«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство +1
Взрослым
14.05.2017
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, вера в светлое будущее.
В статье широко, объемно, доступно представлена система патриотического и краеведческого воспитания и рекомендована к применению в школе во внеурочной деятельности.
методическая разработка Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №96
Дзержинского района Волгограда»
Районный конкурс методических
разработок по образованию и
воспитанию учащихся среди
педагогов образовательных
учреждений
Направление: Воспитание и дополнительное образование детей
Номинация: Из опыта работы
Тема: «Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию
детей и подростков»
Выполнил:
Афанасьева Ольга Владимировна,
учитель истории и обществознания
МОУ СШ № 96
1 Волгоград, 2017
Аннотация
Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора
для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием
понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ,
уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, вера в светлое
будущее.
В статье широко, объемно, доступно представлена система патриотического и
краеведческого воспитания и рекомендована к применению в школе во внеурочной
деятельности.
2 Содержание
1. Введениестр. 4
2. Описание опыта работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и
подростковстр. 510
3. Список использованной литературыстр.11
4. Приложениястр.1220
3 Введение
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской
школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений,
которые имеют огромное значение в социальногражданском и духовном развитии
личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных
святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности1.
Проблема военнопатриотического воспитания молодёжи в настоящее время по
прежнему является актуальной. Формирование гражданской позиции, на мой взгляд,
неотделимо от формирования исторического сознания у подрастающего поколения.
Бесспорно, основное влияние на формирование исторического сознания в разрезе военно
патриотического воспитания школьников оказывает система школьного исторического
образования. Но далеко не последнюю роль в данном процессе играет и воспитательная
внеурочная работа с обучающимися. Посредством системы внеклассных мероприятий
учитель помогает детям сформировать не только необходимые представления о
подлинном историческом пути, пройденном Россией, о её исторической миссии и
предназначении; но и воспитывает у школьников любовь к своей Родине, готовность к её
защите.
В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать
много воспитательных задач. Одной из них является воспитание патриота гражданина –
личности, осознающей вою причастность к происходящим в современном обществе
процессам и решению его проблем. Воспитание гражданственности направлено на
осознание человека себя как члена общества, народа, представителя страны и
государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних
лет жизни интереса к истории своей страны, её жизни, к её народу. Истинный патриотизм
по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам,
к их национальным традициям и обычаям и неразрывно связан с культурой
межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных
отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом
единстве. Учитель это человек, на которого возложена особая миссия: явить обществу
нового гражданина. Стране нужны люди, любящие Родину. В настоящее время воспитание
гражданина и патриота первоочередная государственная задача, обозначенная в
концепции духовнонравственного воспитания молодёжи «Гражданин и патриот»2.
1 Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2.
– С. 37-42.
2 Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и
современная образовательная практика. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И.
Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311.
4 Я, как учитель истории и как классный руководитель выбрала главным направлением
своей деятельности гражданскопатриотическое воспитание. Определяя патриотизм как
любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным
страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Гражданственность
подпитывается патриотизмом. И если патриот искренне интересуется историей своей
страны, то гражданин знает свои обязанности перед ней. Определённость этих понятий
даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать, поэтому в моей работе
особое место занимает воспитание у школьников чувства патриотизма и
гражданственности.
Содержательная часть
основы
1.
Теоретические
патриотического
воспитания.
Трансформация Российского общества в 90е годы привела к кардинальным
изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное
расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в
молодежной среде. В детскомолодежной среде усилились негативизм, демонстративное
отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и
«помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами
воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких
условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение,
представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социальноэкономической,
политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить
уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых
направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития
личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы3.
Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном
направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую
корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже
отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность,
рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей,
культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей
неповторимости и незаменимости, составляющими духовнонравственную основу
личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном,
самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине4.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе
личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее
влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только
важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека
3 Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002
4 Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа,
организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей
образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и
ПРО, 2001.
5 без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными
природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и
независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
за социальные и культурные достижения своей страны;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его
обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении
посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности5.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По
определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе
которого лежат чувства Родины, родства, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными
стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества,
такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения
дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения,
правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения
и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам и классным руководителям в процессе
воспитания обучающихся6.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся
заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как
одно из главных средств национального возрождения.
Краеведческая работа является форма патриотического воспитания
Патриотическое и краеведческое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по
инструкциям и добровольнопринудительным играм, которые уместны в военном училище и
чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не
задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине
пронизывающую до боли в сердце любовь. Многое связывает человека с местом, где он
родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью
человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия наша
общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый
5 Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования
нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-
352.
