Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Оценка 4.7

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
19.02.2018
Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Тип урока: повторения и получение новых знаний Цели и задачи:Познакомить детей с сонатной формой, первой частью сонатного цикла. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Развивать умение размышлять о том, как Музыка выражает настроения, чувства, характер людей . Оснащение и оборудованиеурока: компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Презентация на тему Музыка выражает настроения, чувства, характер людей
открыт урок сонат форма17. 0215.docx
Технологическая карта  открытого урока по слушанию музыки Преподаватель  высшей категории Хабирова Елена Насимовна МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина   села Иглино, Иглинского района Республика Башкортостан   Учебный предмет: слушание музыки Класс: второй год обучен  Автор программы Царева  Тема урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор Место и время проведения урока:МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина  с.Иглино,  Иглинского района Республика Башкортостан  23.01. 2015 Тип урока:  повторения и получение новых знаний Цели и задачи:Познакомить детей с сонатной формой, первой частью сонатного цикла.  Активизировать музыкальные представления , слух и память. Развивать умение   размышлять о том, как Музыка выражает настроения, чувства, характер людей . Оснащение и оборудованиеурока: компьютер, таблицы­контрольные листы с перечнем  заданий. Презентация  на тему Музыка выражает настроения, чувства, характер людей Ход урока. Учитель : Здравствуйте дорогие ребята.Вам    слово соната. На прошлом уроке мы  разбирали строение Сонаты Клементи. Вспомните,из каких частей состояла соната? Ответы детей: Учитель :  сегодня мы более подробно познакомимся с сонатой. Сначала слово «Соната»  означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального  произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные  музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или  четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений. В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии ­ темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, спрашивают друг друга о чём­то.  Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная.  Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей. Перед вами портрет выдающегося композитора 18 века­Франц Йозеф Гайдн 1732 ­ 1809 Австрийский композитор, представитель венской классической школы Австрийский композитор, представитель венской классической школы Франц Йозеф Гайдн 1732 ­ 1809 Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он  жил примерно в то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним.  Гайдн дирижирует струнным квартетом. Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством Австрии. Она жизнерадостна,  добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из трёх  частей.Сегодня мы послушаем первую часть и поговорим о ней подробнее.  Первая часть сонаты состоит из трёх разделов. В первом разделе композитор показывает  нам основные темы ­ мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает ­ показ. Вы, наверное, слышали  выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты  все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами. Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются,  разрабатываются, сталкиваясь друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми  изменениями. Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая,  побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними ­ связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной.  Она завершает экспозицию. Давайте послушаем сначала одну экспозицию первой части сонаты и постараемся  различить характер основных тем. (Звучит экспозиция.  Учитель по ходу звучания  говорит детям о появлении той или иной темыПосле прослушивания ­ работа с  карточками ­соединить часть с её характеристикой. Ученики пользуясь таблицей Ражникова определяют характер музыки: главная  партия (1­8­й такты) жизнерадостная, искристая, праздничная, звонкая; связующая  партия (9­16­й такты) торжественная, решительная, уверенная, напористая;  побочная партия (17­21­й такты) робкая, нежная, лёгкая, лучистая; заключительная  партия (22­41­й такты) энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После этого  экспозиция звучит повторно.) Учитель. В разработке главная партия звучит совсем по­другому. Она теряет свою  уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно,  прерывается вопросительными, мягкими интонациями. Потом музыка становится  решительнее, настойчивее, беспокойнее, появляется заключительная партия. В конце  разработки снова возвращается главная партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением  репризы словно прорывается яркий свет, который снимает