«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
Оценка 4.8

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство +1
Взрослым
14.05.2017
«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, вера в светлое будущее. В статье широко, объемно, доступно представлена система патриотического и краеведческого воспитания и рекомендована к применению в школе во внеурочной деятельности.
методическая разработка Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №96 Дзержинского района Волгограда» Районный конкурс методических                                                                                                  разработок по образованию и                                                                                                  воспитанию учащихся среди                                                                                               педагогов образовательных                                                                     учреждений                                                 Направление: Воспитание и дополнительное образование детей                                                  Номинация: Из опыта работы Тема: «Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»                                       Выполнил:                                                                               Афанасьева Ольга Владимировна,                                                                                  учитель истории и обществознания                                                МОУ СШ № 96 1 Волгоград, 2017 Аннотация                 Патриотизм   ­   одна   из   важнейших   черт   всесторонне   развитой   личности. Патриотическое   воспитание   подрастающего   поколения   всегда   являлось   одной   из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность ­ самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, вера в светлое будущее.                В статье широко, объемно, доступно представлена система патриотического и краеведческого   воспитания   и   рекомендована   к   применению   в   школе   во   внеурочной деятельности. 2 Содержание 1. Введение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр. 4 2. Описание опыта работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр. 5­10 3. Список использованной литературы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.11 4. Приложения­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­стр.12­20 3 Введение          Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые   имеют   огромное   значение   в   социально­гражданском   и   духовном   развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь   укрепляется   любовь   к   Родине,   появляется   чувство   ответственности   за   её могущество,   честь   и   независимость,   сохранение   материальных   и   духовных   ценностей общества, развивается достоинство личности1.              Проблема военно­патриотического воспитания молодёжи в настоящее время по­ прежнему   является   актуальной.   Формирование   гражданской   позиции,   на   мой   взгляд, неотделимо   от   формирования   исторического   сознания   у   подрастающего   поколения. Бесспорно, основное влияние на формирование исторического сознания в разрезе военно­ патриотического  воспитания  школьников  оказывает система  школьного  исторического образования. Но далеко не последнюю роль в данном процессе играет и воспитательная внеурочная   работа   с   обучающимися.   Посредством   системы   внеклассных   мероприятий учитель   помогает   детям   сформировать   не   только   необходимые   представления   о подлинном   историческом   пути,   пройденном   Россией,   о   её   исторической   миссии   и предназначении; но и  воспитывает у школьников любовь к своей Родине, готовность к её защите.        В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать много воспитательных задач. Одной из них является воспитание патриота ­ гражданина – личности,   осознающей   вою   причастность   к   происходящим   в   современном   обществе процессам   и   решению   его   проблем.   Воспитание   гражданственности   направлено   на осознание   человека   себя   как   члена   общества,   народа,   представителя   страны   и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, её жизни, к её народу. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к   их   национальным   традициям   и   обычаям   и   неразрывно   связан   с   культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений   теснейшим   образом   связаны   между   собой,   выступают   в   органическом единстве. Учитель ­ это человек, на которого возложена особая миссия: явить обществу нового гражданина. Стране нужны люди, любящие Родину. В настоящее время воспитание гражданина   и   патриота   ­     первоочередная   государственная   задача,   обозначенная   в концепции духовно­нравственного воспитания молодёжи «Гражданин и патриот»2. 1 Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37-42. 2 Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311. 4 Я, как учитель истории и как классный руководитель выбрала главным направлением своей деятельности гражданско­патриотическое воспитание. Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам   истории   Отечества,   своего   края,   рода,   семьи.   Гражданственность подпитывается   патриотизмом.   И   если   патриот   искренне   интересуется   историей   своей страны, то гражданин знает свои обязанности перед ней.  Определённость этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать, поэтому в моей работе особое   место   занимает   воспитание   у   школьников   чувства   патриотизма   и гражданственности. Содержательная часть   основы     1.   Теоретические патриотического воспитания.        Трансформация   Российского   общества   в   90­е   годы   привела   к   кардинальным изменениям   направлений   общественного   развития,   которые   вызвали   определенное расслоение   общества,   снижение   жизненного   уровня,   ценностную   переориентацию   в молодежной среде. В детско­молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение   к   взрослым,   жестокость   в   крайних   проявлениях.   Резко   возросла   и «помолодела»   преступность.   Многие   дети   оказались   сегодня   за   пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.   За   последнее   десятилетие   мы   практически   потеряли   целое   поколение, представители   которого   в   потенциале   могли   бы   стать   истинными   патриотами.          Вследствие   посткризисных   явлений,   присутствующих   в   социально­экономической, политической,  культурной   и  других   сферах  общественной  жизни,   требуется  повысить уровень   воспитания   и   образования   подрастающего   поколения.   Одним   из   ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы3.        Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном  направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.       Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую  корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже  отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность,  рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.         Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей,  культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей  неповторимости и незаменимости, составляющими духовно­нравственную основу  личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном,  самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине4.        Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе  личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее  влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только  важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека  3 Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002 4 Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001. 5 без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию  верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными  природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».  Содержание понятия патриотизма включает в себя:  ­чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;  ­уважительное отношение к языку своего народа;  ­заботу об интересах Родины;  ­осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,   свободы и        независимости (защита Отечества);  ­проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; ­гордость   ­гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; за   социальные   и   культурные   достижения   своей   страны;     ­уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его       обычаям и традициям;   ­ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении  посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;   ­гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности5.      Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По  определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе  которого лежат чувства Родины, родства, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.  Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».      Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся.  Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными  стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества,  такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения  дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения,  правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения  и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам и классным руководителям в процессе  воспитания обучающихся6.      Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся  заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как  одно из главных средств национального возрождения.      Краеведческая работа является форма патриотического воспитания Патриотическое и краеведческое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно­принудительным играм, которые уместны в военном училище и  чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не  задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине  пронизывающую до боли в сердце любовь.  Многое связывает человека с местом, где он  родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью  человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия ­наша  общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый  5 Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349- 352. 6 Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК "Я – гражданин России". – М.: Экзамен, 2009. 6 сердцу уголок земли, наша малая Родина. «Краеведение ­ это прежде всего краелюбие», ­ напомнил на учредительной конференции  Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый  массовый вид науки», ­ говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев.                                               2. Направления, формы, способы, приёмы, оригинальные идеи и находки При   организации   работы   по   патриотическому   и   краеведческому   воспитанию обучающихся реализуются следующая эффективная воспитательная цепочка: Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.  Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа,   стремление   чтить   память   погибших   воинов,   проявление   уважения   к   людям пожилого возраста).  Любовь к родной природе  (охрана окружающей среды)  Моя   Родина   ­   Россия  (расширение   представлений   о   нашей   Родине   –   России, воспитание любви к своей малой родине).  Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).  Основные направления в системе патриотического и краеведческого воспитания: Духовно­ нравственное. Цель:  осознание   учащимися   высших   ценностей,   идеалов   и   ориентиров,   способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов Историко­краеведческое. Цель: познание историко­культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,   неразрывности   с   ней,   формирование   гордости   за   сопричастность   к   деяниям предков и современников.      1. 2. 7 3. 4. 5. 6. Гражданско­патриотическое. Цель: формирование правовой культуры и законопослушности. Социально­патриотическое. Цель:  активизация   духовно­нравственной   и   культурно­исторической   преемственности поколений, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.                                                  Военно­патриотическое. Цель: изучение русской военной истории, воинских традиций. Героико­патриотическое. Цель:  пропаганда   героических   профессий,   а   также   знаменательных   героических   и исторических дат нашей истории.  Таким образом, складывается система патриотического воспитания, включающая в себя:  Формы работы по патриотическому и краеведческому воспитанию. 8 Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы. 1. Проведение классных часов на военно­патриотические темы:      4 ноября – День народного единства Права ребенка. К 20­летию принятия Конвенции о правах ребенка Защитникам России посвящается… День героев Отечества Первый космонавт России 9  2. Любимый город (Приложение № 1)   Проведение   конкурсов   военно­патриотической   песни,   военно­спортивных   игр «Орленок», «Ты будущее России», «Зарница», а также других праздничных мероприятий, посвященных   памятным   датам,   композиций   патриотической   и   краеведческой направленности. (Приложение №2) 3.Экскурсии по историческим и святым местам города, области. (Приложение №3)  4. Работа с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн. (Приложение №4) 5. Формирование правовой культуры и законопослушности. Проведение классных часов – практикумов:   "Гражданином   быть   обязан",   "Точность,   обязательность,   аккуратность", "Добротой себя измерь", "Умей принимать нравственные решения", "Роскошь человеческого общения", "Конфликты в нашей жизни", "Профилактика преступлений несовершеннолетних", "О правовых нормах» (Приложение № 5) 6.Элективне   курсы   "Историческое   краеведение"   и   "Подросток   и   закон".   7.Социальное проектирование. (Приложение № 6) 9. Создание краеведческих газет, буклетов, рукописных книг. Итогом подобных мероприятий можно считать следующее:   школьники   посредством   изучения   истории   своего   края   получают   прочные   знания  о прошлом страны в целом; учащиеся   учатся   понимать   то,   что   каждый   из   них   является   частью   большой страны, и, вырастая на родной почве, должен впитывать в себя героизм и патриотизм своих предков;  ребята учатся всемерно содействовать военно­патриотическим мероприятиям.   Таким образом, целенаправленная воспитательная  работа в военно­патриотическом и краеведческом    направлении   во  внеурочное  время   позволяет  решить  основные  задачи осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания, воспитания личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. 3.  Полученные результаты Педагоги должны с самого раннего возраста формировать у детей такие важные понятия, как   «Родина»,   «патриот»,   «подвиг»,   «воин­освободитель».   Обучающихся   необходимо подводить к осознанию того, что патриотизм ­ это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. В процессе реализации программы   патриотического   воспитания   обучающихся,     у   выпускников   к   моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:   активная гражданская позиция;  10     способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;  чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;  духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;  способность к саморазвитию.                                                                                                         Заключение     и     являются патриотизм        Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания интернационализм.  Школа   всегда   развивала   в   детях   всех   народов   России   чувство   свободы,   единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с   народами   всех   стран.   Особое   место   в   интернациональном   воспитании   занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России,   культуры   межнационального   общения;   нетерпимости   к   проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни. 11 Список использованной литературы 1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис­пресс, 2002 2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования  нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349­ 352. 3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. – 2006. – №  2. – С. 37­42. 4. Вяземский   Е.Е.,   Сергеев   И.С.,   Зверев   А.,   Следзевский   И.В.   УМК   "Я   – гражданин России". – М.: Экзамен, 2009. 5. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно­методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001. 6. Пономарёва   И.   А.   Патриотическое   воспитание   школьников:   теория   и современная   образовательная   практика.   В   кн.:   Единство   образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311. 12 Проведение классных часов на военно­патриотические темы Приложение № 1                  13 Проведение конкурсов военно­патриотической песни, военно­спортивных игр и праздничных мероприятий, посвященных памятным датам           Приложение №2 14 Экскурсии по историческим и святым местам города, области Приложение №3 15 Работа с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн. Приложение №4 16 Хлынова Мария Ивановна Белянская Нина Григорьева 17 Приложение №5 Формирование правовой культуры и законопослушности. Приложение №6 18 Социальное проектирование 19

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»

«Система работы по патриотическому и краеведческому воспитанию детей и подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017