«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.»
Государственная должность... состоящая
во всевозможном попечении и воспитании
мальчиков и девочек... — эта должность
гораздо значительнее самых высоких
должностей в государстве. Платон
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были и остаются семья, церковь, общество и государство.
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии - наставник, учитель.
Учитель на экране – эволюция образа
Создание образа учителя в кино сильно смахивает на познание неизведанного, сродни конструированию вымышленных миров. И все потому, что учитель до сих пор в какой-то степени является существом из другого мира. И когда мы что-то долго идеализируем, происходит совершенно естественное: страшно хочется это "что-то" разобрать на составляющие, и доказать, что небожители – тоже люди.
Сколько бы лет нам ни было, 1 сентября всегда вспоминается школа. Учителя, переменки, контрольные, первая любовь, первые победы и поражения. Кто они – учителя? И какими качествами должны обладать, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников? Как менялся образ учителя в кино с течением времени?
Вспомним наши любимые фильмы о школе. Фильмы, на которых выросли целые поколения. Эти фильмы всегда немного наивные. Это происходит не потому, что авторы кинокартин хотят сказать неправду или увести от насущных проблем, а потому что подавляющее большинство сценаристов и режиссёров по-прежнему видят школу с позиций учеников, пусть и бывших. Они верят в могущество учителя, хорошего или дурного – не суть важно.
Евгений Шварц
«Первоклассница»
Другие названия: «Как Маруся первый раз в школу пошла»
повесть/рассказ, 1949 год
Учитель как непререкаемое совершенство – этот образ был характерен для кинематографа сталинской эпохи.
Первый учитель
СССР, 1965 год
Режиссер Андрей Кончаловский
Сценарий Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Кончаловский
Оператор Георгий Рерберг
Композитор Вячеслав Овчинников
Жанр драма
Действие фильма происходит в 1923 году. Только что закончилась гражданская война. Вчерашний красноармеец, учитель Дюйшен, приезжает по комсомольской путевке работать в далекий киргизский аул.
Пылкий, вдохновенный фанатизм в утверждении прогресса сталкивается с многовековым укладом в жестоком и кровавом поединке. Но ничто не может сломить учителя Дюйшена.
Доживём до понедельника
СССР, 1968 год
Режиссер Станислав Ростоцкий
Сценарий Георгий Полонский
Оператор Вячеслав Шумский
Композитор Кирилл Молчанов
Жанр мелодрама
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. После триумфа кинокартины «Доживём до понедельника» начался настоящий переворот в сознании – толпы девушек бросились штурмовать педвузы. И это прекрасно, потому что талантливое кино должно воспитывать, а не запугивать и не развращать.
Лента "Доживем до понедельника" завершает долгие и мучительные поиски образа идеального советского учителя. Этот образ прошел долгий путь: в фильмах тридцатых годов учитель постепенно освобождался от каких бы то ни было обязательств перед своим дореволюционным прошлым, в середине века справедливо-плакатные учителя добросовестно укрепляли миф о благополучном строительстве коммунизма. В семидесятых этот образ неожиданно подвергается ревизии, и истина, в лучших традициях мирового (не советского!) искусства, рождается из контрастов. Среди совершенно разных и по-своему примечательных обитателей учительской, есть человек уникальный – Учитель с большой буквы, на тщательно проработанном образе которого замкнулись, наконец, полувековые поиски. Справедливый, понимающий, позволяющий своим ученикам самим выбирать стратегии поведения – процесс обучения в его мастерском исполнении обретает свой древний духовный смысл. И не случайно Учитель – историк, ведь именно это наука формирует если не личность, то, как минимум, основание для ее создания.
Дневник директора школы
СССР, 1975 год
Автор сценария: Анатолий Гребнев
Режиссер: Борис Фрумин
Оператор: Алексей Гамбарян
Композитор: Виктор Лебедев
Лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в сложных проблемах воспитания. Терпимый, уважающий талант ученика, он вступает в конфликт с завучем школы, которая упрекает его в либерализме и попустительстве. Их спор осложняется тем, что оба они преданы своему делу
Дорогая Елена Сергеевна
СССР, 1988 г.
