Конфликт, виды конфликтов
Оценка 4.6

Конфликт, виды конфликтов

Оценка 4.6
docx
26.05.2024
Конфликт, виды конфликтов
пятница.docx

Конфликт – это неотъемлемая часть жизни человека. Это подтверждает актуальность указанной темы курсовой работы. Конфликт может быть не только деструктивным, приводящим к ужасным последствиям, но и конструктивным, то есть из конфликта можно выйти даже с пользой для себя и окружающих.

                В младших классах конфликты возникают постепенно. Так, например, как только дети приходят в первый класс, они еще не знают кем являются они и их сверстники, поэтому сначала проходит этап ознакомления с окружающей обстановкой, в которой и зарождаются предпосылки к конфликтам. С каждым годом разделяясь на несколько неформальных групп в классе, школьники таким образом создают ограждения от других людей. Соответственно, те, кто их нарушит, станут участниками конфликта.

На протяжении всего учебного процесса дети младшего школьного возраста сталкиваются с проблемными ситуациями, выход из которых они еще только учатся находить. Нередко возникают и конфликтные ситуации между учениками, к конструктивному разрешению которых младшие школьники самостоятельно еще не готовы.

                Конфликты в младшей школе нередко случаются не только между учениками, но также между учеником и учителем. Становясь участником конфликта, учитель может негативно повлиять на общую атмосферу в учебном классе, поэтому в данных ситуациях следует смотреть на ситуацию со стороны и на примере конструктивного данного конфликта преподать дополнительный урок для учащихся.

                Конфликты в младшем школьном возрасте возникают внезапно и так же быстро угасают. Это связано как раз с неопределенностью школьников на их этапе взросления, что вызывает определенные трудности при решении вопросов о разрешении возникшего конфликта. Это так же связано с тем, что школьники борются не только с мнением окружающих людей, но с собой. В таком возрасте трудно принять и осознать все так, как есть, поэтому не стоит исключать и внутриличностный конфликт.

Под термином «конфликт» понимают взаимодействие индивидов или групп лиц с несовместимыми взглядами, позициями или интересами. Школьный коллектив представляет собой большую группу людей, поэтому между ними периодически возникают спорные моменты.

Психологи выделяют следующие варианты конфликтов в школе:

ссоры между учениками;

разногласия у педагога со школьником (преподаватель-ученик);

спорные моменты родителей с учителем или администрацией школы.

При этом по результату противостояния между участниками конфликта последние делят на конструктивные и деструктивные. В первом случае все дискуссии и пути решения приносят положительный результат в виде определения нужных форм взаимодействия. Если каждая сторона остается при своем мнении и проблема не решается, то конфликт считается деструктивным.

Причины

Существует множество поводов к развитию споров, недопонимания и разногласий в школьном коллективе. Они определяют вид и способы решения конфликтных ситуаций.

Ребенок-класс

Споры и недопонимания возникают между учениками или весь детский коллектив выступает против одного школьника. Участие педагога при этом в большинстве случаев в решении проблемы становится обязательным.

К главным причинам возникновения такого вида конфликта относят:

желание одного из учеников быть главным;

личная неприязнь к конкретному ребенку;

борьба за внимание другого пола (между мальчиками за девочку или наоборот);

соперничество по определенным вопросам;

разведение сплетен или обман одной стороной конфликта;

частые оскорбления;

непринятие любимчиков учителя или отличников;

симпатия к девочке/мальчику без взаимности;

обиды на какие-либо действия других школьников;

социальное неравенство между детьми.

Нередко дети проявляют враждебное отношение к новеньким ученикам. Школьники, проучившиеся вместе, уже знают друг друга. У них сформировалось собственное ядро, каждый знает свою роль в коллективе. Появление чужака часто воспринимается как желание им занять чье-то место, особенно если он чем-то выделяется (внешность, поведение, результаты в учебе). Многие начинают его отталкивать, даже при условии, что новичок придерживается установленных коллективом правил.

Многие подростки способны на необдуманные тяжелые поступки. Для них существует понятие «только хороший или плохой», поэтому конфликты детей в школе протекают бурно, нередко с серьезным и опасным выяснением отношений. Во избежание серьезных последствий психологи всегда рекомендуют учителю контролировать подобные ситуации, своевременно выявлять конфликтные моменты.

Также частой причиной конфликта «ученик-класс» выступает неуважительное отношение одного школьника к остальным детям. Если ребенок не обращает внимание на все замечания последних, то они могут ополчиться против него, перестать общаться. Школьник в ответ начинает делать им всякие гадости. Без вмешательства учителя ситуация лишь усугубится.

Конфликт учеников в школе является часто встречающимся явлением. Обычно он характеризуется продолжительность и агрессивными стычками детей. Это нередко отражается негативно даже на взрослой жизни.

