Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования

  • Документация
  • pptx
  • 29.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Иконка файла материала Функциональная грамотность.pptx

Опыт реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся как инструмент повышения качества общего образования.

Учитель географии

Что такое функциональная грамотность?

«​Функциональная грамотность –
это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Составляющие функциональной грамотности

1.Читательская грамотность
2. ​Естественно-научная грамотность
3. ​Математическая грамотность
4. ​Финансовая грамотность
5. ​Креативное мышление
6. ​Глобальные компетенции. 

Что такое естественнонаучная грамотность?

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Мониторинг 5 класс

Естественнонаучная грамотность

Горки

Аквариум

Зеркала

Исследование PISA

Мониторинг 7 класс

Лыжи

Чем питаются растения?

Метро

Как использовать задания в учебном процессе?

Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?
Два полюса: с целью диагностики (включая текущую оценку) или
с формирующей целью.
Диагностика
Оценка достижения планируемых результатов.
Выявление реальных возможностей учащихся.
Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового материала;
Актуализация знаний; формирование и развитие умений.
В составе специального естественнонаучного практикума.

Первые результаты

Учащиеся (5 и 7 классы) успешно работают с заданиями, предлагаемыми в компьютерной форме.
В основном дают грамотные развернутые высказывания.
Способны анализировать информацию (в т.ч. в виде графиков и диаграмм) и делать выводы, не требующие сложных логических цепочек.
У 7-классников есть проблемы с освоением программного материала: физика, биология.
5-классники действительно часто демонстрируют знания и умения, не предусмотренные программой.

Ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности // fg.resh.edu.ru

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов // ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) // fipi.ru
Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки // ГК "Просвещение"PISA
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач // center-imc.ru
Открытые задания PISA
Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотость. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
Оценка читательской грамотности выпускников начальной школы​
Тесты для оценки уровня финансовой грамотности​
Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы

Посмотрите также