№ 3. Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации и введении в самостоятельную речь звука [Ш].
«Путешествие в дальние страны».
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме;
2. автоматизировать звук [Ш];
3. расширять словарный запас;
4. обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать зрительное и слуховое внимание;
2. развивать общую и мелкую моторику;
3. речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. воспитывать положительное отношение к занятиям;
2. уметь контролировать собственную речь;
3. формировать навыки сотрудничества;
4. уметь слушать собеседника, не перебивая;
5. воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Оборудование: фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, шапочки-маски кошки и собаки.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Логопед: Посмотри, у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах?
Ребенок: Собирает.
Логопед: Назови, пожалуйста, какой звук живёт во всех этих словах?
Ребенок: звук [Ш]
Логопед: Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.
1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Давай с тобой вспомним чтобы правильно произнести звук [Ш], что должны делать губки? Зубки? Язычок?
- правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой.
Давай разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво, но сначала отгадай загадку.
Если б не было его, не сказал бы ничего!
- Конечно, ты сразу догадался, это – язык. Это самый главный орган речи. А где наш язычок живёт? Правильно, в ротике.
Сегодня Весёлый Язычок познакомит тебя со своим уютным домиком. А весёлый он, потому что будет показывать тебе интересные упражнения. А ты будешь ему помогать.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
“Сказка о весёлом язычке” (лягушка, окошко, лопаточка, расчёска, чистим верхние и нижние зубы, чашечка, вкусное варенье, остуди горячий чай)
- Жил-был Язычок, он был весёлый и сильный. В домике язычка было две двери, первая дверь это - губы, вторая дверь - зубы.
Открыл Язычок одну дверку домика (губы)
Упражнение “Лягушка” (Улыбаемся, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигаем зубы.)
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца
Затем открыл вторую дверку (зубы)
Упражнение “Окошко” (Широко открыть рот)
Рот приоткрою я немножко, губы сделаю
«окошком».
Зубки рядышком стоят и в окошечко глядят.
Посмотри-ка, наш весёлый Язычок ещё спит, а спит он, на своей подушечке
(его подушечка, это нижняя губа).
Упражнение “Лопаточка” (Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.)
Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
- давай его разбудим (Хлопаем верхней губой по языку и проговариваем пя, пя, пя)
Язычок наш проснулся, потянулся (кончиком язычка с внутренней стороны рта делаем круговые движения)
Отправился наш язычок чистить зубки.
Упражнение “Чистим верхние и нижние зубы” (Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх)
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
Давай причешем наш Язычок.
Упражнение “Расчёска” (Язычок протаскиваем сквозь закрытые зубки, как будто расчесываем)
С волосами я дружу, их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа, а зовут меня расчёска.
Язычок наш причесался и пошёл завтракать.
Упражнение “Вкусное варенье” (Рот открыть, языком облизать верхнюю губу выполняя движение сверху - вниз.)
Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.
Очень сладко язычку давайте угостим его чаем.
Упражнение “Чашечка” (Рот широко раскрыт, края и кончик языка подняты вверх. Показ картинки).
Но чай очень горячий давай остудим его.
Дыхательная гимнастика: “Остуди горячий чай”
(На выдох подуть на чашечки с чаем.)
3. Зрительная гимнастика.
Предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хочешь?
А как туда можно попасть? Я совершенно случайно нашла карту.
Посмотри.
Мы с тобой отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.
Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте,
На летучем большом корабле
Или с Бабой-Ягой на метле,
На плоту по молочной реке
И верхом на Коньке - Горбунке,
Можно в сказку влететь на жар-птице,
Можно на колобке закатиться,
Можно въехать как Слон на Еже.
Ой! Мы, кажется в сказке уже...
А вот и первый знак. Игра “день – ночь” (садимся)
4.Согласование существительных с прилагательными и изменение их по падежам.
Картинки на доске: ромашка, букашка, шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши.
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка, звонкая кукушка,
на болоте камыши, возле речки шалаши.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (чему?)
Белой ромашке, смелой букашке,
спелой шишке, серой мышке,
скользкой лягушке, звонкой кукушке,
на болоте камышам, возле речки шалашам.
5.Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.
идём дальше: шагаем на месте, ты повторяешь за мной
ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь.
Второй знак “Мяч” игра с мячом “Договоришка”, что получится? (стоим)
Ø Есть у меня братишка смешной такой маль… (чишка).
Ø Мне во всем он подражает, и ни в чем не уступа… (ет).
Ø Если мы играем в мячик, я скачу, он тоже ….(скачет).
Ø Я сижу и брат … (сидит).
Ø Я бегу и он (бежит).
Ø Мяч беру и он (берет).
Ø Мяч кладу и он (кладет).
Ø Куст стригу и он (стрижёт)
Ø Жгу костер, и он тоже (жжёт).
Ø Птицам хлеб щиплю он (щиплет).
Ø Сыплю корм, он тоже (сыплет).
Ø Еду на велосипеде он со мною вместе (едет).
Ø Хохочу и он (хохочет).
Ø Есть хочу, он тоже (хочет).
Ø Такой смешной мальчишка младший мой (братишка).
6.Закрепление обобщающих понятий «дикие и домашние животные», «птицы», «овощи», «фрукты».
идём дальше, шагаем на месте, ты повторяешь за мной
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша.
Третий знак “вопрос” (садимся)
Ø Над рекой летели птицы (голубь, ежик и синица) Какое слово лишнее? Почему? Верно, ежик это не птица.
Ø Накормили мы зверей (пса, кота и журавля) Какое слово лишнее? Почему? Верно, журавль это не зверь.
Ø Мама овощи купила (помидоры, лук и шило) Какое слово лишнее? Почему? Верно, шило это не овощ, а инструмент.
Ø Повар варит нам компот, что в кастрюлю он кладет? (груши, яблоки, картошку) Какое слово лишнее? Почему? Верно картошка это не фрукт, а овощ.
7.Определение звука в словах.
идём дальше шагаем на месте, ты повторяешь за мной
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу.
Четвертый знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком [Ш]. Проговариваем, решаем, идём.
Железо, жезл, шапка, шоколад, шарф, жаба
8. Психогимнастика.
идём дальше, шагаем на месте, ты повторяешь за мной
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши
Пятый знак. Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака. Что значит, почему так получается, что делать?
Покажем кошке:
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Сердимся мы иногда.
Не кричим мы никогда!
Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.
9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями.
Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными со звуком [ш]. (На ковре)
10. Рефлексия.
Молодец, но кажется, нам пора домой. Давай ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.
Длинное было путешествие, что тебе понравилось? Мы с тобой ещё поиграем на других занятиях.
Самоанализ
индивидуального логопедического занятия
по автоматизации и введении в самостоятельную речь звука [Ш].
«Путешествие в дальние страны».
На занятии присутствовал ребенок предшкольной группы кратковременного дня пребывания, с которым уже проводилась работа по постановке звука [Ш]. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.
На занятии была поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, уметь контролировать собственную речь, формировать навыки сотрудничества, уметь слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.
Цель занятия была доведена до ребенка, была понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту ребенка и были подобраны с учётом индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, по обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у ребенка поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Считаю, что создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Ребенок проявлял положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.