Программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Документация
docx
география
6 кл
10.12.2024
Программа внеурочной деятельности
«Я, ты, он, она - вместе дружная семья»
Внеурочная 6 класс.docx

Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности – «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» составлена на основе духовно-нравственного воспитания российских  школьников.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это  целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор  консолидации всего общества, является источником и средством духовного,  политического и экономического возрождения страны, ее государственной  целостности и безопасности. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему  воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности,  отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, но по-прежнему особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для её достижения.

Возникла необходимость создания такой модели патриотического  воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность класса, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Формирование патриотического сознания целесообразно начинать с ближайшего окружения ребенка, а именно - его семьи.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

 

Актуальность программы

 

Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий – развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.

 

Цель программы:

 

Развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.

 

Задачи программы:

 

·               развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;

·               формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;

·                                      развивать умения            и                                                     навыки              конструктивно-критического            мышления,                                    инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;

·               воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

·               научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;

·               сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

 

Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

 

Программа рассчитана   для   реализации   в   6 классах   и   включает   в   себя   следующие направления:

Ø    Гражданско-патриотическое воспитание

Ø    Нравственное и духовное воспитание

Ø    Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Ø    Интеллектуальное воспитание

Ø    Здоровьесберегающее воспитание

Ø    Социокультурное и медиакультурное воспитание

Ø    Правовое воспитание и культура безопасности

Ø    Формирование коммуникативной культуры

Ø    Экологическое воспитание

Ø    Культуротворческое и эстетическое воспитание

 

Программа воспитательной работы «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:

·               отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

·               представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;

·               характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;

·               дают минимальный опыт предметной деятельности;

·               многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;

·               формируются средствами содержания образования;

·               позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;

·               обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям

 

Принципы воспитательной работы:

 

·               Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

·               Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.

·               Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

·               Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

·               Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

·               Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

·               Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

 

Особенности возрастной группы детей:

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6-х классов (11-12 лет).

 

Отличительная особенности программы:

 

В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

 

Личностные результаты:

 

ü   формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

ü   формирование познавательной и информационной культуры;

ü   формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

ü   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

ü   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности      к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Метапредметные результаты:

 

ü   овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

ü   умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

ü   формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

ü   умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

ü   умение извлекать информацию из различных источников.

ü   умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Воспитание - длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Вместе с тем, программа по социальному направлению внеурочной деятельности предполагает воспитательные результаты. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

1.             Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.             Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.             Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·               на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·               на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·               на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания и социализации школьников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

 

 

Учебный план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Гражданско-патриотическое воспитание

 

 

 

3

2

Нравственное и духовное воспитание

 

3

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

 

4

Интеллектуальное воспитание

 

5

Здоровьесберегающее воспитание

 

6

Социокультурное и медиакультурное воспитание

 

7

Правовое воспитание и культура безопасности

 

 

8

Формирование коммуникативной культуры

 

9

Экологическое воспитание

 

10

Культуротворческое и эстетическое воспитание

 

Всего:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план (34 часа)

 

 

заняти я по порядк

у

Тема занятия

Количество часов

1.

Символы государства

1

2.

Я частица класса, но я - индивидуальность

1

3.

Улицы и движение в нашемселе Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

4.

Люди пожилые, сердцем молодые

1

5.

Как уберечься от гриппа? Способы закаливания.

1

6.

Ежели вы вежливы…

1

7.

В защиту Матери-Земли

1

8.

Я против вредных привычек

1

9.

Я против опасных вредных привычек

1

10.

Уголовная и административная ответственность

1

11.

О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи?

1

12.

Здоровое питание против фастфудов.

1

13.

Права твои, мои, наши

1

14.

Конституция – основной закон гражданина

1

15.

Мастерская Деда Мороза

1

16.

Новый год - от беды отворот!

1

17.

Знай и люби свой край

1

18.

Влияние компьютера на наше здоровье

1

19.

Дружба начинается с улыбки

1

20.

«Нет» вредным привычкам!

1

21.

Административная ответственность за использование

ненормативной лексики в общественном месте

1

22.

Аты-баты! Стань солдатом!

1

23.

Народные традиции

1

24.

Мисс Весна

1

25.

Я и закон

1

26.

Причины непонимания в отношениях «взрослый-

ребёнок»

1

27.

В школе ты гость и хозяин

1

28.

Формула здоровья. Табак – твой враг

1

29.

Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране.

Национализм или толерантность, что выбираешь ты?

1

30.

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка

пострадавших

1

31.

Поклонимся великим тем годам.

1

32.

Без друзей меня чуть-чуть…

1

33.

Жизнь прекрасна, потому что…

1

34.

Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Дата

Тема

Аннотация

Кол-во часов

Форма проведения

      1.             

 

Символы государства

Гражданско-патриотическое воспитание

1

Устный журнал

      2.             

 

Я частица класса, но я - индивидуальность

Формирование коммуникативной культуры

1

Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений

(презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект.

      3.             

 

Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Правовое воспитание и культура безопасности

1

Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка

      4.             

 

Люди пожилые, сердцем молодые

Нравственное и духовное воспитание

1

Коллективное творческое дело Социальный

проект. Поздравление ветерана

      5.             

