ОГБОУ « Школа-интернат№18» г. Рязани.
Конспект группового занятия по РСВ и ФП СУР в 4-А классе.
Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
Подготовила: учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Савина Ольга Ивановна.
Рязань 2016 год.
Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
Цель.
Дифференциация гласных А-О-У, умение выделять голосом ударный слог, изменение высоты и силы голоса. Развитие слухового восприятия на материале темы «Весна». Активное участие всех учащихся группы в работе по развитию слухового восприятия с помощью организации диалога в таких формах общения, как учитель -> учащиеся, учащиеся -> учитель, ученик -> ученик. Формирование интереса к предмету через использование ИКТ.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать грамматический строй речи;
Развивать диалогическую речь;
Обогащать и развивать словарный запас, связную речь;
Учить составлять описательный рассказ по плану.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;
Воспитывать умение понимать и выполнять поручения;
Воспитывать наблюдательность за изменениями в природе, гуманное отношение и чувство любви к ней.
Коррекционно-развивающие:
Развивать речевую активность учащихся .
Формировать фонетически внятную речь учащихся.
Осуществлять дифференциацию гласных А-О-У на материале слогов, слов, предложений и в самостоятельной речи.
Развивать моторику артикуляционного аппарата.
Совершенствовать диафрагмально-речевое дыхание.
Совершенствовать сенсорное развитие ребенка.
Закрепление навыков восприятия речевого материала на слух по теме «Весна» исходя из индивидуальных, речевых и слуховых возможностей детей.
Оборудование: картинки, таблички, карточки, интерактивная доска.
Групповое занятие по РСВ и ФП СУР в 4-А классе. Тема: « Дифференциация гласных А-О-У. Работа над голосом. Лексическая тема « Весна»».
Речь учителя |
Предполагаемая речь ученика |
1. Орг.момент. -Здравствуйте ребята!
-Сядьте.
- Вита, как ты меня слышишь? - Катя, как ты меня слышишь? - Никита, как ты меня слышишь?
- Какой сейчас урок?
- Катя, спроси у Никиты какое сегодня число. -Никита, спроси у Виты, какой сегодня день недели? - Вита, спроси у Кати какое сейчас время года?
2. Определение темы урока.
- Тема нашего урока – ВЕСНА. А ещё мы будем красиво говорить, и различать звуки. Какие звуки? Откройте сундучок. Достаньте картинки, определите какой первый звук в названиях этих картинок.
- Будем красиво говорить и различать звуки А-О-У. - Посмотрите на доску, определите по профилям, где звук А (О, У). Объясните, почему вы так решили?
( Учитель переворачивает картинки с профилями звуков, на обратной стороне написаны буквы А, О, У. - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
- Послушайте, что мы будем делать сначала( потом, затем, после этого, наконец). - Будем красиво говорить. -Будем слушать. -Будем выполнять задания. -Будем отвечать на вопросы. -Будем составлять рассказ о весне.
3. Основная часть. 1)– Будем красиво говорить. Возьмите каждый зеркало. Выполним сначала упражнение « Мы умеем». - Мы умеем улыбаться. - Мы умеем удивляться. -Мы умеем обижаться. -Мы умеем злиться.
- А теперь откройте широко рот, закройте. Ещё раз. - Вытяните губы в «трубочку». -Покажите овал.
- Определите по артикуляции, какой это звук? ( беззвучная артикуляция)
( проверяем по картинке).
- Скажите, звуки А,О,У-какие?
- Раз они гласные, значит их можно…
- Встаньте.
Фонетическая ритмика. А______ О_______У_____ Весна__________ Пришла весна________ Я люблю весну_______ Весной тепло________ - Сядьте. - Скажите громко и долго: А__О__У__
- Скажите тихо и долго: а__ о__ у__ - Скажите громко и кратко: А О У
- Скажите тихо и кратко: а о у
Красиво произнесём всю строчку: А__У__о__ А о о__У У___А___О__ О у
- Я вам раздам карточки. Дайте характеристику звукам . -Чем отличаю и чем похожи эти звуки.
- Распределите картинки по парам, заменяя один гласный на другой. ( раздаёт картинки)
- Назовите пары, говорите красиво, выделяйте гласные звуки. Назовите, какие звуки меняются. - Прочитаем ещё раз все пары слов вместе. - Что мы делали?
2)- Будем слушать.
- Поменяйтесь карточками. Услышите свой звук -хлопните в ладоши. звуки:- А, У, О, А, ы, П, А, ,О, Ш,С,А,У слоги: ПА, ТУ, ВУ, УП, Сы, НО, МА, ЖУ,ЗИ слова: дом, лук, звон, машина, плащ, сыр, сок, сук, санки, весна - Что мы делали?
3)- Будем выполнять задания. а)Компьютерная программа «Говорим правильно» . Упражнение « Определи звуки А,О,У в словах» б) Компьютерная программа «Говорим правильно» . Упражнение « Неречевые звучания» - Какие времена года на картинках? – Какое сейчас время года? Покажите, где весна? Какая весна изображена на картинке?
- Что можно услышать ранней весной в лесу? Послушайте. - Вита, что ты услышала? - Катя, спроси Никиту, что он услышал?
- Подойдите ко мне. Давайте подберём картинки к тем звукам весны, которые вы услышали. Что это? - Что такое капель?
в) Компьютерная программа «Говорим правильно» .Упражнение « Капли». -Послушайте. Определите ритмический рисунок. Выберите правильный ответ. г)- Назовите весенние признаки, подберите картинки.
