Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конфликты с родителями воспитанников.docx

Конфликты с родителями воспитанников:

рекомендации по их разрешению и профилактике

 

Т.С. Старкова

педагог-психолог

первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 2 «Алёнушка»,

 

 

Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Довольно часто кон­фликтные ситуации возникают и в процессе общения педагогов с родителями воспитанников. Не всегда их причиной становятся разногласия в вопросах вос­питания и развития ребенка. В состояние непрекращающегося противостояния взрослые погружаются из-за нежелания и неумения слушать собеседника, агрессивного восприятия критики, элементарной усталости. Внутренняя на­строенность на разрешение возникшего конфликта, а также знание некоторых приемов поможет педагогам справиться с этой проблемой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), ориентирует дошкольные образователь­ные организации на гуманистический характер взаимодействия педагогов и родителей по вопро­сам воспитания и обучения детей.

Сотрудничество ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на духовно­нравственное и социокультурное развитие детей на основе ценностей семьи и общества. Взаимодей­ствие с родителями должно быть направлено на ока­зание им помощи в формировании системы воспи­тания в семье, обеспечении условий психического и физического здоровья ребенка, его позитивной со­циализации и индивидуализации развития.

Современный международный опыт взаимо­действия образовательных организаций с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости интенсивного включения родителей и других за­конных представителей ребенка в совместные об­разовательные проекты, тесное сотрудничество всех окружающих его взрослых (социальных и близких), объединенных общими целями воспитания.

В отечественной системе образования традиционно выделялась задача организации вза­имодействия с семьей, психолого-педагогического сопровождения развития ребенка через согласован­ное общение с родителями.

Вместе с тем задача общения с родителями для педагога, особенно только начинающего свою про­фессиональную деятельность, не является рядовой. Нередко возникающие проблемы и конфликты спи­сываются на неопытность педагога, молодость ро­дителей или личностные особенности всех участни­ков взаимодействия. Не секрет, что часто позиция воспитателя кардинально различается по отноше­нию к ребенку и его родителям. Если в отношении воспитанника большинство педагогов готовы реали­зовывать эмоциональное принятие, любовь, терпе­ливое взаимодействие, то в общении с родителями переживают в лучшем случае неудовлетворенность, а зачастую обиду, непонимание, возмущение и вы­раженную агрессию.

Однако дело здесь не только и не столько в личностных особенностях или недостаточной профессиональной компе­тентности. Общение воспитателя и роди­теля является совершенно специфическим, неординарным и по-своему даже уникаль­ным вариантом отношений.

Попробуем разо­браться, в чем же состоит своеобразие этого общения, тем более что сама проблема кон­фликтов часто замалчивается и игнорирует­ся. Считается, что их не должно быть, и обще­ние воспитателей и родителей не омрачают никакие проблемы, а если конфликты появи­лись - это вина педагога. Так ли это?

Основные противоречия общения воспитателей и родителей

Отношения воспитателя и родителей детей чрезвычайно парадоксальны и содержат в себе целый ряд противоречий. Поэ­тому скорее стоит ценить и выделять как профессиональное достижение ситуации бесконфликт­ного, продуктивного общения педагога с семьями воспитанников.

Объективный психологический анализ показывает всю сложность этого взаимодей­ствия. Первое противоречие состоит в следу­ющем. С юридической точки зрения родитель выступает в роли клиента, заказчика образо­вательной услуги, а воспитатель в роли непо­средственного исполнителя этого заказа. Од­нако достоверно прочертить границу между образовательными услугами и эмоционально включенным, сопереживающим проживанием педагогом части жизни совместно с воспитан­никами чрезвычайно сложно. Воспитатель с большой буквы, воспитатель-гуманист, оче­видно, полностью включается в жизнь детей, строя с ними индивидуализи­рованные, субъектные, персонифици­рованные отношения. Воспринимать ребенка и его родителей только как потребителей образовательных услуг, отношения с которыми заканчиваются с окончанием рабочего дня, практически не­возможно. Вместе с тем эти отношения регу­лируются формальными правилами, как и лю­бая другая профессиональная деятельность.

