Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»
Ленинского муниципального района Волгоградской области.
Конкурсный урок географии.
Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области».
Кузьмина Ирина Николаевна
учитель географии
высшей квалификационной категории
МКОУ «Ленинская СОШ №1»
Ленинского муниципального района
Волгоградской области.
2020г.
Сценарий урока.
Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области»
с точки зрения интегративного подхода.
I. Нормативно-правовой раздел
1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
Данный урок является вторым уроком в разделе экономической географии Волгоградской области в теме «Население области», после изучения темы «Численность населения. Естественный прирост». Для проверки основных знаний по теме «Численность населения. Естественный прирост» предложена работа в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Цель данного урока: Формирование представления знаний учащихся об особенностях национального и религиозного состава населения Волгоградской области.
Задачи:
Образовательные:
1 Сформировать представления знаний о национальном и религиозном составе Волгоградской области, познакомить с особенностями культуры и традициями населения области;
Развивающие:
1 Продолжать развивать умения анализировать статистический материал, работать с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет;
Воспитательные:
1 Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и населяющих её народов через изучение традиций народной культуры.
2. Организация урока:
Тип урока: комбинированный (с элементами практикума)
Вид урока: урок – путешествие (с элементами исследования)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, «Политико-административная карта Волгоградской области», карты атласа Волгоградской области и России, раздаточный материал для учащихся, статистический материал, словари, конституция РФ, выставка книг и предметов быта русского народа.
УМК:
1) География и экология Волгоградской области: учебное пособие для сред. шк. / В. А. Брылев, Н. П. Дьяченко, Ф. И. Жбанов и др.; Волгогр. гос. пед. ун-т, Лаб. геоэкологии и ландшафтоведения; под общ. ред. В.А.Брылева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Перемена, 2005.
2) Болотникова Н.В. «Методические рекомендации»
3) География Волгоградской области. Рабочая тетрадь. Природа и экономика. 8-9 класс. «Глобус» с 2006г. (составитель Болотникова Н.В.)
3. Содержание урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников
|
Организационный (1-2 мин)
|
Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников. |
Ученики проверяют готовность к уроку. |
Проверка знаний (5 мин.) |
Предлагает вспомнить тему прошлого урока и поработать в парах. |
Задают вопросы друг другу и отвечают на них. |
Подготовка учащихся к работе на уроке. I этап |
Предлагает обратить внимание на слова: · Национальность · Национализм · Толерантность · Этнос · Патриотизм Просит объяснить значение слов и сформулировать тему урока. Слайд №1 |
Объясняют значения слов (если трудно, смотрят в словарях) и предполагают тему урока. |
Подготовка учащихся к работе на уроке. II этап |
Объявляет тему урока. Слайд №2 |
Воспринимают информацию. |
Подготовка учащихся к работе на уроке. III этап |
Формулирует цель урока; Зачитывает эпиграф к уроку; Предлагает план урока. Слайд №3, №4, №5
|
Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность. Знакомятся с планом урока. |
Актуализация знаний |
Предлагает вопрос: - Почему необходимо изучать национальный и религиозный состав нашей области? |
Отвечают на вопрос, предложенный учителем |
Основной этап урока 1. Результаты Всероссийской переписи 2002 года
2. Исследовательская деятельность учащихся
3. Практическая работа.
4. Исследовательская деятельность учащихся.
5. Путешествие в «Мир русской культуры».
6. Физкультминутка. |
Предлагает проанализировать таблицу: «Национальный состав Волгоградской области». - Какие народы, и в каком количестве проживают на территории области? - Назвать наиболее многочисленные и малочисленные народы нашей области.
Просит учащихся сравнить свои ответы с диаграммой на экране: «Преобладающие народы Волгоградской области». Слайд №6, №7
Задаёт вопрос: - Чем отличаются люди разных национальностей? Просит перечислить этнические признаки. Слайд №8
Организует работу по группам. Просит учащихся проанализировать статистические данные и составить схему: «Языковые семьи». 1 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к индоевропейской языковой семье? 2 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к северокавказской языковой семье? 3 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к уральской и алтайской языковой семье? Слайд № 9
Рассказывает о местах компактного проживания на территории области граждан различных этнических общностей.