Физминутка. - Покажите, как летят перелётные птицы. Я буду называть птиц, а вы показывать, как они машут крыльями. Думайте, какие это птицы- большие или маленькие. -Летят гуси ( утки, скворцы, кукушки).
- Сядьте на свои места. г) – Весной у животных появляются детёныши. Выполним упражнение « Семья». Мама.. Папа.. Детёныши…. ( показывает картинки )
- Что мы делали?
4)- Будем отвечать на вопросы.
-Ребята, сейчас мы будем отвечать на вопросы о весне, но не я вам их буду задавать, а вы сами задайте их друг другу, можете задать вопрос и мне.
- Что мы делали?
5)- Будем составлять рассказ о весне.
- Сегодня на уроке мы много говорили о весне. Выполняли задания, отвечали на вопросы. Теперь попробуем самостоятельно составить письменный рассказ о весне по плану.
- Откройте тетради. - Озаглавьте свой рассказ.
-Запишите рассказ в тетрадь.
- Вита, прочитай свой рассказ. - ….. ( дети по очереди читают свои рассказы, дают оценку работам товарищей).
Возьмите красный карандаш, выделите в тексте гласные а, о, у.
- Закройте тетради.
- Что мы делали. 4.Итог урока. - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока. - Что мы сегодня делали на уроке?
- Как вы работали на уроке?
- Все работали хорошо. Встаньте. Урок окончен. Идите на перемену.
|
- Здравствуйте, Ольга Ивановна.
( садятся за парты) -Я сел( -Я села). - Я слышу хорошо. - Я слышу хорошо. - Я слышу хорошо.
- Сейчас урок развития слуха и речи.
- Никита, какое сегодня число? (- Сегодня двадцатое апреля). - Вита, какой сегодня день недели? (-Сегодня среда). - Катя, какое сейчас время года? (- Сейчас время года - весна).
( дети достают из сундучка картинки, называют их). - Это апельсин-в слове апельсин первый звук-А, - Это утка. В слове утка-первый звук У, - Облако-первый звук О.
( дети по артикуляционным профилям угадывают звуки) - Это звук у, потом что по профилю видно, что губы вытянуты в « трубочку»,…..
- Мы будем…. - Мы будем … - …
- Будем красиво говорить. -Будем слушать. -Будем выполнять задания. -Будем отвечать на вопросы. -Будем составлять рассказ о весне.
– Будем красиво говорить.
( дети повторяют за учителем, изображают мимикой разные эмоции).
( дети выполняют артикуляционные упражнения).
- Это звук А. -Это звук О. - Это звук У.
- Это гласные звуки.
- … петь.
( дети встают).
( проговаривание с элементами фонетической ритмики).
- А__О__У__
- а__ о__ у__ - А О У
- а о у
- А__У__о__ А о о__У У___А___О__О у
( Дети дают характеристику звукам А,О,У по плану, сравнивают звуки) План. 1. Гласный или согласный. 2. Есть голос или нет. 3. Артикуляция.
-Лук- лак, стол-стул, сук-сок, лупа-лапа.
-в слове стол-гласный о, стул-гласный у, о заменяется на у.
(Читают, голосом выделяют гласные).
- Мы красиво говорили.
- Будем слушать.
( дети выполняют задания)
- Мы слушали.
( дети слушают голосовую запись инструкции к выполнению задания, выполняют задания на интерактивной доске, проговаривая свои действия и решения)
- Зима,весна,лето,осень. - Весна.
- Ранняя весна.
( слушают смешанные звуки весеннего леса) - Я услышала журчание ручья. - Никита, что ты услышал? - Я услышал капель, и как поют птицы.
( ребята подбирают картинки, называют их).
-Это когда тает снег(лёд) и капают капли.
( дети слушают, выполняют задание)
- Тает снег (лёд). - На деревьях набухли почки. - Ярко светит солнце. -У животных появляются детёныши. - Прилетают перелётные птицы.
( дети выполняют задание, машут руками).
- Мама лиса( лисица), папа лис, детёныши лисята. - Мама волчица, папа волк, детёныши волчата. - Мама зайчиха, папа заяц, детёныши зайчата.
- Мы выполняли задания.
- Будем отвечать на вопросы.
- Катя, скажи пожалуйста, какие весенние цветы ты знаешь? - …. -Никита, назови перелётных птиц. - …… -Вита, во что ты любишь играть весной. - …… - Ольга Ивановна, назовите весенние праздники. - …… - Мы отвечали на вопросы.
- Будем составлять рассказ о весне.
План. 1. Погода. 2. Природа. 3. Птицы. 4. Животные. 5. Одежда. 6. Занятия детей. ( пункт 5,6-материал, который не разбирался на уроке, для сильных учеников).
- Я открыл(а) тетрадь. - Весна. - Весна пришла. - Весна наступила. (дети составляют рассказ по плану, записывают в тетради).
Весна наступила. -Наступила весна. Ярко светит солнце. Небо ясное. Дни стали длиннее, а ночи короче. В лесу на деревьях набухли почки, распускаются первые цветы, подснежники. С юга вернулись перелётные птицы. Проснулся в своей берлоге медведь. У многих животных появились детёныши. Ребята одели лёгкие куртки и штаны. Обули ботинки и кроссовки. Они катаются на велосипеде, самокате, играют в мяч.
- Мы составляли рассказ.
-Мы красиво говорили. - Мы слушали. - Мы выполняли задания. - Мы отвечали на вопросы. - Мы составляли рассказ о весне. - Я работала хорошо. - Я старался. - Мне было трудно …
- До свидания, Ольга Ивановна. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.