XXVIII городская научнопрактическая конференция обучающихся
«Открытия юных»
Секция «ИНФОРМАТИКА»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
Ананьева Марина Германовна,
Алексеева Ольга Анатольевна,
Егошина Виктория Альбертовна
ученики 11 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» города Чебоксары
Руководитель:
Гаджимурадова Жанат Магомедовна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ №11» г. Чебоксары Чебоксары – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………...................................... …..3стр.
Актуальность проблемы………………………………………………..………………..4 стр.
Цели и задачи…………………………………………………………….......................….4 стр.
Тема исследования………………………………………………………..........................5стр.
Методы исследования………………………………………………………………........5 стр.
Объект исследования…………………………………………………………………….5 стр.
Метод исследования…………………………………………………………………..….5 стр.
1. Компьютер: вредные для здоровья факторы………………………………….......5 стр.
1.1.Нагрузка на зрение……………………………………………………………..6 стр.
1.2.Стеснённая поза………………………………………………………………...7 стр.
1.3.Затрудненное дыхание…………………………………………........................8 стр.
1.4.Боли в мышцах спины, шеи и головные боли……………………………..9 стр.
1.5.Остеохондроз……………………………………………………………………10 стр.
1.6.Заболевания суставов кистей рук…………………………………………...11 стр.
1.7.Психическая нагрузка………………………………………………………..11 стр.
1.8. Излучение……………………………………………………………………...11 стр.
2. Профилактические меры, снижающие действие вредных факторов, влияющих на здоровье
пользователей………………………………………………………………...11 стр.
2.1 Помещения……………………………………………………………………...12 стр.
2.2.Правильная рабочая поза при работе за компьютером…………….……13 стр.
2.3.Расположение монитора………………………………………………………14 стр.
2.4. Пауза для отдыха……………………………………………………………...14 стр.
3. Компьютер друг и помощник………………………………………………………..15 стр.
3.1.Влияние компьютера на детей……………………………………………….15стр.
3.2.Компьютер,как способ развлечения………………………………………...15 стр.
3.2.1. Как влияют компьютерные игры на развитие ребёнка…………….....16 стр.
3.3.Что плохо?............................................................................................................16 стр.
Заключение……………………………………………………………………………….17стр.
Список литературы……………………………………………………………………...18 стр.
Приложения………………………………………………………………………………19стр.
1.Анкетирование. Во сколько лет вы начали работать за компьютером?.............19стр.
2. Устают ли у вас глаза после работы за компьютером? Делаете ли вы физ.минутку во время
работы за компьютером?................................................................................20стр.
3.Что бы вы предпочли делать в свободное время?...................................................20стр.
4.Советы родителям…………………………………………………………………….20стр.
5.Советы позитивного отношения к компьютеру подросткам и их родителям «Когда компьютер
– твой друг»…………………………………………………………… …21стр. Введение
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту,
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же, …
КОМПЬЮТЕР!
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не
остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.
Так что же такое компьютер – новая угроза для здоровья детей или современный друг и
помощник?
Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом
здоровью детей; Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по
сохранению здоровья при работе за компьютером.
Мы хотели получить ответы на вопросы:
Для каких целей используют компьютер мои сверстники?
В какие игры они предпочитают играть?
Сколько времени они тратят на компьютерные игры?
Как они относятся к влиянию компьютерных игр на человека?
Как относятся родители моих одноклассников к компьютерным играм?
Помогают ли компьютерные игры в учёбе?
Есть ли научные факты, которые подтверждают или опровергают данную проблему, или это
лишь претензии взрослых?
Мы поставили следующие задачи:
познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное
предназначение этой машины для человека;
Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером Актуальность проблемы
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей.
Современный человек использует компьютер повсеместно – на работе, дома, в машине. Компьютер
дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов, общение через сайты, хранение
информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. К сожалению, для
многих компьютер стал самоцелью, вместо того, чтобы быть средством для познания и
совершенствования себя самого. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное
количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями,
занятия в кружках по интересам, сократил время на подготовку домашних заданий. Проблема
психологического пристрастия к компьютерным играм становится актуальной для России, а учитывая
то, что количество людей, попадающих в компьютерную зависимость, с каждым днем растет, этот
вопрос является актуальным.
Цели
• Определить влияние компьютера на здоровье детей
•
и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.
показать вредные факторы, влияющие на здоровье пользователей при работе за
компьютером, а также профилактические меры, снижающие действие этих
факторов
Задачи
Изучить литературу о правилах работы за компьютером;
Выяснить, влияет ли работа с компьютером на организм человека и как можно
сохранить здоровье при работе с компьютером
Провести анкетирование.
Выявить отношение учащихся к проблеме: Как сохранить здоровье при работе с
компьютером?