Задаёт вопросы: - Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? - Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее остро? - Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? Просит, открыть Конституцию РФ и просмотреть статью 46. - Что такое религия?
Работа по группам. Просит соотнести религиозную принадлежность с национальным составом на территории области. 1 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют православие; 2 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют ислам; 3 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют буддизм.
Просит сравнить свои исследования со схемой на экране. Слайд № 10 - 13
Просит показать подготовленные выступления о национальных обычаях и традициях русской культуры. Слайд №14
Остановка: «Мы славяне». Слайд №15 - 16
Остановка: «Мир русской избы». Читает. - Что за чудо-терема? Расписные всё дома! Ставеньки узорные Тонкая изба До чего ж просторная, Русская изба! Слайд № 17-24
Остановка: «Нет живописней русского наряда»! Читает. Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно будет знать! Костюм о людях призовёт подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, В историю заглянем не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли, проста и хороша? Итак, что ж прежде русские носили? Слайд № 25-32
Остановка: «Делу время, потехе час». Слайд № 33-36
Говорит о значение народных игр. Предлагает размяться и поиграть в народную игру «Ручеёк». 1,2,3 вариант играют в проходе между 1 и 2 рядами; 4,5,6 вариант играют в проходе между 2 и 3 рядами. Слайд № 37
Остановка: «Щи да каша – пища наша». Рассказывает о значение слова «хлебосольство». Слайд № 38 -39
|
Анализируют данные таблицы. Отвечают на вопросы учителя.
Сравнивают и делают вывод.
Отвечают на вопросы.
Работа по группам. Работают с атласом, анализируют статистические данные, составляют схему: «Языковые семьи».
Сравнивают свои ответы со схемой на экране.
Выделяют на контурной карте, места компактного проживания на территории области, граждан различных этнических общностей. Участвуют в дискуссии.
Просматривают статью 46 Конституции РФ.
Работают с дополнительной литературой, заполняют таблицу, делают выводы.
Сравнивают.
Смотрят.
1 группа. На фоне музыке рассказывают о Родине - Отечестве – России. 2 группа. Рассказывают о строительстве избы, о приметах связанных с русской избой, о её интерьере, о русской печи. Читают стихи: «Русские избы». 3 группа. Рассказывают об истории русского костюма. Праздничный и повседневный костюм. Мужской, женский и девичий костюм. Головные уборы и украшения, обувь и тд.
4 группа. Рассказывают о русских праздниках. -Языческие праздники. - Христианские праздники.
Играют.
5 группа. Рассказывают о национальных особенностях русской кухни. |
Закрепление знаний и умений |
Предлагает тестирование по теме урока: «Национальный состав Волгоградской области». |
Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку. |
Домашнее задание |
Сообщение учащимся о домашнем задании: Составить кроссворд по теме: «Народы Волгоградской области».
|
Записывают домашнее задание. |
Рефлексия |
Предлагает задание рефлексии Упражнение «Моё созвездие». Написать своё имя, это название вашего созвездия. Каждая звезда будет означать ваши достижения на уроке: что нового узнал, чему научился. Подписать как можно больше звёзд. Слайд №40
|
Выполняют и озвучивают рефлексию, подписывая свои приобретенные знания, умения, навыки на звездах. Выполняют на раздаточном материале.
|
Итог урока |
Предлагает вопросы: · Что нового узнали на уроке? · Что было для вас непонятным? · Важна ли эта тема для вас? Почему? · Как не допустить межнациональной напряжённости? · Что особенно запомнилось? Выставление оценок за работу на уроке.
Заключительное слово учителя. Слайд № 41-42 - Спасибо всем за работу, урок окончен.
|
Отвечают на вопросы учителя, оценивая урок, свою работу на уроке и работу своих одноклассников.
Воспринимают информацию учителя. |
Приложение 1.
