В настоящее время средняя школа столкнулась с весьма серьезной проблемой - за сравнительно короткий срок среднее образование из привилегии превратилось в право, а затем и в обязанность, причем, несмотря на глубокое изменение мотивации обучения, практически все школьные порядки сохранились в неприкосновенности.
В недавнем (с исторической точки зрения) прошлом лишь в стенах школы можно было получить знания, необходимые для дальнейшей работы и образования. Поэтому любознательные учащиеся были вынуждены терпеть несовершенство технологии обучения. В настоящее время в условиях широкого развития средств массовой информации (радиовещание, телевидение, периодическая печать), широкой доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для обучаемых, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе творчески направленной и мотивированной деятельности.
Компьютерные технологии в системе образования
В настоящее время средняя школа столкнулась с весьма серьезной проблемой за
сравнительно короткий срок среднее образование из привилегии превратилось в право, а затем
и в обязанность, причем, несмотря на глубокое изменение мотивации обучения, практически все
школьные порядки сохранились в неприкосновенности.
необходимые для дальнейшей работы и образования.
В недавнем (с исторической точки зрения) прошлом лишь в стенах школы можно было
получить знания,
Поэтому
любознательные учащиеся были вынуждены терпеть несовершенство технологии обучения. В
настоящее время в условиях широкого развития средств массовой информации (радиовещание,
телевидение, периодическая печать), широкой доступности научнопопулярных книг и журналов,
всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы
школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для обучаемых,
необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить
преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учащимися
в ходе творчески направленной и мотивированной деятельности.
Переживаемый в настоящее время школой этап можно сравнить с эпохой, последовавшей
за возникновением книгопечатания. Как известно, это привело к отказу от системы, при которой
преподаватель в буквальном смысле читал свои лекции, а слушатели их дословно записывали, а
затем заучивали наизусть. Созданная чешским педагогом гуманистом Яном Амосом Коменским
классно урочная система и стала ответом на новую ситуацию. При этой системе учащиеся
получают экземпляры учебников, по которым они могут заниматься в классе и дома. Точно так
же теперь революционное изменение в сложившейся технологии обучения в школе призвана
выполнить вычислительная техника. Компьютеры неизбежно должны привести к изменению
сложившейся технологии обучения в школах, техникумах и вузах, введение компьютеров во все
сферы деятельности человека к переоценке роли тех или иных знаний. Основное назначение
компьютеров в обучении это решение ряда задач информатики, связанных непосредственно с
информацией (накопление, поиск, переработка...). Многие сведения, знание которых считается
сейчас необходимым для профессионально подготовленного человека, можно при
необходимости получить на экране монитора.
При всей важности владения навыками программирования для представителей многих
специальностей вряд ли верен курс, направленный на подмену обучения информатике как одной
из фундаментальных наук, обучению некоторым основам программирования (программирование
при всем желании невозможно отнести ни к одному из объектов научных исследований) и
навыкам оператора ЭВМ. Необходимо иметь в виду, что основная масса выпускников средней
школы если и будет иметь дело с компьютером, то лишь в качестве непрофессиональных
пользователей (аналогично кассирам авиационных и железнодорожных касс и им подобные).
Поэтому обучение всех учеников средней школы умению программировать столь же
необоснованно, как, например, обучение их технике редакторской работы или книгопечатанию
лишь на той основе, что в последующем они будут не только читать книги, но и работать с ними.
При этом также следует иметь в виду и тенденции развития компьютерной техники, в
особенности персональных (бытовых) компьютеров, ведущие к облегчению пользования ими, а
это неизбежно обесценит многие навыки, которыми сейчас должны овладеть школьники.
Одним из компонентов культуры является информационная культура, призванная
помогать человеку разбираться в различных информационных технологиях и работать с ними.
Проводником этой культуры стала информатика наука о структуре и общих свойствах
информации. Информатика не начинается, а заканчивается компьютером, который является
наиболее современным и действенным средством решения ряда важнейших задач информатики.
Поэтому в школе необходимо обучать цели, а не только одному, даже самому современному
средству ее достижения.
Как уже отмечалось выше, первоначальные знания по целому ряду наук человек в
настоящее время получает в процессе школьного обучения. Следовательно, там он приобретает
и изначальные понятия общей культуры. Все это возможно лишь при условии, что школа будет
рождать у ученика только положительные эмоции в соответствии со всеми правилами
педагогической науки. Только таким образом у учащихся формируется и постоянно развивается
интерес к учебе, от которого зависит усвояемость, а следовательно, и успеваемость, т.е.