•
•
•
•
Тема исследования:
«Компьютер.
Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?»
Методы исследования:
Обзор литературы по данной теме.
Анкетирование.
Объект исследования:
учащиеся 3– 10го классов МОУ «СОШ №11»
Метод исследования: Анкетирование учащихся 310 классов с целью определения положительных и негативных
влияний компьютера на личность школьника и психические процессы: внимание, память
1. Компьютер: вредные для здоровья факторы
1.1.Нагрузка на зрение
Первый и самый главный фактор это нагрузка на зрение. Вредное влияние дисплейных экранов
компьютеров на зрение было отмечено давно. Глаза уставали, начинали краснеть и слезиться уже через
несколько часов сидения за монитором. После слез наступала головная боль. А регулярное и
длительное компьютерное бдение резко ухудшало зрение. Со временем медики и инженеры
разобрались, каким образом "умные" машины портят зрение. Если, например, посмотреть вблизи на
экран старого чернобелого телевизора, можно обнаружить, что картинка как бы мерцает, мелко
дрожит. Мониторы компьютеров долго изготовлялись по тому же принципу, и изображение на них
тоже дрожит. Смотреть на экран такого телевизора не очень опасно дрожание скрадывается
большим расстоянием. Иное дело экран монитора, вплотную к которому приходится сидеть часами.
Человек может даже привыкнуть к мелкой вибрации текста или картинки, но глаза автоматически ее
регистрируют. Напрягаются глазные нервы и соответствующие нервные центры мозга, и острота
зрения неизбежно снижается.
После ряда экспериментов было установлено, что безопасная граница частоты развертки монитора
начинается с 75 Гц. И это необходимый минимум! Чтобы сохранить зрение, лучше всего купить
монитор, выпущенный после 1995 года. Как бы ни был дешев предлагаемый вам компьютер, не берите
его, если изображение дрожит. И, наконец, расплывчатое изображение на экране монитора иногда
можно сделать четким, покрутив ручку фокусировки. Лучше выбрать/установить режим монитора с
меньшим разрешением, но с частотой обновления кадров 7585 Гц (вообще, чем больше, тем лучше). В
противном случае работа за компьютером будет опасна для вашего зрения. Если в играх Вы
используете стереоочки, то помните, что изображение в них по частоте уменьшается в два раза (на
каждый глаз) от установленного на экране монитора. А отсюда выводы...
Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 70 см. Другими словами, вы
должны едва доставать до экрана, вытянув вперед руку. Что касается минимально допустимого
расстояния, то с научной точки зрения, глаз человека четко видит в радиусе 17 градусов (сверху вниз).
Поэтому несложно подсчитать, что минимальное расстояние от лица человека до монитора его
размер диагонали монитора. Ваш монитор должен стоять примерно на 10 градусов ниже горизонта
вашего уровня глаз. Освещение должно смягчать блики на экране, но желательно, чтобы их вообще не
было. То есть экран монитора не должен отражать посторонний свет. Лучше всего, если плоскость
экрана монитора будет перпендикулярна к источнику света. В сумерках над рабочим местом нужен
дополнительный мягкий свет, даже если Вы просто играете на компьютере. Каждые полчаса
старайтесь отвлекаться от монитора и смотреть вдаль такая нехитрая гимнастика помогает
сохранить зрение. Иногда закрывайте глаза на две триминуты, благодаря чему расслабляются
(отдыхают) мышечные волокна и, как следствие, восстанавливается чувствительность рецепторов
глаз, отвечающих за четкость и яркость.
Кроме выше описанных правил, существует еще одна не мало хитрая рекомендация: читая текст на
экране монитора, не всматривайтесь пристально в изображение и научитесь чаще моргать. Это лишний
раз убережет Вас от рези, рябения и боли в глазах. Особенно это касается тех, кто по роду своей
деятельности много читает и/или работает с компьютерной графикой. Обратите внимание, чтобы при
работе струя воздуха от вентилятора или кондиционера не попадала в лицо, т.к. в этом случае, глаза
быстрее пересыхают и становятся беззащитны. И последнее, лучше иметь монитор с большой
диагональю и на нем выводить большие изображения, нежели "крошку", на которой необходимо
смотреть изображение частями, либо пристально всматриваться в экран, чтобы рассмотреть детали. Но человек видит не только глазами, но и мозгом. Изображение, воспринятое глазом, сильно
искажено, и проходит сложную математическую обработку мозгом. Поскольку экран монитора не
плоский, изображение искажается еще больше, причем мозг все время переключается между
искаженным изображением с экрана монитора и неискаженным изображением окружающих
предметов. Естественно, он от этого устает. Это еще не все. Изображение на экране будет четким
только тогда, когда "зерно" монитора будет абсолютно соответствовать разрешению видеокарты. Это
выполнимо только для жидкокристаллических экранов ноутбуков. На обычных мониторах
изображение менее резкое. Мозг пытается сфокусировать изображение и перегружается. Последствия
перегрузки мозга самые разные, от расстройств вегетативной нервной системы до нарушений
мозгового кровообращения. Особенно ощущают эти последствия те, кто страдают сосудистыми
заболеваниями. Нередко человек даже не знает о существовании у себя таких заболеваний, но
компьютер служит как бы индикатором. Если, поработав с компьютером, Вы становитесь злым и
раздражительным, если после этого вы легко возбуждаетесь возможно, у Вас начинается гипертония.
