Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68
Доклад по теме:
«Конфликты в начальной школы
в психолого-педагогических исследованиях»
Подготовила: Гудым Екатерина Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 68
Конфликты в начальной школы в психолого-педагогических исследованиях.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они легко.
В психолого-педагогической литературе достаточно широко описана специфика возникновения и развития конфликтов в начальной школе.
Причины конфликтов в начальной школе
По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:
· возрастные особенности младшего школьника;
· специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
· отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.
Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.
Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее).
Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!»
Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.
Способы решения конфликтов в начальной школе
Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов, существующие в теоретической и практической литературе. Это необходимо для того, чтобы, определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.
В этой связи мы выделяем три аспекта:
· управление конфликтной ситуацией / конфликтом;
· непосредственно пути разрешения конфликта;
· профилактика конфликтов.
Итак, согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, мы можем предупредить конфликт.
Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.
По мнению Х. Бродаля [11] существует пять основных аспектов диагноза:
1) истоки конфликта, то есть субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречие мнений или конфронтация;
2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;
3) стороны конфликта, будь то личности или группы;
4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;
5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.
Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.
Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта
Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.
По мнению А.Г. Почебут и В.А. Чикер, управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации. Умело управляя конфликтом, можно разрешить его, то есть устранить проблему, вызвавшую данный конфликт.
Согласно позиции авторов, управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и так далее.
Отечественный исследователь Т.С. Сулимова выделяет следующие основные модели управления развитием конфликта:
Модель |
Описание модели |
Игнорирования конфликта |
Условия
использования: нет достаточных средств для результативного завершения
конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует
безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может
быть негативным. Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт
может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной
ситуации. Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2.
один из субъектов может получить негативный результат.
|
Соревнования |
Используется
при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата;
необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации. Результат:
при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта. Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер. |
Компромисс |
Используется
при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата;
заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить
партнерские отношения. Результат:
каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата;
полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его. Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку. |
Уступок |
Используется
при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения
более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее
сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта
не имеет важного значения. Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2.
сохранены партнерские отношения между субъектами. Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат. |
Сотрудничество |
Используется
при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта;
заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность
завершения конфликта взаимоприемлемым результатом. Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества. |
Известный психолог и гроссмейстер Н.В. Крогиус считает, что одним из условий успеха соперников является лучшее понимание себя и противника. Следовательно, разрешению конфликта должен предшествовать процесс познания и самопознания субъекта конфликтной ситуации.
Разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта. Отечественные и зарубежные специалисты предлагают способы разрешения конфликтов в зависимости от различных подходов к изучению их сущности. Мы считаем целесообразным рассмотреть данные пути разрешения конфликтов, чтобы на их основе выработать свои подходы применительно к задачам данного исследования.
Исследователь социальных конфликтов Т.С. Сулимова указывает, что конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом принуждения и методом убеждения. Первый метод предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. Второй метод ориентирован прежде всего на поиск компромиссов, взаимовыгодных решений. Основным его средством является убедительная аргументация своих предложений, а также знание и учет устремлений другой стороны. Именно поиск возможностей и путей достижения компромисса является одним из основополагающих при использовании данного метода.
Н.И. Шевандрин и Л.А. Петровская говорят о том, что разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Такое разрешение может быть как частичным, (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается), так и полным (конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений).