II. Описание интегративной структуры урока.
На данном уроке формируются не только знания, но и способы действий, и алгоритмы деятельности. Большое внимание уделяется формированию алгоритмов деятельности, поэтому урок предопределяет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Это способствует развитию, как индивидуальных качеств, так и развитию личности и отдельных ее сторон. Прежде всего, это развитие интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, а также формирование профессиональной ориентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности. На уроке проявляются личностные качества учащихся, гражданственная позиция. Знания национальной культуры позволяет ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Рассматриваемый вопрос, межнациональных отношений, подталкивает учащихся задуматься о необходимости политической стабильности и толерантном отношение всех народов друг к другу.
Развитие у учащихся учебных приемов в ходе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности с ориентацией на развитие умственной самостоятельности. Для этого на уроке предусматриваются следующие формы работы:
-анализ статистических показателей и карт;
-построение диаграмм с использованием статистических показателей;
- работа с дополнительной литературой;
-работа с контурной картой.
Используются формы работы: индивидуальная, парная, групповая, взаимопроверка.
Учащиеся вовлекаются в следующие мыслительные операции: синтез, обобщение, систематизация при анализе статистических показателей и диаграмм, проявляют следующие виды деятельности: речевая при ответах на вопросы, выполнение самостоятельной работы по практическим заданиям.
На данном уроке организовано развитие познавательной самостоятельности учащихся. В качестве средств развития творческого потенциала предлагается предварительная работа по подбору материала из ресурсов Интернет и выстраивание сценария своих выступлений.
Использование на уроке мультимедийной технологии позволяет решать учебные и познавательные задачи:
· формировать мотивацию к предмету;
· активизировать детей на уроке;
· создание атмосферы успешности;
· способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).
Ключевые компетенции:
Компетенция |
Характеристика |
Формирование компетенции учителем |
Формирование компетенции учеником |
Учебно-познавательная компетенция |
организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, отыскивать причины процессов, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; |
Использование демонстрационного материла (презентации). |
Умение отвечать на поставленные вопросы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий. |
Социокультурная |
Применение на практике ЗУНов. Определять свое место и роль в коллективе. |
Контроль и помощь во время практических заданий. |
Отработка полученных навыков при выполнении практических заданий. |
Информационная компетенция. |
Самостоятельно проводить сравнение, анализ; оценивать полученную информацию. |
Выработка навыков работы со статистическими показателями. |
Умение работать со статистическими показателями: сравнивать, анализировать. |
Коммуникативная компетенция |
Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – умение работать самостоятельно (индивидуальная работа); парная – умение распределить роль, договориться о сотрудничестве; самоконтроль применяется на практических заданиях; устные ответы, представление отчетов по практическим заданиям. |
Руководство во время практических заданий. |
Распределение обязанностей в парах, оценка друг друга и самооценка.
|
Компетенция личностного самосовершенствования |
овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. |
Организация рефлексии |
Умение давать оценку своей работы и работы своих одноклассников. |
Предметные компетенции:
КРИТЕРИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ (ИНФОРМИРОВАННОСТИ) УЧАЩИХСЯ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
Критерии оценки знаний и умений:
1 Знание основных демографических показателей, выделение их отличительных особенностей.
2 Картографические навыки, связанные с работой с географической и контурной картой.
3 Умение проводить сопоставительный анализ демографических процессов.
Для проверки знаний, умений и навыков применяются:
1 Тестовая работа.
2 Письменные задания.
3 Устные вопросы.
КРИТЕРИИ ОПЕРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1 Умение выделять главное;
2 Умение группировать и систематизировать (языковые семьи, религиозную принадлежность);
3 Наличие логики в изложении материала (умение строить логическую цепочку, приводить аргументы);
4 Владение навыками анализа, сравнительного анализа с определением принципов и критериев сопоставления;
5 Владение навыками обобщения и синтеза (выведение критериев на основе работы со статистическими показателями).
КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
1 Готовность учащихся объединяться в различные учебные группы по случайному принципу, адаптироваться в процессе выполнения различных учебных задач;
2 Умение «услышать» другого, сопоставить оценку демографических процессов со своей точкой зрения, задать уточняющий вопрос.
КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ:
1 Наличие, собственной ценностной оценки и умение аргументировано ее, высказывать.
Форма проверки: рефлексия.
