Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности – «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» составлена на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, но по-прежнему особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для её достижения.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность класса, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Формирование патриотического сознания целесообразно начинать с ближайшего окружения ребенка, а именно - его семьи.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Актуальность программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий – развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Цель программы:
Развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.
Задачи программы:
· развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
· формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
· развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
· воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
· научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;
· сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»
Программа рассчитана для реализации в 6 классах и включает в себя следующие направления:
Ø Гражданско-патриотическое воспитание
Ø Нравственное и духовное воспитание
Ø Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ø Интеллектуальное воспитание
Ø Здоровьесберегающее воспитание
Ø Социокультурное и медиакультурное воспитание
Ø Правовое воспитание и культура безопасности
Ø Формирование коммуникативной культуры
Ø Экологическое воспитание
Ø Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
· отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
· представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
· характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
· дают минимальный опыт предметной деятельности;
· многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
· формируются средствами содержания образования;
· позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
· обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
· Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
· Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
· Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
· Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
· Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
· Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
· Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Особенности возрастной группы детей:
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-х классов (11-12 лет).
Отличительная особенности программы:
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
ü формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
ü формирование познавательной и информационной культуры;
ü формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
ü формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
ü формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
ü овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
ü умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
ü формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
ü умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
ü умение извлекать информацию из различных источников.
ü умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание - длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Вместе с тем, программа по социальному направлению внеурочной деятельности предполагает воспитательные результаты. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
· на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
· на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
· на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания и социализации школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Гражданско-патриотическое воспитание
|
3 |
2 |
Нравственное и духовное воспитание |
|
3 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству |
|
4 |
Интеллектуальное воспитание |
|
5 |
Здоровьесберегающее воспитание |
|
6 |
Социокультурное и медиакультурное воспитание |
|
7 |
Правовое воспитание и культура безопасности
|
|
8 |
Формирование коммуникативной культуры |
|
9 |
Экологическое воспитание |
|
10 |
Культуротворческое и эстетическое воспитание |
|
Всего: |
34 |
Календарно-тематический план (34 часа)
№ заняти я по порядк у |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Символы государства |
1 |
2. |
Я – частица класса, но я - индивидуальность |
1 |
3. |
Улицы и движение в нашемселе Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
1 |
4. |
Люди пожилые, сердцем молодые |
1 |
5. |
Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. |
1 |
6. |
Ежели вы вежливы… |
1 |
7. |
В защиту Матери-Земли |
1 |
8. |
Я против вредных привычек |
1 |
9. |
Я против опасных вредных привычек |
1 |
10. |
Уголовная и административная ответственность |
1 |
11. |
О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? |
1 |
12. |
Здоровое питание против фастфудов. |
1 |
13. |
Права твои, мои, наши |
1 |
14. |
Конституция – основной закон гражданина |
1 |
15. |
Мастерская Деда Мороза |
1 |
16. |
Новый год - от беды отворот! |
1 |
17. |
Знай и люби свой край |
1 |
18. |
Влияние компьютера на наше здоровье |
1 |
19. |
Дружба начинается с улыбки |
1 |
20. |
«Нет» вредным привычкам! |
1 |
21. |
Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте |
1 |
22. |
Аты-баты! Стань солдатом! |
1 |
23. |
Народные традиции |
1 |
24. |
Мисс Весна |
1 |
25. |
Я и закон |
1 |
26. |
Причины непонимания в отношениях «взрослый- ребёнок» |
1 |
27. |
В школе ты гость и хозяин |
1 |
28. |
Формула здоровья. Табак – твой враг |
1 |
29. |
Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты? |
1 |
30. |
Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших |
1 |
31. |
Поклонимся великим тем годам. |
1 |
32. |
Без друзей меня чуть-чуть… |
1 |
33. |
Жизнь прекрасна, потому что… |
1 |
34. |
Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере |
1 |
№ |
Дата |
Тема |
Аннотация |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1. |
|
Символы государства |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1 |
Устный журнал |
2. |
|
Я – частица класса, но я - индивидуальность |
Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. |
3. |
|
Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка |
4. |
|
Люди пожилые, сердцем молодые |
Нравственное и духовное воспитание |
1 |
Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана |
5. |
|
Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения. |
6. |
|
Ежели вы вежливы… |
Нравственное и духовное воспитание |
1 |
Викторина |
7. |
|
В защиту Матери-Земли |
Экологическое воспитание |
1 |
Устный журнал |
8. |
|
Я против вредных привычек |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады |
9. |
|
Я против вредных привычек |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Выступление агитбригады. Социальный проект. |
10. |
|
Уголовная и административная ответственность |
Правовое воспитание |
1 |
Беседа с представителем ОДН |
11. |
|
О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? |
Нравственное и духовное воспитание |
1 |
Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями родительской общественности |
12. |
|
Здоровое питание против фастфудов. |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Устный журнал, викторина |
13. |
|
Права твои, мои, наши |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Командная познавательная игра |
14. |
|
Конституция – основной закон гражданина |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1 |
Коллективное творческое дело |
15. |
|
Мастерская Деда Мороза |
Культуротворческое и эстетическое воспитание |
1 |
Коллективное творческое дело |
16. |
|
Новый год - от беды отворот! |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Беседа о безопасном празднике и отдыхе |
17. |
|
Знай и люби свой край |
Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание |
1 |
Видео-экскурсия в краеведческий музей |
18. |
|
Влияние компьютера на наше здоровье |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Устный журнал, викторина |
19. |
|
Дружба начинается с улыбки |
Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Тренинг общения |
20. |
|
«Нет» вредным привычкам! |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Конкурс рисунков и плакатов |
21. |
|
Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Беседа |
22. |
|
Аты-баты! Стань солдатом! |
Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Праздничная программа |
23. |
|
Народные традиции |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Коллективное творческое дело |
24. |
|
Мисс Весна |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Праздничная программа |
25. |
|
Я и закон |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Беседа, выпуск листовки |
26. |
|
Причины непонимания в отношениях «взрослый- ребёнок» |
Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Тренинг общения и выхода из стресса |
27. |
|
В школе ты гость и хозяин |
Социокультурное и медиокультурное |
1 |
Устный журнал, викторина. Социальный проект. |
28. |
|
Формула здоровья Табак – твой враг |
Здоровьесберегающее воспитание |
1 |
Викторина |
29. |
|
Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты. |
Формирование коммуникативной культуры |
1 |
Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны |
30. |
|
Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
Беседа по плану занятий ПДД |
31. |
|
Поклонимся великим тем годам. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
1 |
Урок мужества. Военно-историческая игра |
32. |
|
Без друзей меня чуть-чуть… |
Нравственное и духовное воспитание |
1 |
Дискуссия, тренинг общения |
33. |
|
Жизнь прекрасна, потому что… |
Формирование коммуникативной культуры, направление антисуицид |
1 |
Составление веера позитива. Социальный проект. |
34. |
|
Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере |
Правовое воспитание и культура безопасности |
1 |
«Весёлые старты» по ПДД |
|
Всего: 34 |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 2003.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
4. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
5. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.
Интернет — ресурсы
1. http://www.metodkabinet.eu/
2. http://www.uroki.net/doc.htm
3. http://mir-prazdnikov.ru
4. http://www.otrok.ru/
5. http://www.1september.ru/
6. http://www.moyashkola.net/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.