Доклад на тему:
« Функциональная грамотность на уроках музыки.
Некоторые приёмы развития функциональной грамотности».
Выполнила:
учитель музыки
Шпехт В.А.
Нижний Новгород
2024
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… 3
Виды функциональной грамотности на уроках музыки и способы её развития………………………………………………………………………… 4
Некоторые приёмы развития функциональной грамотности………………. 8
Заключение…………………………………………………………………… 11
Введение:
В обучении предмету «музыка» в последние годы происходит серьезная трансформация. С одной стороны- это открывает много возможностей в плане подачи материала, подготовки к уроку, с другой стороны, музыке, как предмету, отводится только академический час в неделю, что требует вывереной и интересной подачи материала, а так-же следование обновленным ФГОС и т.д.
Музыка является сферой, в которой формируются и развиваются все аспекты личности: умственные способности, практическое мышление, трудолюбие, характер и стремление к самореализации. Это способ глубже понять внутренний мир ребенка и расширить его горизонты.
Музыкальные занятия направлены не только на достижение образовательных целей, связанных с получением знаний, умений и навыков, но также содействуют развитию функциональной грамотности.
Функциональная грамотность на уроках музыки.
Какую же функциональную грамотность можно развить на уроке музыки?
Общая грамотность.
Развивается у учащихся следующими заданиями:
- написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатле-ниями о прослушанном музыкальном произведении;
- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;
- заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.
Компьютерная грамотность.
Очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения. Ученики должны были найти информацию в сети Интернет;
- уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Viber, ВКонтакте;
- участвовать в онлайн-тестах;
- работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.
Информационная грамотность.
Развивается у обучающихся, когда дается задание:
- найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;
- посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;
- использовать данные из СМИ;
- пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;
- анализировать информацию по теме урока.
Коммуникативная грамотность:
На уроках в начальных классах я использую распевки в которых нужно назвать имя ученика и передать ему музыкальную «эстафету» Распевка проигрывается в разных тональностях. Здесь помимо коммуникативной грамотности посредством игры мы развиваем слух, ритм, умение интонировать.
- работать в парах, группе, команде;
- расположить к себе других людей;
- не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;
- использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.
Каждый урок можно построить по-разному, с привлечением дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараться идти в ногу со временем в использовании песенного материала.
Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Поэтому, мы как педагоги, должны стремиться к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!
Математическая грамотность.
На уроках может
пригодиться при изучении базовой нотной грамоты. Существуют музыкальные
интервалы, для построения которых необходимо владеть знаниями по математике –
умением считать.
Можно предложить ребятам выполнить задание на развитие анализа и синтеза.
Естественно-научная грамотность.
Детям
необходимо объяснить, что такое звук с научной точки зрения, как образуется наш
голос, как ухаживать за певческим голосом (т.е. гигиена певческого голоса). Так
же этот вопрос рассматривается при изучении принципов строения и звучания
музыкальных инструментов.
Ребята с большим энтузиазмом отнеслись к предложению заглянуть во внутрь
фортепиано и посмотреть, как же образуется звук. И какого же было их удивление,
когда они увидели, что маленькие молоточки ударяют по струнам и тем самым
образуют звук. Или вот еще история, девочка из 1 Г класса, при знакомстве с
музыкальными инструментами так заинтересовалась синтезатором, что попросила у
родителей купить ей этот инструмент, уточняла, какой синтезатор лучше купить и
попросила научить ее играть на этом инструменте.
Финансовая грамотность.
Если мы говорим о финансовой грамотности, то можем
столкнуться с этими вопросами в биографии композиторов. Так, на одном из
занятий по внеурочной деятельности мы с ребятами 5 класса изучали биографию
Клода Дебюсси. В 1884 году Дебюсси присудили Большую Римскую премию. Лауреат
этой премии получал возможность отправиться в Рим и жить там в течение года за
счёт патрона премии (первоначально им был король Людовик XIV). Ребята
интересовались вопросами какое денежное вознаграждение представляла собой
премия. А т.к. Дебюсси не выполнил условия премии и не прожил в Риме положенное
время, уехал без предупреждения, его ждали определенные санкции. Ребят очень
интересовал этот факт биографии великого композитора.
Информационная грамотность.
Информационная грамотность на уроке музыке встречается так
же часто, как и читательская. Умение отбирать и обрабатывать и критически
осмыслять является одним из ключевых в XXI веке.
При изучении биографии Моцарта полезно будет привести в пример литературное
произведение А.С. Пушкина – маленькую трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Можно раздать ребятам текст исследования на тему «Моцарт и Сальери – миф или
реальность». Составить определенный банк «тонких» и «толстых» вопросов по тексту,
ответив на которые ребята придут к определенному выводу.
