Конспект фронтального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня. Тема: "Богатыри земли русской"

  • docx
  • 10.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня. Тема: "Богатыри земли русской"
Иконка файла материала богатыри.docx

Конспект фронтального логопедического занятия  для детей с общим недоразвитием речи   III уровня.

Тема: "Богатыри земли русской"

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи через расширение представлений о  богатырях земли русской.

Образовательные результаты:

- дети активно используют в своей речи существительные по теме «Богатыри земли русской»

- дети умеют  правильно делить слова на слоги;

- дети правильно анализируют предложения;

- дети составляют описательные рассказы по предложенному плану.

 Задачи:

- - актуализировать  словарь по теме «Богатыри земли русской»; 

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять  навык анализа предложений;

- формировать умение составлять описательный рассказ по предложенному плану.

Лингвистический материал: богатырь, былина, кольчуга, стремена, булава, снаряжение, шлем, лук, колчак.

Оборудование: иллюстрация «Богатыри».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1.Л.:-  Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя –Россия

 - Какая наша страна? (Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая).

-  Чем богата Россия? (Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире).

Л.: - Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Как называлась Россия в древности? (Русь).

Л.: - Кто был защитником земли Русской? (Богатыри).

2.Л.: - Ребята, послушайте стихотворение:

Остров на море лежит

Град на острове стоит

Каждый день идет там диво

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой

Расплеснется в скором беге

И окажутся на бреге

Тридцать три богатыря.

II. Основная часть.

3.Л.: - Богатыри всегда были в почете на Руси. Сегодня мы с вами вспомним имена богатырей.

-Кто такие богатыри?

- чем они известны? Что делали Богатыри?(своими подвигами, Богатыри защищали землю русскую)

- А откуда вы узнали о богатырях, которые жили тысячу лет назад? (мы слушали былины о подвигах богатырских, смотрели мультфильмы).

Л.: -Какие богатыри? (Сильные, смелые, мужественные, храбрые, умные, смекалистые, честные, надежные).

4. Логопед выставляет картинку с настоящими богатырями, дети рассматривают картину Васнецова «три богатыря» 

Л.: - Вот они – богатыри земли русской на картине русского художника В.Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? Кто справа от него? А слева? (дети отвечают)

Л.:-  Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ.

- Скажите, что такое былина?

-  Именно былины рассказывают нам о подвигах Русских Богатырей.

4. - Послушайте про каждого из них: Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.

Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости

Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится.

По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич  прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.  

Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством.  . Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

5. Физкультминутка «Мы богатыри» (игровое упражнение на координацию речи с движением). 
Логопед:
 А вы хотите стать богатырями?))


Дружно встанем раз – два – три           (дети шагают на месте) 
Мы теперь богатыри!                             (руки согнуты в локтях, показываю силу) 
Мы ладонь к глазам представим,          (правую руку подносят козырьком к глазам) 
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.  
И налево надо тоже поглядеть нам величаво. 
Наклонились влево – вправо              (руки на поясе, наклон влево - вправо) 

Получается на славу!

6. Л.: - Рассмотрите одежду богатырей. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Для чего она была нужна? (ответы детей)

Логопед: А кто знает, как называется снаряжение богатырей?

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем).

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же….(меч).

 Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит - тяжелый, блестящий и кругленький….(щит).

-  для чего это снаряжение предназначено?

7. Л.: - Посчитаем сколько слогов в этих словах.: булава (бу-ла-ва), колчан (кол-чан), лук (лук), стрелы (стре-лы), копье (ко-пье), щит (щит), меч (меч)

8. Л.: - Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет».

- Наша родина сильна?   (да)
И у нас она одна?           (да)
На Руси богатыри есть?   (да)
Им всегда хвала и честь?   (да)  
Илья Муромец герой ?           (да) 
Он был самый молодой?       (нет)  
Соловья он победил?             (да)   
Из автомата подстрелил?   (нет) 
Алеша Попович тоже герой?   (да) 
Он сильный, смелый, молодой?   (да) 
Карабаса в бою победил?       (да) 
На танках боролись богатыри с врагом?   (нет) 
Они воевали с мечом и копьем?   (да) 
Добрыня Никитич был слабым и хилым?   (нет) 
Он змея сумел победить своей силой?   (да) 
Гордимся мы нашими богатырями?     (да) 
Хотим ли быть такими же сами? (да)

9. Составление рассказа о богатыре по плану
Л.:- Теперь соберем богатыря в дорогу. 

По плану:

-Как зовут богатыря?

-Богатырь какой?

-Что делает богатырь?

- Какое снаряжение у него есть и для чего?

 

III. Подведение итогов.

-         Вам нравятся богатыри? Какой богатырь самый любимый?