Конкурсная программа по экологии «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Оценка 4.8
Мероприятия
zip
экология +1
Взрослым
16.04.2017
Цели и задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
понимание, что человек - неотъемлемая частица мира.
2.Развивать кругозор, мышление, речь.
3.Знакомить детей с понятиями «цивилизация», «экология».
Оборудование и реквизиты: глобус, цветы, выставка рисунков «Сохраним планету голубой и зеленой», тезис, магнитофонные записи с музыкой - звуками природы, эмблемы команд, карточки с буквами (2комплекта для составления слова «Экология»), шапочки магистров, карты- объяснения терминов «цивилизация» и «экология»; шоколадные медальки для награждения команды - победительницы, карта- табло жюри, на стульях напротив друг друга сидят команды «Хищники» и «Травоядные», за столом перед командами - жюри.
Ход мероприятия.
На фоне тихой спокойной мелодии ведущий- учитель приветствует всех присутствующих:
- Добрый день дорогие друзья. Вы присутствуете на конкурсной программе по экологии «По следам цивилизации», цель которой расширить кругозор ребят и в очередной раз убедиться в том, что человек - неотъемлемая частица мира и кто, как не он, человек, должен этот мир беречь.
I ведущий: Всё тесно связано вокруг (примеры мы не станем множить);
Цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить.
II ведущий: Как часто в суматохе дел,
Природы красоты не замечаем.
Таков уж, скажите, людской удел:
Всё о богатстве и о роскоши мечтаем.
Всегда чего-то мало, больше надо.
Всё носимся, меняя злато по грошам, Людской поток, как обившее стадо,
Всё рвётся, а куда не знает сам.
I ведущий: Уважаемые учащиеся и гости! В нашей области, как и по всей стране, ежегодно проводятся многочисленные акции, мероприятия в защиту окружающей среды.
учитель: Даёт командам по набору карточек, раздаёт эмблемы команд «Хищников» и «Травоядных»:
-Ребята, я вам предлагаю составить чудодейственное слово-ключ нашей программы. Кто быстрее, тот получает очко (слово- «Экология»).
-А сейчас давайте объясним, что такое «Экология» (следуют
ответы детей).
Затем открывает карту- термин с объяснением этого слова.
II ведущий: Мы присоединяемся к этому движению и приглашаем вас быть зрителями экспедиции «По следам цивилизации».
учитель: Цивилизация - это (открывает карту- термин).
В экспедицию изъявили желание отправиться 2 команды «Хищники» и «Травоядные». Оценивать правильность ответов мы пригласили компетентное жюри в составе: ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬________чуть сильнее звучит музыка, учитель подходит к глобусу, медленно вращая его, читает).
Чёрная бездна... Звёздная пыль…Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль, миг и бесконечность.
Кто-то когда-то задал маршрут, не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь маленькая планета.
Крутится- вертится шар голубой,
Нас на груди качая,
Крутится- вертится не для того, чтоб всё начать сначала.
В окружении стаи вездесущих ракет
Так нелегко вращаться,
Всё-таки 5млрд. лет отдано цивилизации (!!!)
Мелкою дрожью на полюсах даёт себя знать усталость,
И застывает вопрос на устах: А сколько ещё осталось?!
Крутится- вертится шар голубой,
Нас на груди качая,
Крутится- вертится не для того, чтоб всё начать сначала.
Кто-то когда-то задал маршрут, не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь маленькая планета.
На полюсах всё сильнее дрожа, движется бедолага,
Тщетно пытаясь нас удержать от рокового шага.
I ведущий: Неужели цивилизация ведёт к неизбежным потерям?
В конечном итоге это привести к гибели всего человечества и нашей, такой беззащитной планеты.
II ведущий: Растения и животные всегда были для людей щедрым, источником пищи и стройматериалов, сырьём для производства лекарств и одежды.. .За последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, взаимную терпимость и всеобщее благо сменили наши ещё более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой.
I ведущий: Наша жизнь, жизнь всего человечества, зависит от сложившегося
в природе равновесия, а мы (на собственную погибель) наноси ей ущерб.
II ведущий: Стремясь облегчить себе жизнь человек изобрёл и смастерил
ножницы, чтобы стричь волосы; удочку, чтобы ловить рыбу; сито, чтобы процеживать; горшки, чтобы хранить продукты; шприцы, чтобы делать уколы; щипцы, чтобы колоть орехи... Но и в этом, как и во многом другом, он лишь повторил решение найденное природой много тысячелетий назад. Природа была в этом первой! Для начала проведем конкурс «Разминка» - « Деревянная».
