Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.
статья музыка.docx
Духовнонравственное воспитание на уроках музыки.
«Человек должен родиться дважды, писал Гегель, один раз естественно, а затем
духовно…»
Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной
задачей современной образовательной системы.
Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного
стандарта общего образования является Концепция духовнонравственного развития и
воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовнонравственного развития и
воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно
нравственного развития и воспитания личности.
Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня
именно учителю музыки. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его
быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить,
иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно
внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество
выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть –
чуть, но выше всего остального.
Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный
воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного
облика детей.
Наша задача научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус
и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ
мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в
мире. Духовнонравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти
в житейские и стать личным для каждого школьника.
Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и
чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека,
способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она
была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку
духовную. Духовная музыка – это музыка религиозного содержания. Но существует и
другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе
проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад, высшая правда и
любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и
как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Хорошо, что сейчас
возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к
ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Неуважительное отношение к
церковному искусству на протяжении 70 лет ХХ века отрицательно сказалось на
нравственном состоянии общества. Это, кажется, поняли все. Сегодня люди тянутся к
духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней – наша
национальная основа, наша духовность и нравственность.
Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по
учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинает своё
знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов
прошлого, с народной и духовной музыкой.
На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того,
чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме.
Программа по предмету «Музыка» имеет семь разделов, одним из которых является «О
России петь – что стремиться в храм».
В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о
колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с
картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным
покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата
«Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским
(народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку
Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником
Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В
церкви».
В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться
в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых,
с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь
Владимир… Что они сделали для Русской земли?
Фрагмент урока в 1м классе, когда поём колыбельную Мамы – козы из оперы «Волк
и семеро козлят» М. Коваля. Мы вспоминаем разные эпизоды из мультфильмов: про
медвежонка Умку – мама медведица пела ему такую же ласковую колыбельную; про
мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем, и так хотел ласки и тепла. Потом вспоминаем колыбельные, которые пели детям их мамы. Сейчас складывается
такое впечатление, что дети не столько вспоминают, сколько мечтают о том, чтобы мамы
им пели. И уже не так важно, кто ласкает своё дитя – Мама – коза, Мама – Медведица или
собственная мама. Потому, что в мире существует вечная тема – мать и дитя. Ощущение
теплоты и доброты в классе усиливается зрительными образами: «Сикстинская Мадонна»
Рафаэля, «Владимирская Богоматерь», «Богоматерь Тихвинская». Важным становится
смысл – мать и дитя. Зачем мать приносит в мир своё дитя? Часто ли мы помним о той,
которая заботится о нас в этом мире? Конечно, эти вопросы не
В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся
знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал
музыку для церкви. Это «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор,
«Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь
музыка Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости своей ничуть не меньше.
При слушании «Вокализа» С.В.Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют
музыкой покаяния. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через
музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она
заполнена?
«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное
произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные
изменения, которые возникают в детях». (Л.В.Горюнова) Это главный результат творческой
деятельности учителя и ученика.
Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в
отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому я соотношу
материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории,
географии. И многое учителя нашей школы на своих уроках не редко обращаются к
музыке.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был
раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает
духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют
духовному здоровью детей.
Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании
духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека
меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания
современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.