Конспек занятия по психологии 5 класс "Память. Способы запоминания"
Оценка 4.8

Конспек занятия по психологии 5 класс "Память. Способы запоминания"

Оценка 4.8
doc
21.04.2020
Конспек занятия по психологии 5 класс "Память. Способы запоминания"
Способы запоминания.doc

Память. Способы запоминания.

 

1.    6 человек получают карточки с буквами. Задача: понять какое слово можно составить из этих букв и построиться в соответствии с ним. Карточки держим лицевой стороной к себе. На счет повернуть карточки лицевой стороной к классу (2 минуты)

 

2.    Интервью. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые будут касаться сегодняшней темы урока. Отвечайте быстро:

-     Что ты ел сегодня на завтрак?

-     Какого цвета глаза у классного руководителя?

-     Сколько уроков было вчера?

-     На какой парте ты сидел во втором классе?

-     Любимая фраза Ирины Валентиновны?

-     Какой сейчас урок?

-     Назови тему урока.

(2 минуты)

 

3.    Целеполагание. Продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке я узнаю…..

Сегодня на уроке я пойму…

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с интересными фактами о памяти и с удобными способами запоминания.

(2 минуты)

 

4.    Итак, сегодня мы находимся в лаборатории Мнемозины.  В ней 3 отдела:

-     Отдел информации

-     Отдел интересных фактов

-     Отдел исследований

Каждый отдел сейчас получит сопроводительный лист исследований.

Изучите внимательно свой лист и предположите, какая задача перед вами стоит? (2 минуты)

 

5.    Работа лабораторий (5минут)

Представление результатов (3 минуты)

 

6.    Работа с новой темой.

-     Кто знает, что у меня в руках?

Из древних времен пришло к нам выражение «узелок на память». Люди, не знавшие грамоты, завязывали узелки на одежде, веревочках, платочках. Эти узелки напоминали о том, что нужно не забыть сделать что-то очень важное.

С возникновением письменности у людей появилась возможность записывать то, что необходимо запомнить. В нашей жизни для этого служат ежедневники, дневники, записные книжки. Но иногда случается так, что иногда под рукой нет ничего. Как же запомнить информацию? На помощь приходят  разные способы запоминания. Они так и называются: приемы или способы запоминания. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

 

 

-     Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу.

 

Повторить: мальчик ехал на улице на коне, рядом с ними бежала его собачка, которая была привязана ремнем, а его бабушка в это время смотрела в окно и протирала от пыли кактус.

 

Повторить: ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне.

 

-     Прием составления фраз. Чтобы лучше запомнить разрозненный материал, его можно объединить в общую фразу.

Например: в русском языке есть такое правило: после буквы Ц пишется буква И. Но, как во многих правилах, есть слова-исключения, которые пишутся с Ы. Их можно объединить в общую фразу: «Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!»

Легко запомнить? Можете предложить свои примеры?

-     Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

-     Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь (радуга)

-     Мы все знаем мама Юли села утром на пилюлю (планеты)

-     Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам (математика)

-     Пифагоровы штаны во все стороны равны (математика)

-     Собирать, стирать, задира

Повнимательней гляди.

Если в слове имя ИРА,

Значит в корне буква И.

 

-      Прием мест. Прием помогает запомнить список вещей, поместив каждую на свою полку.

Например мама попросили купить в магазине: кастрюлю, мясо, конфеты, макароны, масло, вазу, чай, фрукты, сковороду. Кто готов повторить список?

Итак, применяем прием мест: фрукты в вазу, рядом ставим чай с конфетами, в кастрюлю макароны с маслом, мясо на сковороду.

Остается представить себя кухню и список вспомнить легче.

 

Можете привести еще пример?

Дни недели удобно запоминать в виде странички дневника. Тогда важное дело можно мысленно записать в этот  дневник в нужное место.

 

-      Прием группировки.  Легко запомнить предметы, если их мысленно объединить в группы.

Читаю слова: огонь, береза, ветер, звезда, медведь, клен, волк, вода, луна, заяц, солнце.

Кто готов повторить?

А кто догадался, на какие группы можно было разделить все слова?

Деревья, животные, космические тела, явления природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопроводительный лист

отдела информации.

 

1.     Задача:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.     Дайте определение, что такое память________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.     Напишите источники, которыми вы пользовались: ___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Руководитель отдела: __________________________________________________

Сотрудники отдела: ____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопроводительный лист

отдела интересных фактов.

 

1.     Задача:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.     Какие интересные факты о памяти вы узнали________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.     Напишите источники, которыми вы пользовались: ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель отдела: __________________________________________________

Сотрудники отдела: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопроводительный лист

отдела исследований.