учитель: Разминка. Каждой команде я задаю поочередно по 6 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб) 2.Как объяснить «плачь» деревьев весной? (Сок двигается по сосудам к почкам) З.Какие деревья цветут летом? (Липа, белая акация) 4.Самое распространенное дерево в России? (Берёза) 5.Какие деревья «плачут» весной (Клён, берёза) 6. Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной из его родственниц? (Сосну) 7.Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком? (Осина) 8.Какие деревья расцветают весной первыми? (Верба, ольха) 9.Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (Липа, черёмуха, боярышник, рябина) 10.Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень, белая акация)
11 .Что можно узнать по пню свежеспиленного дерева? (Возраст дерева, стороны света)
12 .Как узнать стороны света по стволу дерева? (С северной стороны - мох, с южной - больше веток, гуще листва.)
Подведение итогов конкурса.
Следующий конкурс называется «Знаете ли вы легенды?» Ведущие читают легенду, а команда должна назвать растение, зашифрованное в легенде.
I ведущий команде «Хищники»: Древнегреческий бог лесов и лугов Пан повстречал однажды лесную нимфу Сирингу- нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался Пан ее нежной красотой и грацией, что забыл обо всем на свете. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно' превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми листами. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные грозди словно вырастают из зари и тумана. (Сирень).
II ведущий команде «Травоядные»: Жили- были муж с женой, и было у них 2 детей. Старшая дочь, нелюбимая, имя носила не ласковое-Восьмуха. Была она злой и завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то в гнилое болото и утопила. Выросла на том месте приветливое и кудрявое деревце, и растет оно с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно - постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. (Рябина).
учитель: Подведение итогов конкурса.
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр и ясный день,
И майские дожди и младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
(А.С.Пушкин «Приметы»).
Природа - великий учитель! Во всех областях человеку есть, чем поучиться у неё.
I ведущий: Считается, что технология производства бумаги позаимствована
у ос. А односторонняя заточка инструментов (рубанка, стамески)- у грызунов, которые благодаря такому способу, всегда имеют острые зубы. Когда животные работают своими резцами, их мягкая тыльная сторона стачивается быстрее, чем покрытая эмалью передняя.
II ведущий: Основной материал, используемый во внутреннем убранстве
улья - воск. Есть ещё прополис-клейкое вещество, вырабатываемое пчелами. Существует мнение, прополис был одним из важных компонентов, входивших в секретный состав лака великих итальянских мастеров Амати и Страдивари, с помощью которого они усиливали резонанс своих инструментов.
I ведущий: А как природа сконструировала семена растений! У одуванчика,
например, есть встроенный барометр, гарантирующий распространение семян только в сухую и тёплую погоду. Более того у семян одуванчика есть парашюты, которые созданы подобно парашютам десантников: они мягко опускают свою на землю в вертикальном положении.
II ведущий: Человек не всегда умел строить суда, обладающие хорошими
мореходными качествами. Была проблема и сохранения необходимого количества припасов для путешествия, а вот кокосовая пальма эти проблемы решила давным-давно: её плод заключен в твёрдую скорлупу с тройными стенками, служащую лёгким непотопляемым судном. Попав на какой-нибудь далёкий берег и начиная прорастать, семена внутри получают необходимый запас пищи и жидкости в виде кокосового молока.
I ведущий: У семян клёна имеется прикрепленное к рёбрышку крыло,
которое служит им пропеллером. Подхваченное легким бризом, эти крылышки начинают вращаться, унося семена на' сотни метров от материнского дерева.
учитель: Стали люди сильными, как боги. И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги. У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек?
II ведущий: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие
природы, от которой зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонное возрастающее влияние человека ни мир животных и растений привело к тому, что флора и фауна нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.
I ведущий: Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедию завершило проведение в глубь континента железных дорог и телеграфа Последний странствующий голубь был убит в 1899 году. А живший в неволе в зоологическом саду г. Цинциннате (США) странствующий голубь по кличке Марта умер 1 сентября 1914года в американском штате Висконсин. Местное, орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего винсконского Странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».
