«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».
Оценка 4.8

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство +1
Взрослым
23.05.2017
«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».
Актуализация знаний о конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций; профилактика деструктивного поведения в конфликте. Рассматриваются основные типы стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Мероприятие способствует осмыслению конфликтной ситуации, предлагает конструктивные пути выхода из нее. Упражнения на взаимодействие, работа в группах, решение ситуационных задач нацелены на детальную работу со стратегиями реагирования.Методическая разработка внеаудиторного мероприятия.
конфликты.docx
внеаудиторного мероприятия с педагогическим коллективом Методическая разработка  «Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».                                                                       Составитель                                   педагог­психолог Кашина Н.В. 2017 год 1 Цель: актуализация знаний о конструктивных способах разрешения конфликтных ситуаций; профилактика деструктивного поведения в конфликте. Задачи:          Рассмотреть понятие конфликт в образовательном процессе; Изучить основные типы стратегий поведения в конфликтных ситуациях; Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее. Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов. Оборудование:  компьютер,   проектор,  презентации   по   темам   выступлений,   раздаточный материал   (приложение   1­4),   лист   ватмана,   фломастеры,   листы   А4,   ручки   по   количеству участников, мяч Аудитория: педагоги. Продолжительность мероприятия: 80 минут План мероприятия. I. 1. Вступительное слово, актуальность, основные понятия   заявленной темы. Результаты анкетирования педагогов и студентов.(10мин) 2. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.(10мин) 3. Предпосылки   возникновения   конфликтных   ситуаций   в   образовательном   процессе. (10мин) II.  1. Упражнения на взаимодействие. (15мин) 2. Работа в группах:  (15мин) Задание для групп:  Решение ситуационных задач.  Составление рекомендаций по профилактике конфликтов в системе «студент­ преподаватель», «педагог­педагог».  III. Представление работы в группе. (10мин) IV.Подведение итогов. Рефлексия (10мин) 2 I часть. 1. Вступительное слово:  Дорогие   педагоги,   я   рада   вас   приветствовать.   Сегодня   мы   обсудим   актуальную   тему: “Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения”. С   каждым   годом   увеличивается   количество   студентов,   которые   имеют   низкий   уровень развития коммуникативных навыков сложно взаимодействуют с другими,  трудно понимают партнёра   по  общению,   не  умеют   регулировать   дистанцию   в  отношениях   друг   с   другом  и взрослыми, из­за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный   и   проблематичный   характер.   Работа   с   такими   студентами   сложная   и трудоемкая.  Но   конфликты   неизбежны.   Ведь   именно   так   студенты   учатся   вести   себя в социуме, профессиональной среде и начинают проявлять свою самостоятельность.  Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель — передача студентам определенного социального опыта, профессиональных знаний для более полного освоения ими опыта и будущей профессии. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в студенческой среде конфликты будут   возникать   постоянно,   поэтому   педагогу     необходимо   научиться   самому   и   научить учащихся  приёмам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Сделать это можно при   анализе,   системном   разборе   конкретных   ситуаций   взаимодействия.    Зачастую   ваши разногласия,   непонимания   оборачиваются   обидами   и   стрессами   сторон,   что   приводит   к ухудшению общей работоспособности и самочувствия. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии:   что   же   такое   конфликт?   Рассмотрим   приёмы   конструктивного,   достойного разрешения конфликтов. Что же такое конфликт? Конфликт ( от лат. conflictus­ столкновение) ­ это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Классификация конфликтов Признак классификации По действию на функционирование  группы/организации По содержанию Виды конфликтов  Конструктивные (функциональные)  Деструктивные (дисфункциональные)  Реалистические (предметные) 3 По характеру участников  Нереалистические (беспредметные)  Внутриличностные  Межличностные  Между личностью и группой  Межгрупповые  Социальные У конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. (Ответы предлагаются «Мозговым штурмом» и фиксируются на ватмане) Плюсы       конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях; дает возможность увидеть скрытые отношения; дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; пересмотр своих взглядов на привычное; способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Минусы:       отрицательные   эмоциональные   переживания,   которые   могут   привести   к   различным заболеваниям; нарушение   деловых   и   личных   отношений   между   людьми,   снижение   дисциплины­ ухудшение социально­психологического климата; ухудшение качества работы ­ сложное восстановление деловых отношений; представление о победителях или побежденных как о врагах; временные  потери  ­  на 1  мин.  