Для проведения данного занятия были определены цели: обобщение представлений и знаний детей об изобразительном искусстве; формирование интереса к изобразительному творчеству. Для их решения поставлены задачи:
Образовательные:
1. Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства, умение выделять отличительные особенности, составные элементы произведений разных жанров (портрет, натюрморт, жанровая живопись);
2. Выявить умение составлять композицию по собственному замыслу, знание о лице человека и расположении его частей, умение устанавливать сходство между геометрическими формами и предметами.
3. Выявить знание основных и составных, тёплых и холодных цветов, умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.
Развивающая:
4. Развивать мелкую и общую моторику, цветовое и пространственное восприятие.
Воспитательная:
5. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
На занятии использовалось оборудование:
• компьютер (информационно-игровая программа для детей: «Гжельский фарфор» и «Хохлома»).
• карточки с изображением цветных карандашей (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);
• графические изображения феи Живопись и феи Графики, царицы Природы в зимнем и летнем наряде;
• мольберт;
• репродукции картин разных жанров, палитра, кисточка, карандаши, краски;
• атрибуты и материалы для дидактических игр.
На занятии использовались разнообразные методы и приёмы (информационно-рецептивные, репродуктивные, вербальные, игровые, но, в основном, наглядные). Использовались, соответственно, приёмы этих групп методов: наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, тактильно-мышечные. Их разнообразие и правильный подбор обеспечили эффективность и качество проведённого занятия.Занятие проведено как итоговое.
Конкурс знатоков
изобразительного искусства
старшая группа
Воспитатель: Вашикеева Елена Александровна
Цель: обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
формировать интерес к изобразительному творчеству;
вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров
изоискусства.
Задачи: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий
изоискусства, умение выделять отличительные особенности, составные
элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт,
жанровая живопись).
Выявить умение составлять композицию по собственному замыслу, знание
о лице человека и расположении его частей, умение устанавливать сходство
между геометрическими формами и предметами.
Выявить знание основных и составных, теплых и холодных цветов.
Выявить умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.
Материалы: Письмо – сюрприз (изображение Мастера – Карандаша); аудиообращение
Мастера – Карандаша к
детям; изображение цветных карандашей (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); изображение феи
Живописи и Феи Графики,
Графическое изображение печальной царицы Природы в зимнем и летнем наряде с
одной стороны листа и живописное изображение веселой царицы Природы – с другой;
нарисованные цветные карандаши с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные
ответы детей в течение всей игры; стаканчики с прикрепленными на них фотографии
детей и чистого кружка (для подведения итога конкурса с диагностической целью);
музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка
для награждения детей; мешочек с угощением, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого
ребенка).
Для дидактических игр
«Цветик – семицветик» Изображение цветка с 7 лепестками (на каждого ребенка).
Лепестки по цвету должны соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки
окрашены кроме одного, разноцветные лепестки в коробке.
«Волшебный круг»
Круг диаметром 50 см. разделенный на восемь спектров,
окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга – стрелка, которую
вращают рукой.
«Найди недостаток в портрете» Графическое изображение одного и того же
лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ,
верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черный фломастер.
«Найди правильно цвет» Веревка с прикрепленными на нее разноцветными
лоскутами ((однотонные, в теплой и холодной гамме),
«Составь натюрморт» Картон, набор полосок разной ширины и высоты, для
изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов , снеди,
одежды, природы, животных, людей, на каждого ребенка.«Чудесные превращения» Четверть альбомного листа, фломастеры.
Для оформления группы
Мольберт, репродукции картин разных жанров, палитра , кисточка, карандаш, краски.
Ход конкурса
Воспитатель; (показывает письмо сюрприз)
Ктото бросил нам в оконце,
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку;
На окошко заманил?
Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда нужно отгадать загадку.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается.
(карандаш)
Достает из конверта изображение Мастера – Карандаша, и кассету. Предлагает
детям ее прослушать. Звучит голос Мастера Карандаша:
«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер – Карандаш, приглашаю вас на
конкурс «Знаков изобразительного искусства». А дорогу к победе вам укажут мои
верные помощники – цветные карандаши»
По знакам – указателям, цветным карандашам, дети отправляются в
мастерскую художника, воспитатель по дороге собирает карандаши – указатели
Воспитатель: Куда же мы попали? Мне кажется, что здесь работает человек, который
создает красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. Для работы ему нужны
бумага, кисть, краски… Догадались?
