КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"
Оценка 4.6

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл +1
03.02.2018
КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"
Экологическое образование и воспитание - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
урок-конференция по экологии.docx
Пояснительная записка Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. «Любовь к Родине начинается с любви к природе».  Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Экологическое образование и воспитание ­ это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Большинство из нас  редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно­исследовательской деятельности. Ведь в процессе исследования воспитанник получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности. Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”, – говорит народная пословица.  Загрязнение  окрестности, уменьшение  природных ресурсов ставит  перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей   среды,   экологическая   грамотность,   бережное   и   любовное   отношение   к природе   стали   аналогом   выживания   человека   на   нашей   планете.   Таким   образом, экологическое образование ­ актуальная и главная задача. Цель: формирование экологической культуры, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды.  Задачи:  сообщение   необходимого   минимума   сведений   о   мировых   экологических проблемах,    ознакомить     с  проблемой  антропогенного  загрязнения   окружающей  среды, источниками   загрязнения   атмосферы,   гидросферы,   литосферы,   осознать   значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично, формирование экологической   культуры,   развитие   интереса   к   природе,   формирование   правильного отношения к ближайшему природному окружению. Конференция «Экологические проблемы современности» Педагог: Вот экология – модное слово, Раньше природа не знала такого,  Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали. Крысы и мыши теперь процветают, Ценные виды, увы,  исчезают,  Кто сигаретой себя отравляет,  Кто – то наркотики употребляет. Новый Чернобыль нам Дума готовит,  Если общественность не остановит! Те, кто на свалках сжигают отходы, Всё отравляют, и воздух, и воду! Наша планета пока – что жива, Но без защиты погибнет она! Если ты хочешь, чтоб мир стал зелёным, Не вырубайте берёзы и клёны!    Мы живём в России и для нас это лучший уголок планеты Земля. Мы любим эту землю, благоустраиваем, озеленяем, лечим её раны. Каким будет наше будущее, какой будет наша земля стоит задуматься сегодня.    Как прекрасна во Вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов   лет.   И   всего   около   двух   миллионов   лет   назад   на   ней   появился   человек. Человек. А кто он такой? Царь природы?! Человек ­ плохо приспособленный вид. Он может существовать в узких климатических рамках: ниже 15 градусов С  – мёрзнет, выше 35   –   страдает   от   жары.   Не   способен   более   5   дней   обходиться   без   воды.   Не   обладает развитой   мускулатурой.   Органы   чувств   развиты   слабо.   Когда   же   человек   начал переустраивать, приспосабливать под себя Землю? Примерно 15 тысяч лет назад человек впервые примерил на себя венец царя природы. И чего в результате добился?    Великие умы прошлого предвещали последствия покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую  планету! Ныне она уже  не кажется нам бесконечной, скорее хрупкой  и беззащитной.   Моя планета ­ человеческий дом,   Но как ей жить под дымным колпаком,   Где сточная канава ­ океан?!   Где вся природа поймана в капкан,   Где места нет ни аисту, ни льву,   Где стонут травы: больше не могу!..   Вот она летит, маленькая, какая! Вот она грустит, в думы свои вникая,   Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,   Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!   Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,   Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! Педагог: Почему планета «просит прийти на помощь»? Как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока ­ экологические проблемы. Слово «экология»   в   переводе   с   греческого   означает   «   знание   о   доме».   Со   словосочетанием «экологические   проблемы»   вы   сталкивались   не   раз,   поэтому   цель   нашего   урока   –   не знакомство   с   этими   проблемами,   а   обобщение,   углубление   и   систематизация   знаний   о глобальных экологических проблемах.   Для того чтобы наш урок прошёл более продуктивно, предлагаю поделиться на группы: 1) Исследователи, они проводили мониторинг окружающей природной среды нашего 2) Экологи, они осветят современное состояние атмосферы. 3) Гидробиологи, они расскажут о глобальных экологических проблемах, связанных с города. водными ресурсами. 