Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа »
Белоярского городского округа
Аналитическая записка
за 2021-2024 годы.
Составитель:
Должность:
учитель географии
Пгт Белоярский, 2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
1.2 Цели и задачи аналитической записки........................................................... 4
2.1 Цели и задачи педагогической деятельности................................................. 5
2.2. Результаты педагогической деятельности..................................................... 5
2.3 Использование современных образовательных технологий.......................... 7
2.4. Результаты внеурочной и внеклассной работы по предмету..................... 10
2.5. Результаты интеллектуально – творческих достижений............................ 12
2.6. Результаты работы как классного руководителя........................................ 13
2.7. Обмен опытом, востребованность моей деятельности педагогическим сообществом........................................................................................................................... 14
Заключение........................................................................................................ 14
Введение
1.1. В настоящее время обучение географии рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Коренным образом изменился социальный статус географии как учебного предмета. Знание географии - средство, реально востребованное личностью, обществом и государством. Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне грамотности его членов.
Роль географии как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС, где «развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Предмет «География» поистине уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России.
Общество хочет видеть в выпускнике школы личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем,
Нынешним ученикам в недалеком будущем жить в состоянии оценки и постоянного выбора политической и социальной ситуации, быть готовым к возможной смене профессии, к выбору своего места в обществе и личной судьбе. А это в свою очередь требует пoстоянного развития креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Сoвершенствование процесса обучения современного ученика невозможно без выявления проблем и противоречий:
· Необходимость формирования и развития коммуникативной культуры;
· Низкая познавательная активность учащихся;
· Неспособность части обучающихся эффективно работать с информацией (испытывают затруднения при самостоятельном поиске информации, не умеют выделить главное, применить материалы в практической деятельности);
· Недостаточная внутренняя мотивация учащихся к постоянному получению новых знаний в условиях перехода на качественно новый уровень организации образовательного процесса.
Решение указанных противоречий я вижу в создании образовательной среды для формирования базовых компетенций и развитие познавательной активности учащихся через использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
1.2 Цели и задачи аналитической записки
Цель составления аналитического отчета: анализ и оценка собственной педагогической деятельности .
Задачи анализа:
- Выявить основные проблемы, провести оценку эффективности собственной профессиональной деятельности;
- Определить приоритетные направления педагогической деятельности для решения выявленных проблем в бедующем.
Я проанализировал свою деятельность по повышению собственной профессиональной компетентности, созданию программно – методических, воспитательных, здоровьесберегающих условий, системы мониторинга, диагностики и контроля, а также условия развития учащихся через интеграцию учебной деятельности с внеучебной.
2.1 Цели и задачи педагогической деятельности
Учебный курс «География» строится на личностно ориентированном подходе, который направлен на развитие мотивации к изучению географии, на воспитание и развитие школьников средствами предмета.
Целью моей деятельности является создание образовательной среды для формирования базовых компетенций и развитие познавательной активности обучающихся через использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения цели перед собой ставил следующие задачи:
1. Совершенствовать мониторинг деятельности в части оценки обученности обучающихся;
2. Организовать все виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно - ценностные отношения;
3. Осуществлять педагогическую деятельность на основе использования современных технологий компетентностного подхода;
4. Развивать коммуникативную компетенцию обучащихся в единстве всех ее составляющих (речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
5. Постоянно осуществлять повышение собственной профессиональной педагогической компетентности.
2.2. Результаты педагогической деятельности.
С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Именно это направление положено в основу моей работы.
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Урок географии имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения географии считается приобщение к разным культурам и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.
В процессе организации и проведения учебного занятия я стремлюсь не давать обучающимся информацию в готовом виде, прекрасно понимая, что хорошие знания вовсе не то единственное, что должны получить дети на уроке, а поэтому использую все возможности для развития и воспитания их личности.
Внимание учащихся я стараюсь поддерживать путем смены различных видов деятельности на уроке с применением ИКТ. Также стараюсь поддерживать быстрый и живой темп урока с применением элементов релаксации: физкультминуток, музыкальных пауз, игровых моментов. Я всегда стараюсь создать на уроке благоприятную, доброжелательную атмосферу, с уважением отношусь к детям. Я стремлюсь чаще разнообразить уроки, учитывая реальные учебные возможности учащихся, сочетаю общеклассные формы работы с групповыми и индивидуальными, осуществляю дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки по предмету. Очень важно, по- моему, соблюдение принципов доступности, посильности, поэтапности преподавания материала. Я стараюсь давать индивидуальные задания как сильным, так и слабым учащимся, приучая их к самостоятельной работе со словарями и справочной литературой, поощряя их труды похвалой, публичными выступлениями, хорошей оценкой.