Контрольно-измерительные материалы:
тест по теме: «Национальный состав Волгоградской области».
1. Самый многочисленный народ Волгоградской области относится к языковой семье:
А) алтайской;
Б) индоевропейской;
В) уральской.
2. В славянскую группу вместе с русскими входят:
А) чуваши;
Б) белорусы;
В) карелы.
3.Второй по численности народ Волгоградской области:
А) украинцы;
Б) башкиры;
В) татары.
4. Наибольшее количество последователей в Волгоградской области имеет:
А) ислам;
Б) буддизм;
В) православие.
5. В русской избе не орнаментировались:
А) ворота;
Б) бочка с водой;
В) окна.
6. Понёва – это:
А) головной убор;
Б) распашная верхняя одежда женщин;
В) домашняя клетчатая юбка.
7. Основой мужского костюма были:
А) рубаха-косоворотка;
Б) порты;
В) лапти.
8. Главным блюдом у русских было:
А) кисель;
Б) каша;
В) щи.
Ключ к тесту:
1 – Б 5 – Б
2 – Б 6 – В
3 – А 7 – А
4 – В 8 – Б
III. Научно-методическая поддержка во внеурочной деятельности.
Одной из форм научно-методической поддержки, считаю проектную деятельность учащихся по данному вопросу. В нашей школе был разработан проект по теме: «Национальный состав МКОУ «ЛСОШ №1». Учащиеся изучили национальный состав каждого класса, рассмотрели общую картину по школе и сделали сравнительный анализ с данными по Волгоградской области;
Другая форма научно-методической поддержки, ежегодное участие в школьном и районном «Фестивале национальных традиций»
Приложение 2.
План-конспект урока.
Класс: 8-9.
Предмет: география.
Тема: Национальный состав населения Волгоградской области.
Цель урока: Формирование представления знаний учащихся об особенностях национального и религиозного состава населения Волгоградской области.
Задачи:
· образовательные - сформировать знания о национальном и религиозном составе Волгоградской области, познакомить с особенностями культуры и традициями населения области;
· воспитательные – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и населяющих её народов через изучение традиций народной культуры;
· развивающие – продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет.
Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического материала; исследовательская деятельность.
Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры Волгоградской области, религия как часть культуры.
Оборудование: «Политико-административная карта Волгоградской области», карта «Народы России», атлас России и Волгоградской области, раздаточный материал для учащихся, карточки-задания, рабочая тетрадь – География Волгоградской области, статистический материал, словари, конституция РФ, мультимедиа, выставка книг и предметов быта русского народа.
Предварительная работа: подбор материала об особенностях культуры обычаях и традициях русского народа.
Этапы работы:
· организационный момент;
· актуализация знаний;
· изучение новой темы;
· обобщение и закрепление знаний;
· тестирование;
· итог урока;
· домашнее задание.
Эпиграф к уроку: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень». В.Гюго.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, я рада всех вас видеть.
Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока и поработать в парах. Учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают на них по теме: «Численность населения Волгоградской области».
Посмотрите, пожалуйста, на экран и обратите внимание на слова:
· Национальность.
· Национализм.
· Толерантность.
· Этнос.
· Патриотизм.
- Кто из вас может объяснить значение этих слов? ( Если трудно, посмотрите в словарях). С чем связаны эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
- Верно. Тема нашего урока «Национальный состав населения Волгоградской области».
II. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в данном курсе географии?
(знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами).
- Сегодня мы будем работать по плану:
1. Волгоградская область – многонациональный регион.
2. Особенности национального и религиозного состава нашей области.
3. Особенности культуры, обычаи и традиции русского народа.
4. Итоговое тестирование.
- Каждый из нас тесно связан с родной землёй, людьми, проживающими на ней, с её природными условиями и ресурсами, то есть всем тем, что мы именуем «малой родиной». Волгоградская область – богатейший природными и экономическими ресурсами регион. А главное его богатство – это народ.
- Результаты Всероссийской переписи-2011 года ещё раз подтвердили, что население Волгоградской области является многонациональным.
Национальный состав населения Волгоградской области.
