Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "В чем логика?"
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока информатики и русского языка "В чем логика?"

Оценка 4.8
docx
27.12.2022
Конспект интегрированного урока информатики и русского языка  "В чем логика?"
конспект интегрированного урока В чем логика.docx

Интегрированный урок русского языка и информатики на тему «В чем логика?»

Класс: 8

Продолжительность занятия: 30 минут

Цель: Создание условий для получения знаний о логике как о фундаментальной  науке, расширение  понятийного аппарата обучающихся в области информатики и  русского языка.

Задачи:

  • Актуализировать знания по темам: двоичное кодирование, двоичная система счисления, устройство компьютера;
  • Обобщение понятия «высказывание», «истинное высказывание», «ложное высказывание», «логическое выражение», «значение логического выражения», «таблица истинности логической операции», «конъюнкция», «дизъюнкция», «инверсия»;
  • Сформировать представление о логических операциях, их обозначениях и таблицах истинности;
  • Сформировать умение определять истинность и ложность составных (содержащих логические операции) высказываний;
  • Отработать навык нахождения значений логических выражений;
  • Развить умение взаимодействовать в команде при решении логических задач;
  • Сформировать способность к рефлексии собственной деятельности при нахождении значений логических выражений.

Ожидаемые результаты:

1) у учащихся сформируется способность к рефлексии собственной деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме «Основы логики», выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений;

2) учащиеся расширят свой понятийный аппарат не только в области информатики, но и в области  русского языка;

3) учащиеся научатся находить высказывания среди любых представленных предложений;

4) учащиеся овладеют навыками записи высказываний на математическом языке;

5) учащиеся приобретут знания о базовых логических операциях, их обозначениях и таблицах истинности;

6) учащиеся смогут уверенно определять истинность и ложность составных логических выражений;

Оборудование:

1.     Компьютер учителя;

2.     Мультимедийный проектор;

3.     Маркерная доска;

4.     Раздаточный материал (опорные конспекты, рабочий лист);

План урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и пробное действие

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация проекта выхода из затруднения

6. Первичное закрепление во внешней речи

7. Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний

9. Рефлексия деятельности на уроке

Методы обучения: частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, проектор, карточки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

1.     Самоопределение к учебной деятельности

Нат.Ю.: Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей и нам хотелось бы, чтобы вы смогли продемонстрировать нашим гостям все, чему вы научились на прошлых уроках.

СЛАЙД 1

Перед вами на экране необычное задание, посмотрите внимательно и попробуйте его прочитать

СЛАЙД 2

Посмотрите на картинку и определите какой из девочек принадлежит котенок.

 

Способ мышления, который вы использовали для выполнения этих заданий и будет темой нашего урока.

СЛАЙД 3

Назовите тему урока

(В чем логика?)

 

 

 

СЛАЙД 4

Наталья Юрьевна:

М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию», которая вышла в 1748 году, говоря о значении логики, подчеркивал, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный «логикою, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам».

Я: Наша задача сегодня подкрепить доказательствами это высказывание

СЛАЙД 5

Наталья Юрьевна: Для словарной работы сегодня я вам предлагаю слово архитектура. Это словарное слово, правописание которого нужно запомнить. Как бы вы объяснили значение этого слова?

А теперь посмотрим, какое значение дается в «Толковом словаре». Архитектура – стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий.

Я: Ребята, а что вы понимаете под архитектурой в информатике?

Верно, архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.
В настоящее время фундаментом всех компьютерных устройств являются двоичные электронные логические элементы, которые связаны между собой логическими связками.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгеброй логики, логическими высказываниями и сегодня мы продолжим изучать эту тему.

Наталья Юрьевна: Но сначала скажите, пожалуйста, что такое предложение?

(Предложение – это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, передачи сообщений.)

Какие бывают предложения, на какие группы делятся?

(ответы детей: По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, побудительные, вопросительные. По интонации – восклицательные и невосклицательные.)

Слайд 6

Давайте сконцентрируем внимание на повествовательном предложении и дадим определение.

(Повествовательное предложение – это предложение в конце которого ставится точка. Это такие предложения, которые заключают в себе сообщения о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии или их описание.)

Слайд 7

Давайте дадим характеристику  предложения   «У КОШКИ ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ».

(Это предложение повествовательное, невосклицательное. В конце стоит точка. В этом предложении утверждается, что у кошки четыре лапы).

Я: Ребята, а теперь вспомним что мы называем высказыванием.

(Высказывание – это повествовательное предложение, в отношении которого можно сказать истинно оно или ложно).

 Можете ли вы сказать является ли предложение « У кошки четыре лапы» высказыванием и определить его истинность или ложность?

(ответы детей)

Щелчок

Посмотрите на экран, ваша задача  определить, какие из следующих предложений являются высказываниями, их истинность или ложность.

На экране следующие высказывания (по высказыванию на ребенка): всего 12.

1.     Чему равно расстояние от Земли до Марса?

2.     Не с глаголами пишется раздельно.

3.     У каждой лошади есть хвост.

4.     Париж – столица Китая.

5.     Эльбрус – самая высокая горная вершина России.

6.     Покоряйте вершины знаний!

