Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Оценка 4.6
Конкурсы
docx
химия
8 кл—9 кл
19.03.2018
Данная методическая разработка составлена для учащихся 8-9 х классов общеобразовательных учреждений, приступивших к изучению химии. Увлекательные задания, предложенные в этой разработке, дают возможность повысить интерес учащихся к предмету, стимулируют их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, способствуют их большей самостоятельности при нахождении ответов на поставленные вопросы.
Формы предложенных заданий разнообразны: головоломки, ребусы, загадки, расчетные задачи. Задания, которые учат школьника умению логически рассуждать и делать соответствующие выводы.
Данная разработка будет интересна учащимся 8-9-х классов, и поможет преподавателю закрепить первоначальные знания по химии.методическая разработка
Мильман Краснодар Малая академия.docx
Конкурс «Эрудит»
Мильман Наталья Андреевна
МУ ДО «Малая академия» Краснодар
Методическая разработка
к программному материалу курса химии для учся 89х классов
общеобразовательных учреждений
Объявляется конкурс на самого химического знайку!!!
Внимание
Обязательное условие конкурса: ответить правильно и полно на возможно большее
количество предлагаемых вопросов.
Будьте внимательны, не забывайте, что ответить на самые трудные вопросы вам всегда
помогут книги и ваши родители, ведь давно известно, что
«ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ...»
Удачи Вам!
Не забудьте сдать результаты своих научных изысканий в
кабинет №_____ преподавателю ________________. При
обработке результатов и подсчете баллов немаловажное
значение будет иметь аккуратность оформления работы
(Начните с заполнения титульного листа)
Работа выполнена _________________
«ЗАГАДАЛКИ» 1.
Из меня состоит все живое,
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и дома,
Я в деревьях и в каждом из вас.
__________________________
2.
Я металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
_________________________
3.
Я газ легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
_________________________
4.
Известна людям с древних лет
Я как важнейший элемент.
Я ток отлично провожу,
Мои нужны повсюду сплавы,
И людям много лет служу,
Как все известные металлы.
__________________________
5.
Хотя меня нежизненным назвали,
Для жизни я необходим,
И если бы меня вы потеряли,
Погибли бы белки все как один.
___________________________
6.
В свободном виде он металл
Его повсюду ты встречал,
Он даже в яблоках «живет»
Цвет красный крови придает
___________________________
7.
Я первым себе примененье нашел,
Я злом и войной к человеку пришел,
Я солнцу подобен и ярче огня,
В монеты и слитки он отлил меня.
____________________________
8.
После дождя и грозы появляется,
Им воздух в сосновом бору насыщается,
В дозе большой он живое сжигает.
Кто свойствами этими обладает?
____________________________
9.
Зеленожелтый, ядовитый,
В свободном виде отравлю!
С металлом же соединенный
Любую пищу посолю!
____________________________
10.
Он белым, и красным, и черным бывает,
Себя элементом мысли считает.
В мышцах, костях его много встречается...
Кто угадает, как он называется?
_____________________________ «РАССУЖДАЛКИ»
1. Бутылка с газированным освежающим напитком, в которой под давлением растворен углекислый
газ,
а) охлаждалась в холодильнике или под струей холодней воды;
б) имеет комнатную температуру.
В каком случае и почему после открывания бутылки оттуда выделится большее количество газа?
_____________________________________________________________________________________
2. Объясните, почему в радиатор автомобиля или в паровой утюг не рекомендуется наливать
водопроводную воду, а необходимо использовать воду дистиллированную?
_____________________________________________________________________________________
3. Какая разница между применением слова «соль» в быту и в химической лаборатории?
_____________________________________________________________________________________
4. Назовите и напишите химическую формулу газа, который является основной составной частью
природного газа, рудничного газа, который образуется в результате разложения животных и
растительных организмов в болоте без доступа воздуха.
_____________________________________________________________________________________
5. Какие из химических формул записаны неправильно: Н2, Zn2, Cl2, N2, Cu2,I2, O2, He2, Br2?
_____________________________________________________________________________________
6. Какие четыре элемента в древней Греции считали элементами «всего сущего»?
_____________________________________________________________________________________
7. Почему нельзя сжечь нефть, разлившуюся по поверхности воды, например, при аварии танкера?
_____________________________________________________________________________________
8. Приведите примеры двух веществ, при смешивании которых в одних условиях образуется смесь,
а в других идет химическая реакция.
_____________________________________________________________________________________
9. Как называют синоптики воду в ее трех агрегатных состояниях?