Поэтому плоский экран не рекламный трюк. Потратьтесь на монитор с плоским экраном, и ваши
глаза будут уставать меньше. Выбирайте монитор с зерном поменьше. Чем меньше зерно, тем четче
изображение, тем меньше устают глаза. Чтобы экран не "бликовал", установите монитор так, чтобы он
"смотрел" в сторону, противоположную от окна. Даже, если Ваш стол стоит боком к окну, можно
повернуть монитор под углом градусов сорок пять, чтобы свет от окна на экран не падал. Кстати, в
борьбе с бликами вообще помогает рассеянный свет: например, жалюзи или тюль.
Очень часто пользователи жалуются на близкие расстояния между рабочими местами. Согласно
нормам, расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора соседнего ряда должно быть не
менее 2 метров, а расстояние между боковыми стенками — не менее 1,2 метра. Площадь на одного
взрослого пользователя должна быть не менее 6 м2., объем — не менее 20 м3.
С недавних пор в офтальмологической и оптиометрической литературе утвердился термин
"компьютерный зрительный синдром" (computer vision syndrome CVS). Жалобы пользователей ,
проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы:
"зрительные" и "глазные".
К первой относятся:
затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение
аккомодации);
двоение предметов;
быстрое утомление при чтении.
Ко второй относятся:
жжение в глазах;
чувство "песка" под веками;
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глазных яблок
Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод отсутствие силы
зрения).
Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от
времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия
проявляется через 2 часа, у большинства через 4 часа и практически у всех через 6 часов работы за
экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной
ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на
зрение представляет собой компьютерная графика выполнение и корректирование рабочих чертежей
с помощью ПК. Органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное
изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы это появление
(или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.
Конечно же в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из "неизбежного зла"
превратить его в действительно полезного помощника?
Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за
компьютером, обязательные паузы во время работы и пр. Конечно, все это правильно, но иногда
совершенно неосуществимо.
По мнению специалистов профилактика CVS должна идти по трем направлениям: с одной
стороны, следует усовершенствовать сами средства отображения информации, то есть приближать
экранное изображение к естественному, с другой стороны правильно организовывать труд оператора
ПК, и с третьей приспосабливать орган зрения к оптимальному восприятию изображения на экране.
Первый путь предусматривает оптимизацию в существующих мониторах всех параметров
изображения. Их насчитывается 18. Но главным, конечно, является их радикальное
совершенствование. Делаются мониторы с высоким разрешением, то есть увеличенным числом строк,
повышается (до 100 Гц и более) частота смены кадров, подбираются люминофоры, дающие более
высокий контраст, а также дополнительные экраны, повышающие его. Наконец, электроннолучевые
трубки заменяются жидкокристаллическими платами
Не меньшее значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы
оператора. В специальных исследованиях были обоснованы временные нормы работы с ПК, которые
вошли в правила СанПиН 2.2.2/2.4.134003
Остается актуальным и третий путь приспособление глаза к компьютеру. Основной мерой
является рациональная оптическая коррекция. Предлагают специальные компьютерные тесты, либо
тесты, симулирующие дисплейное изображение для подбора очков пользователям ПК. Предлагают и
специальные очки с прогрессивными линзами. Несколько лет назад Институтом биохимической
физики РАН совместно с Московским институтом глазных болезней им.Гельмгольца были
разработаны цветовые покрытия, содержащие три узких полосы пропускания в области основных
цветов спектра и дающие значительное повышение контраста изображения. Применение очков с
такими покрытиями у интенсивных пользователей ПК (конструкторов космической техники) дало
снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными
очками у 85% работников.
Очки с компьютерным спектральным фильтром:
повышают цветоразличение и цветовой контраст;
делают изображение на сетчатке глаза более четким и контрастным;
уменьшают "пиксельность" изображения на мониторе (фильтр обладает удивительным свойством
различимость точекпикселей уменьшается, но при этом сама линия оператором воспринимается
более четко, более контрастно);
"корригируют" спектр излучения монитора под максимальную спектральную чувствительность
фоторецепторов глаз;
улучшают аккомодационную способность это важнейший показатель работы глаз;
уменьшают время обнаружения полезного сигнала;
вырезает коротковолновую, жесткую часть спектра, негативно действующую на оптические среды
глаза.