Другое противоречие состоит в том, что эти отношения могут носить формальный ха­рактер, но при этом они чрезвычайно лич­ностные, т. к. связующим звеном в них служит ребенок, который задает глубину и близость связям между воспитателем и родителем, а информация о нем, доступная обеим сто­ронам общения, оказывается очень интим­ной. При этом отношения воспитатель-ро­дитель достаточно официальны, чтобы признать эту интимность. Они выхо­дят на уровень глубоких не посту­пательно, как это бывает в лич­ных, дружеских отношениях, за счет снижения психо­логической дистанции, постепенного взаимно­го познания, сближения, определения сфер общих интересов, убеждений, цен­ностей, а за счет близости к ребенку каждого из взрослых. Ребенок разрушает барьеры между ними до того как они оказываются к этому го­товы. И если у воспитателя уже есть педагоги­ческий опыт и определенное мастерство по­строения подобных отношений, то многие родители впервые сталкиваются с ситуацией «личностной обнаженности» без согласия.

Вспомните множество детских игр в группе, когда воспитанники изображают в них семейные отношения (и не только гармоничные), или ситуации, когда ребенок доверительно рассказывает о домашних ссорах, неурядицах, происшествиях. Дети разрушают барьеры своим доверием, по­требностью в принятии и понимании. Они нуждаются в удовлетворении потребно­сти в безопасности и эмоциональной поддержке в детском саду, и возможно это только в честных, искренних, дове­рительных отношениях и предсказуемой, позитивной атмосфере. Поэтому воспитатель невольно становится участником (пусть и косвен­ным) семейных отношений, а родитель не готов к смене официального тона общения на конфиденциальный (сотрудничающий).

Еще одно противоречие кроется в ценности са­мого ребенка как личностного смысла для родите­лей и профессионального смысла для воспитате­ля. Дошкольник оказывается средоточием смыслов для взрослых, включенных в его развитие, и неред­ко между воспитывающими сторонами возникает неосознаваемая конкуренция за ценность этого са­мого ребенка. Конкуренция за эмоциональный от­клик, вложенные усилия, разделенный опыт обще­ния с ребенком.

Противоречие может усиливаться и приводить к конфликту, если у родителя, чрезвычайно занятого на работе или в других сферах, возникает чувство вины, что ребенок недополучает из семьи достаточ­ного внимания, любви, тепла. В этой ситуации воз­можно негативное восприятие со стороны родите­ля тех близких отношений, которые естественным образом возникают у дошкольника с воспитателем. Конкуренция здесь, конечно, неуместна. Задача вос­питывающих взрослых адекватно удовлетворить все базовые потребности ребенка и в первую очередь, потребности в общении, принятии, безопасности.

Это противоречие снимается ценностным, ува­жительным отношением к личности самого ребенка, признанием его самостоятельности и независимости как полноправного субъекта общения. Вместе с тем исследования показывают, что хороший детский сад, в котором грамотно выстроена работа по взаимо­действию с семьями воспитанников, не разрушает эмоциональные связи ребенка с родителями, а на­оборот, способствует их укреплению.

Следующим парадоксом общения педагога и ро­дителя является неизбежно возникающее противо­речие между задачами социализации и индивидуа­лизации развития воспитанника, которое отражает общее видимое противоречие личность / общество и растет в ситуациях противопоставления родителя­ми мой ребенок / чужие дети; личное отношение / требования общества.

Объективные причины этого противоречия со­стоят в том, что приходя в детский сад, ребенок и его родители часто впервые сталкиваются с социальными требованиями и социальной оценкой развития детей дошкольного возраста со стороны общества.

Различные действия дошкольника не всегда раду­ют окружающих, и если в домашней среде родители списывали невоспитанность ребенка на детскость или его уникальность, то педагоги, другие дети или их родители ставят вопрос о необходимости воспи­тания у него культуры поведения, соблюдения пра­вил и норм взаимодействия между людьми: «давай не будем обижать других детей; в группе не приня­то разбрасывать одежду - для нее есть специальные шкафчики; разве ты не знаешь, что в чужую тарелку залезать нельзя» и т. д.

Общество предъявляет множество, казалось бы, простых правил, но не всегда очевидных для домаш­ней среды. Родители с удивлением обнаруживают, что другие дети следуют этим правилам и сталкива­ются с неприятным ощущением, что что-то в их си­стеме воспитания не сработало.

Необходимость соблюдения правил поведения в первом социальном институте, неизбежные сложно­сти, возникающие в постепенно формирующихся от­ношениях с большим количеством сверстников, регу­ляция поведения новым социальным взрослым, - эти и многие другие нормы, безусловно, играют положи­тельную роль в процессе взросления ребенка, однако не всегда легко принимаются им и его родителями.

