Конспект индивидуального занятия по ФП и РСВ
«Автоматизация звука «Ч». Текст «Весна»
в 3 А классе
Цель: - автоматизировать звук ч в слогах, словах и фразах;
- различать фразы на слух из пройденных тем и новые фразы;
- отрабатывать слитное произношение слов и фраз;
- способствовать приобщению имеющихся у учащихся слуховых способностей к восприятию речи;
- формировать диалогическую речь в вопросно – ответной форме на основе комлексного слухо – зрительного восприятия;
- вырабатывать навык слухового самоконтроля;
- развивать слуховое внимание, мышление, вербальную и опосредованную слуховую память;
- активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока:
1.Организационный момент (фразы разговорно-обиходного и организационного характера)
- Здравствуй. – Здравствуйте, Е.Г.
- Даниил, сядь за стол. – Я сел.
- На занятии будем работать со звуком ч,
говорить слитно, внимательно слушать
-Как ты приготовился к занятию?
- Я буду внимательно слушать и правильно говорить.
-Какое у тебя настроение? - У меня хорошее (плохое) настроение.
-Выбери цвет своего настроения
(Ребёнок выбирает из цветных карандашей цвет,который соответствует её настроению)
- Почему ты взял этот цвет? - потому, что ….
2. Формирование произношения.
1. Работа с профилем.
- Будем работать со звуком ч.
- Скажи звук ч.-ч
- Какой это звук? -согласный
- Почему согласный? -потому, что нельзя петь.
- Какой ещё звук? -глухой
- Почему?-потому, что нет голоса.
2.Слуховая дифференцировка.
(Учитель произносит за экраном слоги , слова, предложения.
Перед учеником лежат карточки с предлагаемым материалом. Восприняв на слух речевые единицы, он повторяет за педагогом и указывает на соответствующую карточку.)
Ча чашка
Чо червяк
Чу ча чужая чашка
Чо че чёрный червяк
3.Упражнения на выработку артикуляционных дифференцировок.
- Прочитай слоги и слова
Ча-ча чашка
Уч-уч луч
Уча -уча куча
Чка – чка птичка
4.Чтение загадки по подражанию.
- Послушай и отгадай.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей-пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(весной)
- Прочитай сам.
(Ребёнок читает).
5.Называние картинок.
- Посмотри на картинки и скажи ласково.
(Картинки: лист дерева, ручей, жук, луч, птица)
- На какие вопросы отвечают эти слова? - кто? что?
- К какой части речи они относятся? - имя существительное
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?- какой? какая?....
6.Образование имён прилагательных.
- Образуй прилагательные по образцу.
заяц – заячий
волк - …
белка-…
барсук - …
птица - …
- Молодец.
7.Самостоятельная речь.
- Кто это? -…Это птичка, птенцы, гнездо.
- Я буду выполнять действия, а ты расскажи, что я делаю.
(Учитель производит действия, а ребёнок комментирует)
- Птичка сидела в гнезде. Вдруг она увидела червяка. Птичка вылетела из гнезда и схватила
червяка. Она отнесла червяка птенцам.
- Даня, послушай и скажи.
(Предъявление материала на слух 2-4 предложения)
- Молодец. Послушай и скажи.
( предъявление материала на слух с резервного расстояния без аппаратов)
8. Работа над слитностью.
- Даня, спроси у меня: что это? Е.Г. что это?
- Чёрный чемодан.
(Даю табличку).
- Прочитай , Даня.
- Послушай, как я говорю, потом ты.
(Говорит учитель, глядя на картинку, потом ребёнок без таблички, глядя на картинку)
(Картинки: чистый ручей, в чайнике чай, чёрный чемодан, чужая чистая чашка)
- Молодец.
3. Развитие слухового восприятия.
- А теперь будем слушать.
- Какое время года? …весна
-Назови весенние месяцы?….
-Какой месяц сейчас? …Март
-Скоро каникулы? Да, скоро.
- Ты рад? Да.
- Как ты рад? Ура! Каникулы!
- Какое время года изображено на картинке? На картинке – весна.
- Послушай текст.
(За экраном чтение 8 предложений)
Март – первый весенний месяц.
Тёплое солнце согревает землю.
Из тёплых стран прилетают грачи, скворцы.
Весною журчат ручьи.
Птицы клюют жуков, червяков.
На берёзу дедушка повесил скворечник.
Весной прилетят скворцы.
Они будут там жить и выводить птенцов
- Что ты услышала, Даня? …
- Послушай ещё раз.
(Учитель выкладывает картинки и читает текст неразрезной 1 раз)
- Что ты услышала? …
- Прочитай текст.
(Ребёнок читает текст)
-Послушай и найди предложение.
(Перед ребёнком разрезные предложения и картинки.Ребёнок находит предложение и кладёт перед собой)
- Посмотри где картинка «наступила весна».
(Ребёнок выкладывает картинки возле соответствующих предложений.)
Прочитай текст.
(Ребёнок читает текст)
- Молодец, Даня.
- Послушай внимательно, найди и прочитай предложения.
(Учитель читает 3-4 предложения с резервного расстояния с включенной аппаратурой, ребёнок прочитывает найденное предложение).
- Молодец.
Восприятие на слух речевых единиц с рабочего расстояния без аппаратов.
- (Учитель даёт фразу шёпотом на голое ухо.)
- Наступила весна - …
- Прилетели птицы- …
-Молодец, надень аппарат . – Я надела аппарат.
4.Организация окончания занятия.
-Даня, что делал на занятии?-Я внимательно слушал, хорошо говорил . .
-Над каким звуком мы работали?- Над звуком ч.
-Тебе понравилось заниматься?-Да, очень.
-Даня, ты сегодня хорошо работал. Занятие закончено.
- До свидания, Даня. – До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.