все тревоги и беспокойства,  главная партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней снова проходят все темы  экспозиции, утверждается радостное, праздничное настроение. Автор неизвестен. Девушка за фортепиано Сонатная форма ­  это совершенная форма, передающая в контрастных образах нашу  жизнь, мысли и переживания людей. Когда слушаешь эту прекрасную музыку, вспоминаются строки, посвящённые русскому  композитору, пианисту­виртуозу, педагогу, дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну. Игры упоительной звуки текли. Мы в нежном восторге внимали. Все радости неба, все горе земли Те звуки в себе отражали. Пленять нас и трогать им было дано: Пред ними стихали сомненья, И было так много обид прощено И пролито слёз умиленья! О, пусть нас уносит волшебной игрой Туда, в те надзвёздные дали, Где нет ни вражды, ни тревоги земной, Ни зла, ни борьбы, ни печали Это стихотворение написал великий князь Константин Константинович Романов,  принадлежавший к царствующему дому, замечательный русский поэт и музыкант.  Свои стихи он подписывал инициалами К. Р. Подведение итога урока : ­сегодня на уроке мы познакомились……. ­я узнал (ла)….. ­я думаю, что сонатная форма ­ это….. ­если бы я был(а) композитором, то в сонатной форме я написал бы….. Оценивание учащихся. Приложение:   Прилагается образец карточек   и контрольных листов. .Тема:Композициямузыкальногопроизведения. Сонатная форма. Цели: объяснить учащимся строение, особенности сонатной формы, способствовать осмыслению сонатной формы через её жизненное содержание, закрепить понятие композиции, драматургии в музыке; развивать умения интерпретации музыкального произведения, логического мышления, навыки образного исполнения песни; воспитывать любовь к классической музыке, жизнелюбие, веру в победу добра над злом, оптимизм. Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями. Ход урока: Вход в класс под музыку : вступление из Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Организационный момент. Актуализация выученного материала. - под какую музыку вошли в класс? - кто автор этого произведения? - вспомним понятие увертюры - вступление к опере, которое в сжатом виде передаёт содержание оперы, знакомит с героями, создаёт настроение. Сообщение темы урока: - повторение понятий по теме: продолжите предложение «Композиция-это…..» «Увертюра – это…..» На примере Увертюры «Руслан и Людмила» мы познакомимся с одной из самых совершенных музыкальных форм – с сонатной формой . На прошлом уроке мы определили основные образы увертюры - Руслан (слушание темы) - Людмила (слушание темы) -Черномор (интонации) Часть, в которой мы познакомились с основными героями (темами) называется экспозицией, что означаетзнакомство, показ. Подберите определения- характеристики основных тем: Подумайте, какой принцип драматургии (взаимодействия образов) в экспозиции? (контраст). Следующая часть – разработка, где происходит развитие основных тем, обостряются противоречия, борьба; принцип драматургии – конфликт. Эта часть заканчивается кульминацией (закрепить с учащимися понятие кульминации). Наступает третья часть – реприза (повторение): темы возвращаются, но, «пройдя испытания», они звучат увереннее, ярче. Интонации Черномора теряют свою силу, проходят легким отголоском- напоминанием. Так как увертюра – это законченное произведение, то в конце звучит кода- «вывод», окончательный итог, торжественное заключение. Сколько же получилось частей? (3 части + кода) Восприятие музыки: М.И.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»: - осмыслить драматургию музыкального произведения с помощью таблицы, отметить начало каждой части поднятием руки. После прослушивания - работа с карточками (соединить часть с её характеристикой) Ну а теперь давайте сформулируем определение сонатной формы музыки Сонатная форма - это совершенная форма, передающая в контрастных образах нашу жизнь, мысли и переживания людей. В сонатной форме пишутся: А вот песни чаще всего имеют какую форму? (Куплетную) Работа над песней Г,Струве «Школьный корабль»: -распевание -работа по куплетам: фразировка,звуковедение,текст,характер. Ребята, а как можно развить, разнообразить куплетную форму? (В результате обсуждения выбираем исполнение хором с солистами) Исполнение песни «Школьный корабль» на фоне слайд-шоу. Подведение итога урока : -сегодня на уроке мы познакомились……. -я узнал (ла)….. -я думаю, что сонатная форма - это….. -если бы я был(а) композитором, то в сонатной форме я написал бы….. Оценивание учащихся. Домашнее задание : создать визуальное сопровождение (фотоколлаж, презентацию своего класса) к песне «Школьный корабль». Домашнее задание : создать визуальное сопровождение (фотоколлаж, презентацию своего класса) к песне «Школьный корабль». УЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с жанром симфонии. Ход занятия: П е д а г о г. Вы много раз слышали 40­ю симфонию В. А. Моцарта. Наверняка эта музыка нравится   вам.   