_____________________________________________________________________________________
10. В каких единицах измеряется масса атомов и молекул?
Алик сказал:
Атомы ведь очень маленькие, поэтому массы их надо измерять в граммах.
Стасик сказал:
Атомы оченьочень маленькие, поэтому их массы надо измерять в миллиграммах.
А как думаете вы?
_____________________________________________________________________________________
11. Известно, что водород сгорает с легким хлопком. Известно также, что водорода в организме
Вовки Сидорова 10%, или 5 кг.
Вопрос. Вспыхнет ли Вовка с легким хлопком, если к нему поднести горящую спичку?
_____________________________________________________________________________________
12. Собираясь приготовить себе ужин в лесу, путешественник Веселов обнаружил, что забыл взять с
собой в поход чайник и кружку. Как ему вскипятить воду для чая?
_____________________________________________________________________________________
13. Мы знаем слова:
амфора сосуд с ручками с двух сторон;
амфибии порусски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как
животные, и как рыбы;
амфитеатр места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух
сторон от артистов;
амфибрахий стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя
неударными, Вопрос. Какие вещества называются амфотерными?
_____________________________________________________________________________________
14. На уроке химии опытная учительница Наталья Андреевна показала опыт: подожгла уголек, и он
спокойно сгорел на воздухе. Затем она подожгла точно такой же уголек, но поместила его в колбу с
кислородом. Уголек очень ярко вспыхнул и быстро сгорел.
Наталья Андреевна задала вопрос:
В каком случае выделилось больше энергии?
11 человек дружно закричали:
Когда уголек горел в кислороде, уж очень ярко он горел!
Другие 11 человек, сомневаясь, сказали:
Наверное, когда горел на воздухе, он ведь дольше горел...
А умный очкарик Феликс задумчиво произнес:
В этом вопросе есть какойто подвох...
Каким будет ваш ответ?
____________________________________________________________________________________
15. Дедушка Савелий, вынесший на своих плечах всю историю своей страны, купил про запас мешок
сахара. Сахар простоял в мешке 10 лет, и с ним не происходило никаких изменений. Внук Саша на
свой день рождения решил угостить друзей. Он нагрел и расплавил весь сахар, получив очень
большой коричневый и очень вкусный леденец. Друзьям было весело и вкусно! Дедушка Савелий
был удивлен: что за явление произошло с сахаром?
_____________________________________________________________________________________
16.
Ученый Роберт Бойль прокаливал кусочки
металла в такой реторте:
Ученый Михайло Васильевич Ломоносов
прокаливал кусочки металла в такой реторте: Кто из них открыл закон сохранения массы веществ и почему?
___________________________________________________________________________________
17. Вовка Сидоров прочитал в учебнике химии, что кислорода в воздухе 21%, а в воде 89,9%.
Так почему же человек не дышит водой, там ведь кислорода больше? – спросил Вовка
учительницу Наталью Андреевну.
Что ответила Наталья Андреевна? Она тяжело вздохнула.
А что ответил умный очкарик Феликс?
___________________________________________________________________________________
18. Два известных вояки одного двора, Васька и Колян, притащили по литровой банке хлора и
сернистого газа и начали пулять друг в друга молекулами этих ядовитых газов. Спрашивается, у
кого из них в банке больше молекул ядовитого газа и кто победит.
____________________________________________________________________________________
19. Воздушные шарики заполнены разными газами: аммиаком, кислородом, сернистым газом,
водородом, гелием, углекислым газом, метаном, азотом. Напишите на шариках формулы тех
газом, какими они заполнены
20. В походе мальчики первого звена убили в своей палатке одну моль и одного комара, а
мальчики второго звена убили полмоля комаров. На что была бы похожа палатка второго звена
после побоища, если бы комары вели себя как молекулы газа при нормальных условиях?
____________________________________________________________________________________
21. Опытная учительница химии Наталья Андреевна задала классу вопрос:
Даны две одинаковые банки, в одной находится сухой, а в другой влажный воздух при
одинаковых условиях. Какая банка окажется тяжелее?
20 человек дружно закричали:
Та, где воздух влажный!
А умный Феликс в очках опять покачал головой и сказал:
Какойто подозрительно легкий вопрос…
А вы как думаете?
____________________________________________________________________________________
21. А все ли Вы знаете о воде? Ответив на следующие вопросы, Вы поймете, насколько удивителен
мир воды.
