Методическая разработка на тему:
«Первые педагогические трудности и пути их преодоления.»
Выполнил : Хабирова Елена Насимовна- преподаватель по классу специального фортепиано первой квалификационной категории. МБУ ДО «Иглинская ДМШ им. М.Хисматуллина»
Необходимость подготовки к педагогической деятельности завоевывает постепенное признание в сфере музыкантов.
Задачами этого педагогического образования в музыкальном ВУЗе будут:
· пробуждение любви и интереса студентов к преподаванию,
· повышение их наблюдательности;
· чуткое отношение и уважение к личности ученика;
· умение осознать основные принципы воспитание и обучения;
· умение педагогически и исполнительски анализировать музыкальную литературу, что поможет в свою очередь в выборе репертуара для своих учащихся;
· умение понимать многие исполнительские и инструментально-технические проблемы, приобретение важнейших педагогических навыков;
Все это откроет молодому музыканту путь к владению педагогическим искусством, поможет ему преодолеть первые неизбежные трудности самостоятельной работы, укажет направление дальнейшего совершенствования.
Тем не менее восхождение к педагогическому мастерству даже для музыканта, получившего наилучшую подготовку, всегда окажется долгим и трудным. Мастерство педагога выковывается в результате длительных исканий, упорного и увлеченного труда.
Важнейшее условие педагогических успехов - интерес, серьезное отношение и чувство ответственности.
Перейдем непосредственно к первым педагогическим шагам и первым трудностям в них.
Обычно начинающий педагог почти всегда получает многочисленный класс, очень неровный по уровню развития, способностям и подготовке. К тому же, в учебных заведениях принято переводить в класс нового педагога тех учеников,
с которыми, потерпели неудачу по тем или иным причинам , предыдущие педагоги.
Поэтому на неопытного педагога сразу обрушивается множество сложных проблем. И здесь то, при наличии большого количества учеников в классе важно в работе:
· не сбиваться на стереотипные указания различным ученикам
· уметь слушать ученика, выслушать его игру до конца, при этом заметив все – вплоть до фальшивых нот
· не сосредотачивать внимания лишь на одной стороне исполнения, упустив из виду остальное.
· Уметь увидеть индивидуальные способности каждого ученика в классе, поставить правильный педагогический «диагноз», наметить план, подобрать репертуар для каждого из учеников, вовлечь их в творческую работу, поднять общий тонус, не снизиться до ремесленного уровня - только лишь исправления недостатков ученика.
· Не ставить перед учениками преждевременных творческих задач, которые превышают реальные возможности учеников
· Уметь найти конкретные приемы и пути для исправления пианистических недостатков учеников;
· Давать ученикам посильные для них пока произведения (наиболее частая ошибка ,не только начинающих педагогов)
· Уметь найти тон в занятиях со старшими учениками( часто ровесниками) , не испытывая при этом робости и не проявляя высокомерия.
· Уметь найти основные направления в работе; не растрачивать слишком много времени и энергии и своей, и учеников, порой не на самые существенные исполнительские задания.
· Не перегружать многочисленными и преждевременными указаниями, т.к. ученик при этом может потерять свое внимание и не освоить указаний педагога.
· Подражая своему педагогу по специальности в ВУЗе в постановке художественных заданий, и в форме проведения занятий , помнить, что уровень развития учеников может требовать совсем иных педагогических приемов.
· Не сводить свои уроки к исключительно игре, тем самым побуждая ученика к копированию, большей частью, неудачному.
Как же помочь справиться со всеми этими умениями начинающему педагогу, и что может помочь ему в преодолении их?
Прежде всего, не давать начинающему столь многочисленный класс и, в особенности, избегать передачи им «неудачных». Слабых учеников.
Первой помощью для начинающего педагога служит конечно то, чему они научились у своего педагога по специальности, где они бывают часто и наблюдателями.
Воспринятые ими отношения к музыке, к инструменту, к исполнительской работе они передают своим ученикам. Правда здесь таится и некоторая опасность: работа в классе педагога по специальности проходила на таком высоком уровне, до какого не могут подняться незрелые учащиеся, только начавшие заниматься музыкой.
И часто «начинающие» педагоги первое время предпочитают давать ученикам именно те произведения, которые сами изучали, и более того, раскрывают их в том же плане , в каком проходили сами, и ,естественно терпят чаще всего неудачу.
Немало пользы дает педагогу – исполнителю подготовка к уроку ученика дома, за инструментом. Это дает возможность ощутить и осознать реальные трудности произведения, понять причины неудач учеников и найти пути к их преодолению.