 

1.     Задача:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.     Прочитайте текст.

3.     Напишите, о каких  видах памяти вы узнали? _______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.     Напишите источники, которыми вы пользовались: ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Руководитель отдела: __________________________________________________

Сотрудники отдела: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Интересные факты о памяти.

 

Выберите 5 фактов, которые вы считаете самыми интересными.

Память мозга может вместить число байт, выражающееся числом с 8432-я нулями. По приблизительным оценкам ученых это около 1000 терабайт. Для сравнения: Национальный Британский архив, в котором хранится история последних девяти веков, занимает всего 70 терабайт.

Память есть у животных: кошки запоминают, где стоит их миска с едой и лоток. Собака – свою кличку и некоторые команды.

Как утверждают историки, Александр Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тысяч своих солдат.

Память развивается у человека до 25 лет. Пик ее возможностей припадает на 19-20 лет. Не удивительно: в этот период мы получаем образование. А вот угасать память начинает с 50 лет.

Память и ее свойства напрямую зависят от профессии человека. Она действительно лучше у дикторов, преподавателей, ученых, актеров. Ведь этим людям приходится запоминать большое количество текста, постоянно повторять его и изучать что-то новое.

Аромат розмарина улучшает долговременную память.

Кофеин не улучшает память, он только повышает концентрацию внимания (да и то на короткое время).

Считается, что взрослый человек может вспомнить от двадцати до ста тысяч слов.

Мы скорее запоминаем ту информацию, которая записана с помощью незнакомого, трудного для чтения шрифта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКАЗКА О ВИДАХ ПАМЯТИ И КАРАСЕ,
КОТОРЫЙ БЫЛ НЕВИНОВЕН

В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб — больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.
Как-то старого Сома разбудил страшный шум.
Оказалось, что несколько обитателей пруда не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.
— Что случилось? — спросил Сом, шевеля длинными усами.
Все снова закричали.
— Карась — преступник!
— Казнить его!
— Злодей!
— Наказать, чтоб другим неповадно было!
— Говорите по очереди, — предложил Сом. — Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.
— Да тут и обсуждать нечего! — воскликнул Окунь. — Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю — недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлем толкаются, ну прямо дерутся. И кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, — это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось — ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает. У, злодей! Наказать его надо, наказать!
— Говори теперь ты, Щуренок, — велел Сом.
— Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!», а Карась ему: «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: «Пусти меня! Я голодный!», а Карась: «Не хватай его — пожалеешь!» Потом шум, плеск — и все. Я так понимаю, Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.
— Так, — медленно произнес Сом. — Кто еще там был?
— Я, — ответил дрожащий голосок. — Я, Подлещик. Я не так все помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная. Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит...
— Ты не отвлекайся, Подлещик, — сказал Сом. — Рассказывай, как помнишь.
— Вот я и помню — тревогу почувствовал. А потом — плеск, крики. Ой! — И Подлещик залился слезами. — Я так перепугался!
— Так что же произошло? Помнишь ты или нет? — настойчиво спросил Сом.
— Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем виноват.
— Ладно. А что скажет сам Карась в свое оправдание?
— А вот что я скажу, — ответил Карась. — Запомнили рыбы все правильно. Но по-своему. Поэтому и неверно поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлем — правда, и то, что кричали друг другу, — тоже правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу — человек с удочкой. Не послушал он меня, схватил червяка, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть. 
Мудрый Сом осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.
— Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все потому, что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видите, и то, что слышите, и то, что чувствуете, тогда, может быть, сумели бы и понять все правильно.


 

 


Память. Способы запоминания. 1

Память. Способы запоминания. 1

Эти узелки напоминали о том, что нужно не забыть сделать что-то очень важное

Эти узелки напоминали о том, что нужно не забыть сделать что-то очень важное

Например мама попросили купить в магазине: кастрюлю, мясо, конфеты, макароны, масло, вазу, чай, фрукты, сковороду

Например мама попросили купить в магазине: кастрюлю, мясо, конфеты, макароны, масло, вазу, чай, фрукты, сковороду

Сопроводительный лист отдела информации

Сопроводительный лист отдела информации

Сопроводительный лист отдела интересных фактов

Сопроводительный лист отдела интересных фактов

Сопроводительный лист отдела исследований

Сопроводительный лист отдела исследований

Интересные факты о памяти.

Интересные факты о памяти.

СКАЗКА О ВИДАХ ПАМЯТИ И КАРАСЕ,

СКАЗКА О ВИДАХ ПАМЯТИ И КАРАСЕ,

чувствуете, тогда, может быть, сумели бы и понять все правильно.

чувствуете, тогда, может быть, сумели бы и понять все правильно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020