На уроке я слежу за вовлеченностью каждого ученика в учебный процесс. Для этого использую интернет, дополнительную литературу, газеты и журналы. Школьники, путешествующие во время каникул, по возвращении, делятся своими впечатлениями от поездки, что также стимулирует интерес к географии.
На моих уроках географии учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, иностранному языку, изобразительному искусству и др.
На уроках я стараюсь осуществлять межпредметную связь. При знакомстве с различными странами учащиеся опираются на знания истории, а при выполнении работ творческого характера необходимы знания по литературе, а также навыки рисования, технологии и др. предметов.
Интеграция с другими предметами является необходимым условием воспитания и образования всесторонне развитой личности.
Традиционно одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Используя информационные технологии и уровень подготовленности школьников, строю интегрированный урок с опорой на презентацию. Такие уроки, без сомнения, более эффективны:
Год |
Тема интегрированного урока |
Класс |
2022
|
Урок обобщающего повторения в форме игры — соревнования по теме «Австралия», "Путешествие в Южную Америку" интегрирован с биологией. |
7 класс
|
2024
|
Географические открытия. История заселения и освоения территорий.( История) |
6 класс
|
2.3 Использование современных образовательных технологий
Работая в течение нескольких лет в рамках традиционной методики преподавания географии, в основе которой создавалась система контроля за определенными и однозначно предписанными действиями учащихся – повторением, запоминанием, подражанием, я выявил для себя ряд отрицательных моментов. таких как снижение интереса учащихся среднего и старшего звена к изучению географии, ослабление положительной мотивации, ухудшение систематичности в знаниях учащихся, снижение навыков самостоятельной работы.
Все это является следствием несоответствия между фронтально-групповым способом обучения и индивидуальным характером усвоения информации.
Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционно - образовательного процесса. Изучив соответствующую методическую литературу, я определил для себя несколько взаимосвязанных между собой технологий: технологию проектов, технологию сотрудничества, информационно – коммуникационные технологии и здоровьесберегающие технологии.
Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, другими словами мотивировать, консультировать, организовывать, контролировать его деятельность. В условиях перехода на новые ФГОС учитель должен создавать всем учащимся в соответствии с их учебными возможностями оптимальные условия обучения. Создать эти оптимальные условия необходимо через внедрение в процессе обучения современных педагогических технологий: тестовой, проектной, информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей.
Данные технологии позволяют перейти к обучению, ориентированному на развитие ученика, на формирование его мотивационной сферы, независимого стиля мышления, самостоятельности, обще учебных умений и навыков, на стимулирование познавательной активности и повышения качества знаний, воспитание здорового, всесторонне развитого школьника.
Поскольку основной целью обучения географии является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, то современные коммуникативно-ориентированные педагогические технологии оказывают неоценимую помощь в её достижении.
Наиболее популярная из них - проектная технология, которую и я применяю в своей работе уже в течение многих лет и считаю её очень эффективной. Проекты моих учащихся имеют разнообразные формы представления: газета, постер, альбом, календарь, викторина; мультимедийный продукт (презентация). Метод проектов позволяет создавать на уроках исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Для улучшения качества обучения применяю тестовую технологию. Разработанные мною тесты составлены по разным принципам. Но все они преследуют общую цель: до минимума сократить время проверки знаний учащихся при максимальном объеме заданий, позволяющих достаточно глубоко проверить уровень знаний учащихся по отдельным темам. Поэтому тестирование рассматриваю, прежде всего, как один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения учащимися изученного материала. Для учащихся 10-11 классов стараюсь включать в тесты задания по аналогии тестовых заданий ЕГЭ.
Использование информационно-коммуникационной технологии в обучении делает образовательный процесс более интересным и наглядным, превращает обучение в увлекательный и запоминающийся процесс.
Основная идея технологии обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной деятельности учащихся на уроке. В своей практике я использую различные варианты данной технологии. Так, например, на уроках обобщающего повторения и систематизации знаний применяю метод обучения в команде.
Здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий.
Метод обучения в сотрудничестве - метод, основанный на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
2.4. Результаты внеурочной и внеклассной работы по предмету
На уроке не всегда осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере проявить себя. Решением данной проблемы я вижу использование внеклассной работы. Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Внеклассная работа по немецко в нашей школе проходит по следующим направлениям:
1. Предметные недели (- КВНы, конкурсы «Что? Где? Когда?», «Самый умный», страноведческие и краеведческие мероприятия); каждый год рождается новая идея, новая игра или конкурс. Такие мероприятия детям очень нравятся, и они проходят на высоком эмоциональном уровне. |
2. Индивидуальные занятия. |
3. Подготовка участников олимпиад. |
4. Участие в конкурсах и олимпиадах (подготовка и участие учащихся в школьном, районном турах олимпиады по предметам, подготовка проектов, презентаций). |
5.Традиционная неделя географии. |
Результатом проведения таких мероприятий является активизация творческой и познавательной активности учащихся, рост интереса к изучению предмета в целом.