В педагогических исследованиях прослеживаются следующие позиции по вопросу о разрешении конфликтов. П.А. Сергоманов и А.Б. Добрович предлагают примерно однотипные методы. Исследователь педагогических конфликтов П.А. Сергоманов называет их подавление и синтез, а А.Б. Добрович - прямыми и косвенными методами угашения конфликта, при этом оба замечают, что первые менее эффективны, так как проигрывают оба участника. Е.А. Тимоховец, считает, что педагогическое разрешение конфликтов - это процесс целенаправленного воспитательного воздействия на отдельного школьника или коллектив в целом, включающий диагностику конфликта, разрешение возникших противоречий и побуждение к саморегуляции поведения участников ситуации. Мы согласны с позицией данного автора, который считает, что во многих конфликтных ситуациях определение действительной, а не ложной причины столкновения - это наиболее сложный этап в разрешении конфликта, так как она часто замаскирована субъективными оправданиями учащимися своего поведения. В этой связи следует отметить, что обычно вместо истинных причин дети выдвигают побочные, а искаженное восприятие ситуации участниками конфликта не способствует его полному разрешению. По мнению автора, соответствие между действительными причинами и причинами, о которых говорят дети, наблюдается только в том случае, когда конфликт возник из-за аморального поведения школьника, что испортило отношения со всем коллективом.
Кроме того, возникновение и разрешение конфликта тесно взаимосвязано и с отношением конфликтующих друг к другу и их отношения к предмету конфликта, с нравственной позицией оппонентов. То есть, если конфликт произошел между двумя субъектами учебно-воспитательного процесса, которые до этого находились в доброжелательных или нейтральных отношениях, то стороны сделают все возможное, чтобы быстрее выйти из этого конфликта, конструктивно разрешить его. И, наоборот, если такая ситуация возникла между враждующими сторонами, то конфликт примет затяжную форму, будет усугубляться сторонами. Таким образом, наряду с оппонентами и объектом конфликта, такие исследователи педагогических конфликтов, как М.М. Рыбакова и И.М. Курдюмова вычленяют и нравственную сферу, включая вид деятельности, цели деятельности, результаты, а также средства общения, и указывают следующие стратегии выхода из конфликта: агрессивного поведения; проявления гибкости; уклонения от столкновения; образование союзов; приспособления вплоть до сдачи позиций.
Разрешение конфликта В.И. Андреевым определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, автор в своих исследованиях приводит следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:
1) установить действительных участников конфликтной ситуации;
2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;
3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;
4) определить истинную причину возникновения конфликта;
5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;
6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:
а) были бы адекватны характеру его причин;
б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
в) носили бы конструктивный характер;
г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.
В.И. Журавлев и И.М. Курдюмова предлагают аналогичные способы разрешения конфликтов: контроль эмоций, выяснение причин, поиск и выбор правильного решения, то есть покомпонентный анализ ситуации.
Исследователь школьных конфликтов Н.В. Самоукина пишет, чтобы успешно блокировать конфликт необходимо перевести его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную, а в качестве одного из методов выхода предлагает метод интроспекции, то есть постановки себя на место другого.
Следует упомянуть объектно-субъектный подход к разрешению конфликта. Он предполагает использование двух моделей: модели арбитража и посреднической модели. Суть первой в том, что сначала арбитр изучает суть проблемы, затем обсуждает ее с участниками конфликта, и в конце выносит окончательное и обязательное для выполнения обеих сторон решение.
Другой автор Н.И. Леонов так говорит о разрешении конфликта: это то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Поэтому, по мнению исследователя, полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами.
В рамках модели арбитража, по мнению Н.И. Леонова, работают следующие отечественные исследователи: А.Г. Ковалев предлагает педагогический и административный путь разрешения конфликта, суть первого в объективации конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), второго - в учете возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сборе необходимых сведений о конфликтующих сторонах, и выборе соответствующего способа разрешения конфликта, организации наблюдения за вышедшими из конфликта.
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что универсальных приемов решения конфликта не существует. Поэтому большинство исследователей конфликта предлагают действия, которые могут превратить конфликт из деструктивного в конструктивный. По мнению Н.В. Самсоновой, эта общая схема выглядит следующим образом:
· действия, направленные на предотвращение инцидента;
· действия, связанные с подавлением конфликта;
· действия, дающие отсрочку;
· действия ведущие к разрешению конфликта.
В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры. Но нет описанного опыта применения данных способов с помощью учащихся средней или старшей школы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.