*Можно ли вскипятить воду в бумажном стакане? (См. вопрос № 12)
___________________________________________________________________________________
*Почему водоемы не промерзают зимой до дна?
___________________________________________________________________________________
*Почему часто можно наблюдать, как птицы в сильный мороз греются сидя на льду?
___________________________________________________________________________________
*Почему ткани живых организмов погибают в воде и сохраняются в 0,95% растворе хлорида
натрия?
___________________________________________________________________________________ *Верите ли вы, что ни один человек в мире не способен почувствовать вкус обыкновенной воды?
___________________________________________________________________________________
«РАССЧИТАЛКИ»
1. Определите химическую формулу бертолетовой соли, которая содержит 31,8% калия, 29,0%
хлора, 39,2% кислорода?
2. «Сухой спирт» содержит два вещества: Ca(C2H3CO2)2 и C2H6O. Напишите уравнения реакций
горения каждого из них учитывая что все продукты реакций представляют собой оксиды.
3. В пробирку налили 18 см3 воды и закрыли пробкой, но не плотно, так что каждую секунду из
неё улетает 1 млрд. молекул. Сколько времени (часов? дней? лет?) пройдет пока вся вода
испарится?
4. Для освобождения зернохранилищ от вредителей зерна может быть использован сернистый
газ, для чего необходимо, чтобы в каждом кубометре воздуха содержалось не менее 50 г
сернистого газа. Сколько потребуется сжечь серы в помещении объемом 5000 м3.
5. Железо образует два оксида, содержащие 77,8% и 70,0% железа. Определите формулы этих
6. Зная состав воздуха, определите его относительную молекулярную массу.
7. Какую массу имеет 1 м3, 1 л, 1 мл, 1 капля, 1 стакан, 1 ведро воды? Ответы запишите в
оксидов и назовите их
таблицу
Мера
Объём
Масса
1 м3
1 л
1 мл
1 капля
0,03 см3
1 стакан
1ведро
12,3 дм
8. Считая, что кусочек сахарарафинада имеет массу 5,6 г, вычислите массовую долю сахара в
вашем чае.
9. Для приготовления маринада для капусты взяли 1 стакан сахара (200 г), 1 стакан 6%ного
уксуса и 3 стакана воды. Определите массовую долю (в %) каждого вещества в маринаде.
10. Семья Ивановых приобрела дачный участок и решила вырастить большой урожай огурцов. В
магазине продавали азотные удобрения, все назывались селитрами, все стоили одинаково:
KNO3
NaNO3
Ca(NO3)2
калийная натриевая аммиачная кальциевая
селитра селитра селитра селитра
NH4NO3
Мама сказала: Возьмем вон то, в ярком синем пакете!
Папа сказал: Возьмем вон то, в коробке, удобно нести будет!
Светка сказала: Возьмем вон то, где красивые большие огурцы и помидоры
нарисованы!
А что сказал Стасик?
Ответ подтвердите расчетом.
«ГОЛОВОЛОМКИ»
1.На рисунке приведены алхимические символы семи металлов древности, которые алхимики
обозначали знаками соответствующих небесных тел. Назовите, какой планете принадлежит
каждый символ, и какой металл обозначала данная планета. Взяв из их названий по одной букве
(соответственно 1,4,1,6,5,3,8), прочтите название представителя семейства лантаноидов. ___________________________________________________________________________________
2. Вспомнив названия приведенных на рисунке фигур и обозначений, вы легко сможете прочитать
название одного из важнейших элементов
____________________________________________________________________________________
3. Из названий, записанных ниже, химических элементов возьмите по одной разной букве, которая
в других названиях не повторяется, и составьте название ещё одного элемента.
МОЛИБДЕН, ТУЛИЙ, ТОРИЙ, НИКЕЛЬ, КАЛИЙ, СЕЛЕН
____________________________________________________________________________________
4. В буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Назови их.
Ответ: 1_______________, 2______________, 3________________,
4_______________, 5______________, 6________________.
«АЛХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
(проведите его вместе с родителями)
Цель: проверить насколько хорош аппетит у ребенка (ребенок – это Вы)
Оснащение: стакан воды и ребенок
Ход работы:
1. Пусть ребенок медленно выпьет стакан воды, а родители подсчитают число глотков.
2. Пусть родители вместе с ребенком подсчитают, сколько молекул воды выпивает ребенок за
один глоток.
Вывод: Количество молекул воды в одном глотке и определит аппетит ребенка.
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ?»
1. Название, какого химического элемента будет читаться попрежнему, даже если его
перевернуть вверх ногами
2. Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым и очень
мягким?