качество обучения.Понятие “грамотность” всегда ассоциируется с понятием “учеба”. Учеба необходима
человеку не только для того, чтобы овладеть научными достижениями в той или иной области,
она нужна и для того, чтобы стать культурным человеком. Лишь культура определяет
особенности поведения, сознания и деятельности людей в различных сферах общественной
жизни. Действительно, трудно представить себе культурного человека, который в своей
деятельности оперирует раз и навсегда заученными формами. Поэтому задача информатики как
школьного предмета не только дать всем школьникам основные базовые понятия современной
науки “информация алгоритм ЭВМ” и привить навыки работы на компьютере в качестве
непрофессионального пользователя, но и научить грамотно работать с различными носителями
информации в различных сферах ее возникновения и обработки. Поэтому существенной
проблемой, не подвергаемой пока что достаточному изучению, является анализ взаимосвязей
курса информатики с другими предметами школьной программы. Если для примера взять
математику и физику, то эта взаимосвязь не может ограничиваться лишь составлением программ
для решения отдельных задач или циклов задач с помощью компьютера. Целесообразно считать,
что для осуществления реальной взаимосвязи необходима глубокая перестройка программ всех
курсов школьных предметов. Следует направить перестройку не только на использование ЭВМ в
преподавании предметов, но и на то, чтобы на каждом предмете готовить учащихся к усвоению
курса “Информатика”. При этом необходимо провести глубокий анализ, по результатам которого
можно будет оценить общеобразовательную и научную значимость некоторых разделов,
сохраняемых и культивируемых в силу устарелых традиций.
Для примера: в настоящее время из курса математики начальных классов практически
полностью исключено использование уравнений для решения задач, значительно уменьшен
геометрический материал. Аналогично преобразован и курс математики IVV классов. Все это
сделано ради развития так называемых вычислительных навыков. Подчеркиваем, что именно
навыков, а не знания и умения. Весь опыт школы говорит, что даже в те времена, когда
обучались далеко не все дети школьного возраста, достичь высоких вычислительных навыков
зачастую не удавалось. Не только великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, но
и виднейшим математикам Анри Пуанкаре, Николаю Николаевичу Лузину, Борису Николаевичу
Делано и другим не давалась эта премудрость. Необходимо ли такое внимание уделять
выработке вычислительных навыков в условиях, когда вскоре у каждого школьника окажется
свой персональный компьютер?
Возможно, и существуют некоторые мыслительные способности и навыки, которые
развиваются в ходе вычислений (например, способность точно выполнить заданный алгоритм), но
вычисления отнюдь не являются оптимальным средством для этого.
Также сомнительна и общеобразовательная ценность заучивания сложных
тригонометрических формул. Вполне достаточно обучить школьников умению отыскать эти
формулы по справочнику и затем грамотно их использовать.
Вообще, весьма актуальным является вопрос о составлении и издании универсального
справочника, содержащего необходимые для школьника формулы по математике, физике,
химии, а также и ряд сведений по другим предметам. Причем в обязательном порядке следует
предусмотреть право учащихся использовать такой справочник на всевозможных контрольных
работах и экзаменах (включая приемные экзамены в вузы). В настоящее время, к сожалению,
зачастую экзамены превращаются в элементарную проверку памяти, а не умения мыслить.
Использование ЭВМ позволит ввести в школе математические
эксперименты,
способствующие формированию некоторых отвлеченных понятий, например понятий предела,
непрерывности, производной и интеграла. В настоящее время вычисление интегральной суммы
занимает настолько много времени, что за урок практически выполнено быть не может.
Математические эксперименты, проводимые с помощью компьютера, дадут также возможность
ввести в школу элементы теории вероятностей и статистики, что совершенно необходимо,
поскольку теоретиковероятностные методы сейчас играют важнейшую роль в приложениях
математики, что весьма важно для всех видов деятельности человека.
Введение в школу компьютера позволяет совершенно поновому строить преподавание
ряда предметов. Например, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы,
как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости
проводить диктанты или выполнять другие традиционные упражнения. И то и другое требует
очень много рутинной умственной работы как от учителя, так и от ученика. Вполне достаточно
воспользоваться контрольно корректирующей программой “ Обороты “, и как показала практика,учащийся гораздо быстрее в творческоигровом режиме достигает поставленной цели.
Аналогично, работает и ряд других программ по различным предметам школьного обучения.
Более того, грамотно составленная программа позволяет выявить и динамику того или
иного эксперимента, а, пользуясь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно
остановить эксперимент в нужном месте.
Перспективным направлением применения современных информационных технологий в
образовании являются компьютерные коммуникации Их использование позволяет производить
обмен педагогическим опытом, организовывать дистанционное обучение, использовать
полученную информацию в учебных и научных целях, анализировать и изучать отечественный и
зарубежный опыт.
С точки зрения организации самостоятельной работы интерес представляют
возможности компьютерных сетей в области обмена учебной информацией в виде текста,
статической и анимированной графики, речи. Преподаватель и обучаемый могут обмениваться
информацией в интерактивном режиме, причем как в реальном масштабе времени, так и
асинхронно. Восприятие учебного материала может происходить либо визуально с экрана, либо с
распечатки на бумаге. Работа в компьютерной сети предоставляет возможность так называемого
массового индивидуализированного заочного обучения, где обучаемый может работать в
удобном для него месте, в удобное время, в удобном темпе. Немаловажными являются
возможности обращаться за справками в базу данных, проводить автоматизированный
самоконтроль степени усвоения учебного материала участвовать в электронных семинарах и
практических занятиях, получать консультации.
