Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Оценка 4.9
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
15.02.2018
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.
статья музыка.docx
Духовно­нравственное воспитание на уроках музыки.   «Человек должен родиться дважды,­ писал Гегель,­ один раз естественно, а затем духовно…»          Духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной  задачей современной образовательной системы. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта   общего   образования   является   Концепция   духовно­нравственного   развития   и воспитания.   Концепция   определяет   цели   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности,   систему   базовых   национальных   ценностей,   принципы   духовно­ нравственного развития и воспитания личности. Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно  учителю музыки.  Когда ребёнок отправляется в школу,  то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального. Ценность   музыкального   искусства   бесспорна   и   уникальна.   Музыка   –   прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в   воспитании духовного и нравственного облика детей. Наша задача  научить школьников ориентироваться  в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно­нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Мир   музыки   очень   трудно   объяснить   словами.   Музыку   надо   слушать,   слышать   и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную.   Духовная   музыка   –   это   музыка   религиозного   содержания.   Но   существует   и другое   понимание   духовности.   Любое   истинное   произведение   искусства   несёт   в   себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад,   высшая   правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной.  Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как  общечеловеческая культура, несущая нам через века  свой свет. Хорошо,  что сейчас возрос интерес к духовной музыке,  потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему,   развивает   чувство   красоты,   гармонии.   Неуважительное   отношение   к церковному   искусству   на   протяжении   70   лет   ХХ     века   отрицательно   сказалось   на нравственном состоянии общества. Это, кажется, поняли все. Сегодня люди тянутся к духовной   музыке.   Потому,   что   это   не   просто   очень   красивая   музыка,     в   ней   –   наша национальная основа, наша духовность и нравственность. Наиболее   ярко   выражено   духовное   воспитание   во   время   занятий   музыкой   по учебнику   Е.Д.   Критской,   Г.П.   Сергеевой,   Т.С.   Шмагиной.     Ученики   начинает   своё знакомство   с   произведениями   современных   композиторов,   великих   композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой. На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы   закрепить   те   или   иные   понятия   и   расширить   свой   кругозор   по   данной   теме. Программа по предмету «Музыка» имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь – что стремиться в храм».  В   первом   классе,   с   самого   начала   изучения   данного   раздела,   учащиеся   узнают   о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами   великих   русских   художников   (И.   Левитан   «Вечерний   звон»,   «Над   вечным покоем»,   со   святыми   земли   русской:   Александром   Невским   (С.   Прокофьев   кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные   песнопения   о   Сергии   Радонежском,   М.Нестеров   «Видение   отроку Варфоломею»,   «Юность   Сергия   Радонежского»).   Школьники   знакомятся   со   сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».   В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли?   Фрагмент урока в 1­м классе, когда поём колыбельную Мамы – козы из оперы «Волк и  семеро  козлят»    М.  Коваля.  Мы   вспоминаем   разные  эпизоды  из  мультфильмов:  про медвежонка  Умку – мама  медведица пела  ему такую же    ласковую  колыбельную; про мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем, и так хотел ласки и тепла. Потом   вспоминаем колыбельные, которые пели детям их   мамы. Сейчас складывается такое впечатление, что дети не столько вспоминают, сколько мечтают о том, чтобы мамы им пели. И уже не так важно, кто ласкает своё дитя –  Мама – коза, Мама – Медведица или собственная мама. Потому, что в мире существует вечная тема – мать и дитя. Ощущение теплоты и доброты в классе усиливается зрительными образами: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля,   «Владимирская   Богоматерь»,   «Богоматерь   Тихвинская».   Важным   становится смысл – мать и дитя. Зачем мать  приносит в мир своё дитя? Часто ли мы помним о той, которая заботится о нас в этом мире? Конечно, эти вопросы не  В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку   для   церкви.   Это     «Ария»   из   «Высокой   мессы»,   «Токката   и   фуга»   ре   минор, «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка  Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости  своей ничуть не меньше. При слушании «Вокализа» С.В.Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она заполнена? «В   центре   внимания   педагога   должно   быть   не   столько   само   музыкальное произведение,   сколько   сопереживание,   душевное   состояние,   то   есть   нравственные изменения, которые возникают в детях». (Л.В.Горюнова) Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика. Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому я соотношу материал,   преподаваемый   на   уроке   музыки   с   материалами   из   литературы,   истории, географии.   И   многое   учителя   нашей   школы   на   своих   уроках   не   редко   обращаются   к музыке. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.        Музыка   –   прекрасный   воспитатель,   и   ценность   её   особенно   велика   в   воспитании духовного   и   нравственного   облика   детей.   Музыка   постоянно   заставляет     человека меняться, и это делает его более восприимчивым  и социально адаптивным, ведь музыка – это   чрезвычайно   важное   и   –   главное!   –   ничем   не   заменимое   средство   для   воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018