4) Медики познакомят нас с тем, как влияет экология на здоровье человека. 5) Историки познакомят нас с тем периодом, когда возникли экологические проблемы.   Окружающая нас природа не только величественна, но удивительно хрупка и ранима. Для того,   чтобы   понять   масштабы   наступления   человека   на   природу,   можно   привести следующее историческое сопоставление. Итак, слово предоставляется историку. Историк:  Биосфера  нашей  планеты  существует   около  3,5 –  4,4  млдр.  лет, она  начала формироваться с момента образования планеты Земля. Современный человек существует на Земле 100 тыс. лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю нашу цивилизацию можно вместить в 800 поколений, причём 600 из них одевались   в   звериные   шкуры   и   пользовались   каменными   орудиями,   100­   владели письменностью, 4­ использовали силу пара, 2­ электричество. И только наше поколение поставило   себе   на   службу   авиацию   и   космонавтику,   радио   и   телевидение,   атомную энергию, мощную индустрию. Это значит, что человек скачком вышел из  равновесия с биосферой, частью которой он является, и его деятельность стала угрозой существования биосферы. За исторически короткий срок наступления технологической, индустриальной эры, начавшейся 300­ 350   лет назад, развитие человечества приняло подлинно взрывной характер. Сотни тысячелетий проходило становление вида Человека разумного. Только последние   3   десятилетия   характеризуются   тем,   что   в   мировом   общественном   мнении произошёл коренной перелом в понимании необходимости охраны окружающей среды.    Земля увлекала человека своим вечным круговоротом вёсен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть, что же там, за зарёй, за соседним лесом, лугом. И человек собирался в путь. И шёл человек по топям, по тропам, по безымянным дорогам. И стоял человек на краю Земли, и огромной казалась ему Земля. И слаб, и мал был человек перед силами природы. Если бы можно было перенестись на несколько тысячелетий назад и подняться над территорией густо населённой Европы, то мы заметили бы очень мало признаков обитания человека. В то время человек сам был частью природы и не отделял себя от неё. Но с развитием скотоводства, земледелия начинается  новый этап в развитии человечества. Выжигаются и вырубаются леса, разрастаются поселения, прокладываются дороги. С появлением железных орудий этот процесс убыстряется. И вот не за горами колонизация Африки и Америки, истребление коренного населения, а заодно и местных видов животных   и растений. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота. Родился лозунг: «Покоряй природу»! С 60­х г.г. 20 века человечество всё больше волнуют проблемы   экологии.   принимается   Международная   Создаётся   Красная   книга, экологическая программа по исследованию общебиосферных явлений. Люди обеспокоены, и есть чем. Педагог:  Давайте   взглянем   на   карту.   Наша   планета   названа   Землёй   по   явному недоразумению. На сушу приходится 1/3 её территории, а всё остальное­ вода. Когда­то давно в воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли посёлки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать. Пресная вода, пригодная для питья, составляет на Земле лишь около 2%. Причём 90% из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой. Над человечеством нависает питьевой голод.               Нехватка чистой воды ощущается в Греции, Гонконг получает её из Китая. ФРГ, Голландия и Дания планируют закупку чистой воды из Швеции. В засушливых районах воды не хватает так же, как   и   хлеба.   Люди   носят   её   в   бидонах,   в   тыквенных   сосудах,   бутылках   за   многие километры от дома. Гидробиолог:  Вода   ­   неоценимое   богатство,   без   неё   невозможна   жизнь   на   планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 тонн. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300­500 литров воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется добыче всех полезных ископаемых. Основной водной артерией Пензенской области является река Сура. А всего на территории области более 300 рек и речушек. Представляете, как было бы прекрасно, если бы все они были чистыми! Речная сеть Пензенской области полностью формируется внутри области и представлена тремя основными системами – Волжской (река Сура с притоками), Донской (реки Хопёр и Ворона с притоками) и Окской (река Мокша, Выша, Вад).   Качество воды водных объектов Пензенской области по общероссийской классификации степени   загрязнённости   воды   соответствует   классам   «умеренно   загрязнённая»   и «загрязнённая».   «Умеренно   загрязнённая»   вода,   конечно   же,   далека   по   качеству   от «чистой». Что уж говорить о «загрязнённой»… В нашей области её несут в себе реки Труев,   Кадада,   Уза,   Инза,   Пенза.   