конфликта  приходится  12  мин. после  конфликтных переживаний. Конфликтогены  ­ слова, действия, поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) ­ на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом. Формула конфликта: конфликтная   ситуация  (   накопившиеся   противоречия   )+  повод  (инцидент)   ­   “последняя капля”=конфликт. 4 2.   Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит  к конфликтному  взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат.  Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята её точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких   случаях   необходимо   управление   конфликтами,   чтобы   сделать   их   последствия функциональными   (конструктивными)   и   уменьшить   количество   дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. Различают   структурные   (организационные)   и   межличностные   способы   управления конфликтами. К структурным методам относят:  Четкую   формулировку   требований,   то   есть   разъяснение   требований   к   результатам работы   каждого   конкретного   человека,   так   и   группы   в   целом,   наличие   ясно   и однозначно   сформулированных   прав   и   обязанностей,   правил   и   выполнения  работы, учебной деятельности  Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия,  когда   каждый  знает,  чьи   требования  он  должен   выполнять,  а  также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой общие цели, цели  подразделений.  Формирование общих ценностей, то есть информирование всех педагогов, студентов о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях, группах.  Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы,   учёбы   исключающая   столкновение   интересов   различных   участников образовательного процесса. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Томас и Килман выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:  Борьба (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. 5 Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.   Данная   стратегия   может   быть   эффективной,   если   она   используется   в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.  Уход  (уклонение),   когда   человек   стремится   уйти   от   конфликта.   Такое   поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.  Приспособление   (уступчивость),   когда   человек   отказывается   от   собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем  взаимоотношения  с  противоположной  стороной.  Однако  если данная стратегия   станет   для   руководителя   доминирующей,   то   он   скорее   всего   не   сможет эффективно руководить подчиненными.  Компромисс.   Когда   одна   сторона   принимает   точку   зрения   другой,   но   лишь   до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.  Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и   найти   приемлемый   для   всех   выход.   Эта   стратегия   основана   на   убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». 3.Предпосылки возникновения конфликтных ситуаций в образовательном процессе.  по   словам   Я. Основой   педагогического   взаимодействия,  является личностное отношение педагога  к учащимся,  складывающееся,  в основном,  из  следующих компонентов: 1) эмоциональные переживания; 2) наглядный образ учащегося, его обобщенный портрет; 3) мысли об учащемся, суждения о нем. Формирование негативных взаимоотношений между педагогом и учащимся часто происходит вследствие того, что учитель допускает высказывания, критику, замечания в адрес учащегося.  Коломинского,  Л. Предпосылками возникновения конфликтогенных ситуаций  в образовательном процессе могут быть: ,  нетерпимость   к  нарушающим   запланированный   ход   урока  (это   неумение   педагога   прогнозировать   поведение   учащихся   на   уроках ● «помехам»   (неожиданным   поступкам), вызывает раздражение и затрудняет выбор оптимального поведения и тона обращения); ● ● может определить дальнейшее отношение к учащемуся других учителей и сверстников); ● особенностей личности, условий жизни в семье;  стремление  педагога сохранить свой социальный статус любой ценой ;   оценивание   педагогом   не   отдельного   поступка   учащегося  оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов ,  а   его   личности  (эта   оценка , 6 неумение   педагога   анализировать   ситуацию   и   стремление   наказать   провинившегося ● учащегося; ●  нетерпимость педагога к определенным личностным качествам и поведению ●   личностные   качества   педагога самодовольство, беспомощность и др.); ● деятельности; ● коллективе.   отсутствие   у   учителя   педагогических   способностей (раздражительность,  грубость,    неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы в педагогическом ,  интереса   к   педагогической ;  мстительность, Среди особенностей педагогических конфликтов в диаде «педагог – учащийся» можно отметить следующие:   автоматическое   превращение   конфликта   в   акт   воспитания,   особенно   если   при   нем ●  различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами педагога и глазами   учащихся):   педагогу   не   всегда   легко   понять   глубину   переживаний   студента,   а учащемуся – справиться со своими эмоциями; ● присутствуют другие учащиеся; ● в которые включаются другие учащиеся; ●  всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые сложные конфликты,  конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. В. А. Кан­Калик выделяет следующие стили педагогического общения : 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, 2. Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом 3.  Общение­дистанция  (используется   ссылка   на   авторитет,   профессионализм,   жизненный опыт и возраст). 4. несостоятельность преподавателя. 5. Общение­заигрывание (стремление к популярности, ложный авторитет)  Общение­устрашение  –   негативная   форма   общения,   вскрывающая   педагогическую К профессионально важным для реализации педагогического общения качествам, способностям педагога принято относить:  умение   прогнозировать   возможные   педагогические   ситуации 1) интерес к людям, к работе с ними, общительность, коммуникабельность; 2) эмпатические способности и понимание; 3) гибкость, оперативное творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся ситуациях; 4) умение управлять собой, своим психическим состоянием, переживаниями (телом, голосом, мимикой, настроением, мыслями, чувствами и др.); 5) способность к спонтанной (неподготовленной) коммуникации; 6) взаимодействия); 7) вербальные способности: культура общения, развитость речи, богатый лексический запас, правильный выбор языковых средств; 8) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, «заражение»); 9)  педагогическая   рефлексия  –  процесс   самопознания   внутренних   психических   актов   и состояний, что помогает понимать других.     Профессиональные   деструкции  –  это   изменения   сложившейся   структуры   личности   и деятельности,  негативно   сказывающиеся   на   продуктивности  труда   и   взаимодействии   с другими участниками трудового процесса.  Сенситивным моментом для их зарождения являются периоды профессиональных кризисов,  когда специалист сталкивается с необходимостью разрешения особенно сложных профессиональных ситуаций.   (последствия 7 отставание,   замедление   профессионального   развития   сравнительно   с   возрастными   и  распад профессионального сознания и, как следствие, – нереалистические цели, ложные  низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, В этих условиях формируются определенные поведенческие реакции, которые закрепляются, превращаются в стереотипы, приводят к акцентированию соответствующих личностных черт. А. К. Маркова выделяет следующие тенденции профессиональных деструкций: ● социальными нормами; ● смыслы труда, профессиональные конфликты; ● дезадаптация; ● доминирует над другой); ● профессионального мышления; ●   искаженное   профессиональное   развитие,   появление   ранее   отсутствовавших   негативных качеств,  отклонений от социальных и индивидуальных  норм профессионального развития, меняющих профиль личности; ● также ущербная профессиональная позиция); ●  ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей,   появление   деформаций   личности   (например,   эмоциональное   истощение   и   выгорание,   а   рассогласованность   отдельных   звеньев   профессионального   развития   (одна   сфера  прекращение профессионального развития вследствие  заболеваний  Исследователи С. П. Безносов, Р. М. Грановская, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова выделяют следующие профессиональные деформации: 1. Авторитарность (деспотизм). 2. Демонстративность.  3.  Профессиональный догматизм.  (Педагог нацелен на стереотипное решение проблем без учета особенностей проблемной ситуации. Завышенная самооценке и самоуверенность) 4. Доминантность. (Подавлении и самоутверждения за счет других). 5. Профессиональная индифферентность.  (Слабо выраженная эмпатия). 6. Консерватизм.  7. Профессиональная агрессия.  (Агрессивность выражается также в иронии, насмешках и навешива­ нии ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин»)  8.  Ролевой экспансионизм. (Тотальное погружение в профессию,  фиксации на собственных проблемах и трудностях, преувеличением собственной роли и значения). 9.  Социальное   лицемерие    (Привычка   морализировать,  чувства   и   отношения   становятся неискренними). 10. Поведенческий трансфер (доминирование черт ролевого поведения) 11. Сверхконтроль. (Чрезмерное  сдерживании своихчувств, ориентации на инструкции Всё это ведёт к снижению творческого потенциала и сужению вариантов решения проблем. Важнейшая предпосылка успеха – знание педагогами тех стадий, которые проходит процесс понимания учащимися его требований. 1. Первую   стадию   можно   условно   обозначить   как   стадию  проверки   мобилизационной способности педагога.   2. Проверка   психологической   устойчивости   педагога  составляет   содержание   второй стадии.   Речь   идет   об   оценке   волевых   качеств,   терпения,   настойчивости,   умения добиваться выполнения своих требований. 3. Проверка ценностных ориентаций педагога. Здесь учитываются его требовательность, доброта. 4. Оценка   таких   профессиональных   качеств   педагога, методическая подготовленность.  как   компетентность  и 8 Последствия конфликтов. 1. Негативные последствия:  Отношения конкуренции между людьми.  Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.  Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.  Сворачивание   или   полное   прекращение   взаимодействия   с   другой   стороной, препятствующее достижению общих целей.  Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.  Чувство   обиды,   неудовлетворенности,   плохое   настроение,   снижение   мотивации учебной деятельности. 2. Позитивные последствия:  Проблема   решается   таким   путем,   который   устраивает   все   стороны,   и   в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.  Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.  Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.  Эффективное   разрешение   конфликтов   между   преподавателями   и учащимися   разрушает   так   называемый   «синдром   покорности»   ­   страх открыто высказывать свое мнение, отличное от других.  Улучшаются отношения между людьми.  Условия профилактики конфликтов.  Наличие профессионально важных качеств со стороны преподавателя.  Желание   рассматривать   разные   варианты   решения   вопроса.(Выход   на компромисс, умения) Знание психологических особенностей возраста.    Адекватная самооценка, принятие критики.  Организация условий труда.  Возможность поддержки и консультирования.(психологическая, методическая, социальная)  Тайм менеджмент.(Планирование, умение выделять главное и второстепенное, самоорганизация)   Владение   методами   и   способами   самопомощи.(Психогимнастика, аутотренинг,спорт, виды терапий) 9  Знания   о   этапах   развития   конфл.ситуаций. конфл.ситуациий.   Алгоритм   решения II часть. 1.Упражнения на взаимодействие.   «Яблоко и червячок» Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое,  сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все  любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит:  «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и предложите свой  ответ.  «Мы с тобой одной крови» Цели:  осознание   причины   возможных   конфликтных   разногласий   и   возможностей   из преодоления,   обусловленных   особенностями   социальной   перцепции;   эмоциональное сближение участников тренинга. Группа по жребию делится на пары. Участники попарно предпринимают попытку ответить на вопрос, что между ними общего. Каждый из них начинает свой монолог со слов: «Мы с тобой одной крови. Я и ты…..».  Например: Я и ты оба добрые. Я также как и ты люблю рисовать. Я также как и ты волнуюсь, когда выступаю перед аудиторией. Далее, участники пытаются определить, чем они отличаются друг от друга. Каждый начинает свою речь со слов «И все же мы с тобой разные. Я……, а ты …….».  Например:   Я   «сова»,   а   ты   любишь   рано   просыпаться.   Я   пунктуален,   а   ты   частенько опаздываешь на занятия. Далее целесообразно обсудить такие вопросы, как:  могут ли являться названные различия в парах, причиной (поводом) возникновения конфликта?  может ли осознание сходства между членами игровых диад некоторого сходства друг с другом облегчить взаимопонимание в конфликтной ситуации?  2. Работа в группах. Задание для групп:  Решение ситуационных задач.  Составление рекомендаций по профилактике конфликтов. 1группа­ правила педагогического такта 2   группа   –   профилактика   деструктивных   конфликтов   в   системе   преподаватель­ студент III.Представление работы групп. IV. Подведение итогов. Рефлексия. «Обратная связь» 10 Членам   группы   предлагается   подойти   Н   к     плакату   «Сундук   пожеланий   и   отзывов»   с рисунком сундука, члены группы могут, по желанию разместить свои отзывы, пожелания и замечания по поводу работы на семинаре. Далее все садятся в круг, и осуществляется рефлексия всего мероприятия.  Приложение 1. Ситуационные задачи. 1. Во   время   устного   опроса   на  уроке   преподаватель   несколько   раз   делала   замечания студенту   по   ходу   ответа,   задавала   вопросы,   студент   смущался,   показывал   соё волнение,     но   пытался   отвечать   в   соответствии   с   содержанием   информационного материала в параграфе учебника. По окончанию ответа преподаватель огласил , что студент   заслуживает   оценку   3(удовлетворительно)   т.к.   ответ   был   подготовлен   по учебнику без использования конспекта урока, студент заикался и не сделал итогового вывода. Студент возразил, что раскрыл тему в соответствии с содержанием параграфа учебника, а волновался и не сделал вывод, тк. преподаватель перебивал его. Возникла конфликтная ситуация. ?   Оцените   конфликтную   ситуацию.   Предложите   варианты   конструктивного разрешения.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте?  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт?  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта 2. Преподаватель дисциплины регулярно опаздывает на занятия на 10­15 минут, студенты в течение недели покорно ждали его у аудитории, но на начало новой недели стали опаздывать в расчёте, что преподаватель задержится. Обстоятельства складывались так, что преподаватель начал занятия со звонком. Опаздывающие студенты подходили в аудиторию, отвлекая преподавателя вопросами и стуками в дверь. Преподаватель эмоционально выразил недовольство и написал докладную записку о фактах опозданий студентов. Возникла конфликтная ситуация. ?   Оцените   конфликтную   ситуацию.   Предложите   варианты   конструктивного разрешения.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте? 11  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт?  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта 3. Во время перемены в учительской классный руководитель А. Ф. беседовала с матерью студента. О., который   стоял, опустив голову. Мать плакала, осознавая свою вину перед преподавателем за воспитание сына и свою беспомощность.  Учителя, входя в учительскую и наблюдая за ходом беседы, включились в процесс "воспитания"   студента   О.   Каждый   старался   дополнить   перечень   его   проступков, вспоминая его "грехи". Подросток все ниже опускал голову. Когда А.