II ведущий: Тур - дикий предок домашнего быка - жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627г. Это красивое животное было объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до. Второй мировой войны попытались заново собрать воедино разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось. Было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не настоящий дикий тур, а лишь порода домашнего скота.
учитель: Моя планета - человечий дом. Но как ей жить под дымным колпаком? Где сточная канава- океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: «Больше не могу...» Вот она летит маленькая такая. Вот она грустит, в думы свои вникая. Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет. Всё ещё живёт, всё ещё людям верит! Вот она плывёт сквозь розовую полночь, Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! Просит прийти на помощь! Просит прийти на помощь!
I ведущий: Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека?
Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы
наше государство создаёт охраняемые территории:
заповедники, заказники, национальные парки.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948г., начал целенаправленную работу по сбору данных о редких исчезающих видах.
II ведущий: Собранные данные были вскоре опубликованы: в 1963году
вышел в свет первый том «Красной книги фактов». В 1972г. томов было уже 5; в них вошли 236 видов млекопитающих, 287 видов птиц, 36 видов земноводных, 119 видов пресмыкающихся, а также рыбы и растения.
учитель: Следующий наш конкурс называется «Край ты мой родной». Я задаю каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Есть ли на территории нашей области заповедники? Если да, то, что или кто подлежит охране в них.
2.Что представляют собой заказники?
3 .Назовите виды животных, проживающих на территории нашей области.
4.Назовите растения, произрастающие на территории нашей области.
5.Назовите здравницы Курганской области.
6. Назовите знаменитых людей зауральской земли.
Подведение итогов.
I ведущий: Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот... Но мы ещё придём просить прощенья. У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого пока.
II ведущий: Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды...
Всё меньше - окружающей природы,
Всё больше - окружающей среды! (Р.Рождественский)
I ведущий: Человек меняет окружающую среду, и результат его
деятельности на лицо. Человек, безусловно, венец природы, но в то же время и её неотъемлемая часть. Поэтому общение с природой для нас жизненно необходимо, чтобы оставаться созданиями чувствующими, страдающими, чтобы не превратиться в бездушных монстров - робот, лишённых эмоций.
учитель: «А все ли помнят и всегда ль о том, Что Родина была и есть, и будет. Не только реки, горы, отчий дом, Не только небо и земля, а люди! (Л.Яшин).
II ведущий: Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и
журчание весеннего ручья, песню жаворонка в бездонном небе. Шорох снежинок и завывание вьюги за окном. Ласковый всплеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает вот уже тысячи лет чудесную музыку жизни! (Прибавляется звук музыки).
учитель: А теперь настало конкурса капитанов «Устами младенца». Я читаю по очереди задания капитанам. В задании по 4 подсказки. Если капитан отгадывает слово с первой подсказки, то он получает 5 баллов, со второй-4 балла, с третьей-3 балла, с четветой-2 балла. Как только кто-то из капитанов будет готов дать ответ - поднимает руку. Если первый капитан отвечает неверно, я продолжаю читать подсказки второму капитану.
Задание I.
1 .Это дерево может жить до 2000 лет.
2.В воде ствол его не гниет, а только чернеет и становится крепче.
З.Из него делают бочки и паркет.
4.Пушкин писал, сто на его ветвях сидит русалка. (Дуб).
Задание 11.
1.Это вечнозеленое дерево.
2.Из него делают музыкальные инструменты.
3.Зимой на нем птицы строят гнезда и высиживают птенцов.
4.Дерево теневыносливое, в лесу из этих деревьев всегда темно и сыро, много
лишайников. (Ель).
Задание III.
1.Это дерево выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2.Самые лучшие дрова получаются из этого дерева.
З.Из его коры делают много полезных и красивых вещей.
4.Это самое любимое дерево России. (Береза).
Задание IV.
1 .Листья этого дерева сверху зелёные, а снизу бархатные и серебристые.
2.С древности считается, что дерево забирает отрицательную энергию,
поэтому больным людям, полезно под ним стоять. З.Оно быстрее всех заселяет гари. 4.Это дерево любят бобры: они заготавливают его на зиму. (Осина).
Задание V.
1.Эту ягоду хорошо есть с медом, но после морозов она становится вкусна и
сладка сама по себе. 2.Она часто упоминается в песнях. З.Кора этого куста целебней самой ягоды.
4.У ягоды есть родственница с блестящими чёрными плодами - гордовина.
(Калина).
