц своего города.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, кисти, акварель.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: - обеспечить овладение учащимися знаниями о современном декоре улиц, о граффити, исполнителях и их техниках изображения граффити, в процессе создания эскизов граффити для украшения улиц своего города; |
Предметные Владеет знаниями о современном декоре улиц, о граффити, исполнителях и их техниках изображения граффити, в процессе создания эскизов граффити для украшения улиц своего города;
|
Развивающие: Совершенствовать умение планировать этапы создания эскизов граффити для украшения улиц своего города, Способствовать развитию умения контролировать качество создания эскизов граффити для украшения улиц своего города, - через оценку и анализ собственной работы и работы одноклассника;
Совершенствовать умение по выполнению кистевого и графического создания эскизов граффити для украшения улиц своего города.
Совершенствовать способность учеников участвовать в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по создания эскизов граффити для украшения улиц своего город, конструктивно выстраивать общение с учителем и одноклассниками. |
Метапредметные: Регулятивные: Осуществляет действия по определению цели урока, планированию этапов создания эскизов граффити для украшения улиц своего города; Осуществляет действия по контролю качества выполнения создания эскизов граффити для украшения улиц своего города. Познавательные: Показывает кистевое и графическое умение создания эскизов граффити для украшения улиц своего города; Коммуникативные: Участвует в диалоге при определении целевых установок и при планировании этапов работы по выполнению создания эскизов граффити для украшения улиц своего города, конструктивно выстраивает общение с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: Воспитывать бережное и уважительное отношение к художественным национальным традициям творчества в области современного декора улиц, о граффити, исполнителях и их техниках изображения граффити, в процессе создания эскизов граффити для украшения улиц своего города. |
Личностные: Осознает и демонстрирует понимание ценности бережного и уважительного отношение к художественным национальным традициям творчества в области современного декора улиц, о граффити, исполнителях и их техниках изображения граффити, в процессе создания эскизов граффити для украшения улиц своего города. |
Ход работы
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Формы организации деятельности учащихся Методы и приемы работы |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся
|
|
1) Организационный момент (1 минута) |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Осознание необходимости получения новых знаний. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
- Приветствие. - Проверка готовности к уроку |
|
Контроль учителя |
2) Введение в тему урока. Целеполагание. (10 мин) |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
В: Что такое декор как вы думаете? О: Под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства Посмотрите на эти 2 фото улиц. Чем они отличаются? О: На первом фото улица пустая не украшенная. А на втором украшена. Если взглянуть на улицы городов, полные мчащихся машин, спешащих, то понимаешь, что в жизни горожан существуют особый мир-мир улицы, или, иначе, городская среда. Это среда, помимо зданий полна различных объектов дизайна. Именно городской дизайн призван сделать мир улицы удобным для людей |
|
|
3) Изучение новых знаний (20 мин) |
Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других Творческие задания по выбору Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Современный город представляет собой живой организм. Он постоянно находится в процессе движения, обновления, развития. всего облика современного города – это сочетание прошлого и настоящего. Смешение разных архитектурных стилей в городе – не редкость. Город - архитектурная среда, синтез архитектуры, природа и искусство, в котором проходит наша жизнь, где состояние человека зависит непосредственно от окружающего мира, равно как и состояние мира зависит от человека. Искусство идет в ногу со временем, оно является отражением быта и культуры человечества в тот или иной период. Современное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии, оно сохраняет традиции и надежно взаимодействует с природными ресурсами и технологиями. Он настолько же самостоятелен, как и любой другой вид искусства и может органично вписываться, растворяясь в захвате архитектурной среды, а может стать неким контрастным применением, который разряжает официальную строгость и парадность офисных зданий и небоскребов. Граффити — это искусство уличной живописи. Яркие стилизованные надписи и картины наносятся краской в