Конкурсный урок географии по теме: «Национальный состав населения Волгоградской области».
Оценка 5

Конкурсный урок географии по теме: «Национальный состав населения Волгоградской области».

Оценка 5
doc
26.05.2020
Конкурсный урок географии по теме: «Национальный состав населения Волгоградской области».
Урок Национальный состав Волгоградской области.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинского муниципального района Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсный урок географии.

Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области».

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Кузьмина Ирина Николаевна

                                                        учитель географии

                                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                          МКОУ «Ленинская СОШ №1»

                                                                                   Ленинского муниципального района

                                                             Волгоградской области.

 

 

 

 

 

2020г.

Сценарий урока.

Тема: «Национальный состав населения Волгоградской области»

с точки зрения интегративного подхода.

I.                  Нормативно-правовой раздел

1.     Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.

Данный урок является вторым уроком в разделе экономической географии Волгоградской области в теме «Население области», после изучения темы «Численность населения. Естественный прирост». Для проверки основных знаний по теме «Численность населения. Естественный прирост» предложена работа в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Цель данного урока: Формирование представления знаний учащихся об особенностях национального и религиозного состава населения Волгоградской области.

Задачи:

Образовательные:

1        Сформировать представления знаний о национальном и религиозном составе Волгоградской области, познакомить с особенностями культуры и традициями населения области;

Развивающие:

1        Продолжать развивать умения анализировать статистический материал, работать с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет;

Воспитательные:

1        Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и населяющих её народов через изучение традиций народной культуры.

2.     Организация урока:

Тип урока: комбинированный (с элементами практикума)

Вид урока: урок – путешествие (с элементами исследования)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, «Политико-административная карта Волгоградской области», карты атласа Волгоградской области и России, раздаточный материал для учащихся, статистический материал, словари, конституция РФ, выставка книг и предметов быта русского народа.

УМК:

1)    География и экология Волгоградской области: учебное пособие для сред. шк. / В. А. Брылев, Н. П. Дьяченко, Ф. И. Жбанов и др.; Волгогр. гос. пед. ун-т, Лаб. геоэкологии и ландшафтоведения; под общ. ред. В.А.Брылева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Перемена, 2005. 

2)    Болотникова Н.В. «Методические рекомендации»  

3)    География Волгоградской области. Рабочая тетрадь.  Природа и экономика. 8-9 класс. «Глобус» с 2006г. (составитель Болотникова Н.В.)

3.     Содержание урока:

Технологическая карта  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

Организационный

(1-2 мин)

 

Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Проверка знаний (5 мин.)

Предлагает вспомнить тему прошлого урока и поработать в парах. 

Задают вопросы друг другу и отвечают на них.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

I этап

Предлагает обратить внимание на слова:

·  Национальность

·  Национализм

·  Толерантность

·  Этнос

·  Патриотизм

Просит объяснить значение слов и сформулировать тему урока.

Слайд №1

Объясняют значения слов (если трудно, смотрят в словарях) и предполагают тему урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II этап

Объявляет тему урока.

Слайд №2

Воспринимают информацию.

Подготовка учащихся к  работе на уроке.

III этап

Формулирует цель урока;

Зачитывает эпиграф к уроку;

Предлагает план урока.

Слайд №3, №4, №5

 

Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность. Знакомятся с планом урока.

Актуализация знаний

Предлагает вопрос:

 - Почему необходимо изучать национальный и религиозный состав нашей области?

Отвечают на вопрос, предложенный учителем

Основной этап урока

1.

Результаты Всероссийской переписи 2002 года 

 

 

 

 

 

2.

Исследовательская деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Исследовательская деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Путешествие в «Мир русской культуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Физкультминутка.

Предлагает проанализировать таблицу: «Национальный состав Волгоградской области».

- Какие народы, и в каком количестве проживают на территории области?

- Назвать наиболее многочисленные и малочисленные народы нашей области.

 

Просит учащихся сравнить свои  ответы с диаграммой на экране: «Преобладающие народы Волгоградской области».

Слайд №6, №7

 

Задаёт вопрос:

 - Чем отличаются люди разных национальностей?

  Просит перечислить этнические признаки.

Слайд №8

 

Организует работу по группам.

Просит учащихся проанализировать статистические данные и  составить схему: «Языковые семьи».

1 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к индоевропейской языковой семье?

2 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к северокавказской языковой семье?

3 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к уральской и алтайской языковой семье?

Слайд № 9

 

 

Рассказывает о местах компактного проживания на территории области граждан различных этнических общностей.

 

 

Задаёт вопросы:

 - Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом?

 - Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее остро?

 - Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

Просит, открыть Конституцию РФ и просмотреть статью 46.

 - Что такое религия?

 

Работа по группам.

Просит соотнести религиозную принадлежность с национальным составом на территории области.

1 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют православие;

2 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют ислам;

3 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют буддизм.

 

Просит сравнить свои исследования со схемой на экране.

Слайд № 10 - 13

 

Просит показать подготовленные выступления о национальных обычаях и традициях русской культуры.

Слайд №14

 

Остановка: «Мы славяне».

Слайд №15 - 16

 

 

 

Остановка: «Мир русской избы».

   Читает.

 - Что за чудо-терема?

    Расписные всё дома!

    Ставеньки узорные

    Тонкая изба

    До чего ж просторная,

    Русская изба!

Слайд № 17-24

 

Остановка: «Нет живописней русского наряда»!

 Читает.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовёт подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

В историю заглянем не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша?

Итак, что ж прежде русские носили?

Слайд № 25-32

 

Остановка: «Делу время, потехе час».

Слайд № 33-36

 

 

 

 

Говорит о значение народных игр.

Предлагает размяться и поиграть в народную игру «Ручеёк».

1,2,3 вариант играют в проходе между 1 и 2 рядами;

4,5,6 вариант играют в проходе между 2 и 3 рядами.

Слайд № 37

 

Остановка: «Щи да каша – пища наша».

Рассказывает о значение слова «хлебосольство».

Слайд № 38 -39

 

Анализируют данные  таблицы.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Сравнивают и делают вывод.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Работа по группам.

Работают с атласом, анализируют статистические данные, составляют схему: «Языковые семьи».

 

 

 

 

 

Сравнивают свои ответы со схемой на экране.

 

Выделяют на контурной карте, места компактного проживания на территории области, граждан различных этнических общностей.

Участвуют в дискуссии.

 

 

 

 

Просматривают статью 46 Конституции РФ.

 

Работают с дополнительной литературой, заполняют таблицу, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Сравнивают.

 

 

 

 

 

 

Смотрят.

 

1 группа.

На фоне музыке рассказывают о Родине -  Отечестве – России.

2        группа.

Рассказывают о строительстве избы, о приметах связанных с русской избой, о её интерьере, о русской печи. Читают стихи: «Русские избы».

3        группа.

Рассказывают об истории русского костюма. Праздничный и повседневный костюм. Мужской, женский и девичий костюм. Головные уборы и украшения, обувь и тд.

 

 

 

4   группа.

Рассказывают о русских праздниках.

 -Языческие праздники.

 - Христианские праздники.

 

Играют.

 

 

 

 

 

 

5        группа.

Рассказывают о национальных особенностях русской кухни.

Закрепление знаний и умений

Предлагает тестирование по теме урока: «Национальный состав Волгоградской области».

Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку.

Домашнее задание

Сообщение учащимся о домашнем задании:

Составить кроссворд по теме: «Народы Волгоградской области».

 

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Предлагает задание рефлексии

Упражнение «Моё созвездие».

Написать своё имя, это название вашего созвездия. Каждая звезда будет означать ваши достижения на уроке: что нового узнал, чему научился. Подписать как можно больше звёзд.

Слайд №40

 

Выполняют и озвучивают рефлексию, подписывая свои приобретенные знания, умения, навыки на звездах. Выполняют на раздаточном материале.

 

 

Итог урока

Предлагает вопросы:

·        Что нового узнали на уроке?

·        Что было для вас непонятным?

·        Важна ли эта тема для вас? Почему?

·        Как не допустить межнациональной напряжённости?

·        Что особенно запомнилось?

Выставление оценок за работу на уроке.

 

Заключительное слово учителя.

Слайд № 41-42

 - Спасибо всем за работу, урок окончен.

 

Отвечают на вопросы учителя, оценивая урок, свою работу на уроке и работу своих одноклассников.

 

Воспринимают информацию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

II.               Описание интегративной структуры урока.

На данном уроке формируются не только знания, но и способы действий, и алгоритмы деятельности. Большое внимание  уделяется  формированию алгоритмов деятельности, поэтому урок  предопределяет активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Это способствует развитию, как индивидуальных качеств, так и развитию личности и отдельных ее сторон. Прежде всего, это развитие интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, а также формирование профессиональной ориентации личности, ее взглядов, мировоззрения, познавательной активности и самостоятельности. На уроке проявляются личностные качества учащихся, гражданственная позиция. Знания национальной культуры позволяет ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Рассматриваемый вопрос, межнациональных отношений, подталкивает учащихся задуматься о необходимости политической стабильности и толерантном отношение всех народов друг  к другу.