Задание VI.
1 .С цветков этого дерева самый лучший мед.
2.Из него делают ложки и лапти.
3 .Цветет дерево летом, аромат цветов очень душист.
4.Отвар его цветков незаменим при простуде. (Липа).
Задание VII.
1.Этот кустарник (или небольшое дерево)- из семейства розовоцветных.
2.Плоды его мелкие, висят на дереве гроздьями.
3.Отвар его плодов хорошо помогает при болезнях сердца.
4.Птички любят вить гнезда на дереве, потому, что у него много колючек,
защищающих их гнезда от посторонних. (Боярышник).
Подведение итогов конкурса.
I ведущий: Так давайте беречь нашу Землю! Давайте не будем безразличны
к себе и своей планете - нашему общему дому! Другого нам не дано! Земля с её биосферой - величайшее чудо Вселенной! И она у нас одна!
II ведущий: Всё едино в Космосе, и непрерывен поток человеческого
сознания. Он стекает на Землю и покидает её более совершенным... Человек! Возьми на себя личную ответственность за целостность этого потока! Как можешь ты разрушит его берега, сложенные бесчисленными, постепенно усложняющимися формами органической и неорганической жизни, на создание которых Природа потратила миллиарды, лет?! Разрушая тела растений и животных, ставя под угрозу своё собственное существование, ты разрываешь нить, последовательно идущую о формы к форме... Ты нарушаешь поток... И нет этому оправдания.
учитель: Останьтесь на земле осина, дуб и клен. Я показать хочу живую землю сыну - Высокий мощный дуб и тонкую осину. На полотне весны, где свет со всех сторон. Останьтесь на земле орёл, журавль и стриж, Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой, Увидел журавля, похожего на скрипку, И взмах смычка- стрижа над тусклым блеском крыш. Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень, Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру. Даю ему на память молот, плуг и лиру. На незакатный час, на безупречный день. (А.Макаров).
Этому же призыву посвящена выставка рисунков ребят нашей школы «Сохраним планету голубой и зелёной».
А сейчас жюри подведет итоги нашей конкурсной программы экологического калейдоскопа «По следам цивилизации».
Слово жюри. Награждение.Цели и задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
понимание, что человек - неотъемлемая частица мира.
2.Развивать кругозор, мышление, речь.
3.Знакомить детей с понятиями «цивилизация», «экология».
Оборудование и реквизиты: глобус, цветы, выставка рисунков «Сохраним планету голубой и зеленой», тезис, магнитофонные записи с музыкой - звуками природы, эмблемы команд, карточки с буквами (2комплекта для составления слова «Экология»), шапочки магистров, карты- объяснения терминов «цивилизация» и «экология»; шоколадные медальки для награждения команды - победительницы, карта- табло жюри, на стульях напротив друг друга сидят команды «Хищники» и «Травоядные», за столом перед командами - жюри.
Ход мероприятия.
На фоне тихой спокойной мелодии ведущий- учитель приветствует всех присутствующих:
- Добрый день дорогие друзья. Вы присутствуете на конкурсной программе по экологии «По следам цивилизации», цель которой расширить кругозор ребят и в очередной раз убедиться в том, что человек - неотъемлемая частица мира и кто, как не он, человек, должен этот мир беречь.
I ведущий: Всё тесно связано вокруг (примеры мы не станем множить);
Цветка ты не заденешь вдруг, чтобы звезды не потревожить.
II ведущий: Как часто в суматохе дел,
Природы красоты не замечаем.
Таков уж, скажите, людской удел:
Всё о богатстве и о роскоши мечтаем.
Всегда чего-то мало, больше надо.
Всё носимся, меняя злато по грошам, Людской поток, как обившее стадо,
Всё рвётся, а куда не знает сам.
I ведущий: Уважаемые учащиеся и гости! В нашей области, как и по всей стране, ежегодно проводятся многочисленные акции, мероприятия в защиту окружающей среды.
учитель: Даёт командам по набору карточек, раздаёт эмблемы команд «Хищников» и «Травоядных»:
-Ребята, я вам предлагаю составить чудодейственное слово-ключ нашей программы. Кто быстрее, тот получает очко (слово- «Экология»).
-А сейчас давайте объясним, что такое «Экология» (следуют
ответы детей).
Затем открывает карту- термин с объяснением этого слова.