Дети: Мы пришли к художнику.
Воспитатель: А как называется помещение, где работает художник?
Дети: Художник работает в мастерской.
Воспитатель: Да, работает художник в мастерской, но выбор темы картин зависят от
времени года, времени суток, погоды, настроения художника, вдохновения. (читает
стихотворение)
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Ромашку сделал белой,
А розу сделал красной…
А ты такое сделай,
Что нам еще не ясно!
Рисуй, рисуй, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер…Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же нас встречает? Как зовут этих помощниц
художника?
Дети: Феи изобразительного искусства: Графика и Живопись
Воспитатель: Что означает слово живопись? ( Живо писать жизнь.)
Воспитатель: Чем повелевает фея Живопись? (Цветом.)
Воспитатель: Какой материал использует художник, когда занимается живописью?
(краски)
Воспитатель: Что означает слово Графика? (рисую)
Воспитатель: Чем повелевает фея Графика? (линией, штрихом, точкой)
Воспитатель: Какой материал ей в этом помогает? (простой карандаш, уголь)
Воспитатель: А теперь Феи изобразительного искусства предлагают нам поиграть.
Они приготовили стаканы с вашими фотографиями в которые за правильные ответы я
буду ставить цветные карандаши. (карандаши вырезаны из цветного картона) В
конце нашего конкурсы мы подсчитаем, в чьем стакане будет больше карандашей.
Фея Живопись приготовила для нас необычные цветы, но так спешила к нам в гости,
что не успела закрасить в них по одному лепестку. Она предлагает вам сделать это
самим.
Дидактическая игра «Цветик семицветик»
А теперь Фея Живопись хочет представить вам своих главных
Каждому ребенку дается цветок без одного окрашенного лепестка и набор с
лепестками. Предлагается найти для своего цветка пропущенный по цвету лепесток.
Готовые цветы прикрепляются на стену.
Воспитатель:
помощников.
Самая горячая, яркая и величественная, веселая и решительная Красная принцесса!
(под музыку выходит «красная краска», приветствует детей)
Серьезная, тихая, печальная – Синяя принцесса! (выходит «синяя краска»)
Добрая, солнечная, золотая, щедрая – Желтая принцесса
Выходит Зеленая принцесса. У нее растерянный вид.
Зеленая принцесса: Ну почему я не главная, не основная краска?! Я так приятна для
глаз, все любят зелень травы и деревьев.
Красная принцесса: Конечно, ты прекрасна, ты очень и очень привлекательна, но
зеленый цвет всетаки не главный.
Синяя принцесса: Всю многоцветность мира можно передать с помощью только трех
красок: красной, синей и желтой.
Желтая принцесса: А если тебя начнут смешивать с другими красками, то не
известно, что получится!
Зеленая принцесса: (топает ногой): Очень даже известно! Я все равно хочу быть
главной!
Воспитатель: Мне кажется, что феи Живописи надоели ваши вечные споры! Ребята, я
вас очень прошу, расскажите нашей упрямой Зеленой краске, почему она не главная,
не основная.
Дети: Зеленая краска получается при смешивании желтой и синей красок.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что у феи Живописи есть разные
краски: основные (красная, синяя и желтая) и составные, которые получаются
при смешивании двух основных цветов (оранжевая, зеленая, фиолетовая и
коричневая) Предлагает поиграть с волшебным кругом феи Живописи.
Дидактическая игра «Волшебный круг»Правила игры:
Воспитатель вращает стрелку на круге, детям надо быть
внимательными и заметить, на каком цвете остановилась стрелка. Они должны
определить, какой это цвет (основной или составной), и поднять руки для основного
цвета, захлопать в ладоши для составного. Карандаш получают те дети, которые
правильно выполнили задание, а также тот, кто первым скажет, из каких двух
основных цветов составлен составной.
Воспитатель: Вы сказали, что Графика и Живопись Феи изобразительного искусства.
