Конспект урока по родному (русскому) языку
в 6 классе
«Диалекты как часть народной культуры»
Подготовила Манько Тамара Николаевна
учитель русского языка и литературы, высшей категории
Тема: «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».
Цели урока: 1) обучающие: познакомить учащихся с диалектной лексикой– частью народной культуры; формировать умение понимать диалектные слова.
2) развивающие: продолжить работу по развитию творческого воображения и мышления учащихся; расширить кругозор учащихся.
3) воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к родному языку, к диалектным словам как части национальной культуры, воспитание патриотизма.
Планируемые результаты обучения:
1) личностные : уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) предметные: формирование навыка работы с «Толковым словарем живого великорусского языка » В.И.Даля;
3) метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать своё мнение, оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в прошлое нашей родины и познакомимся с очень интересными словами.
2. Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие.
Прочитаем и проанализируем стихотворение А. Романова «Русский язык»
(читает подготовленный ученик)
Русский язык
Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Буквы заглавные – что терема.
Говор живой – что держава сама.
Словно в зарницы, в страницы вглядись –
Даль развернется, откроется высь.
В гнездах, что пчелы, взроятся слова.
Соты медовы, в них мудрость жива.
В пашнях страниц всколыхнется страда.
Каждому слову – своя борозда.
Слово за словом – и слышится речь:
Родину надо крепить и беречь!
Голос за голосом – слышен народ:
Русь не согнется, вовек не умрет! ...
В смутах ли страшных, в нужде ли какой
Эту великую книгу открой...
А. Романов
Вопросы для обсуждения:
– Кто такой Владимир Даль?
– О каких страницах, о какой книге идёт речь в стихотворении?
– Почему от этого Словаря «веет могучая Русь»
– Какие слова вам показались непонятными?
3.Целеполагание
– А что из себя представляет этот словарь? Какие слова в нём собраны?
Прослушаем фрагмент из книги Л.В.Успенского «Слово о словах».
Вопросы для обсуждения:
–Какие события описаны в тексте? С какой целью?
–О каких особенных словах рассказано в тексте?
– Каким лингвистическим термином его можно назвать?
– Почему эти слова требуют специальных разъяснений?
– Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Запишем тему урока «Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы».
– Какова цель нашего урока?
4. Изучение нового материала.
Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику с. 17 упр. 12.
Учащиеся выписывают слова: диалекты, диалектология, давая им толкование.
Диалекты- слова, употребляемые жителями той или иной местности.
Диалектология- раздел языкознания, посвященный изучению каких-либо говоров или наречий.
Далее учащиеся читают вслух статью ( стр. 18-19) о
севернорусских, южнорусских и среднерусских наречиях.
Вопросы для обсуждения:
– Назовите 3 основных диалекта в русском языке?
– О каких особенностях русских диалектов вы узнали?
5. Закрепление материала.
– Какую информацию можно извлечь из неё?
Анализ словарной статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.
(упр.13, 17)
– Какие диалектные слова использовал автор во фрагменте? Определите их значение по контексту.
– С какой целью писатели использовали диалектную лексику?
– Какой из диалектизмов стал общеупотребительным?
- Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество местных слов подсчитать просто невозможно.
Бабушка (первой внучке): Внученька, сходи-ка на мост, насыпь песку, будем варенье из крупляниги и виктории варить, а то третьёго дни набрата.
Внучка.Во что насыпать, бабушка?
Бабушка.Да кринку хоть возьми в чулане.
(Второй внучке). А ты слазь на подловку, сыми банок, а то в одну – то не уберётся варенье.
Вот и дед пришёл. Уделал машину – то?
Дедушка. Уделал, но ездить – то пока погожу, надо ещё кой-чего посмотреть.
Бабушка. Моя – то! Чай, устал. Мой руки. Девчонки, подайте деду утирку чистую. Айда обедать.
Какие диалектные слова, употребляемые в наших сёлах, вы услышали?
Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово. Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется запись:
Мост – сени
Песок – сахар
Круплянига – лесная клубника
Виктория – садовая клубника
Третьёго дни - позавчера
Кринка – крынка (ёмкость для молока)
Чулан – кухня
Подловка – чердак
Сыми – сними
Убраться – поместиться
Уделать – починить
Погодить – подождать
Моя – то – обращение к лицам и женского, и мужского пола
Утирка – полотенце
Айда – пойдём
Чай – наверное, надеюсь
- Последнее слово является своеобразной визитной карточкой жителей нашей области.
(выступление ученика)
Приезжий быстро замечает, что нижегородцы – страстные «чаелюбы». Не в том смысле, что большие любители чайного напитка (хотя и это тоже). Среди городской речи часто упоминается словечко чай. Так местные говорят, когда эмоционально подчеркивают в своих словах надежду, чаяния на что-то, по сути заменяя усилительную частицу «же». Сравните: «Ты, наверное, завтра приедешь?» и «Ты, чай, завтра приедешь?» В первом случае трудно угадать настроение говорящего, зато частица «чай» выдает скрытое ожидание, что говорящий ждет - не дождется вашего визита. Приятно же, правда?
Когда-то горьковчан-нижегородцев поддразнивали поговоркой
«Чай примечай, куда чайки летят». А они не только не обижались, а еще и гордились
этим. Даже песню сочинили на стихи горьковcкого поэта Бориса Пильника, которая
так и называется – «Чай» - и любима в народе:
Много я бродил по свету, и бывало иногда:
Друга нет и денег нету, словом – сущая беда.
И тоска, и сердце ноет, но услышишь невзначай
Наше волжское, родное, наше горьковское «чай».
- Ты откуда? – Чай, соседи, чай, шабры да земляки.
Чай, и мы оттуда едем - с Волги – матушки реки.
И спокойно с этим «чаем» - хоть весь мир бы кверху дном!
Мы нигде не подкачаем, мы нигде не пропадем.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Как вы оцените свою работу на уроке? Было ли вам интересно?
– Смогли ли вы добиться желаемого результата, достичь цели, которую ставили в начале урока?
Подводя итог урока, мне хочется сказать, что многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Исследователь живого народного слова Г.Мельниченко сказал: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»
Родные слова
Родные, знакомые с детства слова
«Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода..
……………..
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?
А. Яшин
7. Домашнее задание:
упр.19 или составить словарь диалектизмов наших сёл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.