Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся
по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
(ГКОУ «МОЦО №1»)
Конспект индивидуального занятия
Тема «Гласные звуки [А], [О], [У] и буквы (А, О, У)»
»
Конспект разработан
Сорокиной В.В,
учитель - логопед
г. Магадан
2023 год
Тема: Гласные звуки [А], [О], [У] и буквы (А, О, У)
Цель: формирование представлений о звуке [а] и букве А, звуке [о] и букве О, звуке [у] и букве У.
Образовательные задачи:
1. Уточнить артикуляцию и характеристики звуков [а], [о], [у].
2. Формировать умение выделять звуки [а], [о], [у].
3. Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласные звуки с различной интонацией.
4. Познакомить с графическими изображениями звуков.
5. Обучать соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематические процессы.
2. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
3. Развивать внимание, мышление, память.
4. Развивать графические навыки.
5. Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Организационный момент
Введение в тему
Основная часть
Знакомство со звуком [А].
Логопед предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»: август, аист, адрес.
Логопед показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
губки в спокойном состоянии;
ротик открыт широко;
язычок спокойно лежит во рту;
горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
Задание Фонетические упражнения. Логопед просит ребенка:
показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);
самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
Знакомство со звуком [О].
Логопед показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).
Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [О]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
зубки закрыты губками;
язычок лежит на дне ротика;
горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).
Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный кружок.
Взрослый показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО... (см. цветную вклейку).
Задание Фонетические упражнения.
Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: 000...
Произнести вслед за взрослым отрывисто:
Маша вздыхает: 0-0-0...
Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных кружочков.
Знакомство со звуком [У].
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Логопед сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой;
зубки не смыкаются;
горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).
После показа и объяснения логопеда ребенок правильно произносит звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ... (см. цветную вклейку).
Задание Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу...
поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ...
поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
Итог, награда
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.