Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения
Оценка 4.8

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
17.02.2018
Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения
Данное занятие проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей программы «Гармония в единстве», направленность: художественная, дисциплина – «Музыкальный инструмент «Шестиструнная гитара» с применением технологии проблемного обучения. В данной разработке представлено описание содержания практического занятия, с применением проблемного метода обучения. После завершения изучения данного занятия, учащиеся должны уметь слышать музыкальные произведения с последующей оценкой, распознавать минорный и мажорный лады в произведениях, развивать музыкальный слух, развивать логическое мышление, учиться сравнивать и анализировать.Конспект занятия с основными этапами
Музыкальный лад.docx
Муниципальное автономное учреждение                       дополнительного образования детей                              «Дом детского творчества»                                        Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения Автор сценария занятия:   педагог дополнительного образования  объединения «Звонкие струны»  Харченко Владимир Викторович                                        г. Когалым 2017 г. Конспект  индивидуального  занятия №10 объединения «Звонкие струны» I .Тема занятия: «Мажорный и минорный лад». II. Тип занятия: урок открытия новых знаний. Проблемно­блоковое занятие  (длительность 35  минут) III. Возраст учащихся: от 9­ти до 14­ти   лет.  IV. Цель занятия:  Для педагога:  Познакомить учащихся с мажорным и минорным ладами, объяснить специфику  построения мажорного и минорного лада. Для учащегося: Научится слышать и распознавать минорный и мажорный лад в произведениях. V. Задачи:  1. Обучающие:      повторить аккорды ми минор, до мажор, ре минор, ля минор и мажор распознавать аккорды на слух (мажор или минор); сравнивать музыкальные произведения (с разными ладами);  анализировать мажорный и минорный лад в произведениях. 2.Развивающие:  развивать  музыкальный  слух;  развивать  логическое мышление.  3.Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения,  дисциплины; привитие уважения  и любви к музыке. VI. Методы обучения: 1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ); 2. Наглядный (показ,  наблюдение, демонстрация приемов работы); 3. Практический  (освоение приемов  игры на  инструменте); 4.Поощрение. Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка. VII. Планируемые  результаты: Личностные: выражать эмоциональное состояние через игру на гитаре.  Предметные:  научится переходить с тональности на тональность; слышать разницу при игре мажора и минора на гитаре; выявлять характерные особенности мажорного и минорного ладов. Метапредметные:  развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать. VIII. Ресурсное обеспечения занятия: 1.Инструменты (гитара). 2.нотная тетрадь 3.тетрадь для записи, 4 приложения …., рабочий  лист  Опорные понятия: Мажорный и минорный лад Новые термины: Знаки альтерации (диез, бемоль, и бекар) Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие.  Общеучебные. Логические. Познавательные.  Форма занятия:  Практическое Структура занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся УУД Подготовка к работе. Дети настраиваются, концентрируются,  и готовятся к занятию. Личностные  Регулятивные  Коммуникативные Отведенное время 1 мин. 8 мин. Этап занятия, цель 1.Организационный этап и  мотивация к учебной  деятельности.  Организовать   актуализацию требований у  учащимся со стороны  учебной деятельности. Создать условия для  включения в деятельность. 2. Подведение к проблеме 1 этап  Подготовка мышления  учащихся, организация  осознания ими внутренней  потребности к построению  учебных действий и  фиксирование каждым из  них индивидуального  затруднения в действии. Педагог проверяет готовность учащихся к  занятию. Создает эмоциональный настрой на  занятие.  Здравствуйте ребята, я очень рад вас всех  видеть, садитесь "поудобнее", не забываем  про красивую посадку гитариста, мы  начинаем наше занятие. Педагог выдвигает проблему, проводит  параллель с ранее изученным материалом.   На  примере проигрывания этюда  до мажор с  переходом в параллельную тональность ля  минор. Наблюдает реакцию учащихся при  смене мажора на минор. Можно сделать акцент при смене тональности (подчеркнуть этот  момент) Ребята сейчас приготовьтесь, настройтесь и внимательно прослушайте произведение. А  после прослушивания музыки вы мне  скажите, что на ваш взгляд необычного в  этих произведениях, охарактеризуйте их.   1.   После Дети  слушают  этюд   до  мажор, слышат   смену   ладов,   с   мажора   на минор. прослушивания произведения   заполняют   (Таблица   1). Делятся   своими   впечатлениями, зачитывают записи в тетрадях. 2.