II ведущий: Мы присоединяемся к этому движению и приглашаем вас быть зрителями экспедиции «По следам цивилизации».
учитель: Цивилизация - это (открывает карту- термин).
В экспедицию изъявили желание отправиться 2 команды «Хищники» и «Травоядные». Оценивать правильность ответов мы пригласили компетентное жюри в составе: ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬________чуть сильнее звучит музыка, учитель подходит к глобусу, медленно вращая его, читает).
Чёрная бездна... Звёздная пыль…Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль, миг и бесконечность.
Кто-то когда-то задал маршрут, не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь маленькая планета.
Крутится- вертится шар голубой,
Нас на груди качая,
Крутится- вертится не для того, чтоб всё начать сначала.
В окружении стаи вездесущих ракет
Так нелегко вращаться,
Всё-таки 5млрд. лет отдано цивилизации (!!!)
Мелкою дрожью на полюсах даёт себя знать усталость,
И застывает вопрос на устах: А сколько ещё осталось?!
Крутится- вертится шар голубой,
Нас на груди качая,
Крутится- вертится не для того, чтоб всё начать сначала.
Кто-то когда-то задал маршрут, не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь маленькая планета.
На полюсах всё сильнее дрожа, движется бедолага,
Тщетно пытаясь нас удержать от рокового шага.
I ведущий: Неужели цивилизация ведёт к неизбежным потерям?
В конечном итоге это привести к гибели всего человечества и нашей, такой беззащитной планеты.
II ведущий: Растения и животные всегда были для людей щедрым, источником пищи и стройматериалов, сырьём для производства лекарств и одежды.. .За последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, взаимную терпимость и всеобщее благо сменили наши ещё более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой.
I ведущий: Наша жизнь, жизнь всего человечества, зависит от сложившегося
в природе равновесия, а мы (на собственную погибель) наноси ей ущерб.
II ведущий: Стремясь облегчить себе жизнь человек изобрёл и смастерил
ножницы, чтобы стричь волосы; удочку, чтобы ловить рыбу; сито, чтобы процеживать; горшки, чтобы хранить продукты; шприцы, чтобы делать уколы; щипцы, чтобы колоть орехи... Но и в этом, как и во многом другом, он лишь повторил решение найденное природой много тысячелетий назад. Природа была в этом первой! Для начала проведем конкурс «Разминка» - « Деревянная».
учитель: Разминка. Каждой команде я задаю поочередно по 6 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб) 2.Как объяснить «плачь» деревьев весной? (Сок двигается по сосудам к почкам) З.Какие деревья цветут летом? (Липа, белая акация) 4.Самое распространенное дерево в России? (Берёза) 5.Какие деревья «плачут» весной (Клён, берёза) 6. Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной из его родственниц? (Сосну) 7.Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком? (Осина) 8.Какие деревья расцветают весной первыми? (Верба, ольха) 9.Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (Липа, черёмуха, боярышник, рябина) 10.Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень, белая акация)
11 .Что можно узнать по пню свежеспиленного дерева? (Возраст дерева, стороны света)
12 .Как узнать стороны света по стволу дерева? (С северной стороны - мох, с южной - больше веток, гуще листва.)
Подведение итогов конкурса.
Следующий конкурс называется «Знаете ли вы легенды?» Ведущие читают легенду, а команда должна назвать растение, зашифрованное в легенде.
I ведущий команде «Хищники»: Древнегреческий бог лесов и лугов Пан повстречал однажды лесную нимфу Сирингу- нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался Пан ее нежной красотой и грацией, что забыл обо всем на свете. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно' превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми листами. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные грозди словно вырастают из зари и тумана. (Сирень).
II ведущий команде «Травоядные»: Жили- были муж с женой, и было у них 2 детей. Старшая дочь, нелюбимая, имя носила не ласковое-Восьмуха. Была она злой и завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то в гнилое болото и утопила. Выросла на том месте приветливое и кудрявое деревце, и растет оно с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно - постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. (Рябина).
учитель: Подведение итогов конкурса.
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр и ясный день,
И майские дожди и младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
(А.С.Пушкин «Приметы»).
Природа - великий учитель! Во всех областях человеку есть, чем поучиться у неё.
I ведущий: Считается, что технология производства бумаги позаимствована
у ос. А односторонняя заточка инструментов (рубанка, стамески)- у грызунов, которые благодаря такому способу, всегда имеют острые зубы. Когда животные работают своими резцами, их мягкая тыльная сторона стачивается быстрее, чем покрытая эмалью передняя.