Режиссер: Эльдар Рязанов
Сценарий: Людмила Разумовская, Эльдар Рязанов
Жанр драма
В Перестроечные годы стало принято всё критиковать и всё подвергать сомнению. Жестокость «детей Перестройки» противопоставили учительской наивности. «Дорогая Елена Сергеевна» – это попытка достучаться до молодых, которые где-то прочли, что безнаказанность и цинизм есть ценности цивилизованного общества.
Астенический синдром
И завершается эволюция в 1989 году, когда идеальный образ учителя был совершенно растоптан в фильме "Астенический синдром" Киры Муратовой. Развенчание недосягаемого образа, которое началось безобидно, с переосмысления, сразу после картины "Доживем до понедельника" дошло до своего логического завершения. Учитель лишен неприкосновенности и какого-то неземного происхождения, его может изнасиловать собственная ученица, на него поднимает руку собственный ученик. После такого образ учителя надо не просто реабилитировать, его необходимо создавать заново.
На сегодняшний день образ учителя на экране, по большому счету, не раскрыт. Это происходит потому, что каждому времени нужны свои учителя. Эволюция образа учителя в кино – не что иное, как поиск рецепта для оздоровления не только системы образования, но и общества в целом. Хочется верить, что в жизни каждого из нас был учитель-созидатель, который учил не предмету, а Жизни. И что такой учитель обязательно войдет в класс и к нашим детям. Понятия «разумное, доброе, вечное» с течением времени не меняются. Главное – сохранить способность различать вечное от сиюминутного и доброе – от злого. Для этого и есть учителя.
На современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массового образования обеспечивать высокий уровень обучения, проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Сущностной чертой педагогической деятельности является ее ориентация на образование ребенка, которая базируется в первую очередь:
1) на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной;
2) системной диагностике личностных качеств учащегося и поддержке его личностного роста;
3) использовании «скрытых возможностей» образовательного учреждения через создание образовательной среды, использовании такой складывающейся характеристике современного учебного заведения, как ее открытость и использование возможностей социума — как локального сообщества, так и страны и мира.
Новые черты современного педагога
Вариативность – у педагога есть выбор не только траектории профессиональной подготовки, но и выбор образовательного учреждения. В связи с этим усиливается конкуренция между образовательными учреждениями за каждого слушателя.
Инновационность – программы должны быть опережающего и инновационного характера.
Усиление интерактивности – за счет применения информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет увеличить доступность повышения квалификации для всех и особенно для педагогов сельской местности.
Кооперацияпедагогов– преподаватели школ в содружестве, например, с научно-методическим центром, с институтами, колледжами.
Накопительная система повышения квалификации нужна, но для того чтобы не разрушить традиционные методы постдипломного образования, ее нужно серьезно опробовать в экспериментальном режиме. Необходима также хорошо продуманная нормативно-правовая база.
Новая миссия педагогических университетов. Именно они способны выступить в качестве центров постдипломного образования, обеспечив непрерывность педагогического образования, через многообразие форм: обучение в магистратуре, диплом о дополнительной квалификации, организация научно-педагогических центров, направленных на исследование изменений в школе, создание на базе методических и педагогических кафедр «школьных кабинетов» и др.
Трудовые действия, которые обеспечивают профессию педагога в будущем
технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;
технологически разрабатывать информационные структуры в виде монологического изложения и в задачном исполнении, преобразовывать учебную информацию, составлять структурные схемы;
составлять диагностические программы, методики,
выявляющие состояние образовательного процесса в его
различных характеристиках;
прослеживать учебные продвижения учащихся;
анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;
разрабатывать новые технологии обучения, учебные программы.
Конечным итогом этой многообразной деятельности
являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции
изменения профессионально- педагогической деятельности учителя:
опора на самостоятельность ребенка в обучении;
создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;
создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;
формирование мотивации к непрерывному обучению;
инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом». Ранним утром ученики вместе с учителем отправились к подножию горы. Уставшие и проголодавшиеся, они добрались до живописного места и, остановившись на привал, пообедали рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики отправились на поиски пресного источника воды. Но не найдя его, вернулись обратно. Учитель, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится за тем холмом».
Ученики радостно поспешили туда, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног.
«Но почему ты не дал нам сразу напиться, у тебя же была вода?» - изумились ученики.
Я выполнял свою задачу.
Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас.
Взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно.
«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики.
«Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту»,
- сказал Учитель и улыбнулся.
«А принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу выполняю верно…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.