Конфликты с родителями: рекомендации по их профилактике и их разрешению.
Оценка 4.8

Конфликты с родителями: рекомендации по их профилактике и их разрешению.

Оценка 4.8
docx
26.11.2024
Конфликты с родителями: рекомендации по их профилактике и их разрешению.
Консультацияция Конфликты с родителями.docx

Составила:

Ефимова К.Г., педагог - психолог

 

 Практическая консультация

«Конфликты  с родителями: рекомендации по их профилактике и их разрешению»

 

-Приветствуем Вас, уважаемые коллеги!

Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто кон­фликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. В состояние непрекращающегося противостояния взрослые погружаются из-за нежелания и неумения слушать собеседника, агрессивного восприятия критики, элементарной усталости. Внутренняя на­строенность на разрешение возникшего конфликта, а также знание некоторых приемов поможет педагогам справиться с этой проблемой.

 - Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать. Но для начала, давайте с вами немного пофантазируем. У всех имеется листок и ручка?

Упражнение «Яблоко и червячок»

-Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

 

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

 

Формула конфликта:

конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия)+ 

повод (инцидент) “последняя капля”

= конфликт.

 

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

ü с ребенком мало занимаются в саду;

ü не создают должных условий для укрепления его здоровья;

ü не могут найти подход к ребенку;

ü используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

ü плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;

ü ребенка заставляют, есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

ü ограничивают свободу ребенка;

ü часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

ü не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

 

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

ü неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

ü забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

ü забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

ü приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

ü поздно забирают детей;

ü плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

ü предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

- Согласны? Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

 

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?».

 

Назовите как положительные так  и отрицательные стороны конфликтов.

 

Положительные

Ø Получение социального опыта

Ø Нормализация морального состояния

Ø Получение новой информации

Ø Разрядка напряжённости

Ø Помогает прояснить отношения

Ø Стимулирует позитивные изменения

 

 

 

Отрицательные

Ø Настроение враждебности

Ø Ухудшение социального самочувствия

Ø Формализация общения

Ø Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

Ø Эмоциональные затраты

Ø Ухудшение здоровья

Ø Снижение работоспособности

 

Итак, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

 

Существует 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

 

Ø Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

 

Ø Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. Характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

 

Ø Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. Достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

 

Ø Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда, на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

 

Ø Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. Является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон

-В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. Любой конфликт разрешаем,  но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

 

« Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого».

Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации. В случае  конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию. Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прибегнуть к мнению третьего,  авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

 

 

 

 

 

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

 

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

  

 

Деловая игра «Конфликтные ситуации».

Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.

1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

 В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

 

В заключении хотелось бы рассказать Вам, одну мудрую притчу:

 

 «Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. – Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.»

 

- Нам очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

 

Спасибо за внимание!

 

 


 

Составила: Ефимова К.Г., педагог - психолог

Составила: Ефимова К.Г., педагог - психолог

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: ü неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; ü забывают…

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: ü неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; ü забывают…

Отрицательные Ø Настроение враждебности Ø

Отрицательные Ø Настроение враждебности Ø

Однако любая из стратегий может оказаться эффективной

Однако любая из стратегий может оказаться эффективной

Существует формула мудрого поведения в конфликте

Существует формула мудрого поведения в конфликте

В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения»

В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2024