баллончиках, чернилами или акриловыми составами и могут быть арт-объектами, которые несут в себе определенный посыл. Давайте рассмотрим искусство одних из лучших граффитистов России. Анатолий Акуэ (AKUE1 ) начал свой художественный путь с граффити и уличного искусства в конце 1990-х годов. Последние 5 лет он сосредоточился на своей студийной работе, пытаясь найти способы сочетать абстрактную живопись с влиянием буддийской философии и символизма. Марат Morik Данильян Марат Данилян – уличный художник, графический дизайнер и иллюстратор из России. Он пошел в художественную школу, но затем получил степень по филологии и экономике в Новосибирском государственном университете. С появлением Интернета в конце 90-х Морик развил страсть к граффити через культуру хип-хопа. Он развивал собственный уникальный стиль и любовь к экспериментам с формами букв. Андрей «Абер» Бергер Андрей Бергер родился в Сибири в 1986 году, но сейчас живет в Москве. В 1999 году он открыл уличное искусство через культуру хип-хопа. Андрей продвигает свои идеи с помощью множества средств: от перформанса, скульптуры, росписи, граффити и инсталляции до живописи и графики. Миша Мост Миша – художник и писатель граффити из Москвы, который начал рисовать в 1997 году, на заре российского движения стрит-арта. Свою художественную карьеру он начал со своего первого шоу в 2006 году. Кирилл КТО Кирилл Лебедев (КТО) является культовой фигурой московской субкультуры уличного искусства, внеся огромный вклад не только благодаря своей разнообразной работе художника, но и как один из немногих теоретиков и кураторов уличного искусства. Petro Петр Герасименко (Петр) родился в Жуковском в 1984 году и является членом экипажа под названием Эстетика. Он рисовал на стенах более десяти лет и, развивая свой стиль, прошел через множество различных этапов, чтобы стать одним из самых выдающихся и уважаемых художников на российской граффити-сцене. Паша WAIS Авторские проекты Паши WAIS включают в себя трехмерную письменность и геометрическую графику. Его работы отличаются стильным оформлением со сложными цветовыми композициями. Дмитрий Аске Дмитрий Аске – разносторонний художник из Москвы. Свою художественную карьеру он начал в 2000 году как автор граффити, а затем перешел к графическому дизайну, типографии, иллюстрации, фрескам и современному искусству. Алексей Лука Алексей Лука родился в 1983 году. Окончил Московский архитектурный институт в 2006 году, живет и работает в Москве. Виталий Царенков aka SY Виталий Царенков (SY) родился в 1987 году и живет, и работает в Санкт-Петербурге. Имея большой опыт работы в уличном искусстве, он занимается созданием крупномасштабных картин, росписей и скульптур. Макс “Max13” Торопов Макс «Тринадцать» живет в Иваново. Он рисует не только на стенах, но и производит футболки с графикой и другими товарами. Mednoy Медной – художник граффити и стрит-арта из Москвы. Иван Ninety Иван родился в Протвино. Первоначально он интересовался уличным искусством и постепенно развивал свой интерес к широкоформатной живописи, коллажу, скульптуре и фотографии. В его работах можно увидеть сочетание геометрической абстракции и фигуративного реализма. Чаще всего он использует технику коллаж. Никита Nomerz Никита Nomerz живет в Нижнем Новгороде. СМИ начали писать об этом молодом художнике, увидев только две его фрески в 2011 году. Юлия Ванифатиева Юлия Ванифатиева (Hoolya) – русская уличная художница, известная по тегу #PinkPower. Антония Лев Антония Лев – уличная художница, иллюстратор и графический дизайнер из Москвы. Она создает городские фрески уже 2 года. Ее искусство вдохновлено феминизмом, эстетикой цифровой векторной графики, комиксами и искусством Анри Матисса. |
|
Компьютер, виртуальная экскурсия. Контроль учителя. Самоконтроль. |
4) Закрепление новых знаний. Практическая работа (8 мин) |
Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других Творческие задания по выбору Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения. |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Давайте вместе подумаем, как мы можем украсить наш город ещё больше и выполним эскиз росписи стены. |
|
Самоконтроль. Контроль учителя. |
5) Подведение итогов Рефлексия (6 мин) |
Беседа в форме «вопрос-ответ» |
Фронтальная. Словесный – беседа. |
Давайте посмотрим, как вы выполнили роспись для стены. Вы большие молодцы, с вашими идеями я уверена наш город станет ещё красивее. |
|
Самоконтроль. Контроль учителя. |
4. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1997. - 171 c.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. – 203с.
6. Психология: Учебник / Под ред. И.В.Дубровиной. М. : Прогресс, 2007. – 367 с.
7. Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.; Л. : ГИЗ, 1930. — 114 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.