Что же они помогают художнику изображать? (свободные высказывания детей)
Воспитатель: Верно, художники изображают человека и его жизнь, природу,
животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр
изобразительного искусства. Сейчас фея Графика предлагает поиграть со своими
помощниками – фломастерами, но вначале вы должны угадать о каком жанре
изобразительного искусства пойдет речь.
Если видишь, что с картины
Смотрит ктонибудь на вас,
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …ПОРТРЕТ
Воспитатель: Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»?
(изображение человека, прежде всего его лица) Значит, чтобы нарисовать портрет надо
знать черты лица человека.
Дети переходят за столы, где лежат изображения лица одного и
того же мальчика с разными недостатками
Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете»
Детям необходимо определить недостающие черты лица и дорисовать их графическим
материалом черным фломастером.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. А теперь, послушайте
стихотворение А. С. Пушкина, и подумайте, о каком жанре изобразительного
искусства пойдет речь дальше.
Воспитатель читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель: Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочный)
Появляется Баба Яга
Баба Яга: Все, закончился ваш конкурс.
Баба Яга: Ну, вопервых, здравствуйте дорогая Баба Яга. А, вовторых, почему наш
конкурс закончился?
Баба Яга: Я все в сказочном жанре заколдовала.
Воспитатель: А мы расколдуем!
Баба Яга: Попробуйте!
Баба яга показывает ребятам бесцветное изображение Царицы Природы
Баба Яга: Это Царица Природа в зимнем и летнем нарядах. Нравится? Сама
писала… Красота!
Воспитатель: Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала рисовать Бабе Яге?
(Фея Графика)
Баба Яга: Какое настроение у Царицы Природы? (ответы) А отчего у нее такое
настроение?(Ответы – предположения)
Воспитатель продолжая беседу подводит детей к выводу: Царице Природе
нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит веревку с
нанизанными на ней лоскутами ткани теплых и холодных цветов, натягивает ее и
предлагает показать ей свою ловкость и умение различать теплые и холодные
цвета.
Подвижная игра: «Найди правильно цвет»
Дети должны подпрыгнув, снять с веревки лоскут ткани и отнести его к графическим
изображениям Царицы природы. Лоскуты теплых цветов кладут к изображению
Царицы Природы в летнем наряде, а холодных к изображению Царицы Природы в
зимнем наряде.
После подведения итога игры, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и
поворачивает лист бумаги другой стороной, на которой живописное
изображение Царицы Природы.
Воспитатель: Вижу, вижу, знаете вы теплые и холодные цвета, да и сказочный жанр
любите, но картину сказочного жанра на этой выставке вы больше никогда не увидите.
Ну, разве маленькие кусочки. Все заколдовала, аж самой жалко. Такая красота была…
Воспитатель: Ну, так расколдуй.
Баба Яга: (в отчаянии) Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель: А мы тебе поможем.
Баба Яга: (удивленно) Это как? Вы что волшебники?
Воспитатель: Нет, но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать картину по
фрагментам (картина закрыта белым листом с вырезанными прямоугольником и
квадратом) и снять колдовство Бабы Яги.
Как только картина узнана, с нее «спадает колдовство» перед детьми
предстает репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Баба Яга: А кто такие Богатыри? (Защитники Отечества)
Воспитатель: Назовите имена богатырей, изображенных на картине. ( Ответы.)
Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую, стоят на
страже родной земли. Оберегают Русь от врагов)
Баба Яга: Вижу, вижу, любите вы сказочный жанр. А знаете вы, какой жанр
называется «мертвая природа»?
Воспитатель: Ребята, я помогу вам ответить.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай что это …НАТЮРМОРТ.
Баба Яга: Объясните, почему он носит такое название? (ответы) А я никогда не
видела этот самый… натюрморт. Покажите мне его!
Воспитатель: Давайте, исполним желание Бабы Яги – составим для нее натюрморт.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Каждому ребенку дают набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи,
фрукты и т. д.) и живой природы, в том числе и людей, животных. Дети составляютнатюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру. Игра проводится
под музыку.
(В конце игры дети вставляют свои работы в рамочки, вывешенные на стене.)