 

Как уберечься от гриппа? Способы закаливания.

Здоровьесберегающее воспитание

1

Беседа с участием школьного медика.

Практические упражнения.

      6.             

 

Ежели вы вежливы…

Нравственное и духовное воспитание

1

Викторина

      7.             

 

В защиту Матери-Земли

Экологическое воспитание

1

Устный журнал

      8.             

 

Я против вредных привычек

Здоровьесберегающее воспитание

1

Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады

      9.             

 

Я против вредных привычек

Здоровьесберегающее воспитание

1

Выступление агитбригады. Социальный

проект.

  10.             

 

Уголовная и административная ответственность

Правовое воспитание

1

Беседа с представителем ОДН

  11.             

 

О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи?

Нравственное и духовное воспитание

1

Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями

родительской общественности

  12.             

 

Здоровое питание против фастфудов.

Здоровьесберегающее воспитание

1

Устный журнал, викторина

  13.             

 

Права твои, мои, наши

Правовое воспитание и культура

безопасности

1

Командная познавательная игра

  14.             

 

Конституция – основной закон гражданина

Гражданско-патриотическое воспитание

1

Коллективное творческое дело

  15.             

 

Мастерская Деда Мороза

Культуротворческое и эстетическое

воспитание

1

Коллективное творческое дело

  16.             

 

Новый год - от беды отворот!

Правовое воспитание и культура

безопасности

1

Беседа о безопасном празднике и отдыхе

  17.             

 

Знай и люби свой край

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание

1

Видео-экскурсия в краеведческий музей

  18.             

 

Влияние компьютера на наше здоровье

Здоровьесберегающее воспитание

1

Устный журнал, викторина

  19.             

 

Дружба начинается с улыбки

Формирование коммуникативной культуры

1

Тренинг общения

  20.             

 

«Нет» вредным привычкам!

Здоровьесберегающее воспитание

1

Конкурс рисунков и плакатов

  21.             

 

Административная ответственность за использование ненормативной лексики в

общественном месте

Правовое воспитание и культура безопасности

1

Беседа

  22.             

 

Аты-баты! Стань солдатом!

Гражданско-патриотическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1

Праздничная программа

  23.             

 

Народные традиции

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1

Коллективное творческое дело

  24.             

 

Мисс Весна

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

1

Праздничная программа

  25.             

 

Я и закон

Правовое воспитание и культура

безопасности

1

Беседа, выпуск листовки

  26.             

 

Причины непонимания в отношениях «взрослый-

ребёнок»

Формирование коммуникативной культуры

1

Тренинг общения и выхода из стресса

  27.             

 

В школе ты гость и хозяин

Социокультурное и медиокультурное

1

Устный журнал, викторина. Социальный

проект.

  28.             

 

Формула здоровья Табак – твой враг

Здоровьесберегающее воспитание

1

Викторина

  29.             

 

Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что

выбираешь ты.

Формирование коммуникативной культуры

1

Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны

  30.             

 

Правила оказания первой медицинской помощи

при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших

Правовое воспитание и культура безопасности

1

Беседа по плану занятий ПДД

  31.             

 

Поклонимся великим тем годам.

Гражданско-патриотическое воспитание

1

Урок мужества. Военно-историческая игра

  32.             

 

Без друзей меня чуть-чуть…

Нравственное и духовное воспитание

1

Дискуссия, тренинг общения

  33.             

 

Жизнь прекрасна, потому что…

Формирование коммуникативной культуры,

направление антисуицид

1

Составление веера позитива. Социальный

проект.

  34.             

 

Езда на велосипеде, скейтборде, самокате,

скутере

Правовое воспитание и культура

безопасности

1

«Весёлые старты» по ПДД

 

Всего: 34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

1.      Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство

«Феникс», 2003.

2.      Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

3.      Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.

4.      Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.

5.      Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.

6.      Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.

 

Интернет — ресурсы

1.      http://www.metodkabinet.eu/

2.      http://www.uroki.net/doc.htm

3.      http://mir-prazdnikov.ru

4.      http://www.otrok.ru/

5.      http://www.1september.ru/

6.      http://www.moyashkola.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности – «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» составлена на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности – «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» составлена на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников

Цель программы: Развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту

Цель программы: Развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту

Принципы воспитательной работы: ·

Принципы воспитательной работы: ·

Метапредметные результаты: ü овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ü умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного…

Метапредметные результаты: ü овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ü умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного…

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: · на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как…

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: · на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как…

Календарно-тематический план (34 часа) № заняти я по порядк у

Календарно-тематический план (34 часа) № заняти я по порядк у

Здоровое питание против фастфудов

Здоровое питание против фастфудов

Дата Тема Аннотация Кол-во часовФорма проведения

Дата Тема Аннотация Кол-во часовФорма проведения

Нравственное и духовное воспитание 1

Нравственное и духовное воспитание 1

Мисс ВеснаКультуротворческое и эстетическое воспитание

Мисс ВеснаКультуротворческое и эстетическое воспитание

Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере

Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере

Учебно-методическое обеспечение программы 1

Учебно-методическое обеспечение программы 1

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2024