 

Развитие у учащихся учебных приемов в ходе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности с ориентацией на развитие умственной самостоятельности. Для этого на уроке предусматриваются следующие формы работы:

-анализ статистических показателей и карт;

-построение диаграмм с использованием статистических показателей;

- работа с дополнительной литературой;

-работа с контурной картой.

Используются формы работы: индивидуальная, парная, групповая, взаимопроверка.

Учащиеся вовлекаются в следующие мыслительные операции: синтез, обобщение, систематизация при анализе статистических показателей и диаграмм, проявляют следующие виды деятельности: речевая при ответах на вопросы, выполнение самостоятельной работы по практическим заданиям.

На данном уроке организовано развитие познавательной самостоятельности учащихся. В качестве средств развития творческого потенциала предлагается предварительная работа по подбору материала из ресурсов Интернет и выстраивание сценария своих выступлений.

Использование на уроке мультимедийной технологии позволяет решать учебные и познавательные задачи:

·        формировать мотивацию к предмету;

·        активизировать детей на уроке;

·        создание атмосферы успешности;

·        способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета).

Ключевые компетенции:

Компетенция

Характеристика

Формирование компетенции учителем

Формирование компетенции учеником

Учебно-познавательная     компетенция

организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы, отыскивать причины процессов, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Использование демонстрационного материла (презентации).

Умение отвечать на поставленные вопросы, использовать теоретические знания для выполнения практических заданий.

Социокультурная

Применение на практике ЗУНов.

Определять свое место и роль в коллективе.

Контроль и помощь во время практических заданий.

Отработка полученных навыков при выполнении практических заданий.

Информационная компетенция.

Самостоятельно проводить сравнение, анализ; оценивать полученную информацию.

Выработка навыков работы со статистическими показателями.

Умение работать со статистическими показателями: сравнивать, анализировать.

Коммуникативная   компетенция  

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – умение работать самостоятельно (индивидуальная работа); парная – умение распределить роль, договориться о сотрудничестве; самоконтроль применяется на практических заданиях; устные ответы, представление отчетов по практическим заданиям.

Руководство во время практических заданий.

Распределение обязанностей в парах, оценка друг друга и самооценка.

 

Компетенция личностного самосовершенствования

овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

Организация рефлексии

Умение давать оценку своей работы и работы своих одноклассников.

 

Предметные компетенции:

КРИТЕРИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ (ИНФОРМИРОВАННОСТИ) УЧАЩИХСЯ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Критерии оценки знаний и умений:

1        Знание основных демографических показателей, выделение их отличительных особенностей.

2        Картографические навыки, связанные с работой с географической и контурной картой.

3        Умение проводить сопоставительный анализ демографических процессов.

Для проверки знаний, умений и навыков применяются:

1        Тестовая работа.

2        Письменные задания.

3        Устные вопросы.

КРИТЕРИИ ОПЕРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1        Умение выделять главное;

2        Умение группировать и систематизировать (языковые семьи, религиозную принадлежность);

3        Наличие логики в изложении материала (умение строить логическую цепочку, приводить аргументы);

4        Владение навыками анализа, сравнительного анализа с определением принципов и критериев сопоставления;

5        Владение навыками обобщения и синтеза (выведение критериев на основе работы со статистическими показателями).

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

1        Готовность учащихся объединяться в различные учебные группы по случайному принципу, адаптироваться в процессе выполнения различных учебных задач;

2        Умение «услышать» другого, сопоставить оценку демографических процессов со своей точкой зрения, задать уточняющий вопрос.

КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИЛИ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ:

1        Наличие, собственной ценностной оценки и умение аргументировано ее, высказывать.

Форма проверки: рефлексия.

Контрольно-измерительные материалы:

тест по теме: «Национальный состав Волгоградской области».

1.    Самый многочисленный народ Волгоградской области относится к языковой семье:

А) алтайской;

Б) индоевропейской;

В) уральской.

       2.  В славянскую группу вместе с русскими входят:

             А) чуваши;

             Б) белорусы;

             В) карелы.

        3.Второй по численности народ Волгоградской области:

             А) украинцы;

             Б) башкиры;

             В) татары.

        4. Наибольшее количество последователей в Волгоградской области имеет:

             А) ислам;

             Б) буддизм;

             В) православие.

        5. В русской избе не орнаментировались:

             А) ворота;

             Б) бочка с водой;

             В) окна.

        6. Понёва – это:

             А) головной убор;

              Б) распашная верхняя одежда женщин;

              В) домашняя клетчатая юбка.

