Конспект индивидуального занятия Тема «Гласные звуки [А], [О], [У] и буквы (А, О, У)»

  • docx
  • 22.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект занятия Звуки и Буквы.docx

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся

по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект индивидуального занятия

Тема «Гласные звуки [А],  [О],  [У] и буквы (А, О, У)»

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект разработан

Сорокиной В.В,

учитель - логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магадан

 2023 год

 

 

 

 

 

Тема: Гласные звуки [А],  [О],  [У] и буквы (А, О, У)

 

Цель: формирование представлений о звуке [а]  и букве А,  звуке [о]  и букве О,   звуке [у]  и букве У.

Образовательные задачи:

1. Уточнить артикуляцию и характеристики звуков [а],  [о],  [у]. 

2. Формировать умение выделять звуки [а],  [о],  [у]. 

3. Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласные звуки с различной интонацией.

4. Познакомить с графическими изображениями звуков.

5. Обучать соотносить звук и букву.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1.     Развивать фонематические процессы.

2.     Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.     Развивать внимание, мышление, память.

4.     Развивать графические навыки.

5.     Развивать координацию речи с движением.

 

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

 

 

Организационный момент

 

Введение в тему

 

Основная часть

 Знакомство со звуком [А].

Логопед предлагает ребенку прослушать ряд слов.

При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»: август, аист, адрес.

Логопед  показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

губки в спокойном состоянии;

ротик открыт широко;

язычок спокойно лежит во рту;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).

Задание  Фонетические упражнения. Логопед  просит ребенка:

показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);

самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

 

 

 

 

 

Знакомство со звуком [О].

Логопед  показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).

Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [О]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

зубки закрыты губками;

язычок лежит на дне ротика;

горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.

Взрослый показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО... (см. цветную вклейку).

Задание  Фонетические упражнения.

Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:

Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...

Произнести вслед за взрослым отрывисто:

Маша вздыхает: 0-0-0...

Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.

 

Знакомство со звуком [У].

Логопед  предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Логопед сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:

губки вытянуты вперед трубочкой;

зубки не смыкаются;

горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

После показа и объяснения логопеда ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ... (см. цветную вклейку).

Задание  Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

волк воет: уууууууууу...

поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

поезд приближается: ууууУУУУУУ...

поезд удаляется: УУУУууууу...

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».

 

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

 

Итог, награда