Для каждого родителя его ребенок уникален и неповторим, этого же отношения он ждет и от вос­питателей. Противоречие снимается созданием оп­тимальных условий для социализации и индивидуа­лизации детей в ДОО, когда каждый ребенок может реализовать свой потенциал с помощью предлагае­мых ему видов деятельности, средств и форм разви­тия, удовлетворяющих его индивидуальные потреб­ности, интересы. Активный выбор дошкольником содержания образовательной деятельности и уме­лое руководство и использование педагогом соци­ально адекватных и эффективных средств развития позволяет включать воспитанников в общество, не лишая их индивидуальности, а наоборот, позволяя ее реализовать наиболее действенно и продуктив­но. Индивидуализация образования ведет не к раз­дельности и отгороженности, а к ценностной связанности детей друг с другом на основе уважения личности каждого и норм и правил общества, кото­рое объединяет эти личности.

Проблема характеризуется еще и тем, что у самого воспита­теля зачастую не сформирован баланс профессиональной по­зиции в отношении ребенка: в какой степени педагог является представителем общества и носителем социальных норм, правил, универсальных требований, а в какой степени реализует поддер­живающий, личностный режим отношений, более типичный для семейных связей. Надежным способом разрешения этого проти­воречия, как в позиции воспитателя, так и в позиции родителя является ориентация на возрастные задачи развития в качестве показателей социальной зрелости ребенка по одним сторонам развития и детскости и незрелости в отношении других.

Возрастные нормы, опосредованные индивидуальностью ре­бенка, позволяют определить зону социальных ожиданий (то, что сейчас осваивает), социальных норм (то, что уже должен реали­зовывать в поведении) и социальных перспектив (те требования, которые пока рано предъявлять).

К базовым противоречиям относятся также различия в систе­ме воспитательных ориентиров, которые определяет, с одной сто­роны, ДОО, а с другой - семья. Родители реализуют определенную систему воспитания, исходя из своих представлений о развитии детей, семейных ценностей и уровня психолого-педагогической компетентности. У воспитателя как представителя определенной образовательной системы - свои представления, и они могут не совпадать с позицией семьи. Задача выработать общую стратегию является объективно сложной, но достижимой.

Все принципиальные противоречия между воспитательными системами снимаются единством цели - интересами ребенка и деятельностью, направленной на полноценное проживание им детства, обогащение его развития. Хорошим ориентиром в до­стижении такого единства является осознание педагогами и ро­дителями безусловной ценности детства.

Формы конфликтов в отношениях воспитателей и родителей

Попробуем разобраться с формами наиболее типичных кон­фликтов, возникающих между родителями и педагогами. Так, кон­фликтные проявления относятся к нескольким сферам: к личности каждого из участников общения, эмоциональной сфере, социаль­ным представлениям, информации.

Конфликт «Я» - каждая из сторон (или один из участников об­щения) переживает обесценивание своего «Я», сомневается в соб­ственной оценке, переживает уязвимость «Я» и пытается восста­новить собственный образ за счет другого. Важно понимать, что потенциальная агрессия является только формой защиты и лучший способ преодоления разногласий в такой ситуации - укрепить, поддержать личность партнера по общению, выделив, например, какие-то родительские достижения, успехи ребен­ка, поддержав конкретные воспитательные усилия.

Формально конфликт может возникнуть на почве различных эмоциональных состояний, в т. ч. плохо контролируемых, разнонаправленных. Часто в обще­нии проявляются эмоции, не связанные с конкрет­ной ситуацией, но возникшие в силу предыдущих об­стоятельств. Простое уточнение: «Ваше настроение как-то связано с нашим вопросом?» или «Я вижу, вы расстроены (рассержены и пр.), это по поводу наше­го взаимодействия?» позволяет восстановить эмо­циональное равновесие или показать партнеру, что он не контролирует эмоции и это угрожает теку­щему взаимодействию. Кроме того, в процессе об­щения воспитателя и родителя велик риск выбро­са эмоций, т. к. отношения, объединяющие их, как подчеркивалось, на поверку достаточно близки, а именно в близких отношениях мы позволяем себе максимальную эмоциональность. Вместе с тем обе стороны не готовы принять сильные эмоции друг друга, т. к. зачастую не осознают эту близость эмо­циональных связей.