          7. Основой мужского костюма были:

              А) рубаха-косоворотка;

              Б) порты;

              В) лапти.

           8. Главным блюдом у русских было:

               А) кисель;

               Б) каша;

               В) щи.

 

Ключ к тесту:

1 – Б          5 – Б

2 – Б          6 – В

3 – А          7 – А

4 – В          8 – Б

III.     Научно-методическая поддержка во внеурочной деятельности.

 

Одной из форм научно-методической поддержки, считаю проектную деятельность учащихся по данному вопросу. В нашей школе был разработан проект по теме: «Национальный состав МКОУ «ЛСОШ №1». Учащиеся изучили национальный состав каждого класса, рассмотрели общую картину по школе и сделали сравнительный анализ с данными по Волгоградской области;

Другая форма научно-методической поддержки, ежегодное участие в школьном и районном «Фестивале национальных традиций»

 

Приложение 2.

План-конспект урока.

 

Класс: 8-9.

Предмет: география.                  

Тема: Национальный состав населения Волгоградской области.                    

Цель урока: Формирование представления знаний учащихся об особенностях национального и религиозного состава населения  Волгоградской области.

Задачи:

·        образовательные - сформировать знания о национальном и религиозном составе Волгоградской области, познакомить с особенностями культуры и традициями населения области;

·        воспитательные – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей области и населяющих её народов через изучение традиций народной культуры;

·        развивающие – продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет.

Способы действия учащихся: анализ статистического и картографического материала; исследовательская деятельность.

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры Волгоградской области, религия как часть культуры.

Оборудование: «Политико-административная карта Волгоградской области», карта «Народы России», атлас России и Волгоградской области, раздаточный материал для учащихся, карточки-задания, рабочая тетрадь – География Волгоградской области, статистический материал, словари, конституция РФ, мультимедиа, выставка книг и предметов быта русского народа.

Предварительная работа: подбор материала об особенностях культуры обычаях и традициях русского народа.

Этапы работы:

·        организационный момент;

·        актуализация знаний;

·        изучение новой темы;

·        обобщение и закрепление знаний;

·        тестирование;

·        итог урока;

·        домашнее задание.

Эпиграф к уроку: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».                                                                             В.Гюго.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 - Здравствуйте, я рада всех вас видеть.

Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока и поработать в парах. Учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают на них по теме: «Численность населения Волгоградской области».

Посмотрите, пожалуйста, на экран и обратите       внимание на слова:

·        Национальность.

·        Национализм.

·        Толерантность.

·        Этнос.

·        Патриотизм.

 - Кто из вас может объяснить значение этих слов? ( Если трудно, посмотрите в словарях). С чем связаны эти понятия? Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

 - Верно. Тема нашего урока «Национальный состав населения Волгоградской области».

II. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в данном курсе географии?

(знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами).

 - Сегодня мы будем работать по плану:

1. Волгоградская область – многонациональный регион.

2. Особенности национального и религиозного состава нашей области.

3. Особенности культуры, обычаи и традиции русского народа.

4. Итоговое тестирование.

 - Каждый из нас тесно связан с родной землёй, людьми, проживающими на ней, с её природными условиями и ресурсами, то есть всем тем, что мы именуем «малой родиной». Волгоградская область – богатейший природными и экономическими ресурсами регион. А главное его богатство – это народ.

 - Результаты Всероссийской переписи-2011 года ещё раз подтвердили, что население Волгоградской области является многонациональным.

Национальный состав населения Волгоградской области.

 

Национальность

Численность

(чел.)

% от общего

Русские

2 399 300

88,89%

Украинцы

56 281

2,09%

Казахи

45 301

1,68%

Татары

28 641

1,06%

Армяне

26 974

1,00%

Немцы

17 051

0,63%

Азербайджанцы

14 257

0,53%

Чеченцы

12 256

0,45%

Белорусы

12 232

0,45%

Лица, не указавшие национальность

8 733

0,32%

Чуваши

8 439

0,31%

Цыгане

7 258

0,27%

Корейцы

6 066

0,22%

Марийцы

6 028

0,22%

Турки

4 049

0,15%

Мордва

3 601

0,13%

Грузины

3 536

0,13%

Молдаване

3 367

0,12%

Удмурты

3 073

0,11%

Узбеки

3 012

0,11%

Даргинцы

2 604

0,10%

Аварцы

2 118

0,08%

Таджики

2 057

0,08%

Лезгины

2 046

0,08%

                                                

