Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]».
Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Л’].
Образовательные результаты:
- ребенок различает звуки [Л]- [Л’] в словах, словосочетаниях, предложениях;
- ребенок правильно определяет место звуков [л], [л’] в слове (в начале, середине, в конце);
- ребенок использует в своей речи относительные прилагательные, образованные от существительных;
- ребенок использует в своей речи существительные множественного числа.
Задачи:
-закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Л’] в словах, словосочетаниях, предложениях;
-закрепить умение определять место звуков [л], [л’] в слове (в начале, середине, в конце);
- формировать навык образования относительных прилагательных от существительных;
- формировать навык образования существительных множественного числа.
Лингвистический материал: пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка; мяч.
Оборудование: игрушка Фея; «веселые картинки» для проведения артикуляционной гимнастики; наклейка с изображением Феи;
I. Организационный момент.
1. Л.: -Здравствуй, Оля, сегодня у нас на занятии новый гость. Внимательно послушай загадку и догадайся, кто это?
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творит умея,
Всем в беде поможет… (фея)
- Правильно, это добрая лесная Фея, а зовут ее Лейла. Она хочет послушать, как ты учишься правильно произносить звуки, и поиграть с тобой в разные игры.
- Но сначала давай покажем Фее, какие ты упражнения для язычка знаешь. А в этом тебе помогут «веселые картинки».
2. Артикуляционная гимнастика.
«Почистим зубки».
Открывай рот, детвора,
Чистить зубы нам пора.
«Иголка».
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну:
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать…
«Улыбка».
Вот улыбка до ушей,
Улыбайся веселей.
«Лошадка».
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
«Часики».
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
«Вкусное варенье».
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
3. Игра «Половинки».
Л.: - Лейла загадала слово и назовет его половину (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком (слоги ЛА или ЛЯ).
Пи (ла) Ю (ля)
Ю (ла) Га (ля)
Мет (ла) Ва (ля)
Ска (ла) О (ля)
Иг (ла) пет (ля)
Шко (ла) кег (ля)
Пасти (ла) ваф (ля)
Аку (ла) туф (ля)
4. Игра «Игрушки для друзей».
Л.: -Лейла и ее подруга Стелла решили поиграть. Как ты думаешь, какие игрушки выберет Лейла, а какие Стелла? Не забывай, что Лейле нравятся игрушки, в названиях которых есть звук [Л’], а Стелле - в названиях которых есть звук [Л].
[Л] [Л’]
Кукла, ослик.
Лошадка, лейка.
Юла, коляска.
Лопатка, лиса.
Клоун, плита.
Скакалка, львенок.
Велосипед, цыпленок.
5. Игра «Приготовь сок».
Л.: -Лейла решила приготовить фруктово-ягодный сок. Помоги назвать ей получившийся сок одним словом.
Сок из сливы какой? – сливовый.
Сок из земляники какой? – земляничный.
Сок из яблок какой? – яблочный.
Сок из клубники какой? – клубничный.
Сок из облепихи какой? - облепиховый.
Сок из апельсина какой – апельсиновый.
Сок из клюквы какой – клюквенный.
6. Физминутка.
Л.: - А сейчас мы отдохнем,
И опять играть начнем.
Тик-так, тик-так… (по два наклона головы)
Я умею делать так: (по два наклона туловища)
Влево-тик, вправо-тик…
Тик-так, тик-так.
-Лейле очень понравилась твоя зарядка.
7. Игра» Вагончики».
Л.: - У Лейлы гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на вокзал и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуками [Л], [Л’] в начале слова посади в первый вагон, со звуками
[Л], [Л’] в середине слова – в средний вагон, со звуками [Л], [Л’] в конце слова – в последний вагон.
Словарный материал: пчела, волк, лось, голубь, лошадь, белка, дятел, осел, слон, ласточка, лиса, олень, кролик, лебедь, цапля, филин, шмель, клест, лев, улитка.
8. Игра «Один-много» (с мячом).
Л.: - Фея придумала для тебя еще одно задание. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов. Повтори словосочетания правильно.
Голубой автомобиль - голубые автомобили; (зеленый чулок – зеленые чулки; золотая медаль – золотые медали; теплый плед – теплые пледы; соломенная шляпа – соломенные шляпы; веселый школьник – веселые школьники; полосатая тельняшка – полосатые тельняшки; фиолетовый платок – фиолетовые платки; желтый клен – желтые клены; лунный календарь – лунные календари; ленивый кашалот – ленивые кашалоты).
III. Итог занятия.
9. Л.: - Молодец! Фее Лейле пора возвращаться на свою лесную лужайку. Ей очень понравилось с тобой играть. Она хочет подарить тебе красивую наклейку со своим изображением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.