Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодежи»
Сектор социально-педагогической направленности
План-конспект
Занятие по автоматизации звука Ш
Разработчик:
Учитель-логопед Остапина Вероника Васильевна
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш
Цель: автоматизировать звук Ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях посредством речевых игр.
Задачи: -Развивать артикуляционную, мелкую моторику;
-Развивать речевое дыхание с помощью дыхательной гимнастики;
-Развивать фонематический слух;
-Закреплять правильное произношение звука Ш в слога и словах с помощью чистоговорок;
-Закреплять правильное произношение звука Ш в словосочетаниях и предложениях с помощью речевых игр;
-Закреплять правильное произношение звука Ш в предложениях, с помощью грамматических упражнений.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, игрушки – кошка, мышка, лошадка, машинка
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Отгадай загадки:
Легкий и воздушный, ветерку послушный,
В облаках летает, а куда – не знает (воздушный шар)
Он обнимет шею
Станет мне теплее (шарф)
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковер.
На прогулку мы наденем
Этот головной убор (шапка)
2. Основной этап.
Дыхательная гимнастика:
«Загони мяч в ворота» -представь что ты – футболист, и у тебя необычный футбол. Нужно загнать мяч в ворота с помощью ветра. Вытяни губы трубочкой и дуй на ватный шарик, старайся загнать его в «ворота». (3-5 раз)
«Фокус» - (положить на кончик носа маленький кусочек ваты) сделай язык «чашкой», и дуй кусочек ваты направляя воздух вверх, чтобы вата взлетела. (3-5 раз)
Артикуляционная гимнастика
«Месим тесто»
улыбнись, открой рот и покусай язык зубами – ТА-ТА-ТА, а теперь губами – ПЯ-ПЯ-ПЯ
«Парус»
Покажи какой бывает парус, как он высоко поднимается. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к верхним зубам и удерживать в таком положении на счет 8-10.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
«Вкусное варенье»
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
«Чашка».
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Блинчик ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем
Игра «Поймай звук Ш»
Я называю слова, а ты хлопаешь, когда услышишь слово со звуком Ш
Волк, кошка, собака, шапка, шарф, петух, дом, шкаф, бабушка, папа, рыба, машина, лодка, шайба, шахматы, велосипед, мышка, петушок
Назови картинки. Раскрась те, в названии которых есть звук Ш
Повторение чистоговорок
Повтори за мной, четко выговаривая звук Ш:
Аш-аш-аш- это карандаш
Уш-уш-уш- я иду в душ
Ушка-ушка – мягкая подушка
Ишка-ишка- упала шишка
Ошка-ошка - идет кошка
Шок-шок-шок – под окном петушок
Шок-шок- шок- у дедушки мешок
Игра «Доскажи словечко»
Я называю начало строки, а ты догадайся, какое слово нужно вставить в конце
Ша-ша-ша – мама моет … ушка-ушка – мягкая …
Шу-шу-шу- маме я рукой … ошка-ошка – пушистая …
Ши-ши-ши- на столе …. ишь-ишь-ишь – ты почему не …. ?
Шо-шо-шо- мне живется …. ши-ши-ши- у меня цветные …
Игра «Исправь предложение»
Рассмотри картинки. Представь, что к тебе пришел Незнайка и он не умеет составлять предложения. Он говорит неправильно, а ты его должен исправить.
Петушок идет на тропинку. (Петушок идет по тропинке) Блины готовят бабушку). Кошка догонять мышка (кошка догоняет мышку). Шахматы играют с детьми (дети играют в шахматы). Кошка сидит под шкафу (кошка сидит под шкафом). Мешок лежит в игрушках (игрушки лежат в мешке)
«Посчитаем до пяти»
Я знаю, что ты уже умеешь считать до 10. Поэтому посчитать до пяти тебе не составит труда, но только сделать это нужно будет правильно! Вот тебе игрушки – кошка, мышка, лошадка, кукушка и машинка. Они в одном экземпляре, но тебе нужно их посчитать до пяти.
(Ребенок считает каждую картинку до пяти раз)
Машинка – одна машинка, две…, три…четыре…пять.
Кошка…, мышка…, лошадка….
Игра «Чего не стало»
(Убираем картинки, ребенок должен запомнить и сказать, какой картинки не стало).
Посмотри и запомни, какие картинки лежат перед тобой. А теперь закрой глаза, открой и скажи, какой картинки не стало.
(Ребенок – не стало кошки, машинки, кукушки, лошадки и т.д.)
«Послушай рассказы и ответь на вопросы»
Послушай, пожалуйста рассказ:
1. Плюшевый мишка.
У Алёши есть плюшевый мишка. У мишки гладкая шкурка и ушки на макушке. Дедушка купил Алёше большую машину. Алёша катал мишку в кузове. А потом решил: пусть будет мишка шофером. И теперь мишка ездит в кабине.
Ответь на вопросы:
Какая игрушка была у Алёши? Что купил Алёше дедушка? Где катал Алёша мишку?
2. Мышонок в мешке.
Мышонок шуршит в мешке. Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!» Но мышонок нашел дырку в мешке и убежал от кошки.
Ответь на вопросы:
Кто шуршал в мешке? Что нашел мышонок в мешке? От кого убежал мышонок?
3. Тишина и мыши
Мама-мышка шепчет мышонку на ушко: «Умные мышата не шумят, не мешают кошке спать. Твое имя – Тишка, вот и будь тихим. Тогда тебя не поймает кошка. Тишина помогает нам, мышам, убегать от кошки.
Ответь на вопросы:
Что мама-мышка говорила мышонку? Как звали мышонка? Почему мама-мышка велела мышонку быть тихим?
Выучи стихотворения:
Заключительный этап:
Ты молодец! Ты научился говорить звук Ш красиво и правильно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.