Калмыки

1 617

0,06%

Поляки

1 295

0,05%

Лица других национальностей

1 165

0,04%

Башкиры

1 129

0,04%

Езиды

1 116

0,04%

Осетины

1 025

0,04%

Кумыки

895

0,03%

Вьетнамцы

884

0,03%

Греки

824

0,03%

Табасараны

641

0,02%

Болгары

551

0,02%

Арабы

534

0,02%

Курды

428

0,02%

Коми-пермяки

418

0,02%

Туркмены

413

0,02%

Ингуши

387

0,01%

Литовцы

375

0,01%

Пуштуны

313

0,01%

Кабардинцы

307

0,01%

Удины

274

0,01%

Лакцы

268

0,0099%

Каракалпаки

260

0,0096%

Китайцы

255

0,0094%

Гагаузы

228

0,0084%

Карачаевцы

226

0,0084%

 

Турки-месхетинцы

41

0,0015%

Таты

41

0,0015%

Чехи

40

0,0015%

Якуты

38

0,0014%

Итальянцы

38

0,0014%

Абазины

36

0,0013%

Персы

31

0,0011%

Хакасы

24

0,0009%

Испанцы

22

0,0008%

Американцы

20

0,0007%

Татары крымские

17

0,0006%

Кубинцы

17

0,0006%

Словаки

15

0,0006%

Шорцы

14

0,0005%

Монголы

11

0,0004%

Ханты

9

0,0003%

Ненцы

9

0,0003%

Эвенки

8

0,0003%

Алтайцы

7

0,0003%

Русины

7

0,0003%

Дунгане

6

0,0002%

Чукчи

6

0,0002%

Манси

5

0,0002%

Французы

4

0,0001%

Японцы

4

0,0001%

Англичане

4

0,0001%

Караимы

4

0,0001%

Селькупы

3

0,0001%

Эвены

3

0,0001%

Нанайцы

3

0,0001%

Ительмены

2

0,0001%

Алеуты

2

0,0001%

Ижорцы

1

0,0000%

Нагайбаки

1

0,0000%

Кумандинцы

1

0,0000%

Эскимосы

1

0,0000%

Нивхи

1

0,0000%

Негидальцы

1

0,0000%

Вепсы

1

0,0000%

Юкагиры

1

0,0000%

Крымчаки

1

0,0000%

Саамы

1

0,0000%

 

 

 - Русское население по-прежнему является самым многочисленным и составляет 88,89 процента общей численности населения.

 - Какие ещё народы, и в каком количестве проживают на территории области? Дайте ответ, проанализировав таблицу «Национальный состав населения Волгоградской области».

 - Назовите наиболее многочисленные и малочисленные народы.

Ответы учащихся.

 - Сравните свои ответы с диаграммой на экране. («Преобладающие народы Волгоградской области»).

 - Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки.

( Ответы учащихся.)

 - Правильно, одним из важнейших признаков этноса является язык. По сходности языков народы России относятся к 4 языковым семьям: индоевропейская, алтайская, северокавказская, уральская. В состав языковых семей входят различные языковые группы: славянская, германская, иранская и др. Какие национальности нашей области представляют языковые семьи, вам предстоит распределить самостоятельно.

Исследовательская деятельность учащихся.

Учащиеся работают с атласом, анализируют статистические данные, «эксперты» каждой группы делают вывод, учащиеся составляют схему: «Языковые семьи».

1группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся к индоевропейской языковой семье?

2 группа  выбирает: Народы, каких национальностей относятся к северокавказской языковой семье?

3 группа выбирает: Народы, каких национальностей относятся  к уральской и алтайской семье?

 - Сравните свои ответы со схемой на экране.

 

Язык главный этнический признак.

Языковые семьи.

Индоевропейская

Северокавказская

Уральская

Алтайская

Русские

Чеченцы

Мордва

Казахи

Украинцы

Лезгины

Марийцы

Татары

Белорусы

Ингуши

Удмурты

Башкиры

Осетины

Кабардинцы

Карелы

Азербайджанцы

Таджики

Адыгейцы

Коми

Калмыки

    Армяне….

Абхазы….

Эстонцы….

Чуваши….

 

 - Вторым признаком этноса является территория. В пределах Волгоградской области преобладают русские, но можно выделить места компактного проживания на территории области граждан различных этнических общностей:

казахи – Палласовский, Старополтавский, Николаевский, Ленинский районы;

немцы – Камышенский, Старополтавский, Жирновский районы;

украинцы – Ленинский, Еланский, Жирновский, Котельниковский, Руднянский и др;

чеченцы – Светлоярский, Ленинский, Палласовский, Октябрьский, Николаевский и др;

татары – Ленинский, Светлоярский, Палласовский, Старополтавский и др;

армяне – Среднеахтубинский район, город Волгоград;

корейцы – Быковский, Среднеахтубинский, Ленинский и др.

