Конспект индивидуального логопедического занятия.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Образовательные результаты:
- ребенок правильно произносит звук [р] в слогах, словах и предложениях;
- ребенок образовывает уменьшительно-ласкательные формы имен существительных;
- ребенок образовывает существительные, обозначающие названия профессий;
- ребенок определяет место звука [р] в словах (в начале, середине , в конце);
- ребенок узнает графический образ буквы Р.
Задачи:
- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях;
- формировать навык образования уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- формировать навык образования существительных, обозначающих названия профессий;
- закреплять артикуляцию звука [р] и его характеристику;
- закрепить умение определять место звука [р] в словах (в начале, в середине, в конце);
- формировать графический образ буквы Р;
Лингвистический материал: цирк, пра, дры, пар, ведро, ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка,
Оборудование:
- разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1.Л.: - Дмитрий, сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
2.Л.: - Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
· Упражнение «Чистим зубки»
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
· Упражнение «Барабанщик»
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук [д]: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
· Упражнение «Маляр»
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
Л.: - Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
- Так на чём мы поедем?
- На автобусе.
- Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
3. Характеристика звука [Р].
Л.: - Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]?
- Согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом, буквой Р.
4. Автоматизация звука.
1) в слогах
Л.: - Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Я произнесу слог, а ты его повтори столько раз, какую цифру я тебе покажу:
пра - 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
- Молодец!
2) в словах
Л.: - На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
- Да.
- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
Л.: - Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун в цирке смешит детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
- Послушай, правильно ли он говорит и исправь ошибки, если они есть.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.
Л.: - Во время представления громко играет цирковой оркестр.
- Посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
- Молодец! Правильно назвал инструменты, в которых есть звук [р]! Как назовём человека, который играет на гармошке? (барабане, трубе, гитаре, ) Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист, барабанщик, трубач, гитарист)
6. Динамическая пауза
Л.: - Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
7. Позиция звука в слове.
Л.: - А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
Л.: - Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
III. Итог занятия.
9. Л.: - Пора возвращаться домой.
- скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
- А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.