У детей разные варианты ответов;  например как динамика (произведение  звучало, громко потом тише), кому­то   мелодия показалась просто знакомой,  (сделали акцент на это), был ответ,  связанный из звукоизвличением (сначала перебор потом щипок).  Примечание.  Часть учащихся ответила  правильно, остальные допустили  ошибку. Регулятивные Целеполагание Общеучебные Целеполагание Общеучебные Логические 2 этап  Актуализация знаний и  умений учащихся. Активизация  соответствующих  мыслительных операций  3 мин. 1. Педагог подводит учащихся к  формулировке проблемы. 2. Наводящими вопросами помогает  определить пути решения данной проблемы: Как мы сможем научиться правильно,  определять лад  произведения?  1. Учащиеся пытаются сами  сформулировать проблему: Как  правильно определить лад  музыкального произведения. 2. Выдвигают пути решения  проблемы. (анализ, сравнение,  обобщение, аналогия).  Воспроизвести и  зафиксировать ЗУН, для  построения нового  действия. 4 мин. Переход к решению  проблемы Помочь осознать учащимся  то, в чем именно состоит  недостаточность их знаний,  умений или способностей. 17 мин. 3.Первичный этап  построения новых знаний. Выбор способа и средств  реализации усвоения новых  знаний. Что на необходимо повторить…..Мы  с  вами повторим уже выученные аккорды, мажорные и минорные. Сконцентрируем внимание на звучание минорных и  мажорных аккордов.  3. Проводит параллель с ранее  изученным материалом. 4. Педагог подводит к изучению нового  материала  Вы назвали аккорды, понятие мажорного и  минорного ладов. А достаточно ли этих  знаний? 1. Педагог просит учащихся разбиться на  пары. 2. Предлагает каждой группе­  (просмотреть  на раздаточном материале мелодии, и  охарактеризовать их).  Примечание. Песни отличаются друг от друга только одним звуком (в первой песне это — ми, во второй — ми­бемоль). Однако этот звук меняет   лад.   В   первой   песне   лад   является мажорным,   во   второй   минорным.   Изменение лада влияет на характер мелодии. Минорная песня   «Во   поле   береза.   ..»   по   сравнению   с мажорной «Галя по садочку…» звучит более мягко, нежно. 1. Педагог вводит понятия «бемоль»,  «бекар» и «диез» ­ знаки альтерации. 2. Рассматривает устойчивые мажорные и  минорные трезвучия на примере гаммы  До мажор приложение № 2. 3. Педагог раздает наглядный материал,  объясняет строение устойчивых и  неустойчивых ступеней.  3. Обращаются к уже имеющимся  ЗУН. Дети повторяют аккорды ми  минор, до мажор, ре минор, ля минор и  мажор (при этом все аккорды строят на гитаре  и играют) 4. Отвечают на вопросы педагога.  Что на слух определить лад не просто,  и нужно еще какие­то термины, знания,  для определения лада произведения. Регулятивные Общеучебные Логические 1. Дети делятся на пары. 2. Каждая   пара   смотрит   свое произведение. Приложение № 1 После   просмотра   мелодий   дети замечают,   что   на   одном   из   отрывков стоит знак бемоль который определяет лад. Учащиеся приходят к выводу, что нужно   выучить   эти   знаки,   для определения тональности и лада. 1. Учащиеся   внимательно   слушают педагога.   Рисуют   знаки  альтерации, концентрируют   внимание   на   очень важной теме. прослушивания   После теоретического   материала,   и просмотра   наглядных   таблиц,   дети записывают   материал   в   тетрадь, 2.   Общеучебные Логические Познавательные 4. Педагог предлагает учащимся провести  фонетический диктант. (Педагог играет  мелодии со сменой ладов) 3. рисуют схему строения ступеней на примере гаммы До мажор.   Для   фонетического   диктанта   дети делятся   на   пары,   друг   к   другу   Слушают   педагога   и лицом. выделяют где происходит смена ладов.    фрагменты,   4. После       учащиеся   садятся   спиной друг   к   другу   и   играют последовательности   аккордов   со сменой   тональности,   и   по   очереди выделяют   фрагменты,   где произошла смена тональности.  Таким образом, учащиеся могут    оценить действия друг друга, по данной  теме. Осуществляют самооценку учебной  деятельности, соотносят цель и  результаты, которых они добились,  степень их соответствия.  Познавательные  Регулятивные Личностные 2 мин. Педагог подводит учащихся к анализу их  деятельности на занятии.  4.Итоги занятия.   Рефлексия.  Организовать  рефлексию.   Наметить  цели для  дальнейшей деятельности  (сравнительный анализ  музыкальных произведений  в разных ладах). Подвести  итоги занятия.  Что вы услышали в произведении? настроение эмоции характер Рабочий лист № 1 Приложение № 1 Какой лад произведения ­ мажорный   минорный? ГАЛЯ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА (Украинская народная песня) ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА (Русская народная песня) Приложение № 2  Расположение ступеней в гамме До мажор.

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия «Как определить лад музыкального произведения» с применением технологии проблемного обучения

Конспект занятия  «Как определить лад  музыкального произведения»  с применением технологии проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018