7.     Лед – твердое состояние воды

8.     Запишите тему урока.

9.     Информация в компьютере хранится с помощью двоичного кода.

10. Некоторые люди являются художниками

 

Теперь поменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку. Если ответ верный – ставите «+», неверный – «-».

Слайд 8

Подсчитайте количество ошибок и поставьте оценку.

Вы хорошо поработали, определили истинность и ложность высказываний

 

Нат.Ю.: Сумели отличить повествовательные предложение от побудительных и вопросительных.

Вы выполнили это задание применяя полученные знания русского языка и … логику.

Я: Как вы думаете, можно ли научить техническое устройство (в частности компьютер) логически мыслить? (Только если запрограммировать варианты решений, само по себе техническое устройство принимать решения не может.- Будет хорошо, если мнения ребят разделятся)

Давайте разбираться!

Вы верно заметили компьютер не человек, он при заданных условиях должен четко выполнить алгоритм и дать однозначный ответ, заложенный в него программистом. Нужно вспомнить, по каким логическим законам   работает компьютер. (По законам алгебры логики)

Учащиеся называют законы алгебры логики : логическое умножение (конъюнкция), логическое сложение (дизъюнкция)и логическое отрицание (инверсия).

Слайд 9

Ната.Ю.: Ребята, посмотрите в рабочих листах следующее задание.  Перед вами  простые предложения,  составьте из них  сложные, используя союзы: и; а; но; хотя; или.

1 ряд. В кабинете есть парты. В кабинете есть стулья.

2 ряд. Сегодня вечером я пойду в кинотеатр . Сегодня вечером я не пойду на тренировку

3 ряд. QR-код – код быстрого реагирования. QR – код – оптическая метка.

 

Я: А теперь  вам нужно записать эти предложения на языке алгебры логики, используя логические связки.

В третьем предложении идет речь о QR-коде.

Где вы встречались с таким изображением? (ответы детей). QR КОД  - это код быстрого реагирования, считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана.

  Переходим к следующему заданию. Вы выбираете номер задания,  за каждый верный ответ вы  получаете часть QR КОДА, который вы должны собрать как пазл и прикрепить к магнитной доске.

Выполняют задания из презентации, за каждый верный ответ получают часть QR-кода.(распечатать разными цветами, чтобы не перепутать)

Ребята, все молодцы, задания выполнены, QR –код собран.

Возьмите в руки смартфоны и отсканируйте QR- коды в ваших рабочих листах  с помощью специального приложения.

Слайд 29

1.     QR-код https://slovo.vdnh.ru/ (закодировано название музея на ВДНХ «Центр славянской письменности», открытого в 2019 году). Ребята, русский язык — это не только школьный учебник и словарь Ожегова; в первую очередь наш язык «живет» там, где мы общаемся друг с другом каждый день, я предлагаю вам узнать о музее на ВДНХ «Центр славянской письменности» и поделиться новыми знаниями на следующем уроке.  Это будет вашим домашним заданием.

2.     QR-код https://mzvm.ru/about а я вам предлагаю узнать о музее Восстания машин в Москве. В этом музее   в виде летающей тарелки можно увидеть какой разной может быть логика и что может быть, если воплотить в жизнь свои задумки.

Слайд 30

Нат. Ю.: Ребята, мы хорошо сегодня поработали и в заключении я предлагаю вам вернуться к высказыванию М.В. Ломоносова, которое мы должны были доказать. Итак, почему же логика, после грамматики, есть  первая предводительница по всем наукам?

(Потому что логика связывает между собой разные научные дисциплины.)

 

 

 

Слайд 31

 Ребята, наш урок подошел к завершению.  Прежде чем мы с вами попрощаемся, посмотрите на экран. Здесь изображена рука с надписями «урок был интересным», «я получил полезные знания», «мне было сложно выполнять задания», «над этой темой мне нужно еще поработать», «я получил недостаточно информации». В зависимости от того какое впечатление произвел на вас наш урок прикрепите магнитики на тот палец, который соответствует вашим ощущениям.

До свидания.


 

Скачано с www.znanio.ru

Интегрированный урок русского языка и информатики на тему «В чем логика?»

Интегрированный урок русского языка и информатики на тему «В чем логика?»

Оборудование: 1. Компьютер учителя; 2

Оборудование: 1. Компьютер учителя; 2

СЛАЙД 2 Посмотрите на картинку и определите какой из девочек принадлежит котенок

СЛАЙД 2 Посмотрите на картинку и определите какой из девочек принадлежит котенок

СЛАЙД 4 Наталья Юрьевна:

СЛАЙД 4 Наталья Юрьевна:

Повествовательное предложение – это предложение в конце которого ставится точка

Повествовательное предложение – это предложение в конце которого ставится точка

Теперь поменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку

Теперь поменяйтесь рабочими листами и выполните взаимопроверку

Я: А теперь вам нужно записать эти предложения на языке алгебры логики, используя логические связки

Я: А теперь вам нужно записать эти предложения на языке алгебры логики, используя логические связки

Слайд 31 Ребята, наш урок подошел к завершению

Слайд 31 Ребята, наш урок подошел к завершению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.