Ф. спросила его: "Понял к чему ты идешь? Как относятся к тебе учителя, да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!" Юноша  злобно взглянул на педагога, сказал обидные слова «Все вы садисты и больные на голову» и выбежал из учительской, хлопнув дверью. ? Оцените конфликтную ситуацию. Предложите свои варианты разговора классного руководителя с О. и его матерью.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте?  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт?  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта 4. Преподаватель   А.А.     65лет,   переехавшая   в   город   из   сельской   местности,   имела привычку надевать на себя несколько видов одежды. От этого она выглядела толстой на тонких ногах. Студенты дали ей прозвище "Эскимо на палочке" и демонстративно перед ее уроками ели эскимо. Узнав в чем суть этих демонстраций, преподаватель подала заявление об уходе директору колледжа. Но директор  не подписал заявление, а   попросил   классному   руководителю   группы   студентов   помочь   педагогу   А.А. разрешить конфликт. ?   Оцените   конфликтную   ситуацию.   Предложите   варианты   конструктивного разрешения.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте? 12  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт?  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта 5. На   уроке     при   проверке   домашнего   задания   преподаватель     трижды   поднимала отвечать одного и того же студента, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему "1". На следующем занятии преподаватель вновь начала опрос с этого же студента.   Он   отказался   отвечать.   Преподаватель   удалила   его   с   урока.   Студент перестал   ходить   вообще   на   занятия   дисциплины.   В   конце   семестра   преподаватель выставила ему "2"(н/а) по дисциплине. Студент перестал ходить в колледж вообще. ?   Оцените   конфликтную   ситуацию.   Предложите   варианты   конструктивного разрешения.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте?  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт?  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта 6. Студентка   Ю.,   способная,   со   средними   показателями   успеваемости,   вступила   в конфликт с  преподавателем. Предмет она знает, даже читает сверх программы,  имеет о теме  уже сложившееся представление. Поэтому мнение преподавателя  не приняла, как единственно верное.  Преподаватель  был уверен в правоте, продемонстрировать свое явное недовольство и превосходство   сказав «Молодая ещё высказывать своё мнение, на экзамене выясним кто прав». Возникла конфликтная ситуация. ?   Оцените   конфликтную   ситуацию.   Предложите   варианты   конструктивного разрешения.  Каковы причины конфликта?  Кем он спровоцирован?  Какие возрастные и индивидуальные особенности проявились в конфликте?  Кто и на каком этапе мог бы предотвратить конфликт? 13  В чем не прав педагог, студент?   Предложите пути разрешения конфликта Приложение 2. Основные понятия темы. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух  или нескольких участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и  способы решения личностно значимой проблемы. Сигналы конфликта 1. Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что­то не так, хотя выразить его  словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее  надо приветствовать. Спросите себя: «Могу ли я что­то сделать по этому поводу в  данный момент?» Вам может прийти в голову какой­то шаг, о котором вы и не  подумали бы в другое время. В другой ситуации ничего иного сделать нельзя, кроме  как оставаться начеку.  2. Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе  зерно конфликта, обычно незначителен. Какая­то мелочь может вызвать временное  волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается.  3. Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая ложные выводы из  ситуации, чаще всего из­за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия  взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с  эмоциональной напряженностью одного из ее участников. В таком случае его мысли  имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее  восприятие искажается. 4.         Напряжение . Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и  многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных  установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником  непрерывного беспокойства.  5. Кризис.  Человек рвет свою связь с партнером по работе, по отношениям.  Насилие также указывает на несомненное присутствие кризиса, равно как и  ожесточенные споры, когда люди оскорбляют друг друга, потеряв контроль над  эмоциями. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности — в своем воображении, а иногда и на самом деле. Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «Искренне благодарю». Важнейшее слово: «Мы». Типы конфликтных личностей. 14 1. Демонстративные. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания  ,пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких­либо оснований могут пойти на  конфликт, хоть каким то образом быть на виду. 2.Ригидные. Эти люди отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием  и неумением считаться с мнением окружающих. Их поведение отличается  бесцеремонностью, переходящей в грубость. 