Эти   притоки   оказывают   отрицательное   влияние   на состояние нашей самой крупной реки Суры. Жители населённых пунктов, расположенных по   берегам   этих   рек,   и   руководители   находящихся   поблизости   предприятий   должны понимать,   что   от   них   напрямую   зависит   качество   воды   наших   рек.   Вследствие   своей маловодности реки нашей области очень быстро реагируют на изменения метеоусловий и последствия   хозяйственной   деятельности   человека.   В   настоящее   время   наблюдается уменьшение объёма загрязнённых сточных вод, сброшенных в водные объекты в последние годы, это объясняется реализацией водоохранных мероприятий и спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве. В качестве загрязняющих веществ в сточной воде присутствуют:   нефтепродукты,   железо,   марганец,   медь,   никель,   свинец,   фенолы,   хром, цинк, хлориды, формальдегиды. Педагог: А что же является источниками  загрязнения воды? Гидробиолог: 1 бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в большие и малые водоёмы. 2 минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей. Снесённые в реки и водоёмы, они способствуют цветению сине­ зелёных водорослей, вызывающих недостаток кислорода в воде. 3 продукты гниения древесины при сплаве леса. 4 горюче­ смазочные вещества морского и речного флота. 5 нефть, покрывающая ¼ часть Мирового океана вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, авариях нефтеналивных судов. 6 отходы животноводства. Один свинокомплекс на 100 тыс.  голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов даёт загрязнение, эквивалентное отходам крупного города с населением 400­500 тыс. человек. Педагог:   Мы давно освоили планету.   Широко шагает новый век.   На Земле уж белых пятен нету.   Чёрные сотрёшь ли, человек?   Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? Много было интересного в ответах. Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и не похоже, что где­нибудь нас ждут. Надо беречь свой дом – родную Землю». Хороший ответ.     Земля   пережила   много   всего   за   миллиарды   лет   –   извержения   вулканов,   большие оледенения,   бури,   зарождение   в   океанах   жизни,   выход   животных   на   сушу,   появление буйной растительности. Было время, когда Землёю владели динозавры, память о которых дошла к нам с посланцами тех времён. Появились на Земле птицы, одетые в тёплые меха звери. Среди них были мамонты, и не счесть всех, кто на Земле родился и исчез, чтобы дать место тем, кто лучше приспособлен к жизни на этой планете. Среди всех, кто утвердился жить,   были   люди­   первобытные   существа,   умевшие   ходить   на  задних   конечностях,  а   в передних держать камень или палку. Развитие головного мозга и первые успехи в труде сделали   первобытного   человека   человеком   разумным,   заселившим   все   удобные   и неудобные   места   планеты.   Сегодня   с   высоты   своих   знаний   человек   может   сказать: «Хорошая   нам   досталась   планета».   Вот   так   выглядит   Земля,   если   глянуть   на   неё   со стороны. Очертания материков. Следы деятельности вулканов. Огни больших городов и маленьких деревень. Озёра на суше и острова в океане. Текут по Земле большие реки, струнами выглядят дороги. Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… Такой общий наш Дом. Надо его беречь.   Одной из самых острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение среды. Слово предоставляется экологу. Эколог:  На   ранних   этапах   развития   биосферы   воздух   загрязняли   только   извержения вулканов и лесные пожары, но как только человек развёл свой первый костёр, началось антропогенное воздействие на атмосферу. Ещё в начале 20 века биосфера справлялась с теми   продуктами   сгорания   угля   и   жидкого   топлива,   которые   поступали   в   воздушную среду. Однако в дальнейшем быстрое развитие промышленности и транспорта привело к резкому  ухудшению состояния атмосферы.   Источники этих загрязнений – сжигание природного топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей. Рядом с медеплавильными заводами в воздухе высока концентрация диоксидов серы, которые вызывают разрушение хлорофилла, недоразвитие пыльцы, засыхание хвои. Растворяясь в капельках атмосферной влаги, диоксиды серы и азота превращаются в соответствующие кислоты и выпадают на землю вместе с дождём. Почва приобретает кислую реакцию, в ей снижается количество минеральных солей. Попадая на листья, кислотные осадки разрушают защитную восковую плёнку,   что   приводит   к   развитию   заболеваний   растений.   Особенно   чувствительны   к изменению   кислотности   мелкие   водные   животные   и   икра,   поэтому   максимальный   вред кислотные дожди причиняют водным экосистемам. В наиболее развитых промышленных районах кислотные дожди разрушают поверхность зданий, портят памятники скульптуры и архитектуры.   