«мертвая природа»!Как мне нравится эта «мертвая природа»!
Воспитатель: Баба Яга, ну что ты заладила «мертвая природа» да «мертвая природа».
Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают
вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд
зоркий, пытливый. В самом простом предмете, обычном предмете он видит
необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной
красотой.
Баба Яга: О, чудо дивное – искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут и творят,
И жаждой творчества горят!
Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Воспитатель: (обращаясь к детям) А вы горите жаждой творчества? Для творчества
нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги сейчас начнутся «чудесные
превращения»
Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Еще один карандаш в свой
стаканчик получит тот, кто сделает это быстро и красиво.
1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чутьчуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синийсиний!
(небо)
2. Голубой платок,
Красный колобок:
По платку катится,
Людям усмехается.
(солнце)
3. Зимой и летом
Одним цветом
(ель)
4. Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает
(дерево)
5. Что не сеяно
А растет?
(трава)
6. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел –
Красную шапочку нашел
(гриб)
7. Во лугах сестрички –Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашки)
Дети на листе бумаги рисуют отгадки так, чтобы получилась картинка.
Баба Яга: (рассматривая работы детей) Интересно, к какому жанру
изобразительного искусства относятся нарисованные вами картины?
Воспитатель: А чтобы узнать это, уважаемая Баба Яга, попробуй закончить
стихотворные строчки, а ребята тебе помогут:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…ПЕЙЗАЖ
Баба Яга: А что обозначает слово «пейзаж»? (живая природа)
Воспитатель: Художник для изображения пейзажа выбирает лес в любое время года,
или морской залив, закат солнца, или ночной город. Его выбор зависит от настроения
художника, вдохновения. Сколько удивительного в живой природе! Она похожа на
нас, людей, у нее бывает разное настроение: веселое, когда светит… (солнышко),
грустное, когда идет… (дождь), сердитое, когда дуют…(ветры), воют…(вьюги.)
Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах.
Баба Яга: А какой пейзаж получился у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот и пришло время подвести итоги
Воспитатель подсчитывает количество карандашей в каждом стаканчике, отдает их
Бабе Яге.
На стаканчике записывается количество набранных очков.
(Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и
умений по изобразительной деятельности)
Вы все оказались знатоками изобразительного искусства.
Баба Яга: Мастер Карандаш передал медали для юных художников
(Воспитатель под торжественную музыку проводит награждение – каждый
ребенок получает медаль)
Воспитатель: А что же делать с цветными карандашами?
(Баба Яга складывает их в свой мешочек)
Баба Яга: (колдует) Кручу, верчу,
Быть доброй хочу.
Цветные карандаши
В угощение превращу!
Достает из мешочка каждому ребенку «сладкий подарок.Конкурс знатоков
изобразительного искусства
старшая группа
Воспитатель: Вашикеева Елена Александровна
Цель: обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров
изобразительного искусства,
формировать интерес к изобразительному творчеству, умение работать в
группах
Задачи:
1.Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
2.Выявить:
знание выразительных средств, терминологии и понятий изобразительного искусства.
знание о лице человека и расположении его частей.
знание основных и составных, теплых и холодных цветов.
умение выделять отличительные особенности, составные элементы произведений
разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт жанровая живопись). умение составлять композицию по собственному замыслу.
умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.
3. Способствовать формированию дружеских отношений в коллективе сверстников.
Материалы:
Письмо – сюрприз (изображение Мастера – Карандаша);
Изображение цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в
течение всей игры;
Изображение феи Живописи и Феи Графики,
Цветные кружки, на обратной стороне одних изображен карандаш, а на других
кисточка ( для разделения детей на группы)
Графическое изображение печальной царицы Природы в зимнем и летнем наряде с
одной стороны листа и живописное изображение веселой царицы Природы – с другой;
Музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная
музыка для награждения детей;
Мешочек с угощением,
Медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).
Для дидактических игр
«Цветик – семицветик» Изображение цветка с 7 лепестками (на каждого ребенка).
Лепестки по цвету должны соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки
окрашены кроме одного, разноцветные лепестки в коробке.
«Волшебный круг»
Круг диаметром 50 см. разделенный на восемь спектров,
окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга – стрелка, которую
вращают рукой.