Меняется общество, меняется социальная си­туация развития и не всегда родитель и педагог синхронизированы в восприятии этих изменений. Представления о правилах поведения и социаль­ных нормах отнюдь не универсальны, что создает необходимость их обсуждения и проговаривания. Отметим, что обсуждение правил социального вза­имодействия всегда должно быть аргументирован­ным, подкрепленным той реальной пользой, кото­рую дети и взрослые извлекают из их соблюдения. Тем более что не все родители хорошо понимают, чем занимаются дети в детском саду, что включают в себя образовательные программы и какие отда­ленные цели стоят за теми или иными конкретны­ми видами образовательной деятельности. Напри­мер, рисование - это не только развитие моторики, пространственных представлений, эстетических чувств и веселый досуг. Занятия по рисованию - ос­нова формирования образного мышления детей, и другими средствами, помимо продуктивных видов деятельности, развить мышление в дошкольном воз­расте практически невозможно. Родитель не обязан знать эти закономерности, но узнав, будет совершен­но иначе относиться к пропущенному (потому что проспали) занятию.

Напряженность в отношениях нередко возника­ет в связи с занижением статуса педагога, который воспринимается как обслуживающий персонал, не обладающий особой квалификацией. Статус легко восстановить, просто пригласив родителей попри­сутствовать в группе в течение дня, включиться в воспитательно-образовательный процесс, поуча­ствовать в жизни детского сада. В этом контексте очень важно, чтобы педагог понимал, что его соб­ственный статус по отношению к родителям опре­деляется самоуважением, а по отношению к ребен­ку - способностью вести за собой, создавать условия для реализации его индивидуальных способностей и качеств, которые позволят ему полноценно прожить данный возрастной период и войти в следующий.

Поддерживая в общении статус родителя, не сто­ит заставлять его защищаться. Лучше задать вопрос на компетентность, дать почувствовать уверенность в себе и показать, что вы уважаете в нем профессио­нала как в вопросах воспитания и развития ребенка, так и в собственно профессиональной деятельности (для этого надо знать, кем работают родители вос­питанников). А затем обратиться к нему как профес­сионал к профессионалу, пусть он признает и вашу компетентность.

Завышение требований в отношении достижений ребенка, связанное, с одной стороны, с незнанием нормативных показателей развития детей, а с дру­гой - по-прежнему доминирующей ориентацией на сверх показатели и опережающее развитие, также является скрытым содержанием конфликтов.

Здесь на помощь педагогу должно прийти знание основных положений ФГОС ДО, где одним из базовых принципов дошкольного образования указано сохра­нение уникальности и самоценности детства как пери­ода жизни, обладающего самостоятельным значением, а не в контексте достижения символических показате­лей: раньше всех научился ходить, читать, писать и пр. Поэтому воспитателю важно раскрыть перед родите­лями плюсы гуманистического отношения к детству, указать на необходимость отказа от гонки «быстрее, выше, сильнее», которая разрушительно сказывается на формировании личности дошкольника.

В помощь воспитателям в приложении предла­гаются некоторые рекомендации по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей, в т. ч. описанных выше.

Таким образом, общим выводом, подводящим итог стратегиям разрешения и профилактики кон­фликтов с родителями в педагогическом процессе, является необходимость внутренней настроенности педагога на решение проблемы и переход от эмоци­онального общения к деловому, конструктивному.

Конфликт - это всегда эмоциональная включен­ность в ситуацию. Как только вам удастся переклю­читься на деловое взаимодействие - вы встали на путь разрешения конфликта. Поэтому важно уметь договариваться с родителями, находить способы вы­хода из трудной ситуации.

Главное - помните, что не вы родитель ребенка и не вы принимаете решения в его жизни. И даже если вам кажется, что вы любите своего воспитанника и заботитесь о нем больше, чем его семья, професси­ональная задача педагога - транслировать эти отно­шения родителям и научить их делать также.

 

 

 

 

Рекомендации для воспитателей
по разрешению и предотвращению конфликтов
с родителями детей

1.     Открытость коммуникации - первое правило профессионала системы образования. Именно открытое, содержательное общение является эффективной профилактикой конфликтов. Поэтому нужно давать родителям максимум информации как текущего, так и общего характера. Необходимо общаться: объяс­нять, обсуждать, рассказывать. Другого варианта нет! Само содержание профессиональной деятельности педагога требует непрерывного, содержательного взаимодействия, а в ситуации осознанного движения навстречу родителю это взаимодействие будет позитивным.