Парниковый эффект.     Рост   концентрации   в   атмосфере   углекислого   газа   и   метана   создаёт   так   называемый парниковый   эффект.   Эти   газы   пропускают   солнечный   свет,   но   частично   задерживают отражённое   тепловое   излучение   от   поверхности   Земли.   За   последние   100   лет относительная концентрация углекислого газа  в атмосфере повысилась на 20 %, а метана – на 100%, что привело к повышению температуры в среднем на планете на 0,5 градуса. Если в ближайшие годы концентрация этих газов будет увеличиваться с такой же скоростью, к 2050 году на Земле потеплеет ещё на 2­5 градусов. Такое потепление может привести к таянию   ледников   и   повышению   уровня   Мирового   океана   почти   на   1,5м,   что   вызовет затопление многих населённых прибрежных районов.   Смог.    Вещества,  содержащиеся  в  выхлопных  газах  автомобилей,  под  действием  солнечного света вступают в сложные химические реакции, образуя ядовитые соединения. Вместе с капельками   воды   они   образуют   ядовитый   туман   –   смог,   который   вредно   действует   на организм человека и на растения. Взвеси твёрдых частиц и капельки жидкостей (дымки и туманы) значительно снижают количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли.   В   зимние   месяцы   в   крупных   городах   ультрафиолетовое   излучение   значительно ослабевает. Педагог: Рассказывает американский учёный Баттон: 3 декабря 1952 года в Лондоне стоял прекрасный  день. В  небе виднелись  пушистые  облака.  Ветер  принёс  с  Северного  моря прохладный, свежий воздух. 4 декабря. Сила ветра уменьшилась, облака закрыли всё небо. В воздухе почувствовался запах дыма. Крупные частицы сажи падали на улицы, сыпались на одежду прохожих. 5 декабря. Ветер стих, на город пал туман, в 10 метрах ничего не видно. Город погрузился в смог! У людей болели и слезились глаза, не хватало кислорода, люди задыхались. Больницы были переполнены. 4 тысячи человеческих жизней унёс в те дни лондонский смог.  Эколог:    На высоте  более  20 км над поверхностью Земли находится озоновый  слой,  который защищает   всё   живое   от   избыточного   ультрафиолетового   излучения.   Ультрафиолет определённого   волнового   диапазона     полезен   для   человека,   поскольку   вызывает образование   витамина   Д.   Однако   чрезмерное   пребывание   на   солнце   может   привести   к возникновению   рака   кожи.   Вещества,   которые   используют   в   качестве   хладагентов   в холодильниках   и   растворителей   в   аэрозолях,   поднимаются   в   стратосферу,   где   под действием   солнечного   излучения   разлагаются   с   выделением   хлора   и   фтора. Образовавшиеся   газы   вызывают   превращение   озона   в   кислород,   разрушая   защитную оболочку   Земли,   возникшую   около   2   млрд.   лет   назад.   В   1987   году   впервые   было обнаружено, что над  Антарктидой, над территорией, равной по площади США, озоновый слой   практически   полностью   исчез.   В   последующие   годы   истончение   озонового   слоя регулярно наблюдалось над Арктикой и некоторыми участками суши.  Педагог:  Ныне   всем   ясно,   что   люди   больше   не   могут   жить   наивной   верой   в   неисчерпаемость   природных   богатств   и   окружающей   среды.   Каждый   человек   должен понять   механизмы   разрушения   природы   и   принципы   рационального   использования природных ресурсов. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», ­ говорит народная пословица. Готовясь к нашему уроку, ребята изучили экологию нашего города. С выводами о проделанной работе с нами поделятся исследователи.    1 исследователь:  На территории нашего города расположено несколько предприятий, имеющих   стационарные   источники   загрязнения   атмосферы.   К   ним   относятся   – хлебопекарни, центральные отопительные котельные, филиал Дизельного завода, АЗС. Но наибольший вклад в загрязнение вносит автомобильный транспорт. По территории города проходит   трасса   М5   «Урал»   протяжённостью   3   км.   С   целью   выявления   влияния автотранспорта на экологию нашего города, мы провели следующую практическую работу «Определение   загрязнённости   воздуха   в   районе   главной   дороги».   Один   легковой автомобиль   в   течение   суток   выбрасывает   до   1   кг   выхлопных   газов,   в   состав   которых входит  около  30 г  угарного газа,  6 г  оксида  азота,  соединения  свинца,  серы  и  другие загрязняющие   вещества.   