Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4-А классе. Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала gruppovoe_zanyatie_po_rsv_i_fp_sur_v_4_poslednee.docx

                           ОГБОУ « Школа-интернат№18» г. Рязани.

 

 

 

   Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4-А классе.

Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Подготовила: учитель-дефектолог  

                                                                      высшей   квалификационной категории

                                                                       Савина Ольга Ивановна.

 

 

 

 

 

                                                   Рязань 2016 год.

Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Цель.

 Дифференциация гласных  А-О-У,  умение выделять голосом ударный слог, изменение высоты и силы голоса. Развитие слухового восприятия на материале темы «Весна». Активное участие всех учащихся группы в работе по развитию слухового восприятия с помощью  организации диалога в таких формах общения, как учитель -> учащиеся, учащиеся -> учитель, ученик -> ученик.  Формирование интереса  к предмету через использование ИКТ.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

 Совершенствовать грамматический строй речи;

 Развивать диалогическую речь;

Обогащать и  развивать словарный запас, связную речь;

 Учить составлять описательный рассказ по плану.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

 Воспитывать умение понимать и выполнять поручения;

 Воспитывать наблюдательность за изменениями в природе, гуманное отношение и чувство любви к ней.   

Коррекционно-развивающие:

Развивать речевую активность учащихся .

Формировать  фонетически  внятную  речь  учащихся.

Осуществлять  дифференциацию  гласных  А-О-У на материале  слогов, слов, предложений и в самостоятельной речи.

Развивать    моторику   артикуляционного   аппарата.

 Совершенствовать   диафрагмально-речевое  дыхание.

Совершенствовать  сенсорное  развитие  ребенка.

Закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Весна» исходя из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей детей.

Оборудование: картинки, таблички, карточки, интерактивная доска.

Групповое занятие по РСВ и ФП СУР в 4-А классе. Тема: « Дифференциация гласных  А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».

Речь учителя

Предполагаемая речь ученика

 

1.     Орг.момент.

-Здравствуйте ребята!

 

-Сядьте.

 

- Вита, как ты меня слышишь?

- Катя, как ты меня слышишь?

- Никита, как ты меня слышишь?

 

- Какой сейчас урок?

 

- Катя, спроси у Никиты какое сегодня число.

-Никита, спроси у Виты, какой сегодня день недели?

- Вита, спроси у Кати какое сейчас время года?

 

2.     Определение темы урока.

 

- Тема нашего урока – ВЕСНА.

А ещё мы будем красиво говорить, и различать звуки. Какие звуки? Откройте сундучок. Достаньте картинки, определите какой первый звук в названиях этих картинок.

 

 

 

- Будем красиво говорить и различать звуки А-О-У.

- Посмотрите на доску, определите по профилям, где звук А (О, У).

Объясните, почему вы так решили?

 

( Учитель переворачивает картинки с профилями звуков, на обратной стороне написаны буквы А, О, У.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

 

- Послушайте, что мы будем делать сначала( потом, затем, после этого, наконец).

- Будем красиво говорить.

-Будем слушать.

-Будем выполнять задания.

-Будем отвечать на вопросы.

-Будем составлять рассказ о весне.

 

3.     Основная часть.

1)– Будем красиво говорить.

Возьмите каждый зеркало. Выполним сначала упражнение « Мы умеем».

- Мы умеем улыбаться.

- Мы умеем удивляться.

-Мы умеем обижаться.

-Мы умеем злиться.

 

- А теперь откройте широко рот, закройте. Ещё раз.

- Вытяните губы в «трубочку».

-Покажите овал.

 

- Определите по артикуляции, какой это звук? ( беззвучная артикуляция)

 

( проверяем по картинке).

 

- Скажите, звуки А,О,У-какие?

 

- Раз они гласные, значит их можно…

 

- Встаньте.

 

 Фонетическая ритмика.

А______ О_______У_____

Весна__________

Пришла весна________

Я люблю весну_______

Весной тепло________

- Сядьте.

- Скажите громко и долго: А__О__У__

 

- Скажите тихо и долго: а__ о__ у__

- Скажите громко и кратко: А  О  У

 

- Скажите тихо и кратко:  а о  у

 

Красиво произнесём всю строчку:

А__У__о__ А о о__У У___А___О__ О у

 

- Я вам раздам карточки. Дайте характеристику звукам .