«Найди недостаток в портрете» Графическое изображение одного и того же
лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ,
верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черный фломастер.
«Найди правильно цвет» Веревка с прикрепленными на нее разноцветными
лоскутами ((однотонные, в теплой и холодной гамме),
«Составь натюрморт» Картон, набор полосок разной ширины и высоты, для
изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов , снеди,
одежды, природы, животных, людей.
«Чудесные превращения» Альбомный лист, изображение солнца, облаков,
дерево (без листвы), бреза, ели .
Для оформления группы
Мольберт, репродукции картин разных жанров, палитра , кисточка, карандаш, краски.
Ход конкурса
Воспитатель; (показывает письмо сюрприз)
Ктото бросил нам в оконце,
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку;
На окошко заманил?Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда нужно отгадать загадку.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается.
(карандаш)
Достает из конверта изображение Мастера – Карандаша, и кассету. Предлагает
детям ее прослушать. Звучит голос Мастера Карандаша:
«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер – Карандаш, приглашаю вас на
конкурс «Знаков изобразительного искусства». А дорогу к победе вам укажут мои
верные помощники – цветные карандаши»
По знакам – указателям, цветным карандашам, дети отправляются в
мастерскую художника, воспитатель по дороге собирает карандаши – указатели
Воспитатель: Куда же мы попали? Мне кажется, что здесь работает человек, который
создает красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. Для работы ему нужны
бумага, кисть, краски… Догадались?
Дети: Мы пришли к художнику.
Воспитатель: А как называется помещение, где работает художник?
Дети: Художник работает в мастерской.
Воспитатель: Да, работает художник в мастерской, но выбор темы картин зависят от
времени года, времени суток, погоды, настроения художника, вдохновения. (читает
стихотворение)
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Ромашку сделал белой,
А розу сделал красной…
А ты такое сделай,
Что нам еще не ясно!
Рисуй, рисуй, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер…
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же нас встречает? Как зовут этих помощниц
художника?
Дети: Феи изобразительного искусства: Графика и Живопись
Воспитатель: Что означает слово живопись? ( Живо писать жизнь.)
Воспитатель: Чем повелевает фея Живопись? (Цветом.)
Воспитатель: Какой материал использует художник, когда занимается живописью?
(краски)
Воспитатель: Что означает слово Графика? (рисую)
Воспитатель: Чем повелевает фея Графика? (линией, штрихом, точкой)
Воспитатель: Какой материал ей в этом помогает? (простой карандаш, уголь)
Воспитатель: А теперь Феи изобразительного искусства предлагают нам поиграть.
Они приготовили стаканы с вашими фотографиями в которые за правильные ответы я
буду ставить цветные карандаши. (карандаши вырезаны из цветного картона) В
конце нашего конкурсы мы подсчитаем, в чьем стакане будет больше карандашей.Фея Живопись приготовила для нас необычные цветы, но так спешила к нам в гости,
что не успела закрасить в них по одному лепестку. Она предлагает вам сделать это
самим.
Дидактическая игра «Цветик семицветик»
А теперь Фея Живопись хочет представить вам своих главных
Каждому ребенку дается цветок без одного окрашенного лепестка и набор с
лепестками. Предлагается найти для своего цветка пропущенный по цвету лепесток.
Готовые цветы прикрепляются на стену.
Воспитатель:
помощников.
Самая горячая, яркая и величественная, веселая и решительная Красная принцесса!
(под музыку выходит «красная краска», приветствует детей)
Серьезная, тихая, печальная – Синяя принцесса! (выходит «синяя краска»)
Добрая, солнечная, золотая, щедрая – Желтая принцесса
Выходит Зеленая принцесса. У нее растерянный вид.
Зеленая принцесса: Ну почему я не главная, не основная краска?! Я так приятна для
глаз, все любят зелень травы и деревьев.
Красная принцесса: Конечно, ты прекрасна, ты очень и очень привлекательна, но
зеленый цвет всетаки не главный.
Синяя принцесса: Всю многоцветность мира можно передать с помощью только трех
красок: красной, синей и желтой.
Желтая принцесса: А если тебя начнут смешивать с другими красками, то не
известно, что получится!