II ведущий: Основной материал, используемый во внутреннем убранстве
улья - воск. Есть ещё прополис-клейкое вещество, вырабатываемое пчелами. Существует мнение, прополис был одним из важных компонентов, входивших в секретный состав лака великих итальянских мастеров Амати и Страдивари, с помощью которого они усиливали резонанс своих инструментов.
I ведущий: А как природа сконструировала семена растений! У одуванчика,
например, есть встроенный барометр, гарантирующий распространение семян только в сухую и тёплую погоду. Более того у семян одуванчика есть парашюты, которые созданы подобно парашютам десантников: они мягко опускают свою на землю в вертикальном положении.
II ведущий: Человек не всегда умел строить суда, обладающие хорошими
мореходными качествами. Была проблема и сохранения необходимого количества припасов для путешествия, а вот кокосовая пальма эти проблемы решила давным-давно: её плод заключен в твёрдую скорлупу с тройными стенками, служащую лёгким непотопляемым судном. Попав на какой-нибудь далёкий берег и начиная прорастать, семена внутри получают необходимый запас пищи и жидкости в виде кокосового молока.
I ведущий: У семян клёна имеется прикрепленное к рёбрышку крыло,
которое служит им пропеллером. Подхваченное легким бризом, эти крылышки начинают вращаться, унося семена на' сотни метров от материнского дерева.
учитель: Стали люди сильными, как боги. И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги. У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек?
II ведущий: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие
природы, от которой зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонное возрастающее влияние человека ни мир животных и растений привело к тому, что флора и фауна нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.
I ведущий: Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедию завершило проведение в глубь континента железных дорог и телеграфа Последний странствующий голубь был убит в 1899 году. А живший в неволе в зоологическом саду г. Цинциннате (США) странствующий голубь по кличке Марта умер 1 сентября 1914года в американском штате Висконсин. Местное, орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего винсконского Странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».
II ведущий: Тур - дикий предок домашнего быка - жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627г. Это красивое животное было объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до. Второй мировой войны попытались заново собрать воедино разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось. Было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не настоящий дикий тур, а лишь порода домашнего скота.
учитель: Моя планета - человечий дом. Но как ей жить под дымным колпаком? Где сточная канава- океан, Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: «Больше не могу...» Вот она летит маленькая такая. Вот она грустит, в думы свои вникая. Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет. Всё ещё живёт, всё ещё людям верит! Вот она плывёт сквозь розовую полночь, Всех людей зовёт, просит прийти на помощь! Просит прийти на помощь! Просит прийти на помощь!
I ведущий: Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека?
Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы
наше государство создаёт охраняемые территории:
заповедники, заказники, национальные парки.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948г., начал целенаправленную работу по сбору данных о редких исчезающих видах.
II ведущий: Собранные данные были вскоре опубликованы: в 1963году
вышел в свет первый том «Красной книги фактов». В 1972г. томов было уже 5; в них вошли 236 видов млекопитающих, 287 видов птиц, 36 видов земноводных, 119 видов пресмыкающихся, а также рыбы и растения.
учитель: Следующий наш конкурс называется «Край ты мой родной». Я задаю каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Есть ли на территории нашей области заповедники? Если да, то, что или кто подлежит охране в них.
2.Что представляют собой заказники?
3 .Назовите виды животных, проживающих на территории нашей области.
4.Назовите растения, произрастающие на территории нашей области.
5.Назовите здравницы Курганской области.
6. Назовите знаменитых людей зауральской земли.
Подведение итогов.
I ведущий: Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот... Но мы ещё придём просить прощенья. У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота. Сейчас нам не до этого пока.
II ведущий: Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды...
Всё меньше - окружающей природы,
Всё больше - окружающей среды! (Р.Рождественский)
I ведущий: Человек меняет окружающую среду, и результат его
деятельности на лицо. Человек, безусловно, венец природы, но в то же время и её неотъемлемая часть. Поэтому общение с природой для нас жизненно необходимо, чтобы оставаться созданиями чувствующими, страдающими, чтобы не превратиться в бездушных монстров - робот, лишённых эмоций.
учитель: «А все ли помнят и всегда ль о том, Что Родина была и есть, и будет. Не только реки, горы, отчий дом, Не только небо и земля, а люди! (Л.Яшин).