Национальность |
Численность (чел.) |
% от общего |
Русские |
2 399 300 |
88,89% |
Украинцы |
56 281 |
2,09% |
Казахи |
45 301 |
1,68% |
Татары |
28 641 |
1,06% |
Армяне |
26 974 |
1,00% |
Немцы |
17 051 |
0,63% |
Азербайджанцы |
14 257 |
0,53% |
Чеченцы |
12 256 |
0,45% |
Белорусы |
12 232 |
0,45% |
Лица, не указавшие национальность |
8 733 |
0,32% |
Чуваши |
8 439 |
0,31% |
Цыгане |
7 258 |
0,27% |
Корейцы |
6 066 |
0,22% |
Марийцы |
6 028 |
0,22% |
Турки |
4 049 |
0,15% |
Мордва |
3 601 |
0,13% |
Грузины |
3 536 |
0,13% |
Молдаване |
3 367 |
0,12% |
Удмурты |
3 073 |
0,11% |
Узбеки |
3 012 |
0,11% |
Даргинцы |
2 604 |
0,10% |
Аварцы |
2 118 |
0,08% |
Таджики |
2 057 |
0,08% |
Лезгины |
2 046 |
0,08% |
Калмыки |
1 617 |
0,06% |
Поляки |
1 295 |
0,05% |
Лица других национальностей |
1 165 |
0,04% |
Башкиры |
1 129 |
0,04% |
Езиды |
1 116 |
0,04% |
Осетины |
1 025 |
0,04% |
Кумыки |
895 |
0,03% |
Вьетнамцы |
884 |
0,03% |
Греки |
824 |
0,03% |
Табасараны |
641 |
0,02% |
Болгары |
551 |
0,02% |
Арабы |
534 |
0,02% |
Курды |
428 |
0,02% |
Коми-пермяки |
418 |
0,02% |
Туркмены |
413 |
0,02% |
Ингуши |
387 |
0,01% |
Литовцы |
375 |
0,01% |
Пуштуны |
313 |
0,01% |
Кабардинцы |
307 |
0,01% |
Удины |
274 |
0,01% |
Лакцы |
268 |
0,0099% |
Каракалпаки |
260 |
0,0096% |
Китайцы |
255 |
0,0094% |
Гагаузы |
228 |
0,0084% |
Карачаевцы |
226 |
0,0084% |
Турки-месхетинцы |
41 |
0,0015% |
Таты |
41 |
0,0015% |
Чехи |
40 |
0,0015% |
Якуты |
38 |
0,0014% |
Итальянцы |
38 |
0,0014% |
Абазины |
36 |
0,0013% |
Персы |
31 |
0,0011% |
Хакасы |
24 |
0,0009% |
Испанцы |
22 |
0,0008% |
Американцы |
20 |
0,0007% |
Татары крымские |
17 |
0,0006% |
Кубинцы |
17 |
0,0006% |
Словаки |
15 |
0,0006% |
Шорцы |
14 |
0,0005% |
Монголы |
11 |
0,0004% |
Ханты |
9 |
0,0003% |
Ненцы |
9 |
0,0003% |
Эвенки |
8 |
0,0003% |
Алтайцы |
7 |
0,0003% |
Русины |
7 |
0,0003% |
Дунгане |
6 |
0,0002% |
Чукчи |
6 |
0,0002% |
Манси |
5 |
0,0002% |
Французы |
4 |
0,0001% |
Японцы |
4 |
0,0001% |
Англичане |
4 |
0,0001% |
Караимы |
4 |
0,0001% |
Селькупы |
3 |
0,0001% |
Эвены |
3 |
0,0001% |
Нанайцы |
3 |
0,0001% |
Ительмены |
2 |
0,0001% |
Алеуты |
2 |
0,0001% |
Ижорцы |
1 |
0,0000% |
Нагайбаки |
1 |
0,0000% |
Кумандинцы |
1 |
0,0000% |
Эскимосы |
1 |
0,0000% |
Нивхи |
1 |
0,0000% |
Негидальцы |
1 |
0,0000% |
Вепсы |
1 |
0,0000% |
Юкагиры |
1 |
0,0000% |
Крымчаки |
1 |
0,0000% |
Саамы |
1 |
0,0000% |
- Русское население по-прежнему является самым многочисленным и составляет 88,89 процента общей численности населения.