Она   очень   красивая,   душевная,   трепетная.   Недавно   вы   познакомились   с сонатой ре мажор Й. Гайдна. Симфония ­ эта та же соната, но написанная для оркестра. В ней несколько частей, чаще всего четыре. Первая часть, как и соната, пишется в сонатной форме: состоит из трёх разделов (экспозиции, разработки и репризы). В экспозиции ­ несколько тем (главная, связующая, побочная и заключительная), которые как бы являются «действующими лицами» или персонажами повествования. У каждой из них свой характер. Вторая часть симфонии ­ медленная, лирическая. Третья ­ менуэт (иногда вместо менуэта в симфонии бывает скерцо). Четвертая часть – финал ­ быстрая, стремительная. Послушайте   первую   часть   симфонии,   постарайтесь   проследить   за   тем,   как   меняется характер   музыки   при   появлении   новых   мелодий­тем. (Звучит   первая   часть,   педагог привлекает   внимание   детей   к   смене   настроений.   Затем   дети   слушают   вторую, третью и четвертую части симфонии во фрагментах и определяют характер музыки.) 2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с первой частью симфонического цикла. Ход занятия: П   е   д   а   г   о   г.   Сегодня   мы   послушаем   первую   часть   симфонии   и   поговорим   о   ней поподробнее ­ о характере, настроениях основных мелодий и разделов этой части. Какого характера главная тема? (Звучит фрагмент.) Д е т и. Нежная, взволнованная. П   е   д   а   г   о   г.   Да,   трепетная,   задушевная,   взволнованная,   молящая   тема   всё   время прерывается   решительными   и   угрожающими   интонациями.   После   главной   звучит связующая партия ­ настойчивая, энергичная, активная. (Звучит фрагмент.) Побочная   партия   мягкая,   нежная,   робкая,   изящная,   трогательная,   она   звучит   легко, прозрачно, воздушно. (Звучит фрагмент.) Заключительная партия сердито, напористо сметает этот островок нежности и покоя. Она похожа на главную тему, но звучит более тревожно, беспокойно, взволнованно. (Звучит фрагмент.) Так заканчивается первый раздел сонатной формы ­ экспозиция. Второй раздел ­ разработка. Она вся построена только на главной теме. Но её характер всё время меняется. То она звучит неуверенно, робко, нерешительно, тревожно, то жалобно. Внезапно   мелодию   перебивает   напористая,   мужественная,   решительная   тема.(Звучит фрагмент.) В конце разработки жалобно мелькают интонации главной темы, всё затихает, замирает. Начинается реприза. (Звучит фрагмент.) Реприза похожа на экспозицию, но она ещё более драматичная, смятенная, встревоженная. (Звучит фрагмент.) 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со второй, третьей и четвёртой частями симфонического цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Как звучит вторая часть симфонии Моцарта, какая она по настроению? (Исполняется фрагмент.) Д е т и. Спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, эта часть проникнута настроением мечтательности, она светлая, зыбкая. Третья часть симфонии ­ менуэт. Менуэт ­ это старинный французский танец, который исполняется   маленькими   шажками,   церемонно,   с   поклонами   и   приседаниями.   Этот   же менуэт   совсем   не   похож   на   галантный   танец,   он   скорее   напоминает   суровое   шествие, звучит грозно, встревоженно, сурово, решительно, мощно. (Звучит фрагмент.) Средняя часть   менуэта   прозрачная,   безоблачная,   светлая,   нежная,   ласковая,   воздушная (звучит фрагмент). Четвёртая   часть   симфонии   (финал)   перекликается   по   настроению   и   по   интонациям мелодий   с   первой   частью.   Стремительная,   мечущаяся   тема   прерывается   грозными аккордами,   взволнованными   и   драматичными. (Звучит   фрагмент.) Затем   наступает просветление, звучит лучистая, нежная тема. (Звучит фрагмент ­ побочная партия.) И снова   музыка   становится   беспокойной,   тревожной,   смятенной,   гневной,   возбуждённой. (Звучит фрагмент заключительной партии, разработки.) Презентация В комплекте: 1. Презентация ­ 8 слайдов, ppsx; 2. Звуки музыки:     Моцарт. Симфония № 40 соль минор:         I. Allegromolto (фрагменты):             Главная партия, mp3;             Побочная партия, mp3;         I. Allegromolto (полностью), mp3;         II. Andante, mp3;         III. Menuetto Allegretto, mp3;         IV. Allegro assai, mp3;     Моцарт. Симфония № 40 соль минор (полностью произведение), mp3; 3. Сопровождающая статья ­ конспект занятий, docx. Серия:  Занятия по Радыновой, Музыка выражает настроения чувства характер людей Размер:  104 Mb Скачать с depositfiles.com Скачать с unibytes.com Скачать с turbobit.net Смотрите также: Моцарт. Симфония № 40 соль минор (урок для детей более старшего возраста, по  программе Е. Д. Критской). Метки:

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор

Конпект  урока: Жизнь «Образов» в сонатной форме.Йозеф Гайдн. Соната № 7 Ре мажор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018