2.     Оптимально, если общение с родителями носит не спонтанный, а системный характер: есть выделен­ные часы для конфиденциального общения (чтобы не отнимать время от работы с детьми), проводятся групповые мероприятия, организуются традиционные формы взаимодействия. Но и спонтанная крат­кая беседа «здесь и сейчас» иногда бывает чрезвычайно важна, т. к. позволяет определить потенциаль­ные источники конфликта.

3.     Кроме того, общение должно быть честным и искренним. Стоит стремиться к непротиворечивости ком­муникации, т. е. согласованности вербальных и невербальных посланий.

4.     Важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей, восприятие взаимодействия не с позиции смены присматриваю­щего за ребенком или реализации сферы платных услуг, а с точки зрения «Как мы можем вместе сделать детство полноценным?». Очевидно, что и с формальных позиций обращение к категории «мы» позволяет находить точки соприкосновения, подчеркивать сходство, а не фиксироваться на различиях, подпитывая конфликт. Поэтому важно вербально обозначать общие задачи и интересы.

5.     Обращайтесь к интересам ребенка как глобально, так и на микроуровне, например, в ситуации, когда собеседник становится груб: «Вы думаете, детям полезно было бы слышать беседу в такой форме?» или «Как вы считаете, какие выводы сделают дети, став свидетелями нашей беседы?».

6.     Развивайте умение выстраивать психологические границы, что тоже поможет вам избежать конфликтов в определенных ситуациях. Конкретными приемами построения психологических границ в общении яв­ляется уважительное отношение к ценностям собеседника, отсутствие домыслов и интерпретаций его мнения, принятие на себя ответственности только за свои действия. Установите внутреннее правило: вы­сказывать свою мысль, свой ответ или возражение только после того, как вы вслух пересказали мысль собеседника как можно точнее и убедились, что правильно поняли его: «Правильно ли я поняла, что вы хотели ... Давайте уточним, вы имели в виду ...». Достоинство этой стратегии состоит в том, что вы максимально точно понимаете собеседника и одновременно вынуждаете его отказаться от скрытых игр, на­правленных на манипулирование, унижение, достижение неявных целей.

7.     Используйте техники активного слушания и «Я»-высказывания, которые являются универсальными стра­тегиями эффективного общения. Активное слушание состоит в повторении высказываний собеседника в утвердительной форме, направленном на понимание, подтверждение и принятие слов партнера. Тем самым партнеру подается надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета как личности в целом. «Я»-высказывания (сообщения от первого лица) позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на партнера по общению.

8.     Информируйте родителей о возрастных нормах и закономерностях развития детей, а также о возраст­ных рисках и кризисах развития. Постоянно обновляйте свои знания и анализируйте имеющийся опыт. Не останавливайтесь на достигнутом уровне профессионализма! Каждый конкретный ребенок пред­ложит вам свою задачку, требующую оригинальных решений, что позволит вам сделать удивительные профессиональные открытия.

9.     Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. В межлич­ностных отношениях, особенно эмоционально насыщенных, каковыми и являются отношения с родите­лями воспитанников, у каждого своя правда. Универсальных законов справедливости пока не изобре­ли. Важнее попытаться преодолеть эгоцентризм и встать на позицию партнера по общению, понять, что стоит за его «правдой».

10.                        Не становитесь «мамочкой» родителям воспитанников, не пытайтесь буквально учить даже молодых ро­дителей, давать им указания, что правильно или неправильно. По законам межличностных отношений, тот, кто занимает позицию родителя, всегда получает в партнеры ребенка, а ребенок может быть непо­слушным. Важно строить общение на равных, признавая право родителя принимать решения и даже ошибаться, и при этом верить в его позитивную направленность и стремление заботиться о своем ре­бенке. Обсуждение эффективности разных воспитательных стратегий, примеры использования различ­ных поощрений будут продуктивнее. Вооружите родителей компетентностями в системе поощрений и наказаний2, покажите, как можно влиять на ребенка или мотивировать его, как помочь ему справиться с сильными чувствами или выйти с достоинством из трудной ситуации.