- Какие ещё народы, и в каком количестве проживают на территории области? Дайте ответ, проанализировав таблицу «Национальный состав населения Волгоградской области».
- Назовите наиболее многочисленные и малочисленные народы.
Ответы учащихся.
- Сравните свои ответы с диаграммой на экране. («Преобладающие народы Волгоградской области»).
- Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки.
( Ответы учащихся.)
- Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индоевропейская, алтайская, северокавказская, уральская. В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская и др. Какие национальности нашей области представляют языковые семьи, вам предстоит распределить самостоятельно.
Исследовательская деятельность учащихся.
Учащиеся работают с атласом, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод, учащиеся составляют схему: «Языковые семьи».
1группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к индоевропейской языковой семье?
2 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к северокавказской языковой семье?
3 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к уральской и алтайской семье?
- Сравните свои ответы со схемой на экране.
Язык главный этнический признак.
Языковые семьи.
Индоевропейская |
Северокавказская |
Уральская |
Алтайская |
Русские |
Чеченцы |
Мордва |
Казахи |
Украинцы |
Лезгины |
Марийцы |
Татары |
Белорусы |
Ингуши |
Удмурты |
Башкиры |
Осетины |
Кабардинцы |
Карелы |
Азербайджанцы |
Таджики |
Адыгейцы |
Коми |
Калмыки |
Армяне…. |
Абхазы…. |
Эстонцы…. |
Чуваши…. |
- Вторым признаком этноса является территория. В пределах Волгоградской области преобладают русские, но можно выделить места компактного проживания на территории области граждан различных этнических общностей:
казахи – Палласовский, Старополтавский, Николаевский, Ленинский районы;
немцы – Камышенский, Старополтавский, Жирновский районы;
украинцы – Ленинский, Еланский, Жирновский, Котельниковский, Руднянский и др;
чеченцы – Светлоярский, Ленинский, Палласовский, Октябрьский, Николаевский и др;
татары – Ленинский, Светлоярский, Палласовский, Старополтавский и др;
армяне – Среднеахтубинский район, город Волгоград;
корейцы – Быковский, Среднеахтубинский, Ленинский и др.
Практическая работа.
Учащиеся выделяют на контурной карте места компактного проживания, на территории области граждан различных этнических общностей.
Учитель:
- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? ( Ответы учащихся).
- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией.
- Итак, мы с вами выяснили, что Волгоградская область – многонациональная.
- Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений).
- Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?
(Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – статья конституции).
- Откройте Конституцию РФ, статья 46. Просмотрите её.
- Важнейшим признакам этноса является язык и территория. Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия?
(Основы мировоззрения, основанное на вере во всемогущие силы).
- На территории Волгоградской области верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом.
Исследовательская деятельность учащихся.
1 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют православие;
2 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют ислам;
3 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют буддизм.
(учащиеся работают с дополнительной литературой, заполняют таблицу, делают выводы).
- Сравниваем свои исследования со схемой на экране.
- Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, территорию, и исповедует какую либо религию, кроме этого любой народ имеет свою национальную культуру.
- Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряде других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
- Совершим маленькое путешествие в «Мир русской культуры».
(группы учащихся подготовили программы-сообщения о национальных обычаях и традициях русской культуры).
1 группа.
Остановка: «Мы славяне».
(читают на фоне музыке).
1. Соловьи в садах отголосили,
Дни мелькнут, да и в отлёт пора
Улетайте!
В мире есть Россия –
У неё слова из серебра!
2. Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой,
завещанная его предками.
3. Только вдумайся,
Вслушайся
В имя – Россия!
В нём и росы,
И синь,
И сиянье,
И сила…
4. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы, разливы рек. Степей
Необъятный простор. Это – Россия
5. О светло светьлая
И украсьно украшена
Земля Руськая!