Педагог – школьник

Один из самых распространенных видов конфликта обусловлен тем, что интересы детей не всегда совпадают с желаниями учителя.

К причинам разногласий между учителем и учеником относят:

невыполнение одной стороны требований другой;

претензии к личностным качествам педагога или школьника;

неодинаковые требования педагогов;

мнение ученика, что его недооценивает учитель;

проблемное поведение ребенка;

преподаватель предъявляет завышенные требования к ребенку по сравнению с другими школьниками.

Личный подтекст конфликта обычно проявляется, когда педагог начинает недолюбливать учащегося по причине его плохого поведения, внешнего вида. Ребенку также может не нравиться манера поведения преподавателя. Чаще всего столкновения подобного вида развиваются на почве учебы, так как школьник может пренебрежительно к ней относиться или сам учитель по какой-то причине занижает ему оценки.

Бывают ситуации, когда дети указывают учителю на промахи в его знаниях, а последний принимает это близко к сердцу. Не все педагоги готовы менять привычный ход уроков, поэтому не всегда такие конфликты в школе имеют положительное решение.

Родители-учитель

Провокатором возникновения разногласий и спорных моментов может быть любая сторона. В разрешение таких конфликтов в школе может быть втянута и администрация учреждения.

К основным причинам относят:

недовольство личностного характера;

неудовлетворенное отношение родителям к применяемым методам обучения;

у каждой стороны собственное мнение о воспитании детей;

мнение родителей, что их чадо недооценивают.

Если школьник постоянно жалуется на учителя, то родители идут разбираться с последним. При этом они высказывают все накопившиеся претензии. Ситуация может затронуть не только администрацию учебного заведения, но и департамент образования или вышестоящие организации.

Родители должны понимать, что дома ребенок может вести себя иначе, поэтому претензии учителей не всегда являются неоправданными. Такие конфликты не редкость в начальной школе. Каждая сторона еще мало знает друг друга, поэтому любые действия не всегда оценивает правильно. Бывает виновным и педагог, который не обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка.

Методы решения

В конфликт между школьниками психологи не всегда рекомендуют вмешиваться взрослым. Часто дети самостоятельно способны урегулировать конфликт. Когда же возникает необходимость вмешательства учителя или родителей, то делать это нужно спокойно. На детей не советуют оказывать давление в виде публичных извинений. Оптимальным вариантом считается подсказка взрослого о правильности поведения, предложение поставить себя на место соперника, обидчика.

Самостоятельный поиск решения научит ребенка принципам социальной адаптации, что в дальнейшем положительно отразится на взрослой жизни. Учителю советуют провести доброжелательный разговор со школьником, объяснить, что такая обстановка является нормальной, нужно искать компромисс.

Если причиной конфликтных ситуаций является агрессия и отсутствие друзей, то решением может стать запись школьника в интересные для него кружки.

Рекомендуют избегать решения конфликтных ситуаций по причине недоброжелательности коллектива класса путем перевода в другую школу. Подобное часто повторяется вновь, а ребенок запомнит только такую манеру разрешения конфликта. Потом он бросит ВУЗ, станет отказываться от работы, когда что-то пойдет не так. Уместно подключить всех родителей, чтобы они оказали положительное влияние на своих детей, научили правильному общению.

Для конфликта «педагог-учитель» существуют следующие способы решения конфликтных ситуаций:

уступки и поиск компромиссов со стороны взрослого;

подключение родителей, чтобы не сломать психику школьника неравным противостоянием;

привлечение посредником педагога, с которым у ученика хорошие отношения.

По настояниям психологов, в момент решения конфликта преподаватель не должен повышать голос, иначе такое поведение приведет к обострению ситуации. Разговор нужно вести уверенно, но спокойно даже при бурной реакции школьника.

Недовольство часто проявляют отстающие дети, которым нужно вселить уверенность в их силы. Если причиной конфликта выступает несоответствующая оценка знаний, то проверку часто проводит администрация школы или департамент образования. Во избежание недопонимания все результаты предоставляются родителям.

Профилактикой конфликтов в школе станет равноценное отношение учителя ко всем ученикам, что создает здоровую атмосферу в классе.

Преподаватель обязан уметь не только слушать, но и слышать детей. Если присутствует необходимость наказания, то она должна исключать унижение ребенка.

Главным способом решения конфликта между родителями и педагогом считается обычный разговор. Каждая из сторон должна представить свою точку зрения, а потом совместно найти компромисс. При этом нужно убрать эмоции и попробовать поставить себя на место другого участника конфликта. Все должны понимать, что их основная задача заключается в создании комфортных условий для обучения ребенка.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администрация. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:

ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель;

учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители администратор; администратор-администратор.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р. Киплингом аристократическая школа XIX в., или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга. Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития. Однако определенные усилия в этом направлении уже сделаны и делаются.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником. В меньшей степени исследованы конфликты во взаимоотношениях учеников. Еще меньше работ по проблеме регулирования конфликтов, возникающих между учителями.