3. Неуправляемые. По поведению близки к ригидным. Ведут себя агрессивно,  вызывающе. Отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью  поведения, отсутствием самоконтроля. 4.Сверхточные. Это добросовестные люди, отличающиеся особой скрупулезностью и  подходящие ко всем и ко всему с позиции завышенных требований. Любого, кто не  отвечает этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной  тревожностью, проявляющейся в подозрительности, сверхчувствительностью к оценкам  со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко  приводят к неустроенности личной жизни. 5.Рационалисты. Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть  реальная возможность достичь через конфликт личные цели. 6.Безвольные. Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать  безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался.  Опасность этого типа заключается в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию  добрых людей.  Преобразования конфликтогенов (примеры «противоядий от конфликтов») Конфликтоген Дурак! (и другие оскорбления) Я прав, а ты (он) не прав Я не буду… Все пропало Он (она) безнадежен! Я (они) должен/вынужден.. Слишком много/мало… Они всегда… Я не хочу… Я не могу… Он (она) никогда не… Это невозможно… Преобразующие вопросы  Что Вы хотели бы? Как это можно исправить? Чем  Ваша точка зрения отличается от их точки зрения? Что могло бы помочь Вам сделать это? Как сделать это успешным? Как можно это улучшить? Что в их поведении Вам не нравится? Можете ли Вы (они) избрать такое действие? По сравнению с чем? При каких обстоятельствах они не делают этого? Какого исхода Вы хотели бы? Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите, каким  образом сделать это? Что произойдет, если Вы увидите такую возможность? Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда?             Нагромождение эмоций и нарушение общения в динамике конфликта Фазы  конфликта Латентная Демонстративная Агрессивная Батальная 15 Эмоции и  эмоциональные состояния Аспекты  нарушения  общения. Тревога, опасение Тревога,  Коммуника­ тивный  (нарушение  взаимопонимания) недовольство,  обида, страх  Коммуникативный и прогматичный  (нарушение  ожиданий помощи и поддержки) Напряжение , страх, гнев, агрессия Гнев, презрение,  отвращение,  ненависть Коммуника­ тивный, про­ гматичный и легитимный (нарушение  веры в  норму) Коммуникативный; прогматичный; и  легитимный (оправдание  ненормативного  поведения как  целесообразного) Приложение 3. Рекомендации по  профилактике конфликтов  выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт;  признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою  вину на других;  не делайте катастрофы, когда ошибаются другие (что произошло, то  произошло);  чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим  разрушением организма каждого (язвы, стрессы, инфаркты и т.д.);  любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претензии  высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме («как  аукнется, так и откликнется»):  ищите недостатки в себе;  все недоразумения между собой выясняйте наедине, не в присутствии  студентов;  усилие в разрешении конфликта направляйте не на свою победу, а на  совместное разрешение создавшейся ситуации. Правила педагогического такта   никогда нельзя употреблять в разговоре с студентом выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство; педагогу не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым; 16            нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;  обида на учащегося не должна быть долговременной и мелкой; никогда не следует сетовать на отсутствие уважения студента и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением; ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учащимся, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям; если   педагог   чувствует   и   осознает,   что   он   оказался   по   стечению   обстоятельств виноватым   перед   своим   воспитанником,   он   обязательно   должен   извиниться,   это   в большой мере смягчает его положение; педагог никогда не должен «одергивать» своего студента, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания; никогда   не   следует   напоминать   студенту   о   его   физических   недостатках   (если   они есть);   не   следует   часто   говорить   и   о   приобретенных   им   недостатках,   если   они осознаются самим учащимся; целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение; всегда,   при   любых   обстоятельствах,   нужно   поддерживать   педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях; в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника; педагогу   следует   всегда   стараться   разряжать   натянутую   обстановку   (если   она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего. Литература.   Авидон   И   Гончукова   О.   Тренинги   взаимодействия   в   конфликте.   Материалы   для подготовки и проведения. “Речь” Санкт­Петербург, 2008;   Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра­М 2001. Монина Г.Б.  Лютова­Робертс   Е.К.   Коммуникативный   тренинг:   педагоги,   психологи,   родители. “Речь” Санкт­Петербург, 2007  Р.С.  Немов   «Психология»   т ­2   М.2003.   Ложкин   Г.В.  «Практическая психология   конфликта»    К.  2000.   Семенова Е.М. «Тренинг эмоциональной устойчивости» М.  2005. 17

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».

«Конфликты в образовательной среде и пути их разрешения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017