И многыми
Удивлена еси реками и кладязьми месточестьными
Горами крутыми
Холмы высокими,
Дубравоми частыми
Польми дивьными,
Зверьми разноличными,
Птицами бещислеными,
Городы великыми,
Сёлы дивьными
Всего еси исполнена земля Руськая!
6. Вы услышали исконно славянскую речь. В нашей местности она зазвучала в 1774 году, когда по указу императрицы Екатерины II тысяча двести семей были переселены из Пензинской, Курской и других земель в наш край. Среди них большинство русских.
7. Русский произошло от слова русс – белый – чистый (Белая Русь, чистая Русь, святая Русь). Славяне от корня слово – люди, которые чётко, ясно выражали слово, они были очень мудрыми, чистыми, всё решали мирно! Славяне – славный народ!
2 группа.
Остановка: «Мир русской избы».
Учитель:
Что за чудо-терема?
Расписные всё дома!
Ставеньки узорные
Тонкая резьба
До чего ж просторная,
Русская изба!
Учащиеся:
- Построить избу – целое исскуство. На деревне им владели единицы. Венцом строительства были обереги, которые должны защищать избу.
- Типичный русский дом – четырёхугольная бревенчатая изба с русской печкой. Он состоял из тёплого, отапливаемого помещения, сеней и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали.
- На юге страны избы ставили «наземь», нижние брёвна сруба засыпались землёй – образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома – завалинка.
- В избе всегда был высокий порог. Порог - осознавался как граница между мирами. С порогом связано множество примет. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного посидеть на лавке у порога – простится с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.
- Основное пространство избы занимала печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранили крупники, чугунки, горшки, миски. Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий станок. В печах парились. Если заболевал грудной ребёнок, его считали «недопеченным» и проводили обряд «перепекания» - на время засовывали в протопленную, но остывшую печь на хлебной лопате. (ср. Иванушка у Бабы Яги в русских сказках).
-Русская печь первоначально топилась по-чёрному, т.е. дым выходил через окна и дверь. Только в середине 19 века печи стали иметь дымоходы.
- Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нём занимал красный угол с образами и столом. Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки, на пол стелили половики, на окна вешали полотенца.
- Лавка в крестьянском доме – это особое место, на которое позволено сесть не каждому. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть.
- В доме, как и в одежде, богато орнаментировались все проёмы (двери, окна, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Орнамент мог покрывать и весь интерьер дома, а вот ёмкости для воды всегда оставались без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту.
Русские избы.
От Оки до Двины и Онеги,
От московских до псковских дорог
Ладить лапти, ладьи и телеги
Мог любой на Руси мужичок.
В городах, деревнях – повсеместно –
Хоть парнишка, хоть вовсе малец,
Мог держать и топор, и стамеску,
Был умелец во всём, удалец.
Скол же русские избы нарядны!
Украшала резьба каждый дом.
Назывался лицом вид фасадный,
А фронтон величался челом.
И сверкали в наличниках стёкла
Словно девичьи очи весной.
Пятистенка, родная избушка,
Ты – праматерь часовен, церквей,
Что от пят и до самой макушки
Вырастали совсем без гвоздей!
На холмах, крутоярах, в селеньях,
Украшая излучины рек,
Возвышались над миром творенья –
Рукотворная радость навек.
Белый свет, он с избою прекрасней,
За порогом расступится тьма.
Словом, что ни деревня, то праздник –
Золотые из сосен дома!
Токарева Анна.
3 группа.
Остановка: «Нет живописней русского наряда»!
Учитель:
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
В историю заглянем не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Итак, что прежде русские носили?
Учащиеся:
- Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
- Наряды, в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали народные представления о мире. Старинные праздничные одежды имеют трёхъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звёздам, птицам. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
- Одежда женская состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную и душегреи.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.
- Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полоской, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Женщины вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), - берегиня. Он оберегал живот. По праздника поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.
- Голову девушек в будни
украшала лента – подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы –
косник из бисера. Головной убор очень важная часть костюма, по нему в старину,
как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное
положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и
имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник
(от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока).Костюм крестьянки — он
традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин
различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников,
труда...
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить
надо,
Национально русского наряда!
А что же носили мужчины?
- Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
Рубаха – основа мужского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой. Особенно украшались ворот, грудь, подол.
Рубаху обязательно подпоясывали. Простые люди – сплетённым из ниток шнурком, а богатые – кожаным ремнём с ажурными пряжками.
- Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шёлка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщёвые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока. Обовью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях, В холода ноги обёртывали онучами, позже носили валенки.
4 группа.
Остановка: «Делу время, потехе час».
- На Руси праздники справлялись как языческие, так и христианские. Языческие праздники: проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца, погребение ярилы. На масленицу мужчины одевали личины (маски) и соответствующие им костюмы, а женщины переодевались в мужские костюмы. Всю масленицу пекли блины, пряженицы, оладьи. Этот праздник сопровождался играми, борьбой и кулачными боями. В конце праздника сжигали чучело из соломы и мылись в бане.
- Христианские праздники: Рождество, Пасха, святки, Радоница и др. Наиболее почитались святки, где переплелись языческие обряды (гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было связано на Руси с сельскохозяйственными сезонами: опашка, Ильин день, первый Спас. Земледельческие праздники составляли определённую пору отдыха после обременительного труда.
- Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Физкультминутка.
Учитель:
- К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
- Предлагаю вам размяться и поиграть в народную игру «Ручеёк».
(1,2,3 вариант играют в проходе между 1 и 2 рядами; 4,5,6 вариант играют в проходе между 2 и 3 рядами).
5 группа.
Остановка: «Щи да каша – пища наша».
Учитель:
- Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаща полная – хлеб-соль со стола не сходит».
Учащиеся:
- У русского народа всегда было бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Приготовлением пищи занималась мать семейства, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центре стола. Гущу похлёбки и мясо можно было зачёрпывать только после главы семейства.
Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошку из кваса с овощами.
- Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием – пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи.
Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Использовались молочные продукты.
Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы.
- Распространённые напитки: квас, чай, настойки. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как второе блюдо. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.
Большинство блюд русской кухни готовится в печи, для чего используются глиняные горшки. Традиционной посудой являются миски и деревянные ложки. Для приготовления чая традиционно использовался самовар.
Учитель:
- Наше путешествие подошло к концу. Вы подготовили прекрасное домашнее задание. А сейчас мы проведём небольшое тестирование по теме.
Тест по теме: «Национальный состав Волгоградской области».
1. Самый многочисленный народ Волгоградской области относится к языковой семье:
А) алтайской;
Б) индоевропейской;
В) уральской.
2. В славянскую группу вместе с русскими входят:
А) чуваши;
Б) белорусы;
В) карелы.
3.Второй по численности народ Волгоградской области:
А) украинцы;
Б) башкиры;
В) татары.
4. Наибольшее количество последователей в Волгоградской области имеет:
А) ислам;
Б) буддизм;
В) православие.
5. В русской избе не орнаментировались:
А) ворота;
Б) бочка с водой;
В) окна.
6. Понёва – это:
А) головной убор;
Б) распашная верхняя одежда женщин;
В) домашняя клетчатая юбка.
7. Основой мужского костюма были:
А) рубаха-косоворотка;
Б) порты;
В) лапти.
8. Главным блюдом у русских было:
А) кисель;
Б) каша;
В) щи.
Ключ к тесту:
1 – Б 5 – Б
2 – Б 6 – В
3 – А 7 – А
4 – В 8 – Б
Взаимопроверка учащихся.
III. Итог урока.
Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: «Народы Волгоградской области».
Выставление оценок.
Рефлексия.
· Что нового узнали на уроке?
· Что было для вас непонятным?
· Важна ли эта тема для вас? Почему?
· Как не допустить межнациональной напряжённости?
· Что особенно запомнилось?
Моё созвездие.
Учитель:
- Напишите своё имя, это название вашего созвездия. Каждая звезда будет означать ваши достижения на уроке: что нового узнал, чему научился. Подпишите как можно больше звёзд. (выполняется на раздаточном материале).
Заключительное слово учителя.
- В Волгоградской области проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Народностей много живёт
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернёмся!
(Стихотворение Л. Рубальской).
- Спасибо всем за работу, урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.