3. Какой металл может «кричать»?
4. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе?
5. Назовите два элемента, которые в свободном состоянии хорошо горят или поддерживают горение, а в соединении между собой пригодны для тушения пожара?
6. Какой металл по древней мифологии обречен на «вечные муки»?
7. В названиях, каких кинофильмов встречаются названия химических элементов?
8. С какими химическими элементами связаны целые эпохи в развитии человеческой
цивилизации?
9. Какой химический элемент алхимики называли «желчью Бога Вулкана»?
10. Назовите химический элемент, который раньше изображали в виде воина.
Химия + Биология
1. Какой химический элемент алхимики изображали в виде извивающейся змеи?
2. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе?
3. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса.
4. Отбросив в названии элемента восьмой группы первую и последнюю буквы, получите
название скошенной и высушенной травы.
5. В название какого важнейшего для жизни растений соединения, обуславливающего их
окраску, входит название химического элемента?
6. Отбросьте две первые буквы в названии химического элемента первой группы и получите
название дугообразной загнутой кости, входящей в состав грудной клетки.
7. Название какой аквариумной рыбки полностью идентично названию химического элемента?
8. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?
9. Соединением какого химического элемента был отравлен Наполеон?
10. Недостаток какого химического элемента в организме человека приводит к базедовой
болезни?
11. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?
Химия + География
1. Название какого химического элемента произошло от названия полуострова?
2. Какие химические элементы названы в честь: а) города в США, б) штата в США?
3. Добавив к названию элемента шестой группы две буквы в конце слова, получите название
реки, берущей свое начало в Монголии и впадающей в Байкал.
4. Заменив одну букву в названии химического элемента третьего периода, получите название
реки во Франции, заменив же другую, название реки, на берегах которой стоит Пенза.
5. Изменив лишь букву в названии благородного газа, получите имя реки и города на ней в
Чечне.
6. Замените две буквы в середине названия химического элемента восьмой группы и получите
название мыса на юге Сахалина.
7. Заменив последнюю букву в названии элемента шестого периода на две одинаковые,
получите название столицы одного из прибалтийских государств.
8. Заменив первую букву в названии химического элемента пятой группы на другую, получите
название пролива между Европой и Азией.
«ОЛИМПИАДАЛКИ»
1. В четырех пробирках находятся порошки оксида меди (II), оксида железа (III), металлических
серебра и железа. Как химически различить эти вещества, используя только один реактив?
2. Некоторый минерал содержит 143 % натрия, 9,9 % серы, 69,6 % кислород а и водород.
Определите формулу минерала. Как его принято называть?
3. Сосуд, заполненный оксидом у углерода (IV), имеет массу 422 г. Этот же сосуд, заполненный
аргоном, имеет массу 420 г. Если же сосуд наполнить смесью, содержащей 50 % (по объёму)
аргона и 50 % газа Х, то его масса составит 417 г. Определите массу сосуда, его объём и
молярную массу газа X, если опыты проводились при нормальных условиях. 4. На взаимодействие 58,8 г смеси алюминия, меди и железа израсходовано 35,38 л (н.у.) хлора.
При обработке такого же количества исходной смеси металлов избытком концентрированной
азотной кислоты выделилось 17,92 л (н.у.) газа бурого цвета. Определите количественный состав и
сходной смеси металлов.
5. Как из четырех простых веществ калия, кислорода, серы и водорода получить три средние
соли, три кислые соли и три кислоты? Напишите уравнения реакций. Назовите полученные
химические соединения.
6. Все знают, что постоянная Авогадро – очень большое число. Приведенный забавный случай
позволит вам представить ещё раз насколько в действительности оно велико.
Както Вася, находясь в Петербурге, синтезировал новый краситель и решил сообщить об этом
Пете, (который гостил во Владивостоке у бабушки) весьма необычным способом. Он вылил
краситель из стакана в Неву (краситель был безвредный и не загрязнил реку). Река перенесла его в
Финский залив, откуда он попав в Балтийское море, и через некоторое время краситель
равномерно распределился по всем морям и океанам, до самого их дна. Сможет ли Петя
«поймать» хотя бы одну молекулу этого красителя, если зачерпнет стакан воды из Тихого океана?
Молярная масса красителя равна 200 г/моль, в стакане его было 100 г. Масса воды во всех морях и
океанах составляет примерно 1,4 млрд (1,4 109) т.
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Конкурс "Эрудит" (химия, для учащихся 8-9 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.