Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Мы продолжаем изучать геосферы Земли. Вы уже знаете, что Земля обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним, как они называются. Что означают их названия? С какой оболочкой вы уже знакомы? (литосферой). Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей планеты и познакомимся еще с одной из оболочек Земли.
Он похож на одеяло, им окутана Земля.
Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Ни сложить, не развернуть,
Не потрогать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет,
Есть оно, а вроде нет. (воздух)
Какую оболочку мы начнем изучать? (воздушную)
Как вы считаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Как вы думаете, какие оболочки принимали участие в формировании атмосферы? (Литосфера, биосфера)
Первичная атмосфера образовалась из газов, которые выделились из земной коры в результате охлаждения и затвердевания. Она была очень тонкой и разряженной. С появлением живых организмов она сильно изменилась. Какой биологический процесс повлиял на атмосферу? (фотосинтез).
Это еще раз подтверждает то, что все оболочки взаимосвязаны. Их взаимодействие определяет облик нашей планеты. Развитие воздушной оболочки Земли значительно отличается от развития газовых оболочек других планет и тесно связано с геологическими процессами, а также деятельностью живых организмов.
Давайте сформулируем цель урока.
Цель урока: изучить атмосферу, узнать подробно о ее строении, значении, выяснить особенности данной оболочки.
Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.
Что вы знаете о воздухе?
Где можно встретить воздух?
Что вам известно о свойствах воздуха?
Что бы вы ещё хотели узнать об атмосфере?
Проблемный вопрос?
Прежде чем мы начнем
работать я хотела бы вам напомнить сказку про «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В этой сказке рассказывается о глупом Тролле
который решил построить дом поближе к Солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль
принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро
гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
«Вот теперь, пожалуй, хватит!»- сказал Тролль.
Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И Тролль
полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее
становится. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так
этот глупый Тролль и замерз.
Почему замерз Тролль? Можете вы ответить сейчас на этот вопрос?.....
Мы к нему вернемся, когда рассмотрим тему.
План урока. (на доске написать)
1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
2. Значение атмосферы.
3. Состав атмосферного воздуха.
4. Строение атмосферного воздуха.
5. Границы Атмосферы.
2.Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.
1. Значение воздуха.
Воздух мы не замечаем, для нас он привычен. Воздушная оболочка вместе с Землей совершает суточное вращение вокруг земной оси, а также годовое движение по околосолнечной орбите. Атмосфера обладает большими запасами воды.
1.1 Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможна.
1.2 Защита от падения небесных тел.
1.3 От ультрафиолетовых лучей.
1.4 От перегревания и переохлаждения.
Воздушная оболочка оказывает существенное влияние на все живое и, естественно на жизнь людей: их самочувствие, работоспособность. В свою очередь, деятельность живых организмов, прежде всего человека, оказывает все большее влияние на состав атмосферы и на процессы, происходящие в ней. Представьте, как бы выглядела наша планета без атмосферы.
Физкультминутка.
Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.
«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую
свечу ( на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
Не погасла, попробуем еще раз.
« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули
( повторить 2-3 раза).
« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,
и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и
наклоняясь вперёд ( повторить 2-3 раза).
2. Самостоятельная работа по изучению нового материала.
Следующий этап – исследовательская деятельность (работа в группах).
Прочитать правила работы в группах!!!
Ребята, мы с Вами поделились на 3 группы в каждой группе должен быть координатор. В 1 группе Убакаева И., вторая группа – Полесская А., третья группа – Санина А.
Координатор распределяет задания, помогает группе сосредоточиться на главном и довести задание до конца.
Общение в группе должно строиться на взаимном уважении, умении выслушивать мнение товарищей. Нельзя перебивать друг друга. Выражать свои мысли ясно, так, чтобы ваши слова были понятны всем и внимательно слушать, то о чем говорят товарищи. В ходе обсуждения необходимо делать записи. Когда выслушаны версии всех участников группы, необходимо согласовать общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Представитель не обязательно должен быть координатором, это может быть любой из группы. В свою очередь координатор следит за временем, когда идет обсуждение.
Задание для каждой из групп:
1 группа изучает состав атмосферного воздуха Задание выполняется с помощью текста
2 группа изучает строение атмосферы. Учебника стр. 65 - 67
3 группа определяет размеры атмосферы
Вопрос: какие изменения происходят в атмосфере с высотой?
Возвращаемся к проблемному вопросу. Почему Тролль замерз?
(температура воздуха понижается с высотой)
Давайте проверим, сможете ли вы использовать знания, полученные на уроке?
Вы отправляетесь в Африку, чтобы подняться на вулкан Килиманджаро. В какой части Африки находится вулкан? (у экватора) Что вы можете сказать о климате? (очень жаркий) Какую одежду вы возьмете с собой? Какую одежду взял бы Тролль?
3. Закрепление изученного материала.
3.1 Работа с основными понятиями темы. Запишите основные понятия темы себе в тетрадь.(см уч.)
4. Рефлексия.
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
5. Подведение итогов, Д/З. п. 12, Работа в тетради «Дневник географа следопыта».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.