А   грузовые   машины   выбрасывают   в   3   раза   больше   ядовитых веществ. В течение 1 часа, по нашим наблюдениям, в дневное время по трассе проезжает в среднем 350 автомашин. Выполнив простые арифметические действия, мы установили, что в течение часа в районе дороги в воздух поступит около 10 кг 500 г выхлопных газов. Это в зимнее время, а в летнее время, конечно, эти числовые данные ещё увеличиваются. Если иметь в виду, что в сутках 24 часа, в году 365 суток, то не трудно представить, сколько ядовитых веществ выбрасывается в воздух. А мы все дышим этим воздухом. Так же надо добавить, что 1 автомобиль, который проедет 1000 км, употребит тот воздух, которым бы 1 человек дышал целый год.    2 исследователь: На территории нашего города проживает приблизительно 2000 семей. Подсчитали, что каждая семья ежедневно выбрасывает  мусор в объёме 6 куб. дм, то есть, по нашим подсчётам – это 12000 куб. дм мусора в сутки выбрасывает наш город. Его главные составляющие: бумага, органические остатки, пластмассы, ткани, металлические предметы,   остатки   средств   бытовой   химии   и   т.д.   Посчитали,   сколько   куб.   дм   мусора выбросят за год жители Спасска: 12000*365=4380000 куб. дм. Из источников информации мы узнали, что бумага­ 2 года, склянки – 90 лет, полиэтилен – 200, стекло – 1000 лет не распадаются. Бедная наша природа… Хочется крикнуть: «Остановитесь! Ведь скоро не останется на земле чистого уголка»!   1 исследователь: На следующем этапе работы нами был проведён социологический опрос среди   семей   нашего   города.   Мы   опросили   20   семей.   Целью   опроса   было   выяснение общественного мнения об экологии города. В результате соцопроса было выявлено, что состояние окружающей среды беспокоит все семьи нашего города, не все считают город экологически   чистым.   Население   особенно   волнуют   такие   экологические   проблемы: загрязнение   рек,   прудов,   качество   питьевой   воды,   антисанитарное   состояние   города (   мусор,   свалки).   Большинство   семей   считает,   что   ответственность   за   качество окружающей   среды   должны   нести   прежде   всего   сами   жители,   предлагают   проводить больше мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в городе.   Педагог: Какие способы борьбы с отходами вы могли бы предложить?   Дети: Можно предложить меньше покупать одноразовую посуду и упаковку, одноразовые полотенца и салфетки, дешёвые недолговечные  и неремонтируемые товары. Использовать многоразовую   упаковку   или   упаковку,   изготовленную   из   экологически   безвредных материалов.    Ещё одним способом борьбы с мусором является ­ вторичное использование той же упаковки или отслужившей свой век вещи. Например, цветоводы и садоводы в стаканчиках из­под йогурта выращивают рассаду, пластиковые бутылки используют в качестве удобных воронок, совков. Автопокрышки – популярный материал для ограждения газонов, мини­ клумб.   Когда мы перерабатываем отходы, то сохраняем наши ограниченные ресурсы и содержим в   чистоте   окружающую   природу.   Например,   бумага   производится   из   древесины.   Для изготовления   60 кг бумаги срубают на переработку в специально выделенные места для определённых дерево. Мы видим огромные участки вырубленного леса, нам его жалко, и в то   же   время   выбрасываем   газеты   в   мусорное   ведро.   Если   у   вас   есть   возможность, старайтесь не смешивать отходы, держите их отдельно и отвозите видов отходов. Педагог:   Много есть чудес на свете,    Человек их всех чудесней.   Но себя лишь он любил    И природу погубил. Он никак не мог понять,   Что природа – наша мать!   Вырубаются леса, реки загрязняются,   И вода у нас в реке нам уже не нравится.   Нет теперь в лесах зверей,    Человек ведь всех главней!   Удержаться он не смог,   Это был его порок.   Почему не может он   Жить спокойно и с умом?   Охранять, любить, ценить,   Всей природой дорожить!   А теперь вот видим мы   Леса без птиц, и земли без воды…   Всё меньше окружающей природы,    Всё больше окружающей среды.   Педагог: Загрязнение атмосферы в большой степени сказывается на здоровье населения. Ухудшение   здоровья   является   не   только   показателем   экологического   состояния,   но   и важнейшим социально­ экономическим следствием, которое должно определять ведущие направления   по   улучшению   качества   окружающей   среды.   Эффект   воздействия загрязнённой   среды   на   человека   определяется   уровнем   и   качеством   загрязнения, длительностью его влияния, возрастом, исходным уровнем здоровья. О том, как влияет экология на здоровье человека, расскажет медик.    Медик:  В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным   источником   загрязнения   биосферы.   В   природную   среду   во   всё   больших количествах попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производства. Различные химические   вещества,   находящиеся   в   отходах,   попадая   в   почву,   воздух   или   воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека. В зависимости от своей природы, концентрации, времени воздействия на   организм   человека   они   могут   вызвать   различные   неблагоприятные   последствия. Кратковременное   воздействие   небольших   концентраций   таких   веществ   может   вызвать головокружение,   тошноту,   першение   в   горле,   кашель.   