Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы
Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің
«№ 37 көпбейінді орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37»
отдела образования по городу Усть-Каменогорску
управления образования Восточно-Казахстанской области
Городской конкурс
«Битва турагентств»,
посвященный 30-летию независимости Республики Казахстан
Усть–Каменогорск, 2021 г.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через знакомство с проектом «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана»;
Задачи:
1. воспитание патриотизма, чувства гордости за край, в котором живешь, повышение уровня национальной культуры;
2. формирование основ исследовательских навыков и умений, организация активной деятельности обучающихся по самостоятельному «добыванию» знаний;
3. привлечь внимание учащихся к сохранению исторического наследия, популяризация исторических памятников и святых мест;
4. развитие познавательного интереса к своей Родине;
5. повышение уровня работы в команде;
6. формирование коммуникационных способностей.
Ход проведения:
Ведущий 1: Армысыздар, құрметті қонақтар! Бүгін «Рухани жаңғыру» бағдарламасы аясында біз «Турагенттіктер шайқасы» жарысын өткіземіз.
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас на конкурсе «Битва турагенств».
Ведущий1: «Рухани жаңғыру» бағдарламасына алты арнайы жоба кіреді, олардың бірі «Қазақстанның киелі жерлер географиясы» жобасы.
Ведущий 2: Сакральный Казахстан» - это особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а так же места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.
Ведущий 1: У каждого народа, у каждой цивилизации есть свои святые места, которые имеют общенациональное значение и должны быть известны всем представителям этого народа.
Ведущий 2: Масштабные археологические исследования проходят в Восточно-Казахстанской области под эгидой «Рухани жаңгыру».
Ведущий 1: В Катон-Карагайском районе в кургане Берель работала экспедиция известного археолога Зейноллы Самашева.
Ведущий 2: В Зайсанском районе на могильнике Шиликты исследования вела группа профессора Абдеша Толеубаева.
Ведущий 1: В Уланском районе на развалинах буддийского монастыря Аблайкит раскопки проходили под руководством доктора исторических наук Карла Байпакова.
Ведущий 2: Редкие находки стали темой международной научно-практической конференции «Алтай – золотая колыбель тюркского мира».
Ведущий 1: Предлагаем подробней ознакомиться с Сакральными местами Восточного Казахстана.
Звучит музыкальное сопровождение. Выходит агитбригада.
У1: На планете Земля
Среди нескольких сотен стран
Есть лишь только одна
Имя которой – Казахстан!
У2: «Қасиетті Қазақстан - мұрам менің,
Отаным менің - тарихым
Жан дүнием ән салады
Ұлы дала тербеліп
Мақтанышым, асқар тауым - Елім менің!»
У3: Одним из самых уникальных памятников культуры Восточного Казахстана является неолитический храмовый комплекс Ак-Баур.
У4: АкБаур – дословно переводят как «Белая печень»
Баур – 1) печень.
2) кровный родственник.
3) склон, подошва горы.
У5: Именно на склоне сопки находится одноименный грот с паскальными изображениями, сделанными красной охрой, а возможно, кровью жертвенных животных. Росписи подобного цвета не встречаются больше нигде в Восточном Казахстане. Грот был местом проведения ритуалов, а склон сопки считается священным.
У1: АкБаур – неолитический храмовый комплекс.
У2: Наш Казахстан –
красивый край!
Но Вам расскажу про Катон-Карагай.
Там есть деревья как кедр и ель,
А так же долина – Берель.
У3: Долина Берель -
главная сокровищница Восточного Казахстана, а может быть, и всей республики.
У4: Памятник получил всемирную известность, благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в скифо-сибирском зверином стиле.
У5: Шиликтинская Долина - место наибольшего сосредоточения Царских Курганов.
У1: Главной ценностью территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным воздействием природы и многовековой деятельности человека, нашедшей отражение в характере исторических памятников.
У2: Великолепным архитектурным памятником на востоке Казахстана является небольшая крепость — монастырь Аблаинкит, построенная ойратским тайшой Аблаем.
У3: Сейчас храм «Аблаинкит», является памятником архитектуры и находится на государственном учете в списке памятников республиканского значения.
У4: У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа№
У5: Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей.
У1: Сакральные территории благодаря своим уникальным природным и культурным элементам выполняют различные функции.
У2: Исследования показывают, что они выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности народа, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний.
У3: Сакральные объекты формируют представление общества о себе и о своей истории.
Просмотр видеоролика о сакральных местах
Звучит музыка. Выходит ведущий
Ведущий 1: Конкурс будет проходить в 2 тура. По итогам первого тура, во второй тур пройдут только 4 турагентства. Оценивать конкурс будет наше многоуважаемое жюри.
Представление жюри.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем. 1 тур - домашнее задание: реклама туристической фирмы. Оцениваться задание будут по следующим критериям:
·Соответствие тематике.
·Содержательность рекламы.
·Яркость, эмоциональность и образность выступления.
·Внешний вид.
·Соблюдение временных рамок.
Напоминаю время не более 3 минут. Перед началом конкурса между участниками была проведена жеребьевка по результатам которой первыми для вас выступит турагенство …..
Выступление команд по очереди.
Ведущий 1: Первый тур подошел к концу. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вашему вниманию музыкальный номер в исполнении…
Музыкальный номер
Ведущий 1: Слово для подведения итогов 1 тура предоставляется жюри.