II ведущий: Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и
журчание весеннего ручья, песню жаворонка в бездонном небе. Шорох снежинок и завывание вьюги за окном. Ласковый всплеск волны и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает вот уже тысячи лет чудесную музыку жизни! (Прибавляется звук музыки).
учитель: А теперь настало конкурса капитанов «Устами младенца». Я читаю по очереди задания капитанам. В задании по 4 подсказки. Если капитан отгадывает слово с первой подсказки, то он получает 5 баллов, со второй-4 балла, с третьей-3 балла, с четветой-2 балла. Как только кто-то из капитанов будет готов дать ответ - поднимает руку. Если первый капитан отвечает неверно, я продолжаю читать подсказки второму капитану.
Задание I.
1 .Это дерево может жить до 2000 лет.
2.В воде ствол его не гниет, а только чернеет и становится крепче.
З.Из него делают бочки и паркет.
4.Пушкин писал, сто на его ветвях сидит русалка. (Дуб).
Задание 11.
1.Это вечнозеленое дерево.
2.Из него делают музыкальные инструменты.
3.Зимой на нем птицы строят гнезда и высиживают птенцов.
4.Дерево теневыносливое, в лесу из этих деревьев всегда темно и сыро, много
лишайников. (Ель).
Задание III.
1.Это дерево выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2.Самые лучшие дрова получаются из этого дерева.
З.Из его коры делают много полезных и красивых вещей.
4.Это самое любимое дерево России. (Береза).
Задание IV.
1 .Листья этого дерева сверху зелёные, а снизу бархатные и серебристые.
2.С древности считается, что дерево забирает отрицательную энергию,
поэтому больным людям, полезно под ним стоять. З.Оно быстрее всех заселяет гари. 4.Это дерево любят бобры: они заготавливают его на зиму. (Осина).
Задание V.
1.Эту ягоду хорошо есть с медом, но после морозов она становится вкусна и
сладка сама по себе. 2.Она часто упоминается в песнях. З.Кора этого куста целебней самой ягоды.
4.У ягоды есть родственница с блестящими чёрными плодами - гордовина.
(Калина).
Задание VI.
1 .С цветков этого дерева самый лучший мед.
2.Из него делают ложки и лапти.
3 .Цветет дерево летом, аромат цветов очень душист.
4.Отвар его цветков незаменим при простуде. (Липа).
Задание VII.
1.Этот кустарник (или небольшое дерево)- из семейства розовоцветных.
2.Плоды его мелкие, висят на дереве гроздьями.
3.Отвар его плодов хорошо помогает при болезнях сердца.
4.Птички любят вить гнезда на дереве, потому, что у него много колючек,
защищающих их гнезда от посторонних. (Боярышник).
Подведение итогов конкурса.
I ведущий: Так давайте беречь нашу Землю! Давайте не будем безразличны
к себе и своей планете - нашему общему дому! Другого нам не дано! Земля с её биосферой - величайшее чудо Вселенной! И она у нас одна!
II ведущий: Всё едино в Космосе, и непрерывен поток человеческого
сознания. Он стекает на Землю и покидает её более совершенным... Человек! Возьми на себя личную ответственность за целостность этого потока! Как можешь ты разрушит его берега, сложенные бесчисленными, постепенно усложняющимися формами органической и неорганической жизни, на создание которых Природа потратила миллиарды, лет?! Разрушая тела растений и животных, ставя под угрозу своё собственное существование, ты разрываешь нить, последовательно идущую о формы к форме... Ты нарушаешь поток... И нет этому оправдания.
учитель: Останьтесь на земле осина, дуб и клен. Я показать хочу живую землю сыну - Высокий мощный дуб и тонкую осину. На полотне весны, где свет со всех сторон. Останьтесь на земле орёл, журавль и стриж, Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой, Увидел журавля, похожего на скрипку, И взмах смычка- стрижа над тусклым блеском крыш. Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень, Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру. Даю ему на память молот, плуг и лиру. На незакатный час, на безупречный день. (А.Макаров).
Этому же призыву посвящена выставка рисунков ребят нашей школы «Сохраним планету голубой и зелёной».
А сейчас жюри подведет итоги нашей конкурсной программы экологического калейдоскопа «По следам цивилизации».
Слово жюри. Награждение.
Урок по экологии.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.