Правда, здесь есть и свое но! По неопытности педагог может сбиться на навязывание своих индивидуальных приемов и тем ученикам, для которых они окажутся искусственными и нерациональными. Лишь наблюдательность, умение замечать удачные , индивидуально оправданные находки учеников предохраняет начинающего педагога от стереотипных указаний.
Следует обязательно пользоваться программами специальных классов- методическая записка, требованиями по классам, рекомендательные репертуарные планы- большая помощь педагогу , особенно начинающему.
Начинающему педагогу следует в тех или иных вопросах без стеснения обращаться к старшему коллеге, чаще бывать на уроках его учеников.
Это все, что касается работы начинающего педагога в деле музыкального воспитания своих учеников.
Теперь коснусь работы начинающего педагога в изменении и выправлении пианистических приемов . Ряд педагогов думают, что укоренившиеся неудачные навыки и вредные привычки , в особенности – посадку, мышечный тонус, вряд ли можно исправить. Поэтому они отказываются от попыток радикально воздействовать на сложившиеся двигательные навыки старших учеников, надеясь, то желательные изменения , возможно, произойдут постепенно, как бы « сами собой».
Ряд других педагогов предпринимают коренную «ломку» сложившихся навыков ученика. Однако , перестройка тонких психомоторных процессов всегда связана с серьезными затруднениями и опасностями. Здесь возможен иной путь: педагог выбирает произведения, ставя таким образом такие музыкально- исполнительские задачи, которые обязательно потребуют изменения привычных приемов , мешающих ученику, помогут ему преодолеть свои недостатки (скованность, или , наоборот, расслабленность, преувеличение движения или их заторможенность). В этом случае педагог воздействует на ученика через музыку, и тому кажется, что его учит «сама музыка».
Не исключаются специальные вспомогательные упражнения, при этом они тесно связываются с музыкальными заданиями. Этот путь - наилучший для начинающего педагога. Он помогает сразу установить естественную зависимость пианистических приемов от музыкально-исполнительских замыслов. Заставляет педагога вдумчиво изучать ученика и сохранить те навыки, которые являются индивидуально целесообразными, т. е. соответствуют нервно-психической организации данного ученика, его музыкальным склонностям, строению руки.
Такой подход не легок; успех его зависит от умения одновременно слушать ученика, контролировать его движения, от меткого выбора музыкального материала.
Итак, молодой педагог постепенно преодолевает трудности начального периода занятий с новым классом, учится в слушать учеников, разбираться в услышанном и увиденном, намечать главные пути преодоления трудностей работы, более или мене удачно выбирать музыкальный материал ,экономнее расходовать силы - свои и учеников.
Работа входит в нормальное русло. Процесс накопления мастерства продолжается. Основной источник, из которого черпает педагог – это его собственный исполнительский и педагогический опыт. И сам собой назревает вопрос о необходимой взаимосвязи исполнительской и педагогической работы.
Это взаимосвязь приносит только положительное в работе начинающего педагога:
1) Накопление, знание репертуара, что играет немаловажную роль в выборе программы для учеников.
2) Исполнительская деятельность педагога – это своего рода помощь не только в классе , а и с эстрады, она влечет к взаимопониманию и установлению хороших контактов между педагогом и учеником.
3) Исполнительская деятельность ведет к умению учитывать различную акустику в классе, зале, ведет к запоминанию, артистическому самочувствию, необходимых в педагогической работе.
Если рассмотреть обратную взаимосвязь - педагогическую и исполнительскую, то и здесь много положительного:
· Преподавание побуждает глубже и детально анализировать ткань музыкального произведения, авторские ремарки, средства воплощения музыкального образа. Педагог при этом рассматривает пьесу как бы сквозь лупу.
· Педагогу приходится вспомнить пробелы своего образования, в частности изучать новые теоретические учения, иначе он может отстать от своих наиболее активных и развитых старших учеников.
· Занятия с учениками заставляют педагога острее ощутить недочеты собственного пианизма, глубже понять их причины, и, в свою очередь, помочь их преодолеть.
· Педагогическая деятельность служит своеобразной «лабораторией» для исполнительской деятельности педагога.
· Бывает так, что в игре своих учеников слышишь собственные недостатки, иногда преувеличенные и даже карикатурные , и это побуждает педагога к критической самопроверке, заставляет кое от чего отказаться, кое что и уточнить в своей игре.