Внеурочные занятия дают возможность повысить интерес учащихся к географии, расширяют их кругозор, сообщают дополнительные сведения о мире, дают возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно. Развитию интереса к предмету способствует проведение недели географии, в рамках которых одаренные учащиеся проявляют способности, участвуя в подготовке и проведении различных мероприятий.
Результатом работы в данном направлении можно считать следующие показатели:
Позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся за два последних года:
Учебный год |
Кол-во обучащих-ся |
% успевае-и |
Качество знаний
|
Средний балл |
2022-2023 |
164 |
100 |
42% |
3,7 |
2023-2024 |
190 |
100 |
45% |
3,8 |
Результаты школьного мониторинга:
Каждое полугодие учащиеся выполняют тестовые контрольные работы по предмету, демонстрируя достаточно высокое качество знаний:
2022-2023 учебный год |
2023-2024 учебный год |
45% |
48% |
Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. Мною ведется мониторинг сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий, по результатам которого наблюдается положительная динамика сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
По результатам учебной деятельности за последние три года у обучающихся наблюдается положительная динамика в усвоении предмета: при 100% успеваемости учащихся качество обучения составляет в 39,6%. Средний балл – 3,42.
В ходе целенаправленной деятельности мною были достигнуты следующие результаты: средний балл вырос от 3,2 до 3,6 балла, уровень успеваемости до 100%, качество образования 32% - 45%.
Приведенные данные свидетельствуют, что по всем анализируемым показателям прослеживается стабильность и пoложительная динамика, достаточный уровень обученности и качества образования.
2.5. Результаты интеллектуально – творческих достижений.
Для формирования предметных учебных универсальных действий учащиеся активно принимают участие в олимпиадах, в проектно-исследовательской деятельности и интеллектуально-творческих конкурсах разного уровня:
Городской уровень:
- Всероссийская олимпиада школьников (2022-2023 учебный год, Шалаев Антон, призер);
- Защита исследовательских проектов (2022-2023учебный год, тема проекта «Асбест- легенды и действительность», Антропова Дарья, 4 место).
Всероссийский уровень:
2021-2022год- Всероссийские молодежные предметные олимпиады (I.II, III места);
2022-2023 год- общероссийская предметная игра «Олимпус», призовые места;
2023-2024 учебный год- общероссийская предметная игра «Олимпус», призовые места;
2.6. Результаты работы как классного руководителя.
Кроме того, что я учитель географии, я всегда являюсь активным классным руководителем.
Как классный руководитель считаю необходимым воспитание духовно-нравственных основ, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения и воспитание патриотизма, гражданской ответственности в соответствии с героическими традициями старших поколений, воспитание гражданина своей семьи. Поэтому ученики моего класса ежегодно участвуют в параде Победы, выступают с концертами в доме ветеранов, участвуют в городском смотре строя и песни и конкурсах военно-патриотической песни.
Мои взаимоотношения с родителями учеников строятся на основе того, что мы все заинтересованы в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Я дифференцированно строю работу с семьей и родителями, не навязываю всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируюсь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания.
Мне, как классному руководителю удалось добиться того, что родители активно помогают в организации учебно- воспитательной работы.
В работе с классом я использую личностно- ориентированный подход, технологию сотрудничества, методику коллективного творческого дела.
2.7. Обмен опытом, востребованность моей деятельности педагогическим сообществом
Ежегодно представляю свой опыт на различных уровнях.
Методическая деятельность:
- работа в школьном и районном методических объединениях учителей географии;
- мониторинг качества образовательного процесса и уровня соответствия требованиям стандарта;
- экспертная деятельность;
- обмен опытом: выступления на ШМО, педсоветах, РМО;
- публикации.
Благодаря правильному планированию и системной организации с выпускники успешно проходят государственную итоговую аттестацию:
Выбор и результаты ОГЭ (география):
Год |
Количество выпускников |
«5» |
«4» |
«3» |
2023-2024 |
19 |
1 |
6 |
12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я провёл самоанализ профессиональной деятельности с позиции самооценки и самоанализа педагогической деятельности и установил причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получения, проанализировала характер и степень влияния этих условий на результат.
Проанализировав свою деятельность, оцениваю ее как эффективную. Мною создаются необходимые условия для получения качественного образования учащимися. Я считаю, что достижения моих воспитанников – это результат моих управленческих действий по организации учебного процесса. Применяемые мною педагогические технологии, помогают развивать у ребят интерес к предмету и повысить качество результата образованности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.