Зеленая принцесса: (топает ногой): Очень даже известно! Я все равно хочу быть
главной!
Воспитатель: Мне кажется, что феи Живописи надоели ваши вечные споры! Ребята, я
вас очень прошу, расскажите нашей упрямой Зеленой краске, почему она не главная,
не основная.
Дети: Зеленая краска получается при смешивании желтой и синей красок.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает, что у феи Живописи есть разные
краски: основные (красная, синяя и желтая) и составные, которые получаются
при смешивании двух основных цветов (оранжевая, зеленая, фиолетовая и
коричневая) Предлагает поиграть с волшебным кругом феи Живописи.
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Воспитатель вращает стрелку на круге, детям надо быть
Правила игры:
внимательными и заметить, на каком цвете остановилась стрелка. Они должны
определить, какой это цвет (основной или составной), и поднять руки для основного
цвета, захлопать в ладоши для составного. Карандаш получают те дети, которые
правильно выполнили задание, а также тот, кто первым скажет, из каких двух
основных цветов составлен составной.
Воспитатель: Вы сказали, что Графика и Живопись Феи изобразительного искусства.
Что же они помогают художнику изображать? (свободные высказывания детей)
Воспитатель: Верно, художники изображают человека и его жизнь, природу,
животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр
изобразительного искусства. Сейчас фея Графика предлагает поиграть со своими
помощниками – фломастерами, но вначале вы должны угадать о каком жанре
изобразительного искусства пойдет речь.
Если видишь, что с картины
Смотрит ктонибудь на вас,Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …ПОРТРЕТ
Воспитатель: Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»?
(изображение человека, прежде всего его лица) Значит, чтобы нарисовать портрет надо
знать черты лица человека.
Дети переходят за столы, где лежат изображения лица одного и
того же мальчика с разными недостатками
Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете»
Детям необходимо определить недостающие черты лица и дорисовать их графическим
материалом черным фломастером.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. А теперь, послушайте
стихотворение А. С. Пушкина, и подумайте, о каком жанре изобразительного
искусства пойдет речь дальше.
Воспитатель читает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый»
Воспитатель: Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочный)
Появляется Баба Яга
Баба Яга: Все, закончился ваш конкурс.
Баба Яга: Ну, вопервых, здравствуйте дорогая Баба Яга. А, вовторых, почему наш
конкурс закончился?
Баба Яга: Я все в сказочном жанре заколдовала.
Воспитатель: А мы расколдуем!
Баба Яга: Попробуйте!
Баба яга показывает ребятам бесцветное изображение Царицы Природы
Баба Яга: Это Царица Природа в зимнем и летнем нарядах. Нравится? Сама
писала… Красота!
Воспитатель: Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала рисовать Бабе Яге?
(Фея Графика)
Баба Яга: Какое настроение у Царицы Природы? (ответы) А отчего у нее такое
настроение?
(Ответы – предположения)
Воспитатель продолжая беседу подводит детей к выводу: Царице Природе
нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит веревку с
нанизанными на ней лоскутами ткани теплых и холодных цветов, натягивает ее и
предлагает показать ей свою ловкость и умение различать теплые и холодные
цвета.
Подвижная игра: «Найди правильно цвет»
Дети должны подпрыгнув, снять с веревки лоскут ткани и отнести его к графическим
изображениям Царицы природы. Лоскуты теплых цветов кладут к изображению
Царицы Природы в летнем наряде, а холодных к изображению Царицы Природы в
зимнем наряде.
После подведения итога игры, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и
поворачивает лист бумаги другой стороной, на которой живописное
изображение Царицы Природы.Воспитатель: Вижу, вижу, знаете вы теплые и холодные цвета, да и сказочный жанр
любите, но картину сказочного жанра на этой выставке вы больше никогда не увидите.
Ну, разве маленькие кусочки. Все заколдовала, аж самой жалко. Такая красота была…
Воспитатель: Ну, так расколдуй.
Баба Яга: (в отчаянии) Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель: А мы тебе поможем.
Баба Яга: (удивленно) Это как? Вы что волшебники?