6 Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК "Я – гражданин
России". – М.: Экзамен, 2009.
6 сердцу уголок земли, наша малая Родина.
«Краеведение это прежде всего краелюбие», напомнил на учредительной конференции
Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый
массовый вид науки», говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев.
2. Направления, формы, способы, приёмы, оригинальные идеи и находки
При организации работы по патриотическому и краеведческому воспитанию
обучающихся реализуются следующая эффективная воспитательная цепочка:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям
народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям
пожилого возраста).
Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
Моя Родина Россия (расширение представлений о нашей Родине – России,
воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины,
формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за
Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Основные направления в системе патриотического и краеведческого воспитания:
Духовно нравственное.
Цель: осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов
Историкокраеведческое.
Цель: познание историкокультурных корней, осознание неповторимости Отечества, его
судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников.
1.
2.
7 3.
4.
5.
6.
Гражданскопатриотическое.
Цель: формирование правовой культуры и законопослушности.
Социальнопатриотическое.
Цель: активизация духовнонравственной и культурноисторической преемственности
поколений, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Военнопатриотическое.
Цель: изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героикопатриотическое.
Цель: пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и
исторических дат нашей истории.
Таким образом, складывается система патриотического воспитания, включающая в себя:
Формы работы по патриотическому и краеведческому воспитанию.
8 Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная,
но также используется групповая и индивидуальная формы работы.
1.
Проведение классных часов на военнопатриотические темы:
4 ноября – День народного единства
Права ребенка. К 20летию принятия Конвенции о правах ребенка
Защитникам России посвящается…
День героев Отечества
Первый космонавт России
9
2.
Любимый город (Приложение № 1)
Проведение конкурсов военнопатриотической песни, военноспортивных игр
«Орленок», «Ты будущее России», «Зарница», а также других праздничных мероприятий,
посвященных памятным датам, композиций патриотической и краеведческой
направленности. (Приложение №2)
3.Экскурсии по историческим и святым местам города, области. (Приложение №3)
4. Работа с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн. (Приложение №4)
5. Формирование правовой культуры и законопослушности. Проведение классных часов –
практикумов: "Гражданином быть обязан", "Точность, обязательность, аккуратность",
"Добротой себя измерь", "Умей принимать нравственные решения", "Роскошь человеческого
общения", "Конфликты в нашей жизни", "Профилактика преступлений несовершеннолетних",
"О правовых нормах» (Приложение № 5)
6.Элективне курсы "Историческое краеведение" и "Подросток и закон".
7.Социальное проектирование. (Приложение № 6)
9. Создание краеведческих газет, буклетов, рукописных книг.
Итогом подобных мероприятий можно считать следующее:
школьники посредством изучения истории своего края получают прочные знания о
прошлом страны в целом;
учащиеся учатся понимать то, что каждый из них является частью большой
страны, и, вырастая на родной почве, должен впитывать в себя героизм и патриотизм
своих предков;
ребята учатся всемерно содействовать военнопатриотическим мероприятиям.
Таким образом, целенаправленная воспитательная работа в военнопатриотическом и
краеведческом направлении во внеурочное время позволяет решить основные задачи
осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания, воспитания
личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества.
3.
Полученные результаты
Педагоги должны с самого раннего возраста формировать у детей такие важные понятия,
как «Родина», «патриот», «подвиг», «воиносвободитель». Обучающихся необходимо
подводить к осознанию того, что патриотизм это любовь к Родине, любовь активная,
действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. В процессе реализации
программы патриотического воспитания обучающихся, у выпускников к моменту
окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
10
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Заключение
и
являются
патриотизм
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского
воспитания
интернационализм.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства,
равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине,
к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм
неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности
с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает
формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы
России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям
национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль
подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
11 Список использованной литературы
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс, 2002
2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования
нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349
352.
3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – №
2. – С. 3742.
4. Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК "Я –
гражданин России". – М.: Экзамен, 2009.
5. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа,
организационнометодические основы: пособие для педагогов, руководителей
образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК
и ПРО, 2001.
6. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и
современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного
пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. —
СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311.
12 Проведение классных часов на военнопатриотические темы
Приложение № 1
13 Проведение конкурсов военнопатриотической песни, военноспортивных игр и праздничных
мероприятий, посвященных памятным датам
Приложение №2
14 Экскурсии по историческим и святым местам города, области
Приложение №3
15 Работа с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн.
Приложение №4
16 Хлынова Мария
Ивановна
Белянская Нина
Григорьева
17
Приложение №5 Формирование правовой культуры и законопослушности.
Приложение №6
18 Социальное проектирование
19
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.