Попадание   в   организм   человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению   и   даже   смерти.   Примером   подобного   действия   могут   являться   смоги, образующиеся   в   крупных   городах   в   безветренную   погоду,   или   аварийные   выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу. Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей человека: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом   или   периодическом   поступлении   в   организм   сравнительно   небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.      Кроме   химических   загрязнителей,   в   природной   среде   встречаются   и   биологические, вызывающие   у   человека   различные   заболевания.   Это   болезнетворные   микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке. Наиболее опасны возбудители инфекционных   заболеваний.   Они   имеют   разную   устойчивость   в   окружающей   среде   от нескольких   часов   до   нескольких   лет.   Часто   источником   инфекции   является   почва,   в которой   постоянно   обитают   возбудители   столбняка,   ботулизма,   газовой   гангрены, некоторых   грибковых   заболеваний.   В   организм   человека   они   могут   попасть   при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены. Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной   инфекционных   болезней   человека.   Поэтому   воду   из   артезианских   скважин, колодцев, родников необходимо перед питьём кипятить. Особенно загрязнёнными бывают открытые источники воды: реки, озёра, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязнённые   источники   воды   стали   причиной   эпидемий   холеры,   брюшного   тифа, дизентерии.      Каждый   человек   знает,   что   пища   необходима   для   нормальной   жизнедеятельности организма.   Но   мы   часто   употребляем   в   пищу   то,   что   вкусно,   что   можно   быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание – важное условие роста и развития. Для нормального развития и поддержки жизнедеятельности организму необходимы   белки,   жиры,   углеводы,   витамины   и   минеральные   соли   в   нужном   ему количестве. Нерациональное питание является одной из  главных причин  возникновения сердечно­ сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с   нарушением   обмена   веществ.   Регулярное   переедание,   потребление   избыточного количества углеводов и жиров – причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет.     Теперь   появилась   новая   опасность   ­   химическое   загрязнение   продуктов   питания. Появилось и новое понятие – экологически чистые продукты. Каждому из нас приходилось покупать на рынке или в магазине крупные, красивые овощи и фрукты. Но, попробовав их, с огорчением выясняешь, что они водянистые и совсем невкусные. Обычно это происходит, когда сельскохозяйственные культуры выращивают с применением большого количества удобрений и ядохимикатов. Такая сельскохозяйственная продукция может иметь не только плохие вкусовые качества, но быть опасной для здоровья. Азот – составная часть жизненно важных для растений, а также для животных организмов соединений, например белков. В растения азот поступает из почвы, а затем через продовольственные и кормовые культуры попадает в организмы животных и человека. Сейчас сельскохозяйственные культуры чуть ли не полностью получают минеральный азот из химических удобрений, так как навоза и других органических удобрений уже не хватает для обеднённых азотом почв. Повышенное содержание нитратов приводит к образованию нитритов, вредных для здоровья человека. Употребление такой продукции может вызвать у человека серьёзные отравления   и даже смерть. Особенно резко проявляется отрицательное действие удобрений и ядохимикатов при   выращивании   овощей   в   закрытом   грунте.  Это  происходит   потому,  что  в   теплицах вредные вещества не могут беспрепятственно испаряться и уноситься потоками воздуха. После   испарения   они   оседают   на   растения.   Растения   способны   накапливать   в   себе практически   все   вредные   вещества.   Вот  почему   особенно   опасна   сельскохозяйственная продукция, выращиваемая вблизи промышленных предприятий.    Педагог:  А что можно сказать об особенностях заболеваемости населения Пензенской области?    Медик:  В структуре заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания (37, 3%), второе – травмы и отравления (10,7%), третье – осложнения беременности, родов, послеродового   периода   (7,1%).   На   протяжении   последних   5   лет   констатируется постепенное   повышение   уровня   заболеваемости   всего   населения   Пензенской   области. Чёткая   тенденция   к   повышению   отмечается   по   ряду   новообразований,   психических расстройств,   травм   и   отравлений.   