 -Чем отличаю и чем похожи эти звуки.

 

 

- Распределите картинки по парам, заменяя один гласный на другой.

( раздаёт картинки)

 

- Назовите пары, говорите красиво, выделяйте гласные звуки. Назовите, какие звуки меняются.

- Прочитаем ещё раз все пары слов вместе.

- Что мы делали?

 

2)- Будем слушать.

 

 

- Поменяйтесь карточками. Услышите свой звук -хлопните в ладоши.

звуки:- А, У, О, А, ы, П, А, ,О, Ш,С,А,У

слоги: ПА, ТУ, ВУ, УП, Сы, НО, МА, ЖУ,ЗИ

слова: дом, лук, звон, машина, плащ,  сыр, сок, сук, санки, весна

- Что мы делали?

 

3)- Будем выполнять задания.

а)Компьютерная программа  «Говорим правильно» .

Упражнение « Определи звуки А,О,У в словах»

б) Компьютерная программа  «Говорим правильно» .

Упражнение « Неречевые звучания»

- Какие времена года на картинках?

– Какое сейчас время года? Покажите, где весна? Какая весна изображена на картинке?

 

- Что можно услышать ранней весной в лесу? Послушайте.

- Вита, что ты услышала?

- Катя, спроси Никиту, что он услышал?

 

- Подойдите ко мне. Давайте подберём картинки к тем звукам весны, которые вы услышали. Что это?

- Что такое капель?

 

 

 

в) Компьютерная программа  «Говорим правильно» .Упражнение

 « Капли».

-Послушайте. Определите ритмический рисунок. Выберите правильный ответ.

г)- Назовите весенние признаки, подберите картинки.

 

 

 

 

 Физминутка.

- Покажите, как летят перелётные птицы. Я буду называть птиц, а вы показывать, как они машут крыльями. Думайте, какие это птицы- большие или маленькие.

-Летят гуси ( утки, скворцы, кукушки).

 

- Сядьте на свои места.

г) – Весной у животных появляются детёныши. Выполним упражнение    « Семья».

Мама..

Папа..

Детёныши…. ( показывает картинки )

 

 

- Что мы делали?

 

4)- Будем отвечать на вопросы.

 

-Ребята, сейчас мы будем отвечать на вопросы о весне, но не я вам их буду задавать, а вы сами задайте их друг другу, можете задать вопрос и мне.

 

 

 

 

- Что мы делали?

 

5)- Будем составлять рассказ о весне.

 

- Сегодня на уроке мы много говорили о весне. Выполняли задания, отвечали на вопросы. Теперь попробуем самостоятельно составить письменный рассказ о весне по плану.

 

 

 

 

 

- Откройте тетради.

- Озаглавьте свой рассказ.

 

 

 -Запишите рассказ в тетрадь.

 

 

- Вита, прочитай свой рассказ.

- …..

( дети по очереди читают свои рассказы, дают оценку работам товарищей).

 

 

Возьмите красный карандаш, выделите в тексте гласные а, о, у.

 

 

 

 

 

- Закройте тетради.

 

- Что мы делали.

4.Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока.

- Что мы сегодня делали на уроке?

 

 

 

 

 

- Как вы работали на уроке?

 

 

- Все работали хорошо.  Встаньте. Урок окончен. Идите на перемену.

 

 

 

 

- Здравствуйте, Ольга Ивановна.

 

( садятся за парты)

-Я сел( -Я села).

- Я слышу хорошо.

- Я слышу хорошо.

- Я слышу хорошо.

 

 

- Сейчас урок развития слуха и речи.

 

- Никита, какое сегодня число?

(- Сегодня двадцатое апреля).

- Вита, какой сегодня день недели?

(-Сегодня среда).

- Катя, какое сейчас время года?

(- Сейчас время года - весна).

 

 

 

 

 

 

( дети достают из сундучка картинки, называют их).

- Это апельсин-в слове  апельсин первый звук-А,

- Это утка. В слове утка-первый звук У,

- Облако-первый звук О.