Практическая работа.

Учащиеся выделяют на контурной карте места компактного проживания, на территории области граждан различных этнических общностей.

Учитель:

 - Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? ( Ответы учащихся).

- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией.

 - Итак, мы с вами выяснили, что Волгоградская область – многонациональная.

 - Какая проблема, может стоять перед людьми разных национальностей, наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений).

 - Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов?

(Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов –  статья конституции).

 - Откройте Конституцию РФ, статья 46. Просмотрите её.

 - Важнейшим признакам этноса является язык и территория. Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия?

(Основы мировоззрения, основанное на вере во всемогущие силы).

 - На территории Волгоградской области верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом.

Исследовательская деятельность учащихся.

1 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют православие;

2 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют ислам;

3 группа выясняет, люди каких национальностей исповедуют буддизм.

(учащиеся работают с дополнительной литературой, заполняют таблицу, делают выводы).

 - Сравниваем свои исследования со схемой на экране.

 - Итак, мы с вами выяснили, что каждый народ имеет свой язык, территорию, и исповедует какую либо религию, кроме этого любой народ имеет свою национальную культуру.

 - Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряде других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 - Совершим маленькое путешествие в «Мир русской культуры».

(группы учащихся подготовили программы-сообщения о национальных обычаях и традициях русской культуры).

1 группа.

Остановка: «Мы славяне».

(читают на фоне музыке).

1.     Соловьи в садах отголосили,

Дни мелькнут, да и в отлёт пора

Улетайте!

В мире есть Россия –

У неё слова из серебра!

2.    Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой,  

      завещанная его предками.

3.     Только вдумайся,

Вслушайся

      В имя – Россия!

      В нём и росы,

      И синь,

      И сиянье,

      И сила…

4.     Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы, разливы рек. Степей

Необъятный простор. Это – Россия

5.     О светло светьлая

И украсьно украшена

Земля Руськая!

И многыми

Удивлена еси реками и кладязьми месточестьными

Горами крутыми

Холмы высокими,

Дубравоми частыми

Польми дивьными,

Зверьми разноличными,

Птицами бещислеными,

Городы великыми,

Сёлы дивьными

Всего еси исполнена земля Руськая!

6.     Вы услышали исконно славянскую речь. В нашей местности она зазвучала в 1774 году, когда по указу императрицы Екатерины II тысяча двести семей были переселены из Пензинской, Курской и других земель в наш край. Среди них большинство русских.

7.     Русский произошло от слова русс – белый – чистый (Белая Русь, чистая Русь, святая Русь). Славяне от корня слово – люди, которые чётко, ясно выражали слово, они были очень мудрыми, чистыми, всё решали мирно! Славяне – славный народ!

2 группа.

Остановка: «Мир русской избы».

Учитель:

                Что за чудо-терема?

                 Расписные всё дома!

                 Ставеньки узорные

                 Тонкая резьба

                 До чего ж просторная,

                 Русская изба!

Учащиеся:

   - Построить избу – целое исскуство. На деревне им владели единицы. Венцом строительства были обереги, которые должны защищать избу.

 - Типичный русский дом – четырёхугольная бревенчатая изба с русской печкой. Он состоял из тёплого, отапливаемого помещения, сеней и клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали.

 - На юге страны избы ставили «наземь», нижние брёвна сруба засыпались землёй – образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома – завалинка.

 - В избе всегда был высокий порог. Порог -  осознавался как граница между мирами. С порогом связано множество примет. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного посидеть на лавке у порога – простится с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

 

 - Основное пространство избы занимала печь. Она и грела, и кормила, и лечила; на ней спали старики, в ней мылись. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранили крупники, чугунки, горшки, миски. Здесь женщины стряпали и ели. У окна, близ стола, на зиму ставили ткацкий станок. В печах парились. Если заболевал грудной ребёнок, его считали «недопеченным» и проводили обряд «перепекания» - на время засовывали в протопленную, но остывшую печь на хлебной лопате. (ср. Иванушка у Бабы Яги в русских сказках).

-Русская печь первоначально топилась по-чёрному, т.е. дым выходил через окна и дверь. Только в середине 19 века печи стали иметь дымоходы.

 - Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нём занимал красный угол с образами и столом. Мебели почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки, на пол стелили половики, на окна вешали полотенца.