Это вполне объяснимо: конфликты между учителями наиболее сложные.

В педагогической конфликтологии уже выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст — определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида.

Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах. Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой и педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

 из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;

 из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;

 в связи с борьбой за лидерство — 7%;

 из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;

 в связи с общественной работой — 6%;

 у девочек — из-за парня — 5% .

Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам

 подлость и предательство — 30%;

 подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;

 личная обида — 15%;

 ложь и высокомерие — 12%;

 соперничество между одноклассниками — 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность.

Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:

 причина агрессии: желание выделиться среди сверстников — 12%;

 источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых — 11%;

 все зависит от взаимоотношений в классе — 9,5%;

 в агрессивности ученика виновата семья — 8%;

 агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями — 4%;

 агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии — 1%;

 агрессивность — плохая черта характера — 1%;

 в классе были агрессивные ученики — 12%;

 в классе не было агрессивных учеников — 34,5%.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников.

Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

 курение — 50%;

 употребление спиртных напитков — 44%;

 грубость, хамство в общении — 31%;

 употребление в речи нецензурных выражений — 26,5%;

 ложь — 15%;

 неуважение учеников друг к другу — 13%;

 распущенность в половой жизни — 10%;

 мелкие кражи — 10%; драки—10%;

 хулиганство — 10%;

 наркомания — 6%;

 издевательства над младшими и слабыми — 6%;

 азартные игры (на деньги) — 3%.

Особенности конфликтов в школьных коллективах.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация. Профилактика конфликтов в школьных коллективах Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

 направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребёнке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих решением проблем;

 ·обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

 ·решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Как отмечает В. Хайтмайер, социально-педагогическая профилактика преследует две основные цели: «первая - не допустить углубления социальной дезадаптации молодежи и вторая - расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций» .

Профилактика межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте опирается на требования, описанные выше, а также имеет ряд своих особенностей.

Профилактика конфликтов заключается в организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, исключающей или сводящей к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов - работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.

Профилактику конфликта обеспечивает любая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной и коммуникативной культуры.

Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем решить их. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их решать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой разрешенный конфликт.

Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

Можно выделить три направления профилактики межличностных конфликтов у младших школьников в школе: работа с педагогами; работа с родителями; работа с детьми.

Большое влияние на профилактику конфликтов у младших школьников в школе оказывает личность учителя, так как стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может просто добрый совет.

Работа с педагогами может проводиться по четырем основным направлениям:

·создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтными ситуациями, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, оптимизация организационно-управленческих условий работы школы.

 Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников.

 Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий. Создание «ситуации успеха».

 Устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов.

 На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

 Блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Наиболее надежным способом профилактики конфликтов между подростками и родителями, как психологического, так и социального уровня является создание, такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Поддержание и укрепление сотрудничества, доверительных отношений является центральной проблемой профилактики межличностных конфликтов\ у младших школьников. Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно управленческого и морально-этического характера. Исходя из этого, направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

 Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей поддерживать и развивать сотрудничество с детьми, учитывая их возрастные особенности, и эмоциональные состояния.

 Конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее: всегда помнить об индивидуальности ребенка;

 учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

 стараться понять требования ребенка;

 противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

 проявлять постоянство по отношению к ребенку;

 чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

 одобрять разные варианты конструктивного поведения;

 совместно искать выход путем перемены в ситуации;

 ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость;

 дать ребенку возможности прочувствовать негативные последствия его проступков;

 логически разъяснять возможности негативных последствий;

 расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

 использовать положительный пример других детей и родителей.


 

Конфликт – это неотъемлемая часть жизни человека

Конфликт – это неотъемлемая часть жизни человека

Нередко дети проявляют враждебное отношение к новеньким ученикам

Нередко дети проявляют враждебное отношение к новеньким ученикам

Провокатором возникновения разногласий и спорных моментов может быть любая сторона

Провокатором возникновения разногласий и спорных моментов может быть любая сторона

Профилактикой конфликтов в школе станет равноценное отношение учителя ко всем ученикам, что создает здоровую атмосферу в классе

Профилактикой конфликтов в школе станет равноценное отношение учителя ко всем ученикам, что создает здоровую атмосферу в классе

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность

Особенности конфликтов в школьных коллективах

Особенности конфликтов в школьных коллективах

Работа с педагогами может проводиться по четырем основным направлениям: ·создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтными ситуациями, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение…

Работа с педагогами может проводиться по четырем основным направлениям: ·создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию пред конфликтными ситуациями, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024