Воспитатель: Нет, но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать картину по
фрагментам (картина закрыта белым листом с вырезанными прямоугольником и
квадратом) и снять колдовство Бабы Яги.
Как только картина узнана, с нее «спадает колдовство» перед детьми
предстает репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Баба Яга: А кто такие Богатыри? (Защитники Отечества)
Воспитатель: Назовите имена богатырей, изображенных на картине. ( Ответы.)
Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую, стоят на
страже родной земли. Оберегают Русь от врагов)
Баба Яга: Вижу, вижу, любите вы сказочный жанр. А знаете вы, какой жанр
называется «мертвая природа»?
Воспитатель: Ребята, я помогу вам ответить.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай что это …НАТЮРМОРТ.
Баба Яга: Объясните, почему он носит такое название? (ответы) А я никогда не
видела этот самый… натюрморт. Покажите мне его!
Воспитатель: Давайте, исполним желание Бабы Яги – составим для нее натюрморт.
Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Каждому ребенку дают набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи,
фрукты и т. д.) и живой природы, в том числе и людей, животных. Дети составляют
натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру. Игра проводится
под музыку.
(В конце игры дети вставляют свои работы в рамочки, вывешенные на стене.)
«мертвая природа»!Как мне нравится эта «мертвая природа»!
Воспитатель: Баба Яга, ну что ты заладила «мертвая природа» да «мертвая природа».
Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают
вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд
зоркий, пытливый. В самом простом предмете, обычном предмете он видит
необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной
красотой.
Баба Яга: О, чудо дивное – искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут и творят,
И жаждой творчества горят!
Дидактическая игра «Чудесные превращения»Воспитатель: (обращаясь к детям) А вы горите жаждой творчества? Для творчества
нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги сейчас начнутся «чудесные
превращения»
Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Еще один карандаш в свой
стаканчик получит тот, кто сделает это быстро и красиво.
1. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат.
То чутьчуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синийсиний!
(небо)
8. Голубой платок,
Красный колобок:
По платку катится,
Людям усмехается.
(солнце)
9. Зимой и летом
Одним цветом
(ель)
10. Весной веселит
Летом холодит
Осенью питает
Зимой согревает
(дерево)
11. Что не сеяно
А растет?
(трава)
12. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел –
Красную шапочку нашел
(гриб)
13. Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
(ромашки)
Дети на листе бумаги рисуют отгадки так, чтобы получилась картинка.
Баба Яга: (рассматривая работы детей) Интересно, к какому жанру
изобразительного искусства относятся нарисованные вами картины?
Воспитатель: А чтобы узнать это, уважаемая Баба Яга, попробуй закончить
стихотворные строчки, а ребята тебе помогут:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картинаНазывается…ПЕЙЗАЖ
Баба Яга: А что обозначает слово «пейзаж»? (живая природа)
Воспитатель: Художник для изображения пейзажа выбирает лес в любое время года,
или морской залив, закат солнца, или ночной город. Его выбор зависит от настроения
художника, вдохновения. Сколько удивительного в живой природе! Она похожа на
нас, людей, у нее бывает разное настроение: веселое, когда светит… (солнышко),
грустное, когда идет… (дождь), сердитое, когда дуют…(ветры), воют…(вьюги.)
Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах.
Баба Яга: А какой пейзаж получился у вас? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот и пришло время подвести итоги
Воспитатель подсчитывает количество карандашей в каждом стаканчике, отдает их
Бабе Яге.
На стаканчике записывается количество набранных очков.
(Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и
умений по изобразительной деятельности)
Вы все оказались знатоками изобразительного искусства.
Баба Яга: Мастер Карандаш передал медали для юных художников
(Воспитатель под торжественную музыку проводит награждение – каждый
ребенок получает медаль)
Воспитатель: А что же делать с цветными карандашами?
(Баба Яга складывает их в свой мешочек)
Баба Яга: (колдует) Кручу, верчу,
Быть доброй хочу.
Цветные карандаши
В угощение превращу!
Достает из мешочка каждому ребенку «сладкий подарок.