 - Лавка в крестьянском доме – это особое место, на которое позволено сесть не каждому. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть.

 - В доме, как и в одежде, богато орнаментировались все проёмы (двери, окна, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Орнамент мог покрывать и весь интерьер дома, а вот ёмкости для воды всегда оставались без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту.

Русские избы.

От Оки до Двины и Онеги,

От московских до псковских дорог

Ладить лапти, ладьи и телеги

Мог любой на Руси мужичок.

В городах, деревнях – повсеместно –

Хоть парнишка, хоть вовсе малец,

Мог держать и топор, и стамеску,

Был умелец во всём, удалец.

Скол же русские избы нарядны!

Украшала резьба каждый дом.

Назывался лицом вид фасадный,

А фронтон величался челом.

И сверкали в наличниках стёкла

Словно девичьи очи весной.

Пятистенка, родная избушка,

Ты – праматерь часовен, церквей,

Что от пят и до самой макушки

Вырастали совсем без гвоздей!

На холмах, крутоярах, в селеньях,

Украшая излучины рек,

Возвышались над миром творенья –

Рукотворная радость навек.

Белый свет, он с избою прекрасней,

За порогом расступится тьма.

Словом, что ни деревня, то праздник –

Золотые из сосен дома!

                                 Токарева Анна.

3 группа.

Остановка: «Нет живописней русского наряда»!

Учитель:

                Нам, россиянам, русского костюма

                Историю полезно будет знать!

                Костюм о людях призовёт подумать,

                О быте, нравах может рассказать.

                В себе не станем мы растить невежду,

                В историю заглянем не спеша,

                Рассмотрим древнерусскую одежду:

                Не правда ли, проста и хороша?

                Итак, что прежде русские носили?

Учащиеся:

 - Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.

- Наряды, в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной. В ней, как и в декоре крестьянского дома, господствовали народные представления о мире. Старинные праздничные одежды имеют трёхъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звёздам, птицам. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

- Одежда женская состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную и душегреи.

 Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.

 - Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полоской, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

 Женщины вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), - берегиня. Он оберегал живот. По праздника поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.

 - Голову девушек в будни украшала лента – подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы – косник из бисера. Головной убор очень важная часть костюма, по нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: её возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока).Костюм крестьянки — он
традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин
различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников,
труда...
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить
надо,
Национально русского наряда!

А что же носили мужчины?

 - Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.

 Рубаха – основа мужского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой. Особенно украшались ворот, грудь, подол.

 Рубаху обязательно подпоясывали. Простые люди – сплетённым из ниток шнурком, а  богатые – кожаным ремнём с ажурными пряжками.

 - Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шёлка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщёвые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока. Обовью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях, В холода ноги обёртывали онучами, позже носили валенки.

4 группа.

Остановка: «Делу время, потехе час».

 - На Руси праздники справлялись как языческие, так и христианские. Языческие праздники: проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца, погребение ярилы. На масленицу мужчины одевали личины (маски) и соответствующие им костюмы, а женщины переодевались в мужские костюмы. Всю масленицу пекли блины, пряженицы, оладьи. Этот праздник сопровождался играми, борьбой и кулачными боями. В конце праздника сжигали чучело из соломы и мылись в бане.

 - Христианские праздники: Рождество, Пасха, святки, Радоница и др. Наиболее почитались святки, где переплелись языческие обряды (гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было связано на Руси с сельскохозяйственными сезонами: опашка, Ильин день, первый Спас. Земледельческие праздники составляли определённую пору отдыха после обременительного труда.

 - Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Физкультминутка.

Учитель:

 - К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

 - Предлагаю вам размяться и поиграть в народную игру «Ручеёк».

(1,2,3 вариант играют в проходе между 1 и 2 рядами; 4,5,6 вариант играют в проходе между 2 и 3 рядами).

5 группа.

Остановка: «Щи да каша – пища наша».

Учитель:

 - Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаща полная – хлеб-соль со стола не сходит».

 Учащиеся:

 - У русского народа всегда было бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Приготовлением пищи занималась мать семейства, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центре стола. Гущу похлёбки и мясо можно было зачёрпывать только после главы семейства.

 Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошку из кваса с овощами.

 - Важными составляющими питательного рациона были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием – пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи.

 Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи и горох. Использовались молочные продукты.

 Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы.

 - Распространённые напитки: квас, чай, настойки. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как второе блюдо. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.

 Большинство блюд русской кухни готовится в печи, для чего используются глиняные горшки. Традиционной посудой являются миски и деревянные ложки. Для приготовления чая традиционно использовался самовар.