В   2012   году   произошло   увеличение   болезней кровообращения на 30,7%, болезней кожи на 15,7%, психических расстройств на 19,8%. Первое место в структуре детской заболеваемости занимают болезни органов дыхания, второе место принадлежит болезням органов пищеварения, на третьем месте – травмы и отравления.  Педагог:  Проблема   взаимоотношения   человека   с   природой   –   проблема   вечная   и   одновременно   современная.   Ведь   человек   связан   с   природным   окружением   своим происхождением,   существованием   и   будущим.   Ещё   наши   предки   осознавали   свою неразрывную связь с природой. Мудрость наших предков всегда учила относиться к Земле как к живой плоти, не считать её безжизненным объектом для разорения. Неслучайно у слов «природа», «Родина», «родители» один корень – род. Любовь к природе, бережное отношение к ней, это также любовь к своей стране, и надежда на продление человеческого рода. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды.   А теперь я предлагаю ответить на следующие вопросы:  1) Из приведённого перечня выделите, что относится к причинам, а что – к последствиям экологического кризиса: а) ухудшение среды обитания человека б) грубые механические приёмы земледелия в) нерациональное использование природных ресурсов г) исчезновение многих видов животных и растений д) потребительское отношение к природе е) увеличение промышленных отходов ж) жизненный принцип: «После нас – хоть потоп» з) рост наследственных заболеваний 2) Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека?    Педагог: Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что – либо на земле, так как воздух загрязнён, вода   отравлена,   почва   заражена   радиацией   или   другими   химическими   веществами.   Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Каждый человек должен осознавать, что человечество на грани гибели, и выживем мы или нет, заслуга каждого из нас. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Только тогда мы сможем сберечь наш общий дом – Землю.        Человек – он ведь тоже природа, Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнём, Человек ­ он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек ­ он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночества, встреч? Человек ­ он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь. ( С. Островой) Наша   конференция   окончена.   Надеюсь,   что   для   себя   вы   вынесли   много   полезной информации. ГБУ ПО «Спасский детский дом» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  Конференция «Экологические проблемы современности» Агафонова С.В., Воспитатель Спасск, 2018 Вот экология – модное слово, Раньше природа не знала такого,  Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали. Крысы и мыши теперь процветают, Ценные виды, увы,  исчезают,  Кто сигаретой себя отравляет,  Кто – то наркотики употребляет. Новый Чернобыль нам Дума готовит,  Если общественность не остановит! Те, кто на свалках сжигают отходы, Всё отравляют, и воздух, и воду! Наша планета пока – что жива, Но без защиты погибнет она! Если ты хочешь, чтоб мир стал зелёным, Не вырубайте берёзы и клёны! На ранних этапах развития биосферы воздух загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары, но как только   человек   развёл   свой   первый   костёр,   началось антропогенное воздействие на атмосферу. Ещё в начале 20   века   биосфера   справлялась   с   теми   продуктами сгорания угля и жидкого топлива, которые поступали в воздушную   среду.   Однако   в   дальнейшем   быстрое развитие   промышленности   и   транспорта   привело   к резкому  ухудшению состояния атмосферы.    Источники этих загрязнений – сжигание природного топлива,   выжигание   лесов,   выбросы   промышленных предприятий и выхлопные газы автомобилей. Рядом с медеплавильными   заводами   в   воздухе   высока концентрация   диоксидов   серы,   которые   вызывают разрушение   хлорофилла,   недоразвитие   пыльцы, засыхание хвои. Растворяясь в капельках атмосферной влаги,   диоксиды   серы   и   азота   превращаются   в соответствующие кислоты и выпадают на землю вместе с   дождём.   Почва   приобретает   кислую   реакцию,   в   ей снижается количество минеральных солей. Попадая на листья,   кислотные   осадки   разрушают   защитную восковую плёнку, что приводит к развитию заболеваний растений.   Особенно   чувствительны   к   изменению кислотности мелкие водные животные и икра, поэтому максимальный   вред   кислотные   дожди   причиняют водным   экосистемам.   В   наиболее   развитых промышленных   районах   кислотные   дожди   разрушают поверхность   зданий,   портят   памятники   скульптуры   и архитектуры. Сохрани м нашу Землю голубой и зелёной

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018