Конспект фронтального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: "Богатыри земли русской"
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи через расширение представлений о богатырях земли русской.
Образовательные результаты:
- дети активно используют в своей речи существительные по теме «Богатыри земли русской»
- дети умеют правильно делить слова на слоги;
- дети правильно анализируют предложения;
- дети составляют описательные рассказы по предложенному плану.
Задачи:
- - актуализировать словарь по теме «Богатыри земли русской»;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять навык анализа предложений;
- формировать умение составлять описательный рассказ по предложенному плану.
Лингвистический материал: богатырь, былина, кольчуга, стремена, булава, снаряжение, шлем, лук, колчак.
Оборудование: иллюстрация «Богатыри».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1.Л.:- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя –Россия
- Какая наша страна? (Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая).
- Чем богата Россия? (Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире).
Л.: - Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Как называлась Россия в древности? (Русь).
Л.: - Кто был защитником земли Русской? (Богатыри).
2.Л.: - Ребята, послушайте стихотворение:
Остров на море лежит
Град на острове стоит
Каждый день идет там диво
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге
И окажутся на бреге
Тридцать три богатыря.
II. Основная часть.
3.Л.: - Богатыри всегда были в почете на Руси. Сегодня мы с вами вспомним имена богатырей.
-Кто такие богатыри?
- чем они известны? Что делали Богатыри?(своими подвигами, Богатыри защищали землю русскую)
- А откуда вы узнали о богатырях, которые жили тысячу лет назад? (мы слушали былины о подвигах богатырских, смотрели мультфильмы).
Л.: -Какие богатыри? (Сильные, смелые, мужественные, храбрые, умные, смекалистые, честные, надежные).
4. Логопед выставляет картинку с настоящими богатырями, дети рассматривают картину Васнецова «три богатыря»
Л.: - Вот они – богатыри земли русской на картине русского художника В.Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? Кто справа от него? А слева? (дети отвечают)
Л.:- Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ.
- Скажите, что такое былина?
- Именно былины рассказывают нам о подвигах Русских Богатырей.
4. - Послушайте про каждого из них: Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости
Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится.
По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.
Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. . Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.
5.
Физкультминутка «Мы богатыри» (игровое упражнение на координацию речи с
движением).
Логопед: А вы хотите стать богатырями?))
Дружно встанем раз – два – три (дети
шагают на месте)
Мы теперь богатыри!
(руки
согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам
представим, (правую
руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо
(руки
на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу!
6. Л.: - Рассмотрите одежду богатырей. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Для чего она была нужна? (ответы детей)
Логопед: А кто знает, как называется снаряжение богатырей?
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).
- для чего это снаряжение предназначено?
7. Л.: - Посчитаем сколько слогов в этих словах.: булава (бу-ла-ва), колчан (кол-чан), лук (лук), стрелы (стре-лы), копье (ко-пье), щит (щит), меч (меч)
8. Л.: - Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет».
- Наша родина сильна? (да)
И у нас она
одна? (да)
На Руси богатыри есть? (да)
Им всегда хвала и честь? (да)
Илья Муромец герой ?
(да)
Он был самый молодой? (нет)
Соловья он
победил? (да)
Из автомата подстрелил? (нет)
Алеша Попович тоже герой? (да)
Он сильный, смелый, молодой? (да)
Карабаса в бою победил? (да)
На танках боролись богатыри с врагом? (нет)
Они воевали с мечом и копьем? (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым? (нет)
Он змея сумел победить своей силой? (да)
Гордимся мы нашими богатырями? (да)
Хотим ли быть такими же сами? (да)
9.
Составление рассказа о богатыре по плану
Л.:- Теперь соберем богатыря в дорогу.
По плану:
-Как зовут богатыря?
-Богатырь какой?
-Что делает богатырь?
- Какое снаряжение у него есть и для чего?
III. Подведение итогов.
- Вам нравятся богатыри? Какой богатырь самый любимый?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.