 

 

( дети по артикуляционным профилям угадывают звуки)

- Это звук у, потом что по профилю видно, что губы вытянуты в

« трубочку»,…..

 

- Мы будем….

- Мы будем …

- …

 

 

 

- Будем красиво говорить.

-Будем слушать.

-Будем выполнять задания.

-Будем отвечать на вопросы.

-Будем составлять рассказ о весне.

 

           

– Будем красиво говорить.

 

 

 

( дети повторяют за учителем, изображают мимикой разные эмоции).

 

 

( дети выполняют артикуляционные упражнения).

 

 

 

- Это звук А.

-Это звук О.

- Это звук У.

 

 

- Это гласные звуки.

 

- … петь.

 

( дети встают).

 

 

( проговаривание с элементами фонетической ритмики).

 

 

 

 

- А__О__У__

 

- а__ о__ у__

- А  О  У

 

- а   о   у

 

- А__У__о__ А о о__У У___А___О__О у

 

( Дети дают характеристику звукам А,О,У по плану, сравнивают звуки)

                            План.

1.     Гласный или согласный.

2.     Есть голос или нет.

3.     Артикуляция.

 

-Лук- лак, стол-стул, сук-сок,

 лупа-лапа.

 

-в слове стол-гласный о, стул-гласный у, о заменяется на у.

 

 

(Читают, голосом выделяют гласные).

 

- Мы красиво говорили.

 

- Будем слушать.

 

( дети выполняют задания)

 

 

 

 

 

 

 

- Мы слушали.

 

( дети слушают голосовую запись инструкции к выполнению задания, выполняют задания на интерактивной доске, проговаривая свои действия и решения)

 

 

 

- Зима,весна,лето,осень.

- Весна.

 

- Ранняя весна.

 

( слушают смешанные звуки весеннего леса)

- Я услышала журчание ручья.

- Никита, что ты услышал?

- Я услышал капель, и как поют птицы.

 

( ребята подбирают картинки, называют их).

 

-Это когда тает снег(лёд) и капают капли.

 

 

( дети слушают, выполняют задание)

 

 

 

 

 

- Тает снег (лёд).

- На деревьях набухли почки.

- Ярко светит солнце.

-У животных появляются детёныши.

- Прилетают перелётные птицы.

 

 

 

( дети выполняют задание, машут руками).

 

 

 

 

 

 

- Мама лиса( лисица), папа лис, детёныши лисята.

- Мама волчица, папа волк, детёныши волчата.

- Мама зайчиха, папа заяц, детёныши зайчата.

 

- Мы выполняли задания.

 

- Будем отвечать на вопросы.

 

- Катя, скажи пожалуйста, какие весенние цветы ты знаешь?  - ….

-Никита, назови перелётных птиц.

- ……

-Вита, во что ты любишь играть весной.    - ……

- Ольга Ивановна, назовите весенние праздники.   -  ……

- Мы отвечали на вопросы.

 

- Будем составлять рассказ о весне.

 

План.

1.     Погода.

2.     Природа.

3.     Птицы.

4.     Животные.

5.     Одежда.

6.     Занятия детей.

( пункт 5,6-материал, который не разбирался на уроке, для сильных учеников).

 

- Я открыл(а) тетрадь.

- Весна.

- Весна пришла.

- Весна наступила.

(дети составляют рассказ по плану, записывают в тетради).

 

           Весна наступила.

 -Наступила весна. Ярко светит солнце. Небо ясное. Дни стали длиннее, а ночи короче. В лесу на деревьях набухли почки, распускаются первые цветы, подснежники. С юга вернулись перелётные птицы. Проснулся в своей берлоге медведь. У многих животных появились детёныши. Ребята одели  лёгкие куртки и штаны. Обули ботинки и кроссовки. Они катаются на велосипеде, самокате, играют в мяч.

 

     - Мы составляли рассказ.

 

        

 

           -Мы красиво говорили.

- Мы слушали.

- Мы выполняли задания.

- Мы отвечали на вопросы.

- Мы составляли рассказ о весне.

- Я работала хорошо.

- Я старался.

- Мне было трудно …

 

- До свидания, Ольга Ивановна.