В очках с компьютерным фильтром комфортно в помещении, освещенном искусственными
источниками света, особенно люминесцентными лампами, т.к. они улучшают спектральный состав
света, попадающего в глаза. В этих очках комфортно на улице, в пасмурную погоду в них видно
четче и контрастнее, а в солнечный день они не пропускают в глаза очень активную коротковолновую
часть спектра. Таким образом, можно сказать, что к концу столетия мы столкнулись с новой и все более частой
формой глазной патологии Компьютерным Зрительным Синдромом. Она, в свою очередь, является
разновидностью реакции органа зрения на избыточную нагрузку профессиональной офтальмопатии.
Разработка технических и медицинских мер профилактики этой патологии является важнейшей
задачей современной науки.
1.2. Стесненная поза.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является
стесненная поза. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она
является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи.
Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран
и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело
принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер
гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Изза стесненной позы возникают
следующие нарушения:
1.3.Затрудненное дыхание.
Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной
клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.
1.4.Боли в мышцах спины, шеи и головные боли.
Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном
положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к
накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой
случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы
передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.
1.5.Остеохондроз.
При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костномышечной
системы. Иногда возникает искривление позвоночника ( у взрослых – остеохондроз, а у детей –
сколиоз).
У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к
застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и геморрой, болезни, лечение которых
процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к
ожирению.
1.6.Заболевания суставов кистей рук.
Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне
операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество
мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.
Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером
приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела
статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей
работа которых ведётся в основном на компьютере). Причиной возникновения боли является
защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий
проходящих в непосредственной близости к нерву, а так же, распуханием самого нерва. Причиной же
защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может
быть вызвана большим количеством однообразных движений (например: при работе с мышкой) или
неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в
постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в
руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней.
1.7. Психическая нагрузка Третий по важности фактор это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей
сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения,
которого практически не бывает в обычных условиях. Далеко не все пользователи регулярно делают
резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает,
ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате стрессы,
случались и инфаркты. Вы включаете компьютер, а на экране вместо привычной процедуры загрузки
"Disk C: not found" или "Boot sector is failure"... А вы уже и забыли, когда и куда дублировали свою
информацию... Ваше состояние в этот момент психологи называют "острый стресс".
Что такое стресс? В переводе с английского stress давление, нажим, напряжение. Психологи
применяют еще термин дистресс (distress (англ.) горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда),
которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не
вдаваясь в научнотерминологические тонкости, будем понимать под стрессом сильные
эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какимито событиями вашей жизни.
1.8. Излучение.
Таинственные излучения монитора обычно в первую очередь имеют в виду, когда говорят о
влиянии компьютера на здоровье. На самом деле это далеко не самая страшная из "компьютерных"
вредностей. Хотя и забывать про нее тоже не надо. Когда слышишь слово "излучение", в первую
очередь начинаешь думать о какойто радиации, о чемто радиоактивном. Монитор не является
источником радиоактивного излучения! Ни альфа, ни бета, ни гамма частицы из монитора не
вылетают! Электроннолучевая трубка монитора является источником небольших доз рентгеновского
излучения. От современных мониторов рентгеновское излучение настолько мизерное, что говорить о
какомто вредном его воздействии на здоровье не приходится.
Вредными для человека являются другие виды излучений.
Постоянное электростатическое поле высокой напряженности. На электроннолучевой
трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети).
Создаваемое потенциалом постоянное электростатическое поле действует на расстоянии до
полуметра от экрана (а там и находится пользователь). Сам по себе потенциал не страшен, но этот
потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран
пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед
экраном. Это постоянное электростатическое поле может быть вредно при заболеваниях глаз и кожи.
Реально постоянное электростатическое поле можно определить, если к экрану монитора поднести
кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану.
Дисплеи персональных компьютеров, выполненные на электроннолучевых трубках (ЭЛТ), являются
потенциальными источниками мягкого рентгеновского, ультрафиолетового (УФ), инфракрасного
(ИК),
ЭМИ.
Сотрудники Центра электромагнитной безопасности провели независимое исследование
компьютеров, наиболее распространенных на нашем рынке, и установили, что "уровень
электромагнитных полей в зоне размещения пользователя превышает биологически опасный уровень".
Последствия регулярной работы с компьютером без применения защитных средств:
заболевания органов зрения (60% пользователей);
болезни сердечнососудистой системы (60%);
заболевания желудочнокишечного тракта (40%);
психические заболевания (10%)
различные опухоли.