Самоанализ
Конкурса знатоков
изобразительного искусствастаршая группа
Воспитатель: Вашикеева Елена Александровна
Занятие имеет обобщающий характер, цель которого:
обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве;
вызвать эмоциональный отклик на произведения разных жанров изобразительного
искусства,
формировать интерес к изобразительному творчеству, умение работать в
группах
В ходе занятия решались следующие задачи:
1.Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
2.Выявить:
знание выразительных средств, терминологии и понятий изобразительного искусства.
знание о лице человека и расположении его частей.
знание основных и составных, теплых и холодных цветов.
умение выделять отличительные особенности, составные элементы произведений
разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт жанровая живопись).
умение составлять композицию по собственному замыслу.
умение последовательно располагать цвета в спектральном круге.
3. Способствовать формированию дружеских отношений в коллективе сверстников.
Для решения данных задач использовались следующие материалы:
Письмо – сюрприз (изображение Мастера – Карандаша);
Изображение цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в
течение всей игры;
Изображение феи Живописи и Феи Графики,
Цветные кружки, на обратной стороне одних изображен карандаш, а на других
кисточка ( для разделения детей на группы)
Графическое изображение печальной царицы Природы в зимнем и летнем наряде с
одной стороны листа и живописное изображение веселой царицы Природы – с другой;
Музыкальная запись для заставок во время дидактических игр;
Мешочек с угощением,
Медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).
Задания предлагались детям в форме дидактических игр:
«Цветик – семицветик»
Изображение цветка с 7 лепестками (на каждого ребенка). Лепестки по цвету должны
соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки окрашены кроме одного,
разноцветные лепестки в коробке.
«Волшебный круг»
Круг диаметром 50 см. разделенный на восемь спектров, окрашенных в основные и
составные цвета. В центре круга – стрелка, которую вращают рукой.«Найди недостаток в портрете»
Графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет
ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной
оболочки, ушей), черный фломастер.
«Найди правильно цвет»
Веревка с прикрепленными на нее разноцветными лоскутами ((однотонные, в теплой
и холодной гамме),
«Составь натюрморт»
Картон, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов, снеди, одежды, природы,
животных, людей.
«Чудесные превращения» Альбомный лист, изображение солнца, облаков, дерево
(без листвы), береза, ели, снеговик, мухомор, снег, трава.
Для оформления были использованы:
Мольберты, репродукции картин разных жанров, палитра, кисточка, карандаш, краски.
В начале занятия использовался такой прием, как сюрприз в виде неожиданно най
денного письма, для того чтобы угадать от кого оно, дети должны были отгадать
загадку. Письмо от Мастера карандаша раскрыло перед детьми цель занятия и
настроило их дальнейшую деятельность.
Беседа в «мастерской художника» помогла выявить знание выразительных средств,
терминологии и понятий изобразительного искусства. Я думаю, что дети с этой
задачей справились успешно, были названы такие виды изобразительного искусства,
как живопись и графика, изобразительные средства, которыми пользуется художник.
Для разделения детей на команды был использован прием карточек с изображением
карандашей на одних и кисточек на других. Командам было предложено выбрать
капитанов команд. Данная ситуация показала, что дети еще не совсем умеют выделять
из коллектива лидера, в основном предлагали сами себя, это говорит о том что мы не
достаточно используем этот прием в своей работе.
Первое задание было прошло в виде игры «Цветик – семицветик»
Мотивом к деятельности послужило предложение помочь феи Живописи закончить
сюрприз для художника, каждому предложено изображение цветка с 7 лепестками
лепестки по цвету должны соответствовать основным цветам спектра. Все лепестки
окрашены кроме одного, разноцветные лепестки недостающих цветов на тарелке,
детям необходимо было определить лепесток какого цвета отсутствует и прикрепить к
цветку. Все дети успешно справились с этим заданием, из выполненных цветов создано
панно «ваза с цветами»
Для закрепления знаний об основных и составных цветах использована театрализация,
в которой участвовали Саша Г. Лера А. Лена П. Алина Ш., дети были одеты в цветные
платья соответствующие основным цветам, на голове корона того же цвета.
Затем предложена игра «Волшебный круг»
Круг диаметром 25см. разделенный на восемь спектров, окрашенных в основные и
составные цвета. В центре круга – стрелка, которую вращают рукой.