С помощью этого задания мы отрабатываем умение критически обрабатывать
информацию, не доверять одному источнику, т.к. на самом деле эта информация
миф, укоренившийся в сознании людей.
Креативное мышление – умение учащегося использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
На уроке музыке в 5 и 6 классе ребята уже работали с заданием, направленным на
формирование креативного мышления. Учащимся было предложено прослушать кантату
С.С. Прокофьева «Александр Невский», выбрать любую понравившуюся часть кантаты
и сделать на основе этой части музограмму.
Музограмма –
это афиша или постер, т.е. изображение к прослушанному произведению. Смотря на
музограмму, учащийся должен иметь возможность рассказать о музыкальном
произведении. Цветом необходимо отобразить общее настроение произведения, линии
и фигуры отображают ритм и форму музыкального произведения, общий стиль
оформления отображает задумку композитора и личное отношение к произведению.
Так же ребятам будет особо интересно объединить приятное с полезным, игру с
поиском информации и ее обработке.
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки музыки далеко не ограничиваются развитием в каком-либо одном, двух видов функциональной грамотности. Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к природе и своей Родине. Задача преподавателя вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.
Некоторые приёмы для развития функциональной грамотности.
Педагогических приемов которые могут используются на уроке достаточно много, например:
1. Приём «Необъявленная тема»
Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.
Пример. Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду её объявлять. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. (Учитель ставит вместо темы — вопросительный знак) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: «Музыкальные инструменты»)
Недавно на уроке я использовала вариацию этого приема на примере известного произведения Г.В.Свиридова «Время, вперед». Все ребята слышали эту тему, фрагмент звучит в заставке новостей, но некая интрига, что все эту тему точно знают, вызвало интерес и к биографии и к творчеству композитора.
2. Приём «Угадай пропущенное в теме урока», (альтернатива приему «Необъявленная тема»)
Пример: (Тема урока: «Мелодия - душа музыки» 3 кл.)
На доске запись: « _____ - душа музыки», в течении урок попытайтесь ответить, что является душой музыки.
3. Приём «Нестандартный вход в урок»
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Пример. (Тема урока: «Музыка на мольберте»5 кл.)
Учитель: что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему «Музыка на мольберте».
4. Приём «Ассоциативный ряд»
К теме урока дети называют слова — ассоциации. (Тема урок: "Балет")
Балерина, оркестр, танец, театр, музыка.
Учитель: давайте дадим определение понятию балет.
5. Приём «Ассоциативный ряд» (наоборот).
Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему.
Пример: учитель выписывает на доске слова:
Спектакль, декорации, хор, оркестр, солист.
Учитель: посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока назовите её. (Тема урока: "Опера" 5 класс.)
Учитель: дополните ассоциативный ряд.
Дети: дирижер, костюмы, и т.д.
Учитель: давайте дадим определение понятию опера. Опера — музыкальный спектакль в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестр, управляемого дирижером.
6. Приём «Покажи»
Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают, как на них играют.
7. Приём «Выбери правильный ответ»
На доске вывешивается два или более пройденных понятия.
За определенное время дети должны найти карточку с правильным ответом.
Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 - С.С. Прокофьев, 3 - Ж.Бизе, 4 - «Кармен», и т. д.
Можно усложнить задание «Найди тройку» - к данным авторам и их произведениям добавить жанры — кантата, балет…
8. Приём «Составление кластера».
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер, это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
9. Приём «Корзина идей» .
Прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.
10. Приём "Преобразование и интерпретация текста" .
Ещё одним из педагогических приемов формирования функциональной грамотности "Преобразование и интерпретация текста" может быть положен в основу при работе вокально- хоровой и вокально- исполнительской.
Ведь основа любой песни - текст, положенный на музыку. Важно заранее оценивать содержательную составляющую текста, выбранного к разучиванию вокального произведения.
Заключение:
В нынешнем понимании функциональная грамотность рассматривается как инструмент социальной адаптации, который соединяет образовательный аспект, особенно общее образование, с разнообразными человеческими активностями. Эта характеристика ярко проявляется в ее определении как способности справляться с жизненными вызовами в разных сферах на базе прикладных знаний, необходимых каждому в быстро меняющемся мире. В контексте общеобразовательной школы она формирует основу для подготовки к социальной, культурной, политической и экономической активностям.
Функциональная грамотность является критически важной для успешной адаптации старшеклассников к окружающей среде. В современных реалиях она служит залогом выживания и символом постоянного образования. Социальный аспект уровня функциональной грамотности выделяет зависимость между способностью подростков использовать прикладные знания и материальным состоянием их семьи. При этом настораживает снижение уровня грамотности у выпускников независимо от типа образовательного учреждения. Недостаточная оценка функциональной грамотности молодежи как индикатора готовности к взрослой жизни и надежда на дальнейшее обучение усложняют процесс социализации и уменьшают значимость школы как образовательного института.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.