Учитель:

 - Наше путешествие подошло к концу. Вы подготовили прекрасное домашнее задание. А сейчас мы проведём небольшое тестирование по теме.

Тест по теме: «Национальный состав Волгоградской области».

1.     Самый многочисленный народ Волгоградской области относится к языковой семье:

А) алтайской;

Б) индоевропейской;

В) уральской.

       2.  В славянскую группу вместе с русскими входят:

             А) чуваши;

             Б) белорусы;

             В) карелы.

        3.Второй по численности народ Волгоградской области:

             А) украинцы;

             Б) башкиры;

             В) татары.

        4. Наибольшее количество последователей в Волгоградской области имеет:

             А) ислам;

             Б) буддизм;

             В) православие.

        5. В русской избе не орнаментировались:

             А) ворота;

             Б) бочка с водой;

             В) окна.

        6. Понёва – это:

             А) головной убор;

              Б) распашная верхняя одежда женщин;

              В) домашняя клетчатая юбка.

          7. Основой мужского костюма были:

              А) рубаха-косоворотка;

              Б) порты;

              В) лапти.

           8. Главным блюдом у русских было:

               А) кисель;

               Б) каша;

               В) щи.

 

Ключ к тесту:

1 – Б          5 – Б

2 – Б          6 – В

3 – А         7 – А

4 – В         8 – Б

 

 

Взаимопроверка учащихся.

III. Итог урока.

Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме: «Народы Волгоградской области».

Выставление оценок.

Рефлексия.

·        Что нового узнали на уроке?

·        Что было для вас непонятным?

·        Важна ли эта тема для вас? Почему?

·        Как не допустить межнациональной напряжённости?

·        Что особенно запомнилось?

Моё созвездие.

Учитель:

 - Напишите своё имя, это название вашего созвездия. Каждая звезда будет означать ваши достижения на уроке: что нового узнал, чему научился. Подпишите как можно больше звёзд. (выполняется на раздаточном материале).

Заключительное слово учителя.

 - В Волгоградской области проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

Народностей много живёт

В стране под названьем Россия

Но вместе мы – русские, русский народ

И в этом наша главная сила.

Но кто-то не верит, и пусть

Мы за руки крепко возьмемся    

Поверь в наши  силы Великая Русь

И мы к лучшей жизни вернёмся!

(Стихотворение Л. Рубальской).

 - Спасибо всем за работу, урок окончен.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Сценарий урока. Тема: «Национальный состав населения

Сценарий урока. Тема: «Национальный состав населения

Содержание урока: Технологическая карта урока

Содержание урока: Технологическая карта урока

Результаты Всероссийской переписи 2002 года 2

Результаты Всероссийской переписи 2002 года 2

Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

Физкультминутка.Предлагает проанализировать таблицу: «Национальный состав

Физкультминутка.Предлагает проанализировать таблицу: «Национальный состав

Домашнее задание Сообщение учащимся о домашнем задании:

Домашнее задание Сообщение учащимся о домашнем задании:

Приложение 1. II.

Приложение 1. II.

Ключевые компетенции:

Ключевые компетенции:

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В) лапти. 8. Главным блюдом у русских было:

В) лапти. 8. Главным блюдом у русских было:

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры

Ценностный компонент урока: многонациональность как феномен культуры

Сегодня мы будем работать по плану: 1

Сегодня мы будем работать по плану: 1

Турки 4 049 0,15%

Турки 4 049 0,15%

Туркмены 413 0,02%

Туркмены 413 0,02%

Ненцы 9 0,0003%

Ненцы 9 0,0003%

Русское население по-прежнему является самым многочисленным и составляет 88,89 процента общей численности населения

Русское население по-прежнему является самым многочисленным и составляет 88,89 процента общей численности населения

Палласовский, Старополтавский,

Палласовский, Старополтавский,

Совершим маленькое путешествие в «Мир русской культуры»

Совершим маленькое путешествие в «Мир русской культуры»

Пензинской, Курской и других земель в наш край

Пензинской, Курской и других земель в наш край

Лавка в крестьянском доме – это особое место, на которое позволено сесть не каждому

Лавка в крестьянском доме – это особое место, на которое позволено сесть не каждому

О быте, нравах может рассказать

О быте, нравах может рассказать

Поневы и рубахи без затей. А все ж наряды женщин различались

Поневы и рубахи без затей. А все ж наряды женщин различались

Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии

Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии

Гущу похлёбки и мясо можно было зачёрпывать только после главы семейства

Гущу похлёбки и мясо можно было зачёрпывать только после главы семейства

А) головной убор;

А) головной убор;

Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи

Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020