Итак , музыкант в процессе преподавания чувствует свой рост как исполнитель: большую зрелость, убежденность трактовки, более высокий интеллект. Он обретает осознанное мастерство, тем самым исключается возможность внутреннего конфликта между педагогикой и исполнительством.
Перейдем к вопросу о «плохих» и «хороших» учениках.
Иначе – отношение педагога к ученикам, различным по своим музыкальным и исполнительским данным.
Общение с одаренным учеником доставляет радость и удовлетворение каждому педагогу. Это закономерно. Необходимо лишь помнить , что способности ученика надо рассматривать в развитии, диалектически. Часто приходится наблюдать в жизни, как скромное, малоприметное начало приводят иногда к яркому расцвету таланта, и наоборот - пышное, эффективное – к постепенному угасанию. Судьба юного музыканта зависит от многих условий, в том числе и от искусства педагога! Ибо основной признак подлинного педагога , умение выявить и развить лучшие черты индивидуальности каждого ученика.
В работе со способным учеником есть хорошая черта - как бы «подсматриваешь» своеобразные особенности пианизма и звучания этого ученика, и применяешь в дальнейшем это в работе с другими учениками. Однако в работе со способными, трудностей подчас бывает гораздо больше, чем в занятиях восприимчивыми ровными , гармоничными, но не открывающими перспектив учениками.
Нелегко иногда устанавливать контакт с инициативными учениками - они бывают упорными в своих прозрениях и в своих заблуждениях. Поэтому с ними связаны не только наибольшие достижения, но и порой неудачи педагога (переход в другой класс). Но больше жалоб от молодых педагогов на необходимость обучать средних, а то и по их мнению слабых «профессионально непригодных» учеников.
Конечно, надо признать тот факт, что обучается какое то количество учащихся, не обладающих достаточными данными, чтобы стать музыкантами - профессионалами, а так же учащихся «не без способностей», но относящихся к музыке, да и вообще к искусству, пассивно, равнодушно, с ограниченными культурными запросами, не любящих себя утруждать. Встречаются и такие, у которых по тем или иным причинам, нет условий заниматься дома. Занятия с такими учащимися доставляет педагогу мало радости, в работе с ними он не растет ни как исполнитель, ни как педагог.
Но прежде чем «ставить крест» на ученике, педагог обязан всесторонне изучить его как личность и сделать все возможное, что бы увлечь его, что бы выявить хотя бы скромные потенциальные возможности. Уважение к ученику, вера в ученика - это девиз подлинной творческой педагогики.
Очень хорошо о работе с рядовым учащимся сказал Г.Г. Нейгауз ( ни кому не секрет, что таких в его классе было достаточно): «Я думаю, что задача укрепить и развить талантливость ученика, а не только научить «хорошо играть», то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким( продолжать не буду!)- есть реальная, если и не вполне осуществимая, то диктуемая законом нашего времени и самого искусства в любое время, диалектически оправданная задача.»
Думаю, этим все сказано по вопросу о «плохих и хороших» учениках.
Большую пользу начинающему педагогу в целях расширения круга своих знаний, наблюдений, даст посещение классных концертов и экзаменов учеников коллеги – преподавателя, так же длительное наблюдение за успехами хорошо знакомых учеников.
Не меньшую роль в работе начинающего педагога играет связь с общественной , культурной, художественной жизнью, активное участие в ней, изучение методической литературы.
Молодые музыканты не имеют почти никаких познаний в области психологии и педагогической теории. Изучение, например, книги Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей», намного повысило бы понимание таких функций, как музыкальный слух, слуховые представления, чувство музыкального ритма. Изучение классических трудов по психологии и педагогике и вновь выходящих работ, помогло бы педагогам более рационально воспитывать снимание , наметить воображение, последовательнее проводить в жизнь принцип воспитывающего обучения.
Таким образом мы подошли к главному- обязанность преподавателя специального класса воспитание культуры музыканта , хорошо владеющего своим инструментом, именно это и является условием будущей успешной деятельности на любом поприще. Но нельзя забывать и то, что лишь единицы смогут стать концертирующими исполнителями. Если педагог
Широко понимает свою задачу как воспитателя музыкантов различных профилей, то это поможет ему получать удовлетворение от преподавания и будет стимулировать его к постоянному совершенствованию.
Список используемой литературы:
1) Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся // Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1971. - Вып. 3. - С. 35.
2) Кременштейн, Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза (Вопросы истории, теории, методики) / Б.М. Кременштейн. – М.: Музыка, 1984. – 89 с.
3Либерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.