Если в помещении эксплуатируется более одного компьютера, то следует учесть, что на
пользователя одного компьютера могут воздействовать излучения от других ПЭВМ, в первую очередь
со стороны боковых, а также и задней стенки дисплея. Учитывая, что от излучения со стороны экрана
низкорадиочастотного
видимого,
радиочастотного,
и
сверх дисплея можно защититься применением специальных фильтров, необходимо, чтобы пользователь
размещался от боковых и задних стенок других дисплеев на расстоянии не менее 1 м.
Для защиты от постоянного электростатического поля (от других полей он не защищает) ранее
использовались фильтры в виде дополнительного экрана, прикрепляемые к экрану монитора.
Дешевые китайские фильтры неэффективны они могут даже усиливать излучения. Фильтр
срабатывает если только он заземлен чтобы "стекали" заряды статического электричества. Если
кусочек тонкой бумаги или волос притягиваются к поверхности фильтра, значит, он вас не защищает.
Чаще всего так и бывает, так как правильное заземление фильтра обеспечить сложно. Если у вас
современный монитор, то и не думайте об установке фильтра. Современные мониторы устроены так,
что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, а применение защитного фильтра
нивелирует это их преимущество. От фильтра при современном мониторе будет больше вреда, чем
пользы.
Причины возникновения.
Потеря информации безусловно, на первом месте среди компьютерных стрессоров (если не по
частоте, то по силе стресса точно).
Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, даже не приводящие к потере данных, тоже
серьезные факторы стресса.
Информационные перегрузки. Компьютеры, программирование, интернет самые динамично
развивающиеся области человеческой деятельности. Необходимость постоянно и очень интенсивно
обновлять свои знания и навыки, быть в курсе огромного количества ежедневно появляющихся
новинок для многих становится непосильной нагрузкой.
Спам (несанкционированные почтовые рассылки) стал в последнее время настоящим бедствием для
тех, кто активно работает в интернете, да и для всех, кто хоть изредка заглядывает в свой
электронный почтовый ящик. Необходимость постоянно разгребать и уничтожать «вонючую кучу»
спам мусора, риск, что в ней потеряются действительно важные и нужные письма очень серьезный
стрессор.
Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся на психическом состоянии человека. И если
зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в
первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи игры и интернет. Это то что
"затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей
жизни это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игро
мания.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он
относится к группе риска интернетзависимых людей:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса онлайн;
увеличение времени, проводимого онлайн;
увеличение количества денег, расходуемых онлайн. Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся
заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их
компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером.
Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие
изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный
педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может
наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение дети перестают
фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом
обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений
в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного
поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость,
безответственность.
2. Профилактические меры, снижающие действие вредных факторов, влияющих на здоровье
пользователей.
2.1 Помещения.
Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Площадь на одно рабочее место
с компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м2, а объем не менее 20
м3.Помещения с компьютерами должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования
воздуха или эффективной приточновытяжной вентиляцией. Поверхность пола в помещениях
эксплуатации компьютеров должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и
влажной уборки, обладать антистатическими свойствами. В помещении должны находиться аптечка
первой медицинской помощи, углекислотный огнетушитель для тушения пожара.
2.2.Правильная рабочая поза при работе за компьютером.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему
кровотоку и дыханию. Следует сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в
поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед. Конструкция рабочего стула должна
обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе компьютере, позволять изменять
позу с целью снижения статического напряжения мышц шейноплечевой области и спины для
предупреждения развития утомления. Недопустимо работать развалившись в кресле. Такая поза
вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности. Тип рабочего стула должен выбираться в
зависимости от характера и продолжительности работы с учетом роста пользователя. Приобретите
удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером.
Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Ширина и глубина сиденья должна быть не менее 40 см, высота опорной поверхности спинки
30 ± 2 см, ширина не менее 38 см, длина подлокотников не менее 25 см, ширина 57 см, высота над
сиденьем 23 ± 3 см. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для
нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с
позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут это уменьшает давление на бедра. Кресло
должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу, с нескользящим,
неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от
загрязнений . Расположение часто используемых вещей не должно заставлять долго находиться в
искривленной позе, наклоняться в сторону, особенно для поднятия тяжелых предметов (при таком
наклоне велика вероятность повредить межпозвонковый диск). Расположите предметы на столе так
чтобы до них можно было легко дотянуться. Те из них, которыми вы пользуетесь часто, расположите
ближе а остальные дальше. Для бумаг, книг и распечаток целесообразно использовать специальную
подставку. Конструкция одноместного стола для работы учащихся за компьютером должна
предусматривать:
две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ или ВДТ с плавной
регулировкой , и вторая для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от до 15
градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении , что способствует поддержанию
правильной рабочей позы учащимися и студентами, без резкого наклона головы вперед;
ширину поверхностей не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и
глубину не менее 550 мм;
отсутствие ящиков;
увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером;
2.3.Расположение монитора.
Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 1520 см ниже уровня
глаз, угол наклона до 150 т.е., примерно, верхняя часть экрана должна находиться на уровне глаз ,при
работе в очках с бифокальными линзами — ниже уровня глаз. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 6070 см, но не ближе 50 см с учетом размеров
алфавитноцифровых знаков и символов. Не располагайте рядом с монитором блестящие и
отражающие свет предметы Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов
.Необходимо найти такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи.
Рекомендуемый угол наклона головы до 200. В этом случае значительно снижается нагрузка на
шейные позвонки и на глаза. Во время работы необходимо расслабить руки, держать предплечья
параллельно полу, на подлокотниках кресла. Кисти рук на уровне локтей или немного ниже, запястья
на опорной планке. Тогда пальцы получают наибольшую свободу передвижения. Не следует высоко
поднимать запястья и выгибать кисти это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.
можно надевать легкие перчатки без пальцев, если стынут рук .Колени на уровне бедер или немного
ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу
на ногу это нарушает циркуляцию крови изза сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на
подставке или полу. Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и
голеностопных суставов.
2.4. Пауза для отдыха.
1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение однойдвух минут просто
подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится.
Посчитайте до трех (пяти), когда делаете вдох, и до пяти (семи), когда выдыхаете. Затрата большего
времени на выдох создает мягкий успокаивающий эффект. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь
этим глубоким, неторопливым дыханием, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно
улетучиваются.
Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением,
отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.
Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем —
назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально
вперед, вывернув кисти.
2. Попробуйте шиацу — метод, который позволяет задействовать резервные силы организма и может
быть рекомендован всем, вне зависимости от возраста и уровня артериального давления. Положите
руки на заднюю поверхность шеи, надавите подушечками средних пальцев в области подзатылочной
ямки. Сосчитайте до пяти и отпустите. Затем с помощью трех пальцев обеих рук надавите на точки,
расположенные на шее вдоль позвоночника и на висках. Эти несложные приемы, повторяемые по два
три раза каждый, помогут вам за считанные минуты восстановить внимание и трудоспособность.
3. Теперь займемся глазами, особенно, если большую часть своего рабочего времени вы проводите за
компьютером, за чтением или письмом. Вопервых, не забывайте почаще давать глазам возможность
отдохнуть. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев, на небо, «выйдите» на
мгновение под холодный дождик или в снежную вьюгу.
Нет такой возможности? Очень жаль. Перед вами целый день белая стена и экран монитор. Украсьте
свое рабочее место комнатным растением. Очень эффектно смотрятся цветочные композиции или миниатюрные японские деревья бонсай. Повесьте перед собой красочный календарь, пейзаж и т. п.,
современная полиграфия позволяет достичь глубины и естественности изображения.Чаще, как можно
чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от
производства». Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. Повторите несколько раз. Потом
снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.
4.Следующее упражнение улучшит кровоснабжение в глазах и расслабит уставшие глазные мышцы.
Сидите спокойно, откинувшись на спинку стула .Закройте глаза и расслабьте веки. Можно мысленно
погладить глаза теплыми пальцами. Почувствуйте, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в
глазницах. Лицо и тело тоже расслаблены, это даст дополнительный отдых. Посидите так однудве
минуты, потом мягко надавите на закрытые глаза подушечками пальцев в течение десяти секунд два
три раза.
5. А что делать, если устают руки? Гимнастика для рук жизненно необходима всем, кто много пишет,
печатает, и т. п., чьи кисти и пальцы находятся в постоянном напряжении. Необходимо при первых
признаках утомления рук давать им отдых, регулярно проводить специальную гимнастику и массаж
Известно, что пальцы рук теснейшим образом связаны с головным мозгом. Уделив несколько минут в
день специальным упражнениям для пальцев, вы сможете существенно повысить свою
работоспособность. Начните с расслабляющего упражнения. Опустите руки вниз и несколько раз
встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем
хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание уделяя суставам. Если у вас совсем уж мало
времени, можно ограничиться общим растиранием кистей.
6.Еще упражнение для тренировки подвижности и ловкости кисти: отгибание каждого пальца назад до
предела с помощью «вилочки» из указательного и среднего пальцев другой руки. Теперь попробуйте,
сложив ладони вместе, максимально отогнуть пальцы назад.
3.Компьютер друг и помощник.