Изучении тем, связанных с использование средств телекоммуникаций, включает, во
первых, ознакомление с их основным направлениями
применения (производить обмен
разнообразной информацией между пользователями или между пользователем и банком данных;
производить обмен передовыми педагогическими технологиями; организовывать дистанционное
обучение; использовать полученную информацию в учебных и научных целях; анализировать,
изучать отечественный и зарубежный опыт), вовторых, изучение аппаратных и программных
компонентов информационной сети, втретьих, практическую работу абонента сети.
При изучении этих вопросов, рассматриваются такие понятие как локальные сети,
глобальные сети и передача информации по сети, модем, электронные доски объявлений,
электронная почта и телеконференции и другие. Для того чтобы изучить все технические и
организационные вопросы построения и функционирования компьютерных сетей требуется
специальное техническое образование, однако учителям, студентам педвузов и другим
работникам сферы образования необходимо знать те возможности, которые необходимы для
целесообразного использования телекоммуникаций в в организации учебновоспитательного
процесса.
Рассмотрим например возможности использования сети Internet в учреждениях
среднего образования. Компьютер, подключенный к сети Internet, представляет следующие
возможности:
организовывать совместную учебноисследовательскую деятельность с учащимися и
учителями (возможно всего мира) посредством электронной почты (в настоящее время таким
образом реализуется "метод проектов");
электронных конференциях;
учебными заведениями; присоединяться к мировым библиотекам, базам данных.
получать языковую практику в результате общения в режиме online, участвуя в
учится на заочных курсах, организованных по интересам, проводимых различными
Учителя при использовании телекоммуникаций получают следующие возможности:
использовать в своей деятельности более широкий спектр учебных и методических
повышать свою квалификацию путем обучения в высших учебных заведениях,
материалов;
предлагающих сетевые программы заочного обучения;
образования и т.д.
поддерживать профессиональные контакты с коллегами, с учреждениями сферы
Использование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые для
других традиционных средств. Но при всем этом компьютер есть и всегда останется лишь базойданных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой другой базы, необходим учитель. И роль
учителя будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные
знания, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности ученик сможет
развивать их с использованием компьютера.
Таким образом, подготовка учителя, соответствующая современному состоянию научно
технического прогресса и педагогики, психологии, информатики, требует корректировки
подготовки специалиста, в том числе обновления требований, к знаниям, умениям и навыкам
учителя любой специальности. И нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве
одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера
– это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества.
В связи с вышеупомянутым 14 ноября 1997 года в “Медиацентре” Центрального дома
журналистов состоялась церемония открытия бесплатных курсов компьютерного обучения
школьных учителей. Эта благотворительная акция фирм "Вист" и Samsung Electronics прошла в
рамках программы поддержки российского образований.
В ходе реализации этой программы в декабре 1996 года был образован “Компьютерный
медиацентр” в Центральном дому журналистов, а осенью 1997 го года начала работу
Московская компьютерная детская информационная сеть. А в декабре 1997 года фирмы “Вист” и
Samsung подарили школе гимназии № 1400 г.Москвы Компьютерный класс из 11 машин VIST
1000 с мониторами Samsung SyncMaster 700М. Теперь же любой российский учитель, позвонив
по телефону 2912903 может записаться на курсы компьютерного обучении. В течение
ближайших месяцев планируется ознакомить тысячу школьных учителей со специально
разработанным курсом по основам компьютерной грамотности.
Невозможно воспитать технически грамотных людей — даже предоставив ученикам
средних школ самое современное компьютерное оборудование, — не обеспечив должного уровня
преподавания. Не секрет, что многие старшеклассники, особенно живущие в крупных городах, яв
ляются опытными пользователями, в то время как их учителя не обладают даже начальными
знаниями в компьютерной области. Новые курсы призваны ликвидировать подобные пробелы в
знаниях российских учителей. На них привлекаются, естественно, не преподаватели
информатики, но биологии, истории, географии и подобных дисциплин. Обучаемые делятся на
три группы: те, кто ни раду но сталкивался с компьютерами, тех, кто имеет некоторые навыки
работы в DOS: и тех, кто имеет опыт общения с Windows. Программа курсов, разработанная
методистами "Медиацентра", включает в себя основы работы в Windows 95 и использования
приложений MS Offiсе, начальные сведения о работе в локальных сетях и стратегий поиска
информации в Internet. Однако основная часть курса будет посвящена ознакомлению с
возможностями применения в работе педагога средств визуализации учебных материалом с
помощью пакета программ Microsoft Office.
Естественно, что 10часовые курсы не могут научить полностью неподготовленного
человека работать на PC. По словам руководства “Медиацентра”. Главной задачей курсов
является попытка заинтересовать преподавателей современными технологиями. побудить им к
дальнейшему самообразованию.