11.                        Попробуйте отгадать потребности, которые мотивируют поведение партнера по общению в данной кон­кретной (возможно, конфликтной) ситуации. Психология человека настолько сложна, что в каждый мо­мент времени активны не менее трех потребностей, а значит, сегодняшняя стычка с родителем может быть направлена не только на защиту им интересов своего ребенка («не уделили достаточно внимания»), но и на самоутверждение или даже поиск информации. Причиной конфликтной ситуации может стать также предшествующий конфликт на работе, выплеск раздражения голодного человека, неосознанное желание продлить общение, пусть и конфликтное, потому что не хочется забирать ребенка (дома его контролировать сложнее) и т. д. Потребности и мотивы могут быть самыми разными: от простых и по­нятных, до скрытых и замысловатых. А теперь проделайте то же самое упражнение в отношении себя и ответьте на следующие вопросы: «Почему вы продолжаете спорить и отстаивать какую-то точку зрения?», «Почему очень эмоционально реагируете на конкретного человека?», «Почему стремитесь доказать свою правоту?», «Какие мотивы (не менее трех) стоят за вашим поведением?».

12.                        Переключайте собеседника на информационные сообщения. Конфликт всегда связан с эмоциями, а об­суждение конкретной информации позволяет снизить эмоциональную напряженность ситуации и перей­ти в деловое обсуждение вопроса. Информируйте родителей о событиях в детском саду, о достижениях и успехах их ребенка, интересных данных, касающихся детства.

13.                        Формулируйте правила общения с родителями. Предложите им совместно составить правила взаимо­действия (или кодекс общения). Пусть они озвучат свои ожидания, свои «нельзя», которые неукоснитель­но должны соблюдаться в группе, приведут примеры допустимого поведения в конкретных ситуациях. В свою очередь вы тоже можете перечислить простые, подкрепленные примерами из жизни правила общения для детей и взрослых. Проведите это обсуждение в форме деловой игры, возможно, с участи­ем воспитанников, мнение которых о «сложных ситуациях общения» будет не только забавным, но и полезным.

14.                        Умейте выгадать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать свое мнение. Скорость мышления и принятия решений у всех разная и отнюдь не связана с их эффективностью или гибкостью. Часто необ­ходимо небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или проанализировать ситуацию. В непосредственном общении выгадать такую паузу бывает сложно.

15.                        Кроме того, педагогическая деятельность является достаточно непредсказуемой. Непостоянство обра­зовательной среды, значительное присутствие элемента неопределенности также сказывается на по­зиции педагога. Для него всегда есть риск принятия неоптимального решения, т. к. ситуации общения, а особенно педагогического общения, чрезвычайно сложны, и нет готовых рецептов, шаблонных вариан­тов действия. В трудных ситуациях принятия решения или поиска способа реагирования стоит научить­ся брать паузу, которая позволит выиграть чуть больше времени на адекватную реакцию. Например, по­тренируйтесь «нечаянно» ронять предметы - пока вы поднимаете какую-то вещь, у вас есть несколько лишних секунд, чтобы выключиться из непосредственного контакта, обдумать свою реакцию, альтер­нативные решения. Кроме того, такой выход из ситуации непосредственного взаимодействия позволит снизить эмоциональную напряженность.

16.                        Переключайтесь в ситуации конфликта на отдаленные перспективы. Жизнь не заканчивается конкрет­ной ситуацией взаимного непонимания, но совершенно точно выходит за его пределы. Попробуйте в процессе беседы с родителями обсудить не только текущие вопросы, но и будущие положительные со­бытия в жизни ребенка, его семьи или детского сада. Сохраняйте способность получать удовольствие от общения с детьми и их родителями.

17.                        Используйте технику созидательного альтруизма - политика добрых дел заразительна. Даже закорене­лый прагматик в ответ на ваши «добрые дела» в соответствии с социально-психологическим законом социального одобрения вынужден будет ответить любезностью. Шаг за шагом формальные любезности будут приближать вас к истинному сотрудничеству.

18.                        Кроме того, существует феномен «самоисполняющегося пророчества», когда уверенность в позитивном разрешении событий ведет к ожидаемому результату. И дело здесь не в мистике, а в том, что наша пси­хика откликается на те установки, которые мы ей задаем. Установка «Я найду точки соприкосновения с этим родителем» активизирует заинтересованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять друг друга. Установка «С этим родителем невозможно общаться» даст сигнал психике обнаружи­вать все больше негативных качеств, выделять только отрицательные характеристики и посылать невер­бальные сигналы отвержения, которые сразу распознает партнер по общению.

19.                        Включайте родителей в совместное с детьми творчество. Любая творческая деятельность способствует развитию и позволяет изменить в положительную сторону характер общения. Творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместное творчество всегда сближает.

20.                        Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возмож­но, вам действительно стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или общении с детьми. Важно сохранять открытость к критике и готовность меняться.


 

Скачано с www.znanio.ru