Материальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем с примитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен и танцев.
Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания. Родители смотрели на эту склонность сына скептически, наставники в школе - без должной прозорливости. "В среде, окружавшей меня, не было уважительного отношения к профессии музыканта... Взрослые считали, что музыка - занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, но только не музыкантом", - вспоминал впоследствии Хачатурян.
В коммерческом училище, где Хачатурян продолжал свое образование, существовал любительский духовой оркестр. "Довольно быстро он освоил технику игры на духовых инструментах. По совету старшего друга Сурена Арам Хачатурян едет в Москву и поступает на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Хачатурян в течение трех лет изучал химию и морфологию растений, остеологию, анатомию человека
Осенью 1922 года Арам Хачатурян впервые вошел в двери небольшого старомосковского особняка, затерявшегося в гуще арбатских переулков. Это был Музыкальный техникум имени Гнесиных
Начались нелегкие для Хачатуряна годы. Занятия в техникуме требовали от него немалого напряжения. Нужно было восполнить знания по музыкально-теоретическим предметам, овладеть игрой на инструменте, что дается в двадцать лет куда труднее, чем в детстве: не так эластичны руки, не так подвижны не привыкшие к грифу пальцы. Но ведь надо было зарабатывать еще и на жизнь. Арам работает грузчиком в винных погребах и певчим в церкви!.
Первые же сочинения Хачатуряна принесли ему успех. Пьесы, еще, конечно, не совершенные, выявили такие свойства композиторской индивидуальности Арама Ильича, как живое ощущение армянской народной музыки, импровизационность изложения, красочность, терпкость гармонического языка.
Заканчивая весной 1929 года Музыкальный техникум имени Гнесиных, Хачатурян имел все основания сказать: я много занимался "алгеброй" музыки - изучал сольфеджио, теорию, гармонию, много сочинял. И хотя познано было в нелегком ремесле музыканта далеко не все, хотя предстоял еще долгий и упорный труд, размышляя о своей будущности, Хачатурян отверг все сомнения и бесповоротно выбрал профессию композитора…
Осень того же года. Напряженная пора приемных экзаменов в Московскую консерваторию. "Испытательная комиссия, - можно прочитать в Протоколе приемного экзамена на научно-композиторский факультет, - решила зачислить Хачатуряна на первый курс консерватории в числе семи абитуриентов, отобранных из нескольких десятков. Он был зачислен в класс Николая Яковлеча Мясковского.
Пример Хачатуряна, вероятно, наиболее убедительно демонстрирует индивидуальный подход Мясковского к каждому из своих учеников. Мудрость Мясковского-педагога в том и состояла, что, как говорил в отношении себя Хачатурян, Николай Яковлевич "...не стремился нарушать или изменять то живое ощущение национальной музыкальной стихии, которое было впитано с молоком матери". Мясковский настоятельно требовал от всех студентов постоянной большой работы.
За годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведений оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. Написанное в 1932 году, оно было вскоре услышано Прокофьевым и привлекло его самостоятельностью интонационного языка, сочностью мелоса, удивительной непринужденностью самовыражения, душевной теплотой. Прокофьев рекомендовал Трио к изданию, и вскоре оно вышло.
Близилась к концу пора студенчества. Хачатурян остается еще на два года в классе Мясковского как аспирант. Но для того чтобы называться профессиональным композитором должна стать дипломная работа. Арам Ильич решает писать симфонию. "Мои творческие искания и борения юности увенчались, вспоминал он через много лет.
Период 1935-1941 годов - один из самых плодотворных в жизни и творчестве Хачатуряна. Завершена аспирантура Московской консерватории. Сочинен и успешно сыгран Фортепианный концерт. Вышли на экраны страны кинофильмы "Пэпо" и "Зангезур" с музыкой Арама Ильича На сценах московских театров ставятся спектакли "Валенсианская вдова" и "Маскарад" с музыкой Хачатуряна "Маскарад" стал вершиной его творчества.
"Волшебным звеном" всей музыки Хачатуряна к "Маскараду" стал вальс. Это была редкостная творческая удача В музыке к "Маскараду" есть немало превосходных страниц и помимо вальса' романс Нины и ноктюрн - тонкие лирические зарисовки, мазурка и галоп - как бы "общие планы" бала и маскарада. Несомненно, что одной из основных причин успеха музыки к спектаклю сделался пронизывающий ее симфонизм Арам Ильич написал музыку более чем к 20 спектаклям Среди них лирическая комедия, психологическая драма, классическая трагедия.
16 ноября 1940 года состоялась премьера Скрипичного концерта Хачатуряна. "Концерт имел большой успех, я был счастлив", - красноречиво заключил свои воспоминания о премьере композитор. Мелодическое богатство Скрипичного концерта определило его успех в не меньшей мере, чем цельность формы и рельефность драматургических принципов. Началась Великая Отечественная война. В эти грозные дни войны и состоялась новая встреча Арама Хачатуряна с Кировским театром - вдали от Ленинграда и Москвы, в глубоком тылу на Урале. Тогда-то пришла к Араму Ильичу мысль: необходимо продолжить работу над балетом "Счастье".
Завершив ее, Хачатурян принимается в 1942 году за сочинение нового балета - "Гаянэ
Сам Арам Ильич выделил три основополагающие стихии партитуры "Гаянэ": танцевальность, драматизм, порой доходящий до трагизма, лирика. "Я большой сторонник того, чтобы в балете танцевали, а в опере пели", - говорил композитор. Летом 1943 года Хачатурян обращается к партитуре своей Второй симфонии. "Создавая симфонию, я стремился воплотить в музыке ге думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ", - говорил композитор. "Вторая симфония - реквием гнева, реквием протеста против войн и насилия" В том же году симфония была впервые с успехом исполнена
"Приступаю с чувством огромного творческого волнения", - написал 9 июля 1950 года Хачатурян на первой странице партитуры балета "Спартак”.
"Спартак", можно сказать, безгранично театрален. В свое время Ф Лопухов писал о том, что жанр исторической хроники, избранный либреттистом "Спартака", противопоказан балету, что следовало остановиться на жанре героической поэмы Силой музыки, яркой ее зрелищностью, театральностью Хачатурян как бы "оправдывает" жанр.
1960-е годы - время создания Хачатуряном второй инструментальной триады: концертов-рапсодий для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968) с оркестром Вторая инструментальная триада доносит до нас привычные, хорошо знакомые черты композиторского почерка Хачатуряна
Список произведений Хачатуряна завершается третьей инструментальной триадой - сольными сонатами для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976) "Я стремился, - говорил композитор, - как можно глубже проникнуть в самое существо любимых мною смычковых инструментов, извлечь из их сокровенных тайников как можно больше тембровых, динамических, эмоциональных качеств Мне хотелось, чтобы мои музыкальные мысли, которые я старался высказать современным языком, инструменты произнесли, возможно, выразительнее, пропели мою музыку живыми, трепетными голосами..." Намерения композитора оказались блистательно реализованными.
Здоровье Арама Ильича тем временем все ухудшалось, и все чаще он говорил о своем желании быть похороненным в Ереване. Завещание было исполнено.
После смерти 1 мая 1978 года Хачатуряна похоронили в пантеоне столицы Армении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.