Подведение итогов
Ведущий 1: По результатам первого тура во второй тур проходят турагентства (Перечисление турагентств)
Ведущий 1:2 тур включает в себя 4 конкурса для команд. В процессе проведения конкурсов командам будет выдаваться часть карты. Команда, собравшая большее количество частей является победителем. После всех конкурсов команды должны собрать карту воедино.
Ведущий 1: Мы начинаем 2 тур
1 конкурс: Ролевая игра - Экскурсия со зрителями.
Для данного конкурса требуется один представитель от каждого турагентства.
Ребята, все мы были на экскурсиях, и знаем, что в группе всегда есть люди, которые любят задавать каверзные вопросы. А как вы справитесь с этими ситуациями?
Ситуации:
1) Я очень люблю мультики про единорогов и мама мне сказала, что в Восточном Казахстане нашли единорогов это правда? (Ответ: Маска – на морде лошади).
2) Местные жители долины Шиликти совсем не рады приезду гостей в виде археологов, зачастую возникают конфликты. Скажите почему? (Ответ: Потревожив памятников – гнев богов – наводнение, засуха.)
3) Я слышала, что часто в печатных изданиях сравнивают Ак-Баур со Стоунхенджем, объясните почему?
(Ответ: 2 памятных астрономических камня).
4) Почему данный памятник носит название Аблайнкит? (Ответ: Основатель Аблай-Тайши).
Ведущий 1: 2 конкурс: Угадай место.
Команды на скорость должны узнать сакральные места ВКО по описанию, видео, находкам.
Слайды:
1 слайд: фото Ак-Баура.
2 слайд: письменное описание Шиликтинского кургана. В 510 км. От Усть – Каменогорска. Равнина длинной 80 км., окружённая горами Тарбагатай, Монрак, Сауыр-Сайхан. Это действительно, царская долина, поражающая количеством огромных курганов, их более 200. В 1960-х раскопки попал археолог Черников, продолжил Толеубаев А.Т. В 2003 г. – в кургане Байгетобе №1. Из–за этой 3-й находки золотого человека этой территории дан статус национального заповедника.
3 слайд: находки Береля фото.
4 слайд: Абыланкит письменное описание.
Местоположение 85 км. от Усть-Каменогорска местность представляет красивую равнину, которую с севера на запад замыкают высокие скалы. Каждого побывавшего там, поражает маленькое озеро, расположенное высоко на горе. Вода кажется черной, но если зачерпнуть, то она совершенно чистая, прозрачная, приятная на вкус. На развалинах этого памятника попадались кирпичи, да такие крепкие, что при сильном ударе не разбивались, а лишь звенели.
Ведущий 1: 3 конкурс: «Задачи от археологов».
Участники должны сделать выводы на основе археологических находок:
Задача 1.
В Шиликтинских курганах найдены микроскопические миниатюрные золотые изделия, которые простым глазом невозможно различить. К тому же к этим изделиям были припаяны ушко. Какие выводы можно сделать на основе этой находки?
Задача 2.
Всего в долине Берель по последним подсчетам находятся более 100 курганов. Часть из них уже вскрыта археологами, самые ценные находки обнаружены в кургане №11 – захоронение скифского князя с поздним подзахоронением женщины. В нем же в три яруса находились 13 лошадей огненной масти, повернутых головами четко на восток. Упряжь лошадей богато украшена изделиями из дерева, покрытых золотом.
Задача 3.
Во время раскопок Берельских курганов археологи обнаружили уникальные захоронения, которые даже по прошествии двух тысячелетий хорошо сохранили органику. Древние тюрки смекнули, что суровые климатические условия могут сыграть на руку, но могли ли они тогда представить, что будущие поколения будут ломать головы в разгадках их "высоких" технологий. Какие выводы можно сделать на основе этой находки?
Задача 4.
До наших дней сохранилось около 80 рисунков: несколько изображений человека, горный козёл, есть рисунки жилищ и повозки, остальные — разнообразные символы и знаки. Своё прочтение петроглифов Ак-Баура предлагали различные учёные и исследователи. Е.В.Курдаков утверждал, что в гроте начертан путь спасения человечества, которое в послеледниковый период двигалось с юга на север в поисках мест выживания. Каковы Ваши предположения?
Ведущий 1: 4 конкурс: «Кот в мешке».
Участники берут из мешка предмет, связанный с одним из сакральных мест ВКО и в течение 2 минут должны определить место, которое он может символизировать, придумать рекламу предмета или как его можно использовать в работе туристической фирмы (Предметы: сердце, лошадь, холодильник, звезды, календарь).
Ведущий 1: Второй тур подошел к концу. Просим представителей команд подойти с частями карт к жюри для подсчета.
А теперь пришло время собрать карту нашего региона.
Просмотр фильма пока жюри подводит итоги
Ведущий 1: Слово для награждения и подведения итогов предоставляется жюри
Подведение итогов и награждение.
Флешмоб
Ведущий 3: На этом наш конкурс подошел к концу. Спасибо участникам команд за участие, а зрителям за поддержку и внимание.
Ведущий 3: Осымен біздің жарысымыз аяқталды, барлық қатысушыларға алғысымызды білдіреміз. Сау болыңыздар!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.