Стремительное развитие новых информационных технологий оказывает многогранное воздействие
на многие сферы человеческой деятельности, в том числе и на культурный уровень современного
человека, который в настоящее время характеризуется уровнем информационной культуры, то есть
умением работать с информацией. Поэтому знание персонального компьютера имеет очень большое
значение в современной жизни, т.к. компьютерная грамотность стала частью общей культуры
человека. Компьютер – наш главный помощник в учебе, в работе и отдыхе. Он облегчает поиск и
получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми.
3.1.Влияние компьютера на детей.
Появление персональных компьютеров в образовательных учреждениях дает возможность
формировать у детей стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного
общества. Возможность достаточно эффективно реализовывать данные задачи имеют именно
учреждения дополнительного образования детей, где наиболее полно созданы условия личностно
ориентированного подхода в воспитании детей и подростков, то есть «максимально учитываются
творческие запросы и реальные интересы воспитанников» и их родителей. Но, к сожалению,
компьютер в наших домах используется детьми часто как игрушка. Дети часами (особенно в
каникулярный период) просиживают за компьютерными играми, что не только не несет высокой
духовности и культуры, но может оказывать и неблагоприятное влияние на физическое и психическое
здоровье при бесконтрольной и длительной работе. Как сделать так, чтобы компьютер стал другом и
средством воспитания? В последнее время дети, подростки и молодежь интересуются компьютерной
графикой и дизайном. Возможно, это и есть тот путь, который поможет педагогам и родителям
направить интерес к освоению компьютера детьми в нужное русло и сделать его местом для познания
и творчества ребенка и, с его помощью, разнообразить образовательный процесс.
3.2.Компьютер,как способ развлечения.
Компьютеры уже давно проникли во все сферы нашего жизненного пространства. Они стоят и на
работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду. С одной стороны, эти технические новшества сильно облегчают нашу работу, а с другой стороны, малоподвижный образ жизни, который
мы ведем, приводит к весьма неприятным последствиям. Как говорят американцы, "бесплатный сыр
бывает только в мышеловке", поэтому за удобства, скорость и комфорт мы вынуждены платить своим
здоровьем.
Старшее поколение сложно приспосабливается к современным реалиям, порой не понимая, для чего
эти электронные помощники вообще нужны. Однако за прошедшие десять лет компьютерная
грамотность населения нашей страны шагнула далеко вперед. Одним из самых первых программ,
которые мы осваиваем на компьютерах, являются простые игры. Они позволяют «подружиться» с
неизвестным для нас виртуальным миром, помогают скоротать время, а иногда и получить некоторые
знания.
Миниигры для компьютера – одна из ниш развлечений, существующих в этом своеобразном
пространстве, например, игры человек паук. Многие из нас видели фильмы про него или читали
комиксы, а теперь появилась возможность самому «написать сценарий» для героя. Современные
компьютерные игрушки уже можно назвать полноценными «произведениями искусства», где
виртуальная реальность может захватить вас с первых секунд и не отпускать, как хороший фильм. Но
они требуют значительных ресурсов, что нередко обычный бюджетный гаджет «потянуть» их не в
состоянии.
Однако многие компании поставили своей целью делать яркие, красочные компьютерные игры,
которые по геймплею выглядят как полноценные игры, но не нуждаются в мощнейших процессорах и
огромных карт памяти. Они простые и захватывающие по сюжетной линии, и заинтересуют как юных
геймеров, так и людей среднего или старшего возраста. Такие миниигры позволяют развить не только
реакцию, но и внимание, а также усидчивость, что может помочь при решении домашних заданий.
С появлением более скоростного Интернета, многие стали увлекаться онлайниграми, которые
«живут» в виртуальном пространстве. Это не только захватывающие квесты или арканоиды, но и
«стрелялки», рпг и так далее. Трудно найти лучшего соперника, чем ваш ноутбук или настольный
компьютер. С ним вы можете поиграть, например, в шахматы или шашки, или перекинуться в покер,
причем в любое удобное для вас время.
Кроме того, используя webкамеру, можно общаться со своими друзьями посредством видеосвязи,
находясь на значительных расстояниях друг от друга. Делиться с ними новостями или же просто не
терять связь. Компьютер можно использовать не только как машину для развлечений, это еще и
способ заработка, не вставая со своего домашнего кресла. Многие компании заинтересованы в
работниках, которых не нужно контролировать непосредственно в офисе, что значительно выгоднее и
удобнее.
3.2.1. Как влияют компьютерные игры на развитие ребёнка.
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции
• мелкую моторику рук
• визуальное восприятие объектов
• память и внимание
• логическое мышление
• зрительномоторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать
• аналитически мыслить в нестандартной ситуации
• добиваться своей цели
• совершенствовать интеллектуальные навыки. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что
ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере — это те же занятия, а
ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много
интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и
совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными
актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
3.3.Что плохо?
Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать
о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и
вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к
ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях,
где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет
Заключение
Наступивший век эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все
равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером,
вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на
экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А
детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы мы
выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.
Наше исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и
полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии
компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только
компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и
неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает
поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения
санитарногигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие
компьютера на детский организм
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирюков В. Сеть и наркомания / В. Бирюков // Компьютерный еженедельник «Компьютерра».
1998. №16, стр.1315.
2. Вересаева О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая
газета. 1996. №12, стр.46.
3. «Все о компьютерном зрительном синдроме»// http: www. MedicInform.net.
4. Чеботарев П.Н. Компьютер и здоровье / Чеботарев П.Н., Свижевский В.А.
www.aires.spb.ru/pdf/ rus/interest/computer&health.pdf.
5.Пономарева Е. Интернетзависимость и ее психологическая харатеристика. Смоленск, 2003.
6. СанПин 2.2.2.54296 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с
ВДТ и ПЭВМ».
7.СанПиН 2.2.2/2.4.134003 "Гигиенические требования к персональным электронно
вычислительным машинам и организации работы"
// Чеботарев П.Н. Компьютер и здоровье / Чеботарев П.Н., Свижевский В.А.
8. Сурин М.В. Влияние компьютера на здоровье человека. Сыктывкар, 2005.
9. Хоперская О. Один на один с монитором / О. Хоперская // НГ – наука. 2000. №2.
10.
www.aires.spb.ru/pdf/ rus/interest/computer&health.pdf.
11. Шнайдер Д. Тренировка зрения для работающих на компьютере: пер.с нем.М.:АО «Интер
эксперт», 1997.128с.
12. Computer Vision Syndrome // http: //library. thinkquest. org/ C0123325 /synd.htm
Сайты:
http://www.school.org.ru/parent/computer/start.html
http://eyecenter.com.ua
http://www.3dnews.ru
http://compdoctor.ru
http://www/iamok.ru/computer.html
http://www.spinet.ru/kendh
http://www.bereg.ru/deti
//
Приложения 1
Анкетирование.
1. Во сколько лет вы начали работать за компьютером ?
2.
Устают ли у вас глаза после работы за компьютером?
Делаете ли вы физминутку во время работы за компьютером? 3.Что бы вы предпочли делать в свободное время?
Приложения 2
Советы родителям, желающим уберечь детей о компьютерной зависимости:
1. Купив компьютер, изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить
все меры безопасности.
2. Помогайте ребенку выбрать игры.
3. Исключите игры с насилием и жестокостью.
4. Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.
5. Ограничьте время игры до разумных пределов.
6. Уважайте чувства детей. 7. Проводите вместе свободное время.
8. Интересуйтесь, чем ребенок увлекается.
9. Станьте для него лучшим другом.
10. Создавайте условия для гармоничного развития ребенка.
11. Не ущемляйте его интересы.
12. Расширьте круг интересов ребенка. Обратите внимание на спорт, музыку,
рисование и т.д.
13. Будьте внимательны к детям.
14. Показывайте положительный пример своими поступками.
15. При необходимости проконсультируйтесь с психологом.
Приложения 3
Советы позитивного отношения к компьютеру подросткам и их родителям «Когда
компьютер – твой друг».
1. Используйте компьютер для получения знаний, которые необходимы в жизни.
2. Используйте и воспринимайте компьютер только как устройство, развивающее ваши
способности, облегчающее вашу жизнь.
3. Определите свое место и цель в реальной жизни и ищите реальные пути достижения
цели, будьте тем, кем хочется в этом мире. 4. Виртуальный мир привлекателен, он дает ощущение легкости в принятии решений и
достижении целей, но это обман.
5. Предпочитайте живое общение, стремитесь перевести виртуальные отношения в
реальные. Ищите друзей в реальном мире. Виртуальные отношения – это иллюзия и не
развивает навыков общения.
6. Помните, что вы интересный и привлекательный человек, что у вас много достоинств,
которые можно проявлять в реальной жизни.
7. Будьте естественным и эмоциональным в настоящей жизни вы человек, а не робот.
8. Планируйте свое время, проведенное за компьютером, и сократите его, если оно
затрачивает больше половины вашего свободного времени.
9. Зависимость от компьютера приносит только страдания. Вам нужны проблемы в
школе, с родителями и со здоровьем?
10. Помните только ощущения, полученные в реальном мире, являются реальными, а
виртуальные это иллюзия. Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это
исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся
навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал
окружающим людям и своей стране
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
«КОМПЬЮТЕР. ЧТО ЭТО: НОВАЯ УГРОЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ДРУГ ИЛИ ПОМОЩНИК?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.