КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ
Тренер-преподаватель МАУ ДО «Спортивная школа № 5» С.А. Знобищев
В современном спорте все большее значение имеет психологическая подготовка, умение преодолеть психологический стресс-фактор. Стрелковый спорт отличается от других видов тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор - соревнование на рубеже, где главным соперником является мишень. Она абсолютно равнодушна и спокойна относительно переживаний стрелка, которому трудно адаптироваться к такому мощному неуправляемому стрессу. Поэтому спортивный успех в стрельбе неизбежно связан с уровнем нервно-психического состояния перед стартом и во время соревнований.
Существует огромное количество примеров, когда опыт применения оружия показывает, что не каждое качество, ранее сформированное, может проявиться у спортсмена-стрелка при изменении условий деятельности. Есть также множество примеров, когда первоклассный стрелок, который ежедневно занимается совершенствованием своей стрельбы, на соревнованиях показывает не самые лучшие результаты.
В настоящее время данные неудачи объясняются с точки зрения психического состояния лица.
Психологическая подготовка стрелка — необходимое психологическое состояние при ведении огня из оружия, является одним из основных навыков стрелка. Стрелка, умеющего правильно и безопасно обращаться с оружием, вести меткую стрельбу и при этом не обладающего психологической уверенностью в своих действиях не существует. Отсутствие психологической готовности, а вернее психологического спокойствия во время стрельбы приводит к различным ошибкам или потере контроля над своими действиями. Стрельба в таком состоянии никогда не даст хороших результатов.
На современном этапе развития общества в теории огневой подготовки, а именно, спортивной тренировке имеется большое количество различных опробованных методик развития двигательного и физического потенциала спортсменов-стрелков. Наряду с этим, особое внимание уделяется именно психологической подготовке данной категории лиц.
Психологическую готовность к стрельбе необходимо развивать у стрелков начиная с первого занятия. Для того чтобы понять что такое психологическая готовность стрелка необходимо разобраться какими качествами характеризуется психологическое состояние стрелка на тренировке, а также что стрелку мешает достичь этого состояния.
Всем известно, что то состояние, которые испытывает стрелок в момент нахождения на старте, вызывает определѐнные изменения в организме стрелка, которые в некоторой степени могут оказать отрицательное влияние на способности стрелка продемонстрировать совершенную технику стрельбы и в результате достичь высокие показатели на соревнованиях. Отсюда, и соответственно, вытекает основная задача тренера, направленная на выявление индивидуальных характеристик личности стрелка. Все изменения, возникшие в организме стрелка, накладывают порой значительный отпечаток на технику стрельбы, то есть разрушают те навыки и наработанные годами умения рациональной техники стрельбы. Так, например, отмечаются следующие изменения в технике стрельбы: изменение времени прицеливания, уменьшение точности руки с оружием на первую мишень и при последующем переносе оружия в скоростной стрельбе, изменение характера нажима на спусковой крючок и др.
Взаимосвязь между реакцией стрелка на участие в соревнованиях и изменениями в технике стрельбы индивидуальна и различна в разные периоды времени в зависимости от степени подготовленности стрелка. Поэтому тренеру необходимо вести постоянные наблюдения за стрелком с обязательной регистрацией данных в дневнике для дальнейшего использования данных результатов, для более эффективной работы по психологической подготовке стрелка.
Важными составными частями психологической подготовки стрелка является идеомоторная и аутогенная тренировки. Суть идеомоторной подготовки заключается в том, что стрелок представляет мысленно перед собой ранее изученные приѐмы и действия при стрельбе. Данная подготовка направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояние постоянной готовности к выполнению упражнения. Использование данной подготовки в процессе обучения позволит стрелкам выработать у себя способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов стрельбы, анализировать ситуацию, а также выработать внимание и быстроту реакции. Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка и создаѐт оптимальное состояние нервных структур. Другая особенность данного вида подготовки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения тех или иных приѐмов стрельбы и отвлекает от результата этих стрельб. Дело в том, что такое мысленное представление стрелка о предстоящем выполнении упражнения подразумевает идеальное его выполнение, если конечно же эти приѐмы были усвоены правильно, без каких либо недостатков. Такая идеальная реконструкция предстоящих действий помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнения упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень психологического состояния стрелка. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенность сразу сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы является верным показателем вялости стрелка.
Стрелок должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям с оружием, а также управлять своим поведением.
Отдельно хотелось бы отметить, что эффективность стрельбы и психологической подготовки к ней, зависит не только от тренера, но и самого стрелка.
Из выше сказанного ясно, что работа по обучению правильному психологическому состоянию для ведения огня из оружия не возможна без активного и осознанного участия самого стрелка. Качественная работа тренера-преподавателя без необходимой самоотдачи стрелка принесет только удовлетворительные результаты, а в некоторых случаях результат будет негативным. Опытный тренер-преподаватель добьется от стрелка твердых знаний и понимания теоретического материала, правильных и быстрых, на уровне автоматизма, действий с оружием, но при ведении огня из оружия тренер-преподаватель может увидеть и добиться устранения только видимых, явных ошибок. При ведении огня мелкие, неявные ошибки тренеру-преподавателю не видны. Поменяться руками (указательным пальцем), глазами, а главное — внутренним психологическим состоянием преподаватель со стрелком не может. А мелкие ошибки мешающие достичь хороших и отличных результатов стрельбы как раз и кроются на психологическом и мелко моторном уровне. Опытный преподаватель может предположить с той или иной долей вероятности, что мешает стрелку, но задача стрелка из всего множества причин, озвученных тренеромпреподавателем, выбрать те которые мешают именно ему. Далее совместно с тренером устранить эти причины и в конечном итоге добиться устранения ошибок. Работа по этой методике требует от стрелка полной отдачи, самоконтроля, активности, анализа своих действий и необходимого внутреннего настроя. Только полностью окунувшись в такое состояние, стрелок забывает о волнении, страхе, переживаниях, «желании выстрелить» и «ожидании выстрела». И по истечении определенного количества тренировок правильное психологическое состояние стрелка, необходимое для ведения огня из стрелкового оружия из искусственно создаваемого преподавателем и контролируемого самим обучаемым, переходит в подсознательный уровень.
В итоге стрелок должен достичь такого уровня психологической подготовки, что, беря